Приложение № 1 Требования к бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам

1. Бортовые устройства и сторонние бортовые устройства (далее - устройства) должны обеспечивать при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS сбор, хранение и передачу данных о местоположении транспортного средства в соответствии с техническими параметрами функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - плата), а также в соответствии с протоколами передачи данных, принятыми в системе взимания платы. Устройства являются средствами измерений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

2. Устройства эксплуатируются собственниками (владельцами) транспортных средств.

3. Эксплуатация сторонних бортовых устройств собственниками (владельцами) транспортных средств возможна после тестирования сторонних бортовых устройств оператором в целях определения технической возможности использования стороннего бортового устройства в системе взимания платы.

4. Устройства должны использовать реализованный в системе взимания платы протокол передачи данных.

5. Устройства должны обеспечивать:

а) автоматический сбор, формирование, хранение и передачу данных о перемещении транспортного средства, необходимых для начисления платы;
б) взаимодействие с водителем транспортного средства в соответствии с пунктами 56 - 61 настоящего документа;
в) передачу мониторинговой информации о состоянии устройств;
г) изменение параметров управления и исполнение команд, переданных со стороны системы взимания платы;
д) обновление программного обеспечения во время эксплуатации;
е) криптографическую защиту информации;
ж) однозначную идентификацию устройств в системе взимания платы по их идентификационному (серийному) номеру.

6. Устройства должны обеспечивать круглосуточный режим работы.

7. Устройства должны выполнять следующие функции:

а) формирование информации о текущих координатах в системе координат ПЗ-90.11 и векторе направления движения транспортного средства, в котором установлено устройство, путем приема и обработки сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS;
б) регистрация внутренних событий, связанных с функционированием устройства, в том числе с проездом контрольных точек;
в) регистрация фактов нарушения целостности корпуса (блоков) устройств и выполнение принятой в системе взимания платы последовательности действий;
г) накопление и хранение информации о движении транспортного средства не менее чем за 30 суток;
д) периодическая передача информации по каналам сетей подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS;
е) автоматическое отключение передачи данных по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS в случае выезда транспортного средства с установленным на нем устройством за пределы территории Российской Федерации;
ж) обеспечение безопасности данных при их передаче;
з) выполнение команд на смену ключевой информации средства криптографической защиты информации, полученных по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS;
и) проведение самодиагностики.

8. Устройства выполняют и иные функции, если это не ухудшает качество выполнения функций, указанных в пункте 7 настоящего документа.

9. Каждое устройство должно включать следующий набор функциональных модулей:

а) модуль позиционирования;
б) коммуникационный модуль;
в) модуль электропитания;
г) управляющий модуль;
д) модуль интерфейса пользователя;
е) модуль детектора движения;
ж) модуль средства криптографической защиты информации;
з) модуль контроля целостности корпуса устройства.

10. Модули каждого из устройств должны быть выполнены из комплектующих промышленного (автомобильного) назначения.

11. Допускается наличие дополнительных функциональных модулей, если это не влияет на выполнение устройством функций, предусмотренных настоящим документом.

12. Модули устройства могут размещаться в едином корпусе (моноблочное исполнение) или в отдельных корпусах (компонентное исполнение в виде комплекса независимо от устанавливаемых компонентов с применением, в частности, штатных автомобильных систем или других установленных на транспортном средстве устройств, взаимодействующих между собой).

13. При исполнении устройства в виде единого блока оно должно бесперебойно функционировать в кабине транспортного средства во всех климатических зонах Российской Федерации.

14. При исполнении устройства в компонентном виде оно должно функционировать во всех климатических зонах Российской Федерации независимо от места установки его компонентов в транспортном средстве.

15. При исполнении устройства в компонентном виде эти компоненты должны взаимодействовать между собой по техническим каналам, обеспечивающим безопасность передаваемой по ним информации.

16. Конструкция корпуса устройства не должна иметь острых граней. Габаритные размеры корпуса бортового устройства без элементов крепления (при моноблочном исполнении) или корпуса компоненты, размещаемой на ветровом стекле транспортного средства (при компонентном исполнении), не должны превышать 140 x 100 x 40 мм.

17. Масса корпуса устройства без элементов крепления (при моноблочном исполнении) или корпуса компоненты, размещаемой на ветровом стекле транспортного средства (при компонентном исполнении), не должна превышать 400 грамм.

18. Корпус бортового устройства (стороннего бортового устройства) должен быть опломбирован индикаторной пломбой, соответствующей требованиям ГОСТ 31283-2004.

19. Конструкция устройства при моноблочном исполнении должна обеспечивать его установку в кабине транспортного средства без разбора корпуса и иметь элементы крепления для установки на ветровом стекле транспортного средства с помощью монтажного приспособления.

20. Кабель электропитания не должен мешать креплению устройства к ветровому стеклу транспортного средства. Длина кабеля должна быть не менее 2 м в растянутом (расправленном) состоянии. Конструкция кабеля питания устройства должна предотвращать его самопроизвольное отсоединение от устройства.Корпус устройства, а также любой видимый элемент его крепления должен быть произведен из материалов, по фактуре и цвету максимально идентичных фактуре и цвету материалов, используемых при изготовлении передних панелей транспортных средств.

21. Устройства должны осуществлять регистрацию и запись во внутреннюю энергонезависимую память информации о местоположении транспортного средства, в котором установлено устройство, по факту события и (или) времени.

22. Информация во внутренней энергонезависимой памяти устройства должна храниться не менее 30 суток.

23. Информационное взаимодействие между устройством и системой взимания платы определяется протоколом передачи данных.

24. Устройства должны обеспечивать передачу и прием информации по сети подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS посредством пакетной передачи данных по протоколу TCP/IP.

25. Устройства должны быть обеспечены SIM-картой оператора подвижной радиотелефонной связи, с которым у оператора системы взимания платы заключен договор на передачу данных по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS.

26. Настройка соединения устройства с системой взимания платы через сети подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS должна обеспечиваться оператором системы взимания платы.

27. В случае выезда транспортного средства, за которым закреплено устройство, за пределы государственной границы Российской Федерации устройства должны автоматически отключать передачу данных по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS.

28. Устройства должны поддерживать возможность обновления программного обеспечения в процессе его эксплуатации по сети подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS.

29. Устройство должно обеспечивать невозможность изменения метрологически значимой части программного обеспечения при его обновлении.

30. Устройства должны обеспечивать восстановление исходной версии программного обеспечения в случае сбоя процесса его обновления.

31. Устройства должны выполнять проверку целостности и авторства обновления программного обеспечения с использованием средств криптографической защиты информации.

32. Выполнение процедуры обновления программного обеспечения не должно нарушать штатную работу устройства в любом из режимов, в частности, устройство не должно прерывать сбор, обработку, хранение и отправку данных в систему взимания платы, а также выполнение команд системы, за исключением периода перезагрузки (переключения) программного обеспечения. Продолжительность такого периода не должна превышать 10 секунд.

33. В состав модуля позиционирования входят:

а) приемник сигналов глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (далее - навигационный приемник);
б) внутренняя антенна глобальной навигационной спутниковой системы.

34. Модуль позиционирования должен определять пространственно-временное положение транспортного средства, на котором установлено устройство, по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и (или) ГЛОНАСС/GPS с возможностью работы только по сигналам ГЛОНАСС.

35. Модуль позиционирования должен обеспечивать формирование информации, необходимой для взимания платы, в соответствии с требованиями протокола передачи данных.

36. Доверительные границы допускаемой инструментальной погрешности навигационного определения координат (по уровню вероятности 0,95) по координатным осям не должны превышать по модулю 15 м при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код CT) и (или) GPS код (L1, код C/A) при скорости движения до 70 м/с и геометрическом факторе (GDOP) не более 3.37. Навигационный приемник должен обеспечивать выполнение первого навигационного определения с точностью, указанной в пункте 36 настоящего документа, в течение:

а) не более 40 секунд - для холодного старта;
б) не более 5 секунд - для горячего старта.

