Особенности организации дорожного движения в Испании. Часть 3.

Улица в Испании

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье я продолжу рассказ о технических особенностях организации дорожного движения в Испании, которые неплохо было бы ввести и на российских дорогах.

Предшествующие статьи серии Вы можете прочитать, перейдя по следующим ссылкам: часть 1 и часть 2.

Ну а сегодня будут рассмотрены технические средства, повышающие безопасность пешеходов, а также особенности установки дорожных знаков.

Пешеходные переходы

Безопасность пешеходов на дорогах во многом зависит от правильного оборудования пешеходных переходов.

Конструктивно выделенные пешеходные переходы

И первая особенность, которую я хочу рассмотреть сегодня, - конструктивно выделенные пешеходные переходы:

Пешеходные переход, выделенный конструктивно

Обратите внимание, в пределах крайней правой полосы дороги, предназначенной для парковки, пешеходный переход отделан каменными блоками. Это позволяет решить 2 задачи:

1. Такой переход дает возможность плавного спуска с тротуара на проезжую часть. Это очень удобно для родителей с колясками и жизненно необходимо для инвалидов-колясочников.

2. Конструктивное выделение перехода также решает и еще одну очень важную задачу. А именно, не дает особо "умным" водителям возможности припарковаться на пешеходном переходе.

Думаю, Вам знакома ситуация, когда требуется перейти дорогу, а прямо на переходе оставлен брошенный кем-то автомобиль. При этом автомобиль мешает как пешеходу, который не может оценить дорожную ситуацию, так и проезжающим водителям, которые рискуют вовремя не заметить пешехода.

Отделка переходов камнем - отличное решение, однако судя по всему оно не очень бюджетное.

Пешеходные светофоры на перекрестках с дополнительной секцией

Еще одна интересная особенность пешеходных переходов в Испании - специальная секция светофора. Она предупреждает водителя о том, что на проезжей части, на которую он поворачивает, могут быть пешеходы:

Дополнительный пешеходный светофор

Рассмотрим пешеходный светофор, изображенный на фотографии.

Во-первых, он состоит из трех вертикальных сигналов. 2 нижних сигнала аналогичны обычным российским пешеходным светофорам (зеленый и красный). О верхней секции я расскажу чуть позже (она предупреждает пешеходов о том, что этот переход "с кнопкой").

Во-вторых, на светофоре под углом 45 градусов установлена четвертая секция (она "смотрит" на нас). Данная секция загорается желтым мигающим сигналом только тогда, когда для пешеходов горит зеленый сигнал.

Назначение ее следующее. При повороте налево или направо на перекрестке водители обязаны уступить дорогу пешеходам. В России это пункт 13.1 ПДД, в Испании, наверное, номер пункта какой-то другой:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Однако при повороте водители не обязаны смотреть на пешеходные светофоры. Тем более что они установлены под неудобным углом. Именно поэтому в Испании устанавливается дополнительная секция, которая предупреждает водителей о том, что у пешеходов горит зеленый сигнал.

В данном случае, если на переходе есть пешеходы, то водитель будет заранее предупрежден и спокойно их пропустит. Если же пешеходов нет, то спокойно проедет дальше.

Обратите внимание, в Испании на некоторых перекрестках зеленый сигнал загорается одновременно и для водителей, и для пешеходов, траектории движения которых пересекаются. В России подобных перекрестков я пока что не встречал. Однако если они появятся в будущем, то неплохо было бы использовать на них и "испанскую" дополнительную секцию.

Пешеходные светофоры работающие "по кнопке"

В Испании широкое распространение получили пешеходные светофоры, работающие "по кнопке". Суть их в следующем: разрешающий сигнал пешеходного светофора загорается только после того, как пешеход нажмет соответствующую кнопку.

До тех пор, пока кнопка на пешеходном переходе не нажата, верхняя секция пешеходного светофора (см. фотографию выше) моргает белым сигналом с изображением руки и кнопки.

Однако разрешающий сигнал пешеходного светофора загорается далеко не сразу после того, как кнопка нажата. Светофоры работают по определенному алгоритму, и пешеходный сигнал зажигается строго в определенное время.

Думаю, многие помнят похожие светофоры в России, которые можно было встретить на дорогах в 90-е годы прошлого века. Однако отечественные светофоры загорались зеленым практически сразу же после того, как пешеход нажимал на кнопку. Т.е. в некоторых ситуациях светофор мог долгое время быть разрешающим для пешеходов и запрещающим для автомобилей.

Испанские светофоры с кнопкой подобного недостатка лишены. Как правило, пешеходный светофор загорается не чаще раза в минуту. Обычно к этому моменту собирается небольшая толпа пешеходов, которая и переходит дорогу. Все остальное время приоритет в движении имеют автомобили.

Отмечу, что в настоящее время подобные светофоры применяются и на некоторых российских перекрестках, однако не очень широко. Например, в Рязани такой перекресток всего один.

Преимущества, которые дает светофор с кнопкой:

  • Безопасность пешеходов. Водителю намного проще заранее среагировать на красный сигнал светофора, чем заметить пешехода, переходящего дорогу по нерегулируемому переходу.
  • Пешеходы переходят дорогу группами. Думаю, многим водителям знакома ситуация, когда на нерегулируемом пешеходном переходе в течение нескольких минут находятся разные пешеходы. Обычно это выглядит следующим образом: очередной пешеход, видя что автомобили уже остановились, переходит на бег и попадает на переход еще до того, как его покинул пешеход предшествующий. Следующие пешеходы также ускоряются и "цепочка пешеходов", особенно в часы пик, может длиться достаточно долго.
  • Экономия времени водителей. Практически на любом регулируемом пешеходном переходе бывают циклы, когда дорогу никто не переходит. Например, такое часто случается ночью. Если на переходах установить пешеходные кнопки, то водители не будут зря простаивать на перекрестках. В масштабах страны это позволит сэкономить огромное количество времени, топлива и т.д.

Платные дороги

В прошлой статье я уже рассказывал о том, что в Испании распространены платные парковки. Сегодня же предлагаю рассмотреть платные автодороги.

Как правило платные автодороги в Испании - это автомагистрали. Разрешенная скорость движения на них более 100 км/ч. Дороги имеют 4 или 6 полос движения. Встречные направления отделены друг от друга разделительной полосой и отбойником. Ехать по таким дорогам можно быстро и безопасно.

Отмечу, что параллельно платным дорогам проходят и бесплатные альтернативы:

Бесплатная дорога

Альтернативные дороги имеют меньшее количество полос движения (до 4-х), не всегда имеют разделительную полосу. Скорость на них ограничена привычными 90 км/ч. Частично эти дороги проходят через населенные пункты.

В общем, использование платных автомагистралей в Испании вполне оправданно.

Еще один интересный момент про платные автодороги. В одном из мест оплаты проезда автомагистраль расширяется до 26 полос! (11 в одном направлении и 15 в другом). Уверен, пробок при оплате там не бывает.

Информационные щиты и дорожные знаки

Ну и последняя особенность, которую мне довелось увидеть, - это интерактивные информационные щиты и дорожные знаки с подсветкой.

1. Интерактивные информационные щиты дают водителю информацию об участках дорог, на которых ведется ремонт. Например, на одном из щитов была информация о том, что на пересекаемой дороге в настоящее время произошел обвал. При этом предлагался альтернативный путь объезда (свернуть через несколько километров).

2. Предупреждающие дорожные знаки, по периметру которых установлены красные светодиоды, очень хорошо обращают на себя внимание ночью даже в том случае, если знак покрылся слоем пыли.

Например, в России синими светодиодами ради эксперимента можно оборудовать знаки "Пешеходный переход". Тем более что зимой световой день у нас очень короткий.

На этом рассмотрение особенностей организации дорожного движения в Испании закончено. Будет замечательно, если какие-то идеи из этой серии статей со временем найдут свое место и в России.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 июня 2020
Раздел: Интересные факты
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев