Версия для печати

ДТП при обгоне на перекрестке

ДТП при обгоне на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про ДТП при обгоне на перекрестке, которое, как показывает практика, является достаточно распространенным.

Важной особенностью этого типа ДТП является тот факт, что сотрудники ГИБДД не имеют четкой позиции по поводу того, кого из водителей выбрать виновником ситуации. Поэтому на практике в случае столкновения автомобилей на перекрестке во время обгона, виновником назначают то одного, то другого водителя. Несколько таких ДТП недавно рассматривались в разделе дорожно-транспортные происшествия форума pddclub.ru.

В этой статье будут рассмотрены несколько вариантов ДТП при обгоне на перекрестке. В каждой из ситуаций будут приведены пункты правил, нарушенные каждым из водителей, а также будут рассмотрены дополнительные штрафы, которые будут наложены на каждого из водителей.

ДТП на перекрестке, где разрешен обгон (обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге)

Для начала давайте вспомним, в каких случаях разрешается выполнять обгон на перекрестке. Поможет нам в этом пункт 11.4 ПДД:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, рассмотрим обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге:

ДТП при движении по главной дороге

В данном случае синий автомобиль выполняет поворот налево, а черный автомобиль выполняет разрешенный обгон синего на перекрестке. Кто же виноват в описанной ситуации?

К данной ситуации относятся следующие пункты ПДД:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
следующее за ним транспортное средство начало обгон;
по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Пункт 8.1 относится к водителю синего автомобиля, а пункт 11.2 к водителю черного.

Так вот, если во время обгона не нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге произойдет ДТП, то теоретически в нем могут быть виноваты оба водителя, т.к. синий создал помеху другому участнику движения (пункт 8.1), а черный выполнял обгон автомобиля, который подал сигнал поворота налево (пункт 11.2).

Однако в описанной ситуации обычно назначают виновным одного из водителей и вот по каким причинам:

1. Водитель синего автомобиля вообще не подает сигнал поворота или включает его только после того, как черный уже начинает обгон. В этом случае виноват только синий.

2. Водитель синего автомобиля включает сигнал левого поворота заблаговременно, но несмотря на это водитель черного автомобиля начинает обгон. В этом случае виновным могут назначить только черного.

Как видите, в основном все зависит от действий водителя синего автомобиля. Поэтому запомните, что при повороте налево, во-первых, следует заблаговременно включать сигнал поворота, а во-вторых, непосредственно перед маневром смотреть в левое зеркало заднего вида.

Также хочу обратить внимание, что эти меры предосторожности нужно соблюдать при любом повороте налево, независимо от того, едите Вы по главной дороге или второстепенной, по регулируемому перекрестку или по нерегулируемому, поворачиваете на перекрестке или вне него. И после рассмотрения следующих ситуаций Вы поймете, почему.

Приведу дополнительные наказания, которые будут наложены на водителей автомобилей в вышеописанной ситуации:

1. Водитель синего автомобиля отделается предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (статья 12.14 пункт 11).

2. Что касается водителя черного автомобиля, то за нарушение пункта 11.2 ПДД наказания в настоящее время не предусмотрено.

3. Говоря об оплате ремонта автомобилей, попавших в ДТП, следует заметить, что платить за него будут оба водителя. Конкретные пропорции определит судья.

ДТП на перекрестке, где запрещен обгон

Давайте рассмотрим ДТП на перекрестке, где запрещен обгон:

ДТП при движении по второстепенной дороге

В данном случае автомобили движутся по второстепенной дороге, поэтому кроме приведенного выше пункта 11.2 водитель черного автомобиля нарушает и требования пункта 11.4:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

За нарушение этого пункта водитель черного автомобиля будет лишен прав. Тем не менее виновным в ДТП также могут признать и водителя синего автомобиля (пункт 8.1 ПДД).

Еще раз подчеркиваю, что даже при движении по второстепенной дороге следует смотреть в зеркала заднего вида перед поворотом налево.

Еще одна ситуация:

ДТП при движении по четырехполосной дороге

Водитель черного автомобиля выполняет обгон на перекрестке при движении по четырехполосной дороге. В данном случае он дополнительно нарушает пункт 9.2 ПДД, за что и будет лишен водительских прав на 4-6 месяцев. Однако как и в предыдущих случаях, вину могут разделить между водителями.

Отмечу, что в любом случае ДТП, в котором один из автомобилей поворачивает, а другой выполняет обгон, ситуация довольно скользкая. Виноватым в нем могут признать как любого из водителей по-отдельности, так и обоих одновременно. Поэтому рекомендую в случае возникновения подобной ситуации пользоваться услугами грамотного адвоката.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 24 декабря 2014

15 сентября 2016 00:17
Андрей-151

По поводу вот этой Вашей цитаты:

В данном случае автомобили движутся по второстепенной дороге, поэтому кроме приведенного выше пункта 11.2 водитель черного автомобиля нарушает и требования пункта 11.4; за нарушение этого пункта водитель черного автомобиля будет лишен прав. Тем не менее виновным в ДТП также могут признать и водителя синего автомобиля (пункт 8.1 ПДД).

Вы серьезно считаете, что синий в этом случае нарушает 8.1? Вы конешно сайт авторитетный, но в 8.1 сказано, что при выполнении маневра не должны создаваться помехи другим участникам дорожного движения. Заметьте, не ВСЕМ участникам, а ДРУГИМ.

Потому что "Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

То есть уступать и не создавать помех нужно только тем, у кого перед вами приоритет.

А "Преимущество (приоритет)" - это право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

И что же, получается, что у обгоняющего при запрете обгона вообще нет права на движение в намеченном направлении по данной полосе, но при этом у него все равно есть право на первоочередное движение перед поворачивающим?

По мне - это бред какой-то. Права на движение нет, а право на первоочередное движение есть... "Это почище Фауста Гете"

17 сентября 2016 15:18
sclar

Заметьте, не ВСЕМ участникам, а ДРУГИМ.

"

Не очень понятно, чем ВСЕ отличается от ДРУГИЕ. Разве, что самому себе не надо будет уступать дорогу.

В этой связи привожу вопрос и экзаменационных билетов. Билет 30, вопрос 7 "СД".

Как следует действовать, выполняя поворот налево на двухполосной дороге?

3. (правильный ответ). Убедиться в безопасности выполнения манёвра, затем включить указатели левого поворота и приступить к манёвру.

Комментарий. Перед поворотом налево или разворотом требуется включить световые сигналы левого поворота (п. 8.1). Однако, перед тем, как подать сигнал, следует убедиться в безопасности своего манёвра, прежде всего в том, что Вас никто не обгоняет. Сделать это необходимо, поскольку Правила запрещают препятствовать обгону повышением скорости или иными действиями (п.11.3).

Вообще в рассматриваемой ситуации водитель чёрного автомобиля, безусловно, грубо нарушает ПДД, но это не освобождает водителя синего автомобиля от требований п. 11.3. Поэтому накажут обоих, но, каждого за своё. А уступить дорогу, согласно п. 11.3, должен именно синий.

И что же, получается, что у обгоняющего при запрете обгона вообще нет права на движение в намеченном направлении по данной полосе, но при этом у него все равно есть право на первоочередное движение перед поворачивающим?

Именно так, раз уж он туда заехал. Никакого бреда.

18 сентября 2016 21:07
Андрей-151

"Все" отличается от "других" как раз тем, что не у всех есть приоритет перед вами. А уступать нужно только тем "другим", у кого приоритет.

Во-вторых: речь идет пока только о 8.1. Об 11.3 речи пока не шло. Хотя мне дико видеть, как один нарушает 11.4, но другому при этом вменяют 11.3. Как можно помешать тому, что делать вообще запрещено?

Ну и по поводу появления приоритета у транспортного средства, двигающегося там, где ему двигаться запрещено вообще, только на основании того, что оно туда просто заехало, мое мнение останется тем же - это бред. Если движение запрещено, то оно запрещено вообще. И не может возникнуть право на первоочередное движение если нет права на движение вообще. Так можно в конце концов дойти до приоритета движения на красный - ну и что, что красный запрещает движение, раз уж я все равно еду, то мне должны уступить.

Верховный суд подтверждает отсутствие приоритета у таких нарушителей.

Например: Если человек едет прямо по обочине, то ему не нужно уступать при повороте налево и развороте по 8.8.

Еще пример: за нарушение правил маневрирования находящийся справа лишается приоритета.

Я не очень понимаю, почему многие пытаются снять хотя бы даже часть вины за ДТП с нарушителя, который едет под лишение. И требуя от остальных уступить этим нарушителям.

18 сентября 2016 22:02
sclar

Хотя мне дико видеть, как один нарушает 11.4, но другому при этом вменяют 11.3. Как можно помешать тому, что делать вообще запрещено?

А по мне не дико. Один нарушает одно, другой другое - оба хороши и каждый пусть отвечает за своё. Написано: поворачиваешь налево - смотри и пропускай, и не думай главная там дорога или не главная. И это правильно. Это двойная защита от ДТП. А главное на дороге - это избежать ДТП любой ценой, а кто прав, кто виноват вторично.

Верховный суд подтверждает отсутствие приоритета у таких нарушителей.

Верховному суду надо было бы сесть и хорошенько поразъяснять наши ПДД от начала и до конца, в т.ч. и п. 8.1. А прецедентного права нет. Кстати по второму делу судья видимо не знает ПДД, а если бы знал, то не морочил бы голову, а сослался на п.8.7, в котором чётко сказано, кто кому в данной ситуации должен уступить. А помеха справа - это когда очерёдность не определена, а здесь определена.

Я не очень понимаю, почему многие пытаются снять хотя бы даже часть вины за ДТП с нарушителя, который едет под лишение. И требуя от остальных уступить этим нарушителям.

Под многими Вы имеете ввиду Правительство РФ, сочинившее ПДД?

22 сентября 2016 22:17
Андрей-151

Написано: поворачиваешь налево - смотри и пропускай, и не думай главная там дорога или не главная. И это правильно. Это двойная защита от ДТП. А главное на дороге - это избежать ДТП любой ценой, а кто прав, кто виноват вторично.

В 11.1 написано абсолютно то же самое: обгоняешь - смотри и пропускай.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения. Найди, как говорится, 10 отличий. Почему-то всю эту двойную защиту должен выполнять маневрирующий. А обгоняющий весь в белом даже при запрете обгона.

И почему выяснение, кто прав, а кто виноват вторично? Для участников ДТП это совсем не так. А гайцы с судами, рассматривая вопрос о виновности, находятся не на дороге. ДТП уже произошло. Даже при всех двойных и тройных защитах. И они должны рассмотреть ситуацию со всех сторон. Да, в ПДД написано: смотри и пропускай. Только там еще написано, что пропускать ты обязан только тех, у кого перед тобой приоритет.

Сам я естественно не глядя никуда поворачивать не буду. Но я и не обгонять там где это ЗАПРЕЩЕНО не буду. А благодаря таким как вы, часть водителей, прочитав эту тему, будет думать что такой обгон не очень то и запрещен... и обгонять можно. Ведь у них, мля, приоритет... К тому же и в ДТП виновности нет, можно таким макаром подставляться хоть каждый день.

22 сентября 2016 22:39
servit

Воспользуйтесь поиском. Несколько раз обсуждали такую тему.

Смысл один и тот же. Есть ссылки:

27 сентября 2016 13:01
Максим

К тому же и в ДТП виновности нет, можно таким макаром подставляться хоть каждый день.

Андрей, каждый день не получится. За выезд на полосу встречного движения водителя все же лишат прав. Так что только 1 раз в 4 - 6 месяцев.

Удачи на дорогах!

18 октября 2016 10:09
Виталий-42

Мое мнение, что бы не было скользко и предельно понятно в данной ситуации и однозначным решением принятия виновности. Виновным считать нужно всегда обгоняющий авто, и единственным оправданием может являться только если поворачивающий на лево авто не подал сигнала поворота. Считаю так потому что маневр ОБГОН это второстепенное действие перед маневром поворот налево , разворот. ОБГОН более опасный маневр, с более продолжительным временем нахождения авто на встречной полосе, с меньшим обзором ситуации впереди и не может оценить полной картины, опять же по сравнению с авто двигающего впереди. Обязательным условием для поворачивающего это нужно обозначить сигналом поворота свое действие.

А так можно полдня стоять пропускать встречку и обгоняющих сзади автомобилей.

Маневр ПОВОРОТ должен иметь преимущество перед маневром ОБГОН вот и все.

Идет добавление комментария