Движение крупногабаритных и тяжеловесных ТС в ПДД с 8 апреля 2020 года

Крупногабаритный грузовик

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об изменениях правил дорожного движения, которые начали действовать с 8 апреля 2020 года.

Все нововведения относятся к движению тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. То есть они распространяются преимущественно на грузовики и не относятся к личным легковым автомобилям.

Однако если Вы или Ваша организация занимаетесь грузовыми перевозками, то рекомендую изучить обновленную редакцию правил:

Замена крупногабаритных и тяжеловесных грузов на транспортные средства

Итак, с 8 апреля 2020 года в правила дорожного движения внесено 10 дополнений. При этом основная масса изменений заключается в том, что понятие "тяжеловесный груз" заменено на понятие "тяжеловесное транспортное средство", а понятие "крупногабаритный груз" заменено на понятие "крупногабаритное транспортное средство".

Примечание. Напомню, что постепенная замена этих терминов в нормативных документах длится уже довольно давно. Например, в Кодексе об административных правонарушениях их заменили еще 24 июля 2015 года. Теперь законодатели добрались и до правил дорожного движения.

Определения обновлены в пунктах 3.4, 3.5, 11.6 ПДД и пунктах 8, 11, 15, 16 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Указанные нововведения ничего нового для водителей не несут, поэтому останавливаться на них не будем.

Разрешения на движение тяжеловесных и крупногабаритных ТС

Рассмотрим обновленный пункт 2.1.1 правил дорожного движения:

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

  • в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;

В этом пункте абстрактное понятие "документы, предусмотренные правилами перевозки грузов", заменено на более конкретный термин "специальное разрешение".

Водитель должен предъявить сотрудникам ГИБДД специальное разрешение, если он управляет:

  • крупногабаритным транспортным средством;
  • тяжеловесным транспортным средством;
  • транспортным средством, перевозящим опасные грузы.

Транспортным средствам, перевозящим крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, установленной при согласовании условий перевозки.

Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.

Кроме того, что водитель должен иметь разрешение при себе, он должен соблюдать ограничения скорости, указанные в этом разрешении. Об этом говорится в обновленном пункте 10.4 ПДД.

Исключение габаритных размеров из ПДД

Еще одно важное изменение внесено в пункт 23.5 ПДД:

23.5. Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

23.5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Давайте разберемся, что именно изменилось в этом пункте:

1. Тяжеловесные ТС и ТС, перевозящие опасные грузы, должны соблюдать требования специальных правил. Здесь все осталось по старому.

2. Автопоезда с двумя и более прицепами исключены из пункта 23.5, то есть таким транспортным средствам с 8 апреля 2020 года не нужно соблюдать специальные правила.

3. Что касается крупногабаритных транспортных средств, то с ними ситуация самая запутанная. В старой редакции правил прямо указывались предельные размеры, превышение которых требует специального разрешения. В новой редакции эти цифры отсутствуют, поэтому для уточнения нужно обратиться к пункту 18 статьи 3 закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности":

18) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации;

В этом пункте дается ссылка на еще один нормативный документ - Приложение №1 "Допустимые габариты транспортного средства" к Постановлению Правительства № 2200 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 правил дорожного движения Российской Федерации":

Длина
Одиночное транспортное средство - 12 метров
Прицеп - 12 метров
Автопоезд - 20 метров
Длина выступающего за заднюю точку габарита транспортного средства груза не должна превышать - 2 метра

Ширина
Все транспортные средства - 2,55 метра
Изотермические кузова транспортных средств - 2,6 метра

Высота
Все транспортные средства - 4 метра

Итак, требования по высоте и по ширине транспортного средства абсолютно не изменились. Просто теперь они располагаются в другом нормативном документе.

Что касается требований по длине, то они стали строже. С 8 апреля 2020 года кроме прочего значение имеют также длина одиночного транспортного средства и длина прицепа. Каждая из них не должна превышать 12 метров. В случае превышения транспортное средство считается крупногабаритным и должно соблюдать соответствующие правила перевозки.

Нужна ли желтая мигалка при сопровождении опасных грузов?

В заключение рассмотрим еще одно изменение законодательства, которое вызывает определенное недопонимание. Рассмотрим пункт 16 основных положений:

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются на транспортных средствах:

  • осуществляющих сопровождение транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы;

16. Проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета устанавливаются:

  • на транспортных средствах, осуществляющих сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов;

Обратите внимание на часть этого пункта, относящуюся к перевозке опасных грузов. В старой редакции говорилось о том, что желтые проблесковые маячки нужны на транспортных средствах, сопровождающих автомобиль с опасным грузом. В новой редакции говорится о том, что желтая мигалка нужна только самому автомобилю с опасным грузом, а про его сопровождение речь не идет.

Для сравнения рассмотрим пункт 3.4 ПДД:

3.4. Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:

  • сопровождение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов;

В этом пункте речь идет о том, что оранжевая мигалка нужна именно при сопровождении автомобиля, перевозящего опасные грузы. Так что можно предположить, что при обновлении пункта 16 Основных положений законодатели просто неверно составили формулировку.

Подводя итоги данной статьи, нужно сказать, что изменения от 8 апреля 2020 года скорее "косметические" и ничего принципиально нового в ПДД они не ввели.

Тем не менее предлагаю Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 мая 2021
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
9 апреля 2020 19:49
Ринат-16

Здравствуйте. можно вопрос, скажите пожалуйста у родственника есть частная фура, длина прицепа 14 метров, полностью сцепка составляет 17 метров, скажите автомобиль тоже относится к крупногабаритному транспортному средству и на него нужно разрешение..

12 апреля 2020 19:50
Максим

Ринат-16, здравствуйте.

К сожалению, я не могу точно ответить на Ваш вопрос. В Постановлении Правительства № 272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" указано лишь следующее:

Прицеп - 12 метров

Автопоезд - 20 метров

Никаких дополнительных комментариев и пояснений не дается. Ни по поводу расчета длины. Ни по поводу понятия прицеп. То есть из данного документа не понятно, нужно ли для каждого полуприцепа считать длину как для прицепа. Либо расчет производится только в составе транспортного средства.

В других нормативных документах мне также не удалось найти ничего конкретного по данному вопросу. Если такая информация появится, то статья будет дополнена.

Удачи на дорогах!

13 апреля 2020 08:07
Павел-114

Максим, здравствуйте! Как Вы считаете, с точки зрения законодательства относится ли ограничение длины 12 метров к полуприцепам? Заранее благодарю за ответ!

13 апреля 2020 08:14
Павел-114

В продолжении предыдущего своего комментария: вопрос снимаю, т.к. ответ на подобный вопрос прочитал в комментарии выше.

2 декабря 2020 15:48
Дмитрий-629

Здравствуйте, передвигался на самоходном кране колесном, KOMATSU LW250-5. Оформили как юридическое лицо, за негабарит по ширине 2.68 см. Т.к. сказали раз я ИП, то штраф на юрлицо. Разрешения на передвижение крана небыло. Прав ли инспектор? Что ждет меня в суде? Спасибо.

3 декабря 2020 18:06
Максим

Дмитрий-629, здравствуйте.

Разрешенный размер по ширине - 2,55 метра. Ширина Вашего крана - 2,68 метра. Превышение - 13 сантиметров.

То есть наказание может быть наложено по части 2 статьи 12.21.1 КоАП. Штраф для юридических лиц и ИП за данное нарушение составляет от 250 000 до 300 000 рублей.

Рекомендую Вам сходить в суд и раскаяться в данном нарушении. Это позволит судье выбрать минимальное наказание из предложенного коридора.

Кроме того, если у Вас есть возможность доказать, что ширина автомобиля не 2,68 метра, а 2,65 метра, то имеет смысл заняться этим вопросом. При превышении до 10 сантиметров штрафы гораздо меньше - от 100 000 до 150 000 рублей.

Удачи на дорогах!

6 марта 2021 17:13
Лариса-40

КрАЗ 260 колеса "лаптежник", правила движения по Федеральной трассе?

7 марта 2021 09:37
agrael09

Лариса-40, если не ошибаюсь то он негабарит, и вообще не может ездить по дорогам общего пользования

9 марта 2021 12:08
Максим

Лариса-40, правила дорожного движения не устанавливают отдельных правил для автомобилей "КрАЗ". Укажите, в чем именно Вы видите "нестандартность" данного автомобиля.

Удачи на дорогах!

13 марта 2021 12:23
МАН750

Здравствуйте,подскажите пожалуйста .Перевозка негабаритов относится к опасным груза

13 марта 2021 16:46
GDW nik

МАН750, нет. Под опасным грузом понимается перевозка веществ, которые могут нанести вред при разгерметизации упаковок, при аварии или случайном пролитии/высыпании: водителю, другим людям, природе.

18 марта 2021 16:42
agrael09

Максим, скорее всего имелась ввиду ширина автомобиля, которая превышает разрешенную

22 апреля 2021 06:55
Марина-157

Добрый день как вы считаете имеют право наказать собственника автокрана без всякого имеющегося на нем груза за передвижение по дорогам если у него только отклонение по нагрузке на ось, при этом это отклонение предусмотрено заводом изготовителем??

23 апреля 2021 09:35
GDW nik

без всякого имеющегося на нем груза за передвижение по дорогам если у него только отклонение по нагрузке на ось, при этом это отклонение предусмотрено заводом изготовителем??

Груза ещё нет - а отклонение по нагрузке уже есть?

27 апреля 2021 18:37
Максим

Марина-157, здравствуйте.

Отклонение по нагрузке ось от какого значения? От значения в документации крана? Или от значения, установленного дорожными знаками на данном участке дороги?

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев