Сложение сроков лишения по административным и уголовным делам с 25 июня 2019 года

Автоматическая камера ГИБДД

Добрый день, уважаемый читатель!

В заключительной статье серии "Постановление пленума ВС №20" речь пойдет об интересных нововведениях законодательства, которые были приняты 25 июня 2019 года.

Напомню, что при желании Вы можете ознакомиться с полным текстом нового документа самостоятельно: Постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Ну а сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

Может ли быть дорога на прилегающей территории?

Пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда посвящен привлечению к ответственности в случае ДТП. Однако есть в этом пункте и еще один интересный момент:

20. Статьей 12.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие имело место на дороге, в том числе на дороге, находящейся в пределах прилегающей территории (например, на парковке).

Основной смысл данного пункта заключается в том, что столкновение автомобилей на прилегающей территории - это ДТП. То есть при ДТП на прилегающей территории должны быть соблюдены все связанные с ним пункты правил (что делать при ДТП).

Из пункта 20 можно сделать и еще один дополнительный вывод. Получается, что на прилегающей территории может быть дорога.

Получается, что все проезжие части, по которым ездят автомобили, являются дорогами. В том числе и во дворах, на парковках и т.д. Однако некоторые дороги имеют дополнительное название "прилегающие территории". То есть они все также остаются дорогами, но дополнительно на них действуют и правила для прилегающих территорий.

А что Вы думаете по поводу данного нововведения? Напишите Ваше мнение в комментариях к данной статье.

Ответственность за ДТП для водителя, который не участвовал в столкновении

Еще раз обратимся к пункту 20 Постановления Верховного Суда:

К административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, допустивший нарушение требований ПДД РФ, которое стало причиной дорожно-транспортного происшествия с участием других транспортных средств (другого транспортного средства), вне зависимости от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами (транспортным средством), физическими лицами или материальными объектами, при условии, что этот водитель был осведомлен о факте дорожно-транспортного происшествия, однако умышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия.

Суть данного абзаца сводится к тому, что если водитель нарушил правила и из-за этого столкнулись другие автомобили, то указанный водитель также является участником ДТП и может быть привлечен к ответственности за оставление места происшествия.

Например, автомобиль Ауди движется по правой полосе движения, автомобиль Волга - по левой. Автомобиль Волга резко перестраивается направо, водитель Ауди хочет уйти от столкновения, поворачивает руль и врезается в столб или отбойник. Если водитель Волги покинет место происшествия, то он может быть лишен прав.

Другой пример. Автомобиль Лада выполняет обгон на двухполосной дороге. При этом машина частично едет по попутной полосе и частично по встречной. Водитель встречного автомобиля Мазда считает, что разъехаться не удастся, поэтому он поворачивает на обочину, а автомобиль получает повреждения. В этом случае водитель автомобиля Лада также может быть привлечен к ответственности за оставление места ДТП.

Тем не менее нужно обратить внимание и на еще один важный момент. К ответственности может быть привлечен только тот водитель, который был осведомлен о факте ДТП.

Например, автомобиль Хонда "подрезал" автомобиль Киа. Водитель Киа резко затормозил, и сзади в него врезался автомобиль Пежо. Столкновение оказалось незначительным, повреждены были только рамки номерных знаков и поцарапаны бампера. При этом вполне естественно, что водитель Хонды не видел и не слышал столкновения. То есть он не должен быть лишен прав, т.к. оставление места ДТП являлось не умышленным.

Что является автоматическим режимом работы камер?

В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда подробно описывается, что именно нужно считать автоматическим режимом работы камер, фиксирующих нарушения ПДД:

При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
...
С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Данный пункт говорит о том, что нарушение может быть зафиксировано различными способами:

  • Техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.
  • Другими техническими средствами, которые использует сотрудник ГИБДД.

Однако оформление нарушения в каждой из ситуаций происходит по-своему.

Если используются автоматические камеры, то и штраф выносится автоматически, а постановление направляется водителю по почте.

Если же применялось иное средство, то сделанные им фотографии и видеозаписи могут рассматриваться в качестве дополнительных доказательств. При этом само нарушение должно быть оформлено сотрудником ГИБДД. То есть в данном случае штраф автоматически не выносится. Сотрудники должны остановить водителя и составить документы о нарушении.

Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Если при движении на автомобиле Вы заметили, что сотрудники ГИБДД сняли Вас на видеокамеру, то опасаться автоматического штрафа в дальнейшем не следует. Если бы у сотрудников были претензии, то они сразу бы остановили автомобиль и оформили документы о правонарушении.

Сроки лишения по административным и уголовным делам не складываются

Обратимся к пункту 31 постановления Верховного Суда:

В то же время необходимо иметь в виду, что сроки назначенного административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами и уголовного наказания в виде лишения права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами исчисляются самостоятельно.

Напомню, что если водитель получил несколько административных наказаний в виде лишения прав, то срок каждого следующего наказания начинается лишь после того, как закончился срок предшествующего. То есть сроки лишения складываются.

Однако если водитель лишен прав по статье уголовного кодекса, то данный срок не складывается с административными. То есть сроки могут идти параллельно.

Например, 1 апреля 2019 года Андрей лишен прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения на 18 месяцев. Срок лишения начался 11 апреля 2019 года и Андрей сразу же сдал водительское удостоверение в ГИБДД. Окончание срока лишения - 11 октября 2020 года.

После этого Андрей еще раз сел за руль в состоянии опьянения. Второй Суд состоялся 1 мая 2019 года. На это раз наказание для водителя было уголовным (по статье 2641). Он получил штраф 200 000 рублей и лишен прав заниматься деятельностью по управлению ТС на 20 месяцев. Срок лишения в этом случае начался 11 мая 2019 года и заканчивается 11 января 2021 года.

Поскольку сроки лишения по административному и уголовному делам не складываются, водитель сможет вернуть права 11 января 2021 года. То есть фактически он будет лишен прав 21 месяц (вместо 38).

Выбор подразделения ГИБДД для исполнения постановления о лишении прав

Рассмотрим пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда:

32. При назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 11, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).

В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, в том числе в случае вынесения постановления в отношении лица, проживающего за пределами Российской Федерации. Кроме того, в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, возможно возложить исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами на подразделение уполномоченного на то органа по месту жительства (по месту пребывания) лица, которому данное административное наказание назначено, в том числе в случае удовлетворения ходатайства такого лица о рассмотрении дела по месту его жительства.

Из данного пункта можно сделать следующие выводы:

1. Судья указывает подразделение ГИБДД, где будет исполняться решение о лишении прав, в постановлении. Напомню, что с 20 октября 2018 года водитель может сдать экзамены только в том подразделении, где исполняется решение.

2. Судья выбирает либо подразделение, сотрудник которого зафиксировал нарушение водителя, либо подразделение по месту жительства водителя.

Таким образом, сразу же после вынесения постановления суда водитель должен получить и информацию о том, где ему впоследствии придется сдавать теоретический экзамен.

Использование прав во время лишения

На практике иногда приходится сталкиваться с водителями, которые считают себя самыми хитрыми. Такой водитель после лишения прав пишет заявление об утере, чтобы срок лишения начал считаться, а затем продолжает ездить со своими правами.

Такой вариант не работал и раньше, а теперь разъяснение по этому поводу дал и Верховный Суд:

Вместе с тем в случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.

То есть, если водитель, который написал заявление об утере, будет остановлен и при проверке у него обнаружатся утерянные права, то срок лишения такого водителя начнется заново.

Ну а в заключение предлагаю Вам самостоятельно изучить текст нового документа:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 25 июля 2019
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
13 июля 2019 11:56
Денис-163

Второй пункт радует. Всё расплывчато, как обычно в наших законах. Может быть привлечён... если был осведомлен... как в принципе доказать, был осведомлен водитель или нет (и той, и другой стороне). "Я не видел" - "нет, он видел".

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев