Версия для печати

ДТП при повороте фуры

Столкновение фуры и легкового автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о дорожно-транспортном происшествии с участием длинного грузовика. Зачастую в подобные ДТП попадают водители автомобилей, не знакомые с особенностями маневрирования автопоездов.

Рассмотрим, кто виноват в ДТП при повороте фуры и каким образом его можно избежать.

Приступим.

Поворот длинного грузовика на перекрестке

В первую очередь рассмотрим особенности маневрирования длинного грузовика на перекрестке. Габариты фуры не позволяют ей повернуть из крайнего правого положения, поэтому водители большегрузов на практике поворачивают несколько по-иному:

Фура во втором ряду

В данном случае поворот из второго ряда остается в рамках правил дорожного движения:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Так что сам по себе поворот фуры из второго ряда нарушением правил не является.

ДТП с легковым автомобилем при повороте фуры

Ситуация глазами неподготовленного водителя выглядит так. Фура по каким-то причинам заняла левый ряд, правый ряд свободен, поеду-ка я по нему:

Легковой автомобиль в правом ряду

Что происходит дальше. Водитель грузовика не видит легковой автомобиль, т.к. он находится вне зоны видимости зеркал заднего вида:

Зона видимости зеркал заднего вида

Автопоезд продолжает движение постепенно зажимая легковую машину между кузовом и бордюром:

ДТП при повороте фуры

В результате происходит столкновение, последствия которого могут быть весьма печальными. Многотонный грузовик за считанные мгновения наносит значительные повреждения легковой машине. Кроме того, удар приходится непосредственно на место водителя, так что сохранить жизнь и здоровье в таком ДТП - большая удача.

Ситуация усугубляется тем, что водитель грузовика все еще не видит легковую машину (она находится в слепой зоне). Кроме того, он может не услышать и звук удара. В этом случае фура будет продолжать движение нанося легковушке фатальные повреждения.

Кто виноват в ДТП с участием длинного грузовика?

Еще раз рассмотрим пункт 8.7 ПДД:

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

В случае ДТП его виновником будет однозначно признан водитель фуры. Это произойдет даже в том случае, если легковушка намеренно заедет в "ловушку" и подставится под удар.

Так что водителям длинных грузовиков в данном случае не позавидуешь. Заметить легковушку при повороте весьма затруднительно, а вот за ее ремонт все равно придется платить.

Кому-то может показаться, что ДТП с участием фуры дает водителям хорошие шансы на кузовной ремонт за счет водителя грузовика. Это действительно так. Однако имейте в виду, погибнуть при таком столкновении легче легкого. Ну а рисковать жизнью из-за кузовного ремонт - большая глупость.

Как избежать ДТП при повороте фуры

Водитель легкового автомобиля должен в любом случае попытаться избежать ДТП с участием автопоезда.

Во-первых, нужно грамотно анализировать дорожную ситуацию и никогда не въезжать между фурой и тротуаром перед поворотами.

Во-вторых, если Вы упустили момент и попали в западню, воспользуйтесь звуковым сигналом. Водитель фуры услышит его и остановится.

В-третьих, если водитель не услышал звук клаксона, то просто спасайте жизнь. Если есть возможность, заберитесь на бордюр. Если такой возможности нет, то оставьте автомобиль и спасайтесь без него.

Первый вариант самый лучший, поэтому рекомендую внимательно следить за развитием дорожной ситуации.

В завершение хочу отметить, что на картинках в данной статье приведен грузовик с полуприцепом. Однако точно такое же ДТП может произойти и при участии грузовика с обычным прицепом. Имейте это в виду.

Кроме того, предлагаю Вам посмотреть видео еще одного возможного ДТП с участием фуры:

В данном случае причиной ДТП стало то, что при повороте задняя часть кузова грузовика частично попадает на соседнюю полосу и может зацепить находящийся там автомобиль.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 14 января 2016

6 декабря 2015 17:33
Александр-51

Думаю, что будет логично добавить в статью информацию и про левый поворот.

6 декабря 2015 23:06
Максим

Александр, при левом повороте длинные грузовики могут занять крайне левое положение на проезжей части. Поэтому на практике свободной полосы не образуется. ДТП при левом повороте фур - большая редкость.

Удачи на дорогах!

13 декабря 2015 06:17
ildar-1

Возможно Александр-51 имел ввиду ДТП при повороте налево за счет выноса прицепа.

На практике именно в таких случаях зачастую бывает, что тягач с прицепом/полуприцепом подъезжая к перекрестку, начав поворот налево не видит выноса прицепа справа от себя. На многополосных дорогах, последняя полоса может быть даже 2.5м. в этих случаях прицеп выносит частично на правую полосу. "Прижавшиеся" водители справа к "фуре" не имея понятия об этом и в последующем не понимают как данное могло произойти.

Интересно будет рассмотреть с нескольких позиций данную версию ДТП, с разметкой, без и т.п.

Допустим в случае обычного грузового автомобиля, без прицепа скорей всего будет ясна вина, т.к. он имел возможность увидеть вынос своего прицепа, а в случае прицепа нет.

(что интересно, зачастую устанавливая доп. оборудование на грузовые автомобили, например КМУ, увеличивается вынос кузова грузовых ТС, на что есть определенные нормы, которые как обычно не учитываются ни кем...)

13 декабря 2015 10:43
Максим

ildar, спасибо за разъяснение. Добавил в статью видео, наглядно демонстрирующее указанную Вами ситуацию.

Что касается вины водителя в ДТП:

1. Не будет иметь значения, видел водитель кузов своего автомобиля или нет.

2. Вина будет определяться по факту выезда автомобиля на соседнюю полосу.

а) Если на дороге есть разметка, то сотрудники ГИБДД будут смотреть, на какой полосе произошло столкновение. Если на соседней, то виноват будет водитель фуры.

б) Если же разметки нет, то определить виновника будет сложнее.

б1) Если часть фуры окажется на левой стороне проезжей части (на встречной), то виноват будет водитель фуры.

б2) Если же ДТП произойдет на попутной полосе, то возможны разные исходы. В данном случае количество полос определяется водителями самостоятельно. Каждый водитель видит ситуацию по своему. Поэтому скорее всего виновника будет определять суд.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария