Версия для печати

Пересечение проезжих частей на перекрестке

Пересечение проезжих частей

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будут рассмотрены понятия перекресток и пересечение проезжих частей, используемые в правилах дорожного движения.

Границы перекрестка обычно не совпадают с границами пересечения проезжих частей. Кроме того, перекресток может включать в себя несколько пересечений.

На стандартных "квадратных" перекрестках найти границы не составит труда. Однако на сложном пересечении дорог ориентирование становится весьма не простой задачей. Ниже будут рассмотрены различные варианты пересечения дорог. Приступим.

Понятия перекресток и проезжая часть

Понятия перекресток и проезжая часть приведены в пункте 1.2 ПДД:

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Границы перекрестка. Чтобы определить границы перекрестка, нужно найти его центр. Обратите внимание, понятие центр перекрестка никак не расшифровывается, поэтому с его поиском могут возникнуть трудности. Если перекресток стандартный (квадртаный), то центр его находится в центре квадрата. С этим проблем не возникает. Если же перекресток имеет сложную конфигурацию (например, большая площадь, где соединяются несколько дорог под разными углами), то определить его центр не получится. Что делать в данном случае, правила не объясняют.

Далее, необходимо соединить противопложные, наиболее удаленные от центра начала закруглений проезжих частей. Фраза эта слишком сложна для понимания. Приведу ее развернутое объяснение.

Выберите одну из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Найдите закругления проезжих частей, относящиеся к этой дороге (их будет 2). У каждого из закруглений есть 2 начала (это точки, где закругление переходит в бордюр). Нужно взять по одной точке от каждого закругления. И это должны быть точки, которые находятся на границах выбранной проезжей части.

В общем, посмотрите на картинку. Границы стандартного перекрестка обозначены желтым.

Границы перекрестка

Пересечение проезжих частей. Данное понятие в правилах дорожного движения не расшифровано. При обучении правилам дорожного движения пересечение проезжих частей понимается следующим образом. Возьмите каждую из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Продолжите их на перекресток. Найдите места, где пересекаются 2 или более проезжих частей. Это и будет пересечением.

На рисунке выше пересечение проезжих частей обозначено синим цветом. В экзаменационных билетах ГИБДД под пересечением проезжих частей понимается именно эта фигура.

В рамках всех статей на pddmaster.ru также используется именно это значение.

Однако существует и альтернативная точка зрения на понятие "пересечение проезжих частей". Она будет рассмотрена в конце данной статьи.

Самый простой перекресток

Перейдем к рассмотрению разнообразных перекрестков. И первый на очереди - "самый простой перекресток":

Простой перекресток

Границы данного перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей.

Такой вариант на практике встретить довольно сложно, т.к. для удобства выполнения поворотов перекрестки снабжаются закруглениями.

Дорога с разделительной полосой

Еще один достаточно популярный вариант - одна из дорог имеет 2 проезжие части:

2 пересечения проезжих частей

Этот вариант можно встретить в экзаменационных билетах. Вопрос при этом звучит следующим образом: "Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?". В данном случае ответ очевиден - 2 пересечения проезжих частей (выделены синим).

Однако на практике у водителей зачастую возникает вопрос выбора правильной траектории для разворота на таком перекрестке. Подробнее об этом Вы можете узнать в статье "Разворот на перекрестке с разделительной полосой".

Выше были рассмотрены простые варианты перекрестков, на которых водители могут сориентироваться без проблем. Перейдем к более сложным.

Разделительная полоса на одной из дорог

Итак, на данном перекрестке только одна из дорог имеет разделительную полосу:

Разделительная полоса на одной дороге

Определить границы перекрестка в данном случае не сложно. А вот с пересечением проезжих частей возникают трудности.

Вариант 1:

Одно пересечение проезжих частей

Вариант 2:

Два пересечения проезжих частей

Любой из этих вариантов может иметь место. Что же делать на практике?

Исходите из того варианта, который является наихудшим для Вас в данной ситуации. Например, при повороте на перекрестке используйте вариант 2, т.е. с каждого из пересечений проезжих частей выезжайте на попутную полосу движения.

Если же Вы паркуете автомобиль рядом с перекрестком, то используйте вариант 1. И отсчитывайте 5 метров от "большого" пересечения проезжих частей.

Подобный подход позволит Вам в любом случае избежать штрафов ГИБДД.

Перекресток нескольких дорог

Еще один интересный перекресток - пересечение пяти дорог:

Пересечение пяти дорог

Этот перекресток интересен тем, что границы пересечения проезжих частей выходят за пределы перекрестка:

Пересечение пяти дорог

Обратите внимание, по рисунку кажется, что здесь только одно пересечение проезжих частей. Однако с другой стороны можно подумать, что здесь 3 пересечения проезжих частей, границы которых сливаются.

Еще раз напоминаю, что на практике нужно исходить из наихудшего варианта. Т.е. с каждого из пересечений проезжих частей нужно выезжать на попутную сторону движения.

Обратите внимание, выше были рассмотрены несколько перекрестков. Для лучшего понимая, все дороги пересекаются под прямыми углами, а сами рисунки симметричные. Т.е. определение границ перекрестков и пересечений проезжих частей при желании можно найти.

На практике многие перекрестки имеют более сложную структуру. Например, дороги могут пересекаться под разными углами. Образуются пересечения одновременно трех и более проезжих частей. Закругления проезжих частей могут иметь разный радиус. Все это создает сложности при ориентировании.

Водитель должен уметь находить границы перекрестка и пересечения проезжих частей, так как многие пункты правил связаны с этими понятиями.

Для пересечения проезжих частей:

  • При выезде оказаться на стороне попутного движения (8.6).
  • При въезде на дорогу с реверсивным движением оказаться на крайней правой полосе (9.8).
  • Остановка и стоянка запрещены ближе, чем в 5 метрах от пересечения (12.4, 12.5).
  • Знаки 3.18.1, 3.12.2, 4.1.1-4.1.6 действуют на пересечение проезжих частей.
    Знак 3.18.1 Поворот направо запрещенЗнак 3.18.2 Поворот налево запрещенЗнак 4.1.1 Движение прямоЗнак 4.1.2 Движение направо
    Знак 4.1.3 Движение налевоЗнак 4.1.4 Движение прямо или направоЗнак 4.1.5 Движение прямо или налевоЗнак 4.1.6 Движение направо или налево

Для перекрестка:

  • Пешеходы должны переходить дорогу на перекрестке по линии тротуаров или обочин (4.3).
  • Запрещено движение задним ходом (8.12).
  • Нужно выехать с перекрестка, независимо от сигнала светофора (13.7).
  • Уступить дорогу участникам дорожного движения при включении разрешающего сигнала светофора (13.8).
  • Знаки 5.15.1, 5.15.2 действуют на весь перекресток.
    Знак 5.15.1 Направления движения по полосамЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Одновременно для перекрестка и пересечения проезжих частей:

  • Запрещается выезжать, если образовался затор.
  • При запрещающем сигнале светофора нужно остановиться на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью.

Альтернативное понимание пересечения проезжих частей

В завершение данной статьи предлагаю рассмотреть альтернативный вариант понимания понятия "пересечение проезжих частей":

Пересечение проезжих частей

Обратите внимание на розовые уголки. Они предназначены для движения автомобилей, т.е. являются проезжими частями или частями одной проезжей части (понятие "проезжая часть" приведено выше).

При таком подходе получается, что границы перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей. А это ведет к тому, что водители по другому выполняют требования приведенных выше пунктов правил.

Еще раз подчеркну, что данная точка зрения является альтернативной. Не нужно на нее опираться при сдача экзаменов на права или спорах с сотрудниками ГИБДД.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 12 января 2016

17 июня 2016 09:43
1

Определение перекресток в наших ПДД не выдерживает никакой критики, например где сказано что началы закруглений нужно соединять по радиусу проезжей части!?, я вот считаю что нужно по прямой соединять, т.к. дорога это не только проезжая часть но и разделительные полосы, тротуары и т.д., а перекресток это прежде всего пересечение дорог, а не проезжих частей. И потом как определение перекрестка может в себе содержать само понятие перекресток...это все равно что "Перекресток - это бла бла бла перекресток..."! тупизм составителей налицо. Собственно где понятие пересечения проезжих частей? столько пунктов правил с ним связанно, а определения нет! Элементарно остановка на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью не создавая помех пешеходам, дак на некоторых перекрестках можно уехать метров на двадцать от светофора и стоять тупить если вдруг дублирующего нет. Или вообще не останавливаться на перекрестке на красный с большими радиусами под правый поворот, пересечения же нет перед о мной вот и еду дальше.

Но конечно ГИБДД и суды придерживаются тому что написано в ваше статье, чем и создают пагубную практику

Идет добавление комментария