38. Частота выдачи навигационных данных навигационным приемником должна быть не менее 1 Гц.

39. Чувствительность навигационного приемника должна быть не менее:

а) минус 163 дБВт - при поиске (обнаружении) сигналов глобальной навигационной спутниковой системы;
б) минус 188 дБВт - при слежении за сигналами глобальной навигационной спутниковой системы и выдаче навигационного решения.

40. Навигационный приемник должен соответствовать требованиям ГОСТ 32450-2013.

41. В состав коммуникационного модуля входят:

а) модем GSM/UMTS;
б) персональная идентификационная карта абонента для работы в сетях подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS (SIM-карта);
в) слот для установки SIM-карты;
г) внутренняя антенна GSM.

42. Коммуникационный модуль должен обеспечивать информационное взаимодействие с объектом системы взимания платы, отвечающим за прием и обработку данных с бортовых устройств, в соответствии с положениями пункта 23 настоящего документа.

43. Модем должен работать в 2 диапазонах GSM-900 и GSM-1800 с поддержкой пакетной передачи данных и обеспечивать процедуру передачи управления при переходе из одного диапазона в другой.

44. Модем должен работать в сетях подвижной радиотелефонной связи 3-го поколения (3GSM), предназначенных для передачи данных. В случае невозможности установить соединение в сетях подвижной радиотелефонной связи 3-го поколения допускается работа устройства в сетях подвижной радиотелефонной связи 2-го поколения (GSM).

45. Модем при работе в стандарте GSM 900/1800 должен удовлетворять требованиям Правил применения абонентских станций (абонентских радиостанций) сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-900/1800. При работе в стандарте UMTS 900/2000 модем должен удовлетворять требованиям Правил применения абонентских терминалов систем подвижной радиотелефонной связи стандарта UMTS с частотным дуплексным разносом и частотно-кодовым разделением радиоканалов, работающих в диапазоне частот 2000 МГц.

46. Коммуникационный модуль должен обеспечивать регистрацию устройства в сети подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM-900/GSM-1800/UMTS только на территории Российской Федерации.

47. В состав модуля электропитания должны как минимум входить:

а) блок управления электропитанием;
б) аккумулятор (резервный источник питания) устройства;
в) одноразовая батарея (для обеспечения мониторинга контроля целостности корпуса устройства и питания часов реального времени устройства);
г) кабель питания для подключения устройства к бортовой сети транспортного средства длиной не менее 2 метров.

48. Модуль электропитания должен:

а) обеспечивать подключение устройства к бортовой сети питания транспортного средства через разъем прикуривателя либо другим способом, обеспечивающим выполнение положений пункта 78 настоящего документа;
б) обеспечивать работу устройства во всех режимах, а также зарядку аккумулятора устройства;
в) обеспечивать работоспособность устройства при изменении напряжения бортовой сети от 10 до 50 В;
г) обеспечивать работу устройства в полной функциональности при отключении внешнего питания и максимальном энергопотреблении не менее 30 минут;
д) переводить устройство в режим энергосбережения через 5 минут с момента отключения от бортового питания при отсутствии движения транспортного средства;е) переводить устройство на питание от встроенного аккумулятора при снижении напряжения бортовой сети ниже 9 В;
ж) обеспечивать защиту устройства от обратной полярности внешнего напряжения питания и обеспечивать работоспособность устройства после воздействия напряжения питания обратной полярности 50 В в течение не менее 5 минут;
з) обеспечивать защиту от кондуктивных помех по цепям питания.

49. Срок службы аккумулятора должен составлять не менее 3 лет.

50. Аккумулятор должен быть рассчитан не менее чем на 1000 циклов заряда.

51. Одноразовая батарея должна иметь срок службы не менее 3 лет.

52. Модуль средства криптографической защиты информации состоит из карты средства криптографической защиты информации, держателя карты средства криптографической защиты информации и вспомогательных элементов.

Используемое средство криптографической защиты информации должно быть сертифицировано для применения в Российской Федерации в установленном порядке.

Используемое средство криптографической защиты информации должно быть выполнено в виде отчуждаемого аппаратного или программно-аппаратного модуля.

В случае использования программно-аппаратного модуля выполнение криптографических преобразований и хранение ключевой информации должны выполняться аппаратной составляющей.

53. Модуль средства криптографической защиты информации должен обеспечивать выполнение как минимум следующих функций:

а) выполнение криптографических преобразований в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и требованиями уполномоченных органов в сфере информационной безопасности;
б) генерация случайной последовательности;
в) генерация ключевой информации для выполнения криптографических преобразований;
г) хранение не менее 10 наборов ключевой информации;
д) удаление ключевой информации;
е) шифрование (дешифрование) данных в соответствии с используемыми в системе взимания платы методами.

54. Алгоритмы действий модуля средства криптографической защиты информации при приеме-передаче данных должны соответствовать требованиям протокола передачи данных.

55. Модуль интерфейса пользователя должен состоять как минимум из:

а) средств визуального отображения состояния устройства (визуальные индикаторы);
б) средств звукового оповещения;
в) органов управления устройством.

56. Модуль интерфейса пользователя должен обеспечивать выполнение следующих функций:

а) информирование водителя транспортного средства о текущем состоянии устройства;
б) обеспечение управления функционированием устройства.

57. Визуальные индикаторы устройства должны обеспечивать обязательное информирование водителя о:

а) возможности движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без нарушения правил оплаты;
б) невозможности выполнять сбор, обработку или передачу данных о перемещении транспортного средства устройством;
в) изменении текущего оперативного состояния устройства (режима/подрежима);
г) возникновении или обнаружении неисправностей устройства и (или) его модулей;
д) достаточности у оператора остатка денежных средств, внесенных собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы, менее чем на 100 километров движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

58. Визуальные индикаторы должны быть видны водителю в любое время суток при любом допустимом размещении устройства.

59. Визуальные индикаторы не должны отвлекать водителя от управления транспортным средством.

60. Средства звукового оповещения устройства должны обеспечивать обязательное информирование водителя о:

а) невозможности дальнейшего движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы;
б) достаточности у оператора остатка денежных средств, внесенных собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы, менее чем на 100 километров движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
в) снижении заряда аккумулятора устройства до уровня, при котором в режиме максимального энергопотребления устройство проработает менее 30 минут.

61. Сигналы средств звукового оповещения устройства должны быть слышны водителю при внутреннем шуме транспортного средства не ниже 81 дБА.

62. Управляющий модуль должен включать следующие элементы:

а) контроллер бортового устройства и стороннего бортового устройства и оперативную память;
б) часы реального времени;
в) энергонезависимая память.

63. Контроллер устройства реализует следующие функции:

а) обработка данных и сигналов модулей устройства;
б) формирование и хранение во внутренней энергонезависимой памяти данных для отправки объекту системы взимания платы, отвечающему за прием и обработку данных бортовых устройств, в том числе событий мониторинга и результатов самодиагностики;
в) управление информационным обменом между устройством и системой взимания платы с использованием модуля средства криптографической защиты информации в соответствии со спецификацией протокола передачи данных;
г) выполнение команд системы;
д) обновление программного обеспечения.

64. Часы реального времени устройства должны синхронизоваться со шкалой времени UTC. Метод синхронизации должен обеспечить расхождение шкал времени не более +/-1 секунды за 1 сутки.

65. Модуль контроля целостности корпуса устройства включает следующие элементы:

а) один или несколько датчиков вскрытия корпуса устройства;
б) схема независимого питания модуля контроля целостности корпуса устройства.

66. Модуль контроля целостности корпуса устройства должен выполнять следующие функции:

а) осуществление постоянного контроля целостности корпуса бортового устройства;
б) обеспечение мер по защите криптографического материала.

67. Модуль контроля целостности корпуса устройства должен обеспечивать контроль целостности корпуса устройства при его моноблочном исполнении, а также контроль целостности корпуса каждой компоненты устройства при его компонентном исполнении. Событие, связанное с нарушением целостности корпуса устройства, при компонентном исполнении устройства формируется при нарушении целостности корпуса любой из компонент устройства.

68. Схема независимого питания модуля контроля целостности корпуса устройства должна обеспечивать работоспособность модуля контроля целостности корпуса устройства в течение не менее 3 лет с момента производства устройства.

69. Устройства не должны создавать узкополосных и широкополосных электромагнитных помех (излучаемых и наведенных) в диапазоне от 30 до 1000 МГц в соответствии с требованиями ГОСТ Р 41.10-99 (подразделы 6.5 и 6.6).

70. Устройства должны быть устойчивы к воздействию кондуктивных помех по цепям питания в соответствии с требованиями ГОСТ 28751-90 (испытательные импульсы 1a, 1b, 2, 3a, 3b, 5; степень жесткости испытательных импульсов III; функциональное состояние по ГОСТ 28751-90-"C").

71. Устройства в компонентном исполнении при наличии контрольных и сигнальных цепей между компонентами должны соответствовать требованиям ГОСТ 29157-91 по устойчивости к помехам в контрольных и сигнальных бортовых цепях (степень жесткости IV; функциональное состояние по ГОСТ 28751-90-"C").

72. Устройства по устойчивости к электростатическому разряду на элементы корпуса, органы управления и электрические соединители должны соответствовать требованиям ГОСТ 30378-95 (раздел 5. Разряды - контактный и воздушный; степень жесткости IV; число разрядов - не менее 3; требуемое функциональное состояние по ГОСТ 28751-90-"C").

73. Устройства должны в течение всего срока службы обеспечивать круглосуточный режим работы от бортовой сети транспортного средства при максимальном напряжении питания не менее 50 В.

74. Гарантийный срок на каждое устройство должен составлять не менее 3 лет.

75. Гарантированный срок складского хранения устройства до начала эксплуатации должен составлять не менее 1 года при условии, что хранение осуществляется на складе в индивидуальной упаковке в отсутствие агрессивных веществ и паров при температуре окружающего воздуха от плюс 5 °C до плюс 25 °C.

76. Восстановление работы устройств после сбоя должно осуществляться без потери накопленной информации.

77. Устройства при установке в кабине транспортного средства не должны ухудшать обзорность с места водителя и препятствовать выполнению водителем действий по управлению транспортным средством.

78. Устройство устанавливается в моноблочном исполнении в кабине транспортного средства без привлечения сервисных центров и (или) квалифицированного персонала, без вмешательства в штатную конструкцию транспортного средства.

79. Устройство устанавливается и эксплуатируется в соответствии с руководством пользователя, поставляемым с каждым устройством.

80. Устройство устанавливается в компонентном исполнении производителем устройства.

81. Устройства должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений.

82. При производстве устройства должна быть выполнена его первичная метрологическая поверка в соответствии с утвержденной в установленном порядке методикой.

83. Устройства должны иметь метрологические характеристики не ниже:

а) доверительных границ допускаемой инструментальной погрешности навигационного определения координат (по уровню вероятности 0,95) по координатным осям, не превышающих по модулю 15 м при работе по сигналам ГЛОНАСС (L1, код CT), GPS код (L1, код C/A), при скорости движения до 70 м/с и геометрическом факторе (GDOP) не более 3;
б) доверительных границ погрешности синхронизации внутренней шкалы времени устройства со шкалой времени UTC, не превышающих +/-1 секунды.

84. Устройства должны соответствовать законодательству Российской Федерации о техническом регулировании.