Периодичность плановых проверок при государственном надзоре в области БДД

Внимание! С 8 октября 2019 года плановые проверки в отношении организаций, эксплуатирующих транспортные средства, не проводятся. Данный вопрос рассмотрен в статье "Отмена плановых проверок для организаций, эксплуатирующих транспорт".

Надзор за БДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрено положение "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения". Очередные изменения в этот документ начали действовать с 1 марта 2018 года.

Данный документ предназначен в первую очередь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В этой статье речь пойдет о проведении проверок организаций, эксплуатирующих транспортные средства:

Периодичность плановых проверок

Периодичность проведения проверок зависит от того, к какой категории риска отнесено юридическое лицо или индивидуальный предприниматель:

Категория рискаПериодичность проверок
Чрезвычайно высокого риска1 раз в год
Высокого риска1 раз в 2 года
Значительного риска1 раз в 3 года
Среднего рискане чаще 1 раза в 4 года
Умеренного рискане чаще 1 раза в 5 лет
Низкого рискане чаще 1 раза в 10 лет

Как происходит изменение категории риска?

14. Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска и пересмотр решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъекта надзора.

При отсутствии решения об отнесении к категории риска деятельности субъекта надзора такая деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.

Решение о присвоении той или иной категории риска принимает руководитель или заместитель руководителя МВД по субъекту РФ.

При этом если организация новая и решение по ней не принималось, то считается, что она относится к категории низкого риска.

Категории риска по умолчанию

В зависимости от деятельности, которую осуществляет юридическое лицо, оно может быть отнесено к следующим категориям риска:

Категория рискаДеятельность
Высокого риска- организованные перевозки групп детей автоубсами;
- перевозка опасных грузов.
Значительного риска- перевозка пассажиров автобусами.
Среднего риска- перевозки легковыми такси.
Умеренного риска- эксплуатация автобусов категории D или грузовиков категории С.
Низкого риска- эксплуатация транспортных средств.

Обратите внимание, если организация эксплуатирует транспортные средства из разных строк таблицы, то выбирается наибольшая категория риска.

Например, если в организации есть самосвалы, легковые такси, а также автобусы, занимающиеся перевозками групп детей, то она будет отнесена к категории высокого риска.

Примечание. В таблице выше указаны категории риска "по умолчанию" для разных видов деятельности. При наличии нарушений со стороны организации категория риска может быть увеличена, а при отсутствии - уменьшена (об этом речь пойдет ниже).

Условия для увеличения или уменьшения категории риска

Старая категория рискаНовая категория рискаУсловия присвоения
ЛюбаяЧрезвычайно высокого риска - в течение 2-х последних лет водитель организации привлечен к ответственности по статье 264 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью или смерти);
- в течение 2-х последних лет водитель организации привлечен к ответственности по статье 12.24 КоАП РФ (причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью);
- в течение 2-х последних лет сотрудник организации привлечен к ответственности по статье 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности);
- в течение 2-х последних лет сотрудник организации привлечен к ответственности по статье 266 УК РФ (недоброкачественный ремонт ТС или выпуск в эксплуатацию неисправного ТС, если это повлекло тяжкий вред здоровью или смерть).
Значительного, среднего, умеренного, низкого рискаВысокого риска - в течение 2-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности 2 или более раз по статье 12.32 или части 28 статьи 19.5 КоАП (допуск к управлению водителя в состоянии опьянения или не имеющего права управления, повторное в течение года невыполнение законного предписания об устранении нарушений);
Среднего, умеренного, низкого рискаЗначительного риска - в течение 3-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности 30 или более раз по части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП;
Умеренного, низкого рискаСреднего риска - в течение 3-х последних лет сотрудники организации привлечены к ответственности от 20 до 29 раз по части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП;
Высокого, значительного рискаЗначительного, среднего риска - отсутствие в течение 3-х последних лет нарушений сотрудниками организации по статье 264 УК РФ, статье 12.24 КоАП, статье 238 УК РФ, статье 266 УК РФ, части 1 статьи 11.23, части 3 статьи 12.2, статье 12.4, части 2 статьи 12.21.2, статье 12.31, статье 12.31.1, статье 12.32, статье 12.37, части 1 статьи 19.22, части 27 статьи 19.5 КоАП, части 28 статьи 19.5 КоАП.

Рассмотрим несколько примеров:

Организация занимается только перевозками пассажиров на легковых такси. Категория по умолчанию - среднего риска. Однако один из водителей привлечен по статье 12.24 КоАП за причинение легкого вреда здоровью при ДТП. Поэтому юридическому лицу присваивается категория чрезвычайно высокого риска. Периодичность плановых проверок - 1 раз в год.

Организация занимается перевозками пассажиров на автобусах. Категория по умолчанию - значительного риска. При этом водители и сотрудники организации не привлекались к ответственности в течение последних 3-х лет. Категория юридического лица уменьшается до среднего риска. Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 4 года.

Что касается самих проверок, то они могут быть плановыми или внеплановыми, документарными или выездными.

Документарная проверка заключается в том, что сотрудники МВД требуют предоставить документы, которые необходимы им для того, чтобы убедиться, что юридическое лицо или ИП соблюдает требования законодательства.

В ходе выездной проверки сотрудники МВД выезжают на место нахождения юридического лица.

В данной статье рассмотрены условия, соблюдение которых поможет юридическим лицам и предпринимателям попасть в более низкую категорию риска, т.е. увеличить время между плановыми проверками. Если все документы и транспортные средства в порядке, то проверка в любом случае не должна вызывать проблем. Тем не менее, на неё придется потратить время, поэтому имеет смысл позаботиться о том, чтобы организация попала в категорию с как можно меньшим риском. А для этого нужно добиться того, чтобы сотрудники не нарушали требования законодательства.

Ну а в завершение предлагаю Вам самостоятельно изучить полный текст нормативного документа:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 18 октября 2019
Раздел: Автомобили
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев