Версия для печати

Перекресток с разделительной полосой. Выбор правильной траектории для разворота.

Перекресток с разделительной полосой. Выбор правильной траектории для разворота.

Добрый день, уважаемый читатель.

Как Вы, наверное, знаете, существует множество споров по поводу выбора правильной траектории для поворота или разворота на перекрестке с разделительной полосой. В статье "Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы" я уже затрагивал тему разворота на подобных перекрестках.

Ну а сегодня я хочу рассмотреть ту же самую ситуацию, но несколько с другой позиции, а именно с точки зрения обновленных 20 ноября 2010 года правил дорожного движения и обновленного 21 ноября 2010 года кодекса об административных правонарушениях.

Суть проблемы

Суть проблемы состоит в том, что многие водители не могут для себя решить, по какой траектории они будут выполнять поворот налево или разворот на перекрестке с разделительной полосой.

Существуют 2 возможных варианта:

Перекресток с разделительной полосой

На практике вариантов, конечно же, не два, а существенно больше, однако именно на двух из них мы остановимся подробнее.

Кроме того, водителей интересует, является ли разворот по меньшей траектории выездом на полосу встречного движения, за который предусмотрено наказание в виде лишения прав.

Рекомендуемое решение

Рекомендуемое решение было найдено еще в первой статье серии и заключается оно в том, что необходимо выполнить разворот по большей траектории, т.е. по траектории, обозначенной цифрой 2 на рисунке.

Прежде всего, это связано с тем, что проезд по меньшему радиусу в любом случае является нарушением правил дорожного движения, а именно пункта 8.6:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Безусловно, Вас заинтересует информация о том, что же такое сторона встречного движения. Это понятие дается в пункте 9.1 правил дорожного движения:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Таким образом, сторона проезжей части может существовать на любой проезжей части независимо от того, расположена ли проезжая часть в пределах перекрестка. Т.е. разворот по меньшей траектории в любом случае является нарушением и остается разобраться лишь в том, какое наказание предполагается за это нарушение.

Поэтому несмотря на то, что в некоторых случаях выполнить разворот по траектории 1 оказывается для водителя проще и быстрее, так поступать не следует.

Является ли перекресток частью дороги?

В комментариях к статье "Разворот на перекрестке с разделительной полосой. Правила и штрафы" читатели предполагали, что перекресток не является частью дороги, а следовательно, за проезд по малой траектории не может быть применено наказание в виде лишения прав.

Возможно до изменения правил дело обстояло именно так, однако новый пункт 9.2 правил дорожного движения эту ситуацию изменил:

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

В нем не совсем напрямую, но все же говориться о том, что перекресток является частью дороги.

Возможные наказания

Итак, мы определили, что разворот по меньшему радиусу является нарушением, теперь осталось лишь понять, какое наказание предусмотрено за этот маневр.

Необходимо найти статью в 12 главе кодекса об административных правонарушениях, которая бы предусматривала наказание за выезд на сторону встречного движения при повороте налево или развороте с нарушением правил дорожного движения. При этом дополнительных нарушений разметки или требований дорожных знаков не происходит.

Как бы это не было странно, но только единственная статья подходит под все вышеприведенные требования - часть 4 статьи 12.15:

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Так что изменение правил дорожного движения и КоАП не привело к изменению наказаний за рассматриваемое нарушение.

А какие возможные варианты по оправданию проезда по малому радиусу в рамках ПДД известны Вам?

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 27 января 2012

27 февраля 2014 01:22
Александр-18

П.8.6 ПДД говорит О ВЫЕЗДЕ С ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ. Проезжая часть (" - элемент дороги, предназначенный для движения...") каждой из пересекающихся дорог - на перекрёстке ОДНА, т.к. на перекрёстке нет разделительной полосы ("...разделяющей смежные проезжие части..."). Дорога имеет две смежные проезжие части только там, где имеется разделительная полоса. А там, где разделительная полоса заканчивается или прерывается (в т.ч. и на перекрёстке) - дорога имеет ОДНУ проезжую часть. Соответственно, только там, где появляется разделительная полоса (в т.ч. и за перекрёстком, что, кстати, бывает не всегда) - дорога снова имеет две смежные проезжие части. Доказательство: Обратите внимание, в определении "Перекрёсток" говорится, что проезжие части имеют "закругления", т.е. их края закругляются (а не продолжаются воображаемыми линиями далее через перекрёсток, как неверно предлагают в толкованиях к ПДД и в автошколах). Несложно понять, что, доходя до перекрёстка, края двух смежных проезжих частей (граничащие с разделительной полосой) закругляются и смыкаются, и две проезжие части сливаются в ОДНУ проезжую часть. Соответственно, на перекрёстке имеется только ОДНО ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПРОЕЗЖИХ ЧАСТЕЙ.

27 февраля 2014 10:43
sclar

Абсолютно согласен, только автошколы здесь ни при чём.

27 февраля 2014 17:38
Serpiph

Деление перекрёстка на несколько пересечений проезжих частей удобно тем, что на каждом из пересечений можно регламентировать разные правила движения без добавления кучи дополнительных знаков. Вот только это, действительно, очень и очень спорно с точки зрения законодательства.

28 февраля 2014 09:31
Yurets

Итак, мы определили, что разворот по меньшему радиусу является нарушением,

14 февраля 2016 22:29
Людмила-4

Если разделительная полоса (газон на вашем фото) заканчивается раньше чем начинается перекресток, то разворот осуществится по малому радиусу без выезда на перекресток, соответственно без нарушения ПДД. Если только там будет пешеходный переход и траектория пройдем по пеш. переходу, - водитель отделается штрафом 500 руб за разворот на пешеходном переходе. А если нет пешеходного перехода, то и нет нарушений. Вроде так получается. Выезда на встречку нет точно.

15 февраля 2016 01:44
Serpiph

Если разделительная полоса (газон на вашем фото) заканчивается раньше чем начинается перекресток, то разворот осуществится по малому радиусу без выезда на перекресток, соответственно без нарушения ПДД. Если только там будет пешеходный переход и траектория пройдем по пеш. переходу, - водитель отделается штрафом 500 руб за разворот на пешеходном переходе. А если нет пешеходного перехода, то и нет нарушений. Вроде так получается. Выезда на встречку нет точно.

Всё бы хорошо, но в зависимости от удалённости края разделительной полосы от пересечения проезжих частей он может войти в те самые закругления перекрёстка и тем самым нагреть хорошо водителя.

Идет добавление комментария