Неравнозначные перекрестки с круговым движением

Неравнозначный круг

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующей статье серии "Правила проезда перекрестков с круговым движением" рассмотрен проезд равнозначных перекрестков. Сегодня речь пойдет о неравнозначных перекрестках, т.е. перекрестках, перед которыми установлены знаки приоритета (главная дорога, уступите дорогу, движение без остановки запрещено).

Данный вопрос стал особенно актуален после введения нового пункта 13.111 с 8 ноября 2017 года. К сожалению, некоторые водители до сих пор считают, что автомобили на кольце всегда являются главными, однако при наличии знаков приоритета это далеко не так.

Содержание статьи:

Приступим.

ПДД на неравнозначных перекрестках

В первую очередь рассмотрим пункты правил дорожного движения 2017 года, регламентирующие проезд неравнозначных перекрестков:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

Основные правила на неравнозначном круге:

1. Главная - второстепенная. Автомобиль на второстепенной уступает дорогу.

2. Главная - главная. Транспортное средство справа имеет преимущество.

3. Второстепенная - второстепенная. Машина справа имеет преимущество.

В принципе приведенной выше информации достаточно, чтобы проехать перекресток без нарушений, однако для наглядности ниже будут рассмотрены примеры типовых ситуаций.

Установка знаков приоритета

Обратите внимание, знаки приоритета устанавливаются только перед въездом на перекресток. Это очень важно. При въезде на перекресток водитель должен запомнить его конфигурацию, изображенную на табличке 8.13, и в дальнейшем действовать на ее основании:

На табличке выше:

  • Мы подъезжаем по второстепенной дороге.
  • Первый и второй съезды будут главными.
  • Третий съезд будет второстепенным.

К сожалению, на практике можно встретить сложные перекрестки с круговым движением, на которых водителю сложно понять и запомнить конфигурацию. Например:


Знаки похожей конфигурации можно встретить на парковках крупных торговых центров. Проблема заключается в том, что в нижней части знака нарисованы две параллельные второстепенные дороги. При этом водитель не может однозначно понять, по левой или по правой дороге он въезжает на кольцо. Особенно сложно сделать это в темное время суток, когда границ перекрестка не видно.

Естественно, при въезде на круг проблем не возникает, т.к. обе дороги второстепенные. Трудности появляются при движении по кругу, т.к. непонятно, какой по счету выезд будет главной дорогой (первый или второй).

К счастью, подобные нестандартные круги встречают довольно редко.

Перекресток без табличек, показывающих направление главной дороги

Пример 1. Въезд по второстепенной

При подъезде к перекрестку водитель белого автомобиля видит только знак 2.4 "Уступите дорогу" без дополнительной таблички. Такое сочетание означает, что главной является перпендикулярная дорога, а к ней примыкают две второстепенные дороги. При этом въехав на круг водитель оказывается на главной дороге.

  • Красный. Нужно уступить дорогу, т.к. красный едет по главной, а белый еще находится на второстепенной.
  • Оранжевый. Обе машины находятся на главной, однако оранжевый приближается справа. Нужно уступить.
  • Синий. Синий находится на второстепенной дороге, а белый на главной. Белый автомобиль имеет приоритет.
  • Зеленый. То же самое, что и для оранжевого. Нужно уступить.

Пример 2. Въезд по главной

Ситуация похожа не предшествующую, только белый автомобиль подъезжает к перекрестку по главной дороге.

  • Красный. Оба транспортных средства находятся на главной, белый при этом справа. Белый имеет приоритет.
  • Оранжевый. Оранжевый находится на второстепенной, а белый на главной. Белый имеет приоритет.
  • Синий. Обе машины находятся на главной дороге, однако синий справа. Белый уступает дорогу.
  • Зеленый. То же самое, что и для оранжевого. Белый проезжает первым.

Главная дорога идет прямо

Выше рассмотрен вариант перекрестка без табличек 8.13. Однако такая организация движения сбивает водителей с толку, поэтому на практике обычно устанавливаются таблички, показывающие конфигурацию перекрестка.

Пример 3. Въезд по второстепенной

Ситуация аналогична первому примеру:

  • Уступаем красному, оранжевому, зеленому.
  • Имеем приоритет по отношению к синему.

Пример 4. Въезд по главной

Ситуация аналогична второму примеру:

  • Уступаем синему.
  • Имеем приоритет по отношению к красному, оранжевому, зеленому.

Главная дорога меняет направление

Следующая разновидность табличек - главная дорога поворачивает на перекрестке.

Пример 5. Въезд по второстепенной

  • Красный. Белый автомобиль подъезжает по второстепенной дороге, а красный находится на главной. Белый уступает дорогу.
  • Оранжевый. Белый уже едет по кольцу, т.е. находится на главной. Оранжевый - на второстепенной. Белый имеет приоритет.
  • Синий. Обе машины на главной дороге, однако синий справа. Белый уступает.
  • Зеленый. То же самое, что для синего. Белый должен уступить.

Пример 6. Въезд по главной

  • Красный. Оба транспортных средства на главной дороге, но белый находится справа. Белый имеет приоритет.
  • Оранжевый. Оба автомобиля на главной, но на этот раз справа оранжевый. Белый уступает.
  • Синий. Белый находится на главной, а синий на второстепенной. Белый проезжает первым.
  • Зеленый. То же, что и для синего. Белый имеет преимущество.

В рамках данной статьи рассмотрены только перекрестки, имеющие ровно 4 выезда. Это самая популярная схема кругов, однако на практике можно встретить и конфигурации с другим количеством дорог. Указанные перекрестки проезжаются по аналогии. Самое важное при этом запомнить конфигурацию, изображенную на табличке, и ехать в соответствии с ней.

В завершение хочу обратить Ваше внимание на распространенную ошибку, которую допускают многие водители. Суть ее сводится к тому, что водитель считает, что если автомобиль въехал на перекресток по второстепенной дороге, то "статус второстепенности" за ним сохраняется до тех пор, пока он не покинет перекресток. Такая ситуация рассмотрена в примере 5 и заключается в конфликте водителей белой и оранжевой машин:

Водитель оранжевой машины видит, что белый автомобиль ранее въехал на перекресток по второстепенной, которая от оранжевого слева, поэтому он не желает уступать ему дорогу. Однако это серьезная ошибка. Между съездами белая машина преодолела часть пути по проезжей части кольца, которая является главной дорогой. А оранжевый должен уступить дорогу автомобилям, находящимся на главной. Предыстория при этом значения не имеет.

В этом заключается существенное отличие неравнозначных круговых движений от стандартных неравнозначных перекрестков.

Ну а в следующей статье серии разобраны правила выезда с кругового перекрестка.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 10 ноября 2017
14 ноября 2017 07:40
Сергей-495

Добрый день.

По поводу случая на рисунке:

неравнозначных дорог регулируется регулируется пунктом 13.9 согласен.

НО. Пересечение равнозначных (белая и красная машины на рисунке) регулируется пунктом 13.10, который ссылается на 13.11, в котором помеха справа для перекрестка со знаком 4.3 не работает.

Прошу аргументировать, почему красная уступает белой, если у них пересечение равнозначных дорог.

____

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог,за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

13.11.1. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку

14 ноября 2017 21:49
GDW nik

Сергей-495, добрый день. Полностью солидарен с Вашими аргументами. На этом месте надо бы раскритиковать указанную статью Максима Калашникова, но, во-первых, мы здесь на правах гостей, во-вторых, критика устоявшегося авторитетного мнения вряд-ли изменит саму статью. Остаётся надеяться на то, что вскоре, после набитых шишек, вернут правила проезда КД по состоянию до 8.11.2017.

Чтобы исправить указанные Вами противоречия, на приведённом перекрёстке надо убрать знаки 4.3 "КД"; или в ПДД изменить п 13.10 ПДД, а именно слова: должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

14 ноября 2017 22:42
vektorv

Остаётся надеяться на то, что вскоре, после набитых шишек, вернут правила проезда КД по состоянию до 8.11.2017.

Чтобы исправить указанные Вами противоречия, на приведённом перекрёстке надо убрать знаки 4.3 "КД"; или в ПДД изменить п 13.10 ПДД, а именно слова: должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог.

Да ничё не вернут, не надейся. Всё что требуется, подкорректировать знаки на нескольких перекрестках. И не будет никаких проблем с их проездом.

Как ты сам понимаешь, ни знак не уберут, ни Правила не поменяют. Вся проблема в знаке на рисунке, которого в жизни быть не может.

15 ноября 2017 18:01
Максим

Сергей, здравствуйте.

При написании статьи я размышлял в том числе и над вариантом, предложенным Вами.

Вообще возможны 2 варианта трактовки пункта 13.11 ПДД:

а) Исключение про пункт 13.11.1 относится только к перекресткам равнозначных дорог (этот вариант рассмотрен в статье).

б) Исключение про пункт 13.11.1 относится также и к неравнозначным перекресткам, когда оба автомобиля находятся на главной дороге (этот вариант предлагаете Вы).

Если исходить из того, что верным является вариант б, то получается, что независимо от знака, установленного на въезде на перекресток, водители должны уступать дорогу автомобилям, находящимся на круге. Т.е. если подъезжаем по второстепенной, то уступаем тем, кто на главной. Если подъезжаем по главной, то уступаем тем, кто на круге. Получается, что весь смысл неравнозначного перекрестка теряется, т.к. при любой расстановке знаков приоритета правила проезда не изменяются. Тогда зачем их ставить вообще? Ведь того же самого можно добиться, установив только знаки "Круговое движение".

Поэтому в рамках статьи рассмотрен вариант трактовки а.

Удачи на дорогах!

16 ноября 2017 08:12
Сергей-495

Сергей, здравствуйте.

б) Исключение про пункт 13.11.1 относится также и к неравнозначным перекресткам, когда оба автомобиля находятся на главной дороге (этот вариант предлагаете Вы).

Максим,

Когда оба автомобиля находятся на главной дороге - они руководствуются проездом равнозначных перекрестков (пункт 13.10).

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Так что Вы видимо меня не совсем поняли.

Я то как раз тоже придерживаюсь варианта а и полностью с ним согласен.

Я же написал, что "Пересечение неравнозначных дорог регулируется пунктом 13.9.", соответственно пересечение равнозначных - пунктом 13.11.

И спрашиваю я Вас как раз таки про пересечение равнозначных (!) дорог:

Белая и красная машины на рисунке пересекаются по равнозначным (!) главным дорогам, меняющим направление, и их проезд должен регулироваться пунктом 13.10, который ссылается на 13.11, в котором помеха справа для перекрестка равнозначных дорог со знаком 4.3 не работает.

16 ноября 2017 08:40
Katya-K

Красная еще едет по второстепенной и уступает белой на главной.

16 ноября 2017 10:11
vektorv

Максим, Вы считаете что такой знак существует?

Т.е. допускаете что: а) могут встретиться две гл.дороги; б) гл. дорога может раздвоиться? Но это противоречит ПДД (гл.дорога одна, а на перекрестке может лишь поменять направление).

Можете подтвердить свой рисунок - фотографией перекрестка с таким знаком, и подтвердить пунктами ПДД, что это действительно так?

Katya-K, да в том то и дело, что красная по второстепенной лишь въезжала на перекресток (уступала тем кто на главной), а дальше едет по главной.

И все объяснения к рисункам у Максима подобны, типа и круг главный, и въезды главные.

16 ноября 2017 12:53
Katya-K

А где раздвоение? Главная через перекресток становится второстепенной перед следующей, это называется ступенчатый приоритет. И красная должна увидеть знак на дороге справа о том, что дороги справа и прямо - главная перед той, на которой он находится, и уступить белой.

16 ноября 2017 13:10
Максим

vektorv, а почему Вы считаете, что такой знак не может существовать?

Вот пример на панораме.

16 ноября 2017 13:13
Максим

Сергей, если исходить из предложенного Вами варианта, то на картинке:

Белый уступает красному.

Оранжевый уступает белому

Синий уступает белому.

Зеленый уступает белому.

Т.е. всегда имеет преимущество автомобиль на кольце. Для чего тогда устанавливать знаки приоритета, если они ни на что не влияют?

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев