Приоритет пешеходов при повороте на перекрестке, в жилой зоне, на остановке общественного транспорта

Приоритет пешехода на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующей статье серии "Пешеход глазами водителя" речь шла о том, почему не имеет смысла создавать ДТП с пешеходом и как лучше пропустить пешехода.

Сегодня рассмотрим несколько новых ситуаций с участием пешехода и автомобиля, а также выясним приоритет участников дорожного движения для каждой из них:

Когда нужно пропускать пешехода при повороте на перекрестке?

Довольно часто на дороге можно увидеть следующую ситуацию. Автомобили поворачивают налево на регулируемом перекрестке. При этом еще до того, как они завершили поворот, на перекрестке загорается зеленый сигнал пешеходного светофора. Поскольку пешеходы сразу же начинают идти по проезжей части, водители уступают им дорогу (как и должны сделать по правилам).

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

При этом есть несколько интересных моментов, которые водители зачастую упускают из виду.

Во-первых, при повороте водитель обязан уступить дорогу пешеходам во всех случаях. Даже если пешеходы переходят на красный свет или нарушают другие требования правил. И если случится ДТП с пешеходом при повороте автомобиля, то водитель будет виноват в любом случае. Хотя в некоторых случаях вторым виновником происшествия будет и пешеход.

Во-вторых, водители должны уступать дорогу именно пешеходам, а не пешеходным светофорам. К сожалению, некоторые водители этого не понимают и своими действиями создают пробки.

Остановка перед пустым пешеходным переходом

Рассмотрим пример. Водитель оранжевого автомобиля поворачивает налево, при этом на пересекаемой дороге загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов.

Ни одного пешехода на переходе нет. Но водитель ведь не лыком шит! Он ведь видит зеленый сигнал для пешеходов! Поэтому он дожидается, пока загорится красный пешеходный сигнал. Своим автомобилем он загораживает пересекаемую дорогу и не дает проехать другим автомобилям, образуется пробка.

Поэтому еще раз подчеркиваю, что пешеход - это человек, а не светофор. А пешеходный светофор предназначен только для пешеходов. Водитель вообще не должен на такой светофор обращать внимание, а уж тем более дожидаться его красного сигнала.

Приоритет пешеходов в жилой зоне

При движении во дворе или жилой зоне пешеход имеет преимущество перед автомобилями:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, при этом они не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения транспортных средств и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

В жилой зоне и при выезде из нее пешеходы имеют преимущество, а виновником практически любого наезда на пешехода становится водитель.

Посадка пешеходов в общественный транспорт

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло "Внимание, пассажир!", водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии - перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло "Внимание, пассажир!".

Посадка и высадка пешеходов - очередная ситуация, на которую следует обратить внимание. Ведь больше всего ДТП с участием пешеходов происходит именно на остановках общественного транспорта.

И это легко объяснимо. В современных городах львиная доля пешеходов идет на остановку или возвращается с нее.

Но есть и еще один фактор, способствующий увеличению количества ДТП на остановках. В общественном транспорте на протяжении многих лет "крутили" очень любопытную аудиозапись. "... Соблюдайте правила дорожного движения для пешеходов, а именно: переходите дорогу за троллейбусом или автобусом...". Многие пешеходы воспринимают это как призыв к действию и начинают переходить дорогу прямо на остановке.

Напомню, что пешеходы должны переходить дорогу по переходам (этот вопрос подробно рассмотрен в статье про пешеходные переходы). Тем не менее, в некоторых регионах рекламную запись крутили всего несколько лет назад. А многие пешеходы помнят ее и продолжают выполнять предложенные действия. То есть выходят из транспортного средства и ломятся через дорогу.

Поэтому остановка - одно из самых опасных мест для водителя. Опаснее остановки может быть только остановка, совмещенная с пешеходным переходом.

Вернемся к пункту 14.6 ПДД. На остановках маршрутных ТС нужно пропустить пешеходов идущих к или от транспорта со стороны дверей, а на остановках, совмещенных с переходами, нужно пропустить пешеходов, идущих в любых направлениях по переходу.

Посадка детей в специальный транспорт - особый случай, описанный в пункте 14.7 правил. В этой ситуации нужно пропустить пешеходов, идущих к транспортному средству с любой стороны:

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Штраф за непропущенного пешехода

Обратимся к статье 12.18 Кодекса об административных правонарушениях:

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.

Создание помех для пешеходов - достаточно накладное дело, т.к. стоит это нарушение от 1 500 до 2 500 рублей.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 20 июля 2023
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
16 января 2020 11:01
Дмитрий-563

"Даже если пешеходы переходят на красный свет или нарушают другие требования правил."

- а разве нарушители ПДД имеют преимущество? в первой статье цикла Вы сами приводили значение термина "уступить дорогу".

так какое преимущество имеет пешеход, в нарушение ПДД переходящий дорогу на запрещающий сигнал светофора?

я не призываю давить таких пешеходов, но вот сделать замечание, привлечь внимание подачей звукового сигнала (п.19.10. разрешает) ну или "газануть" погромче - будет вполне уместно.

а то на основании Вашей статьи некоторые делают в корне неправильные выводы.

было бы приятно получить Ваш комментарий.

17 января 2020 13:00
Максим

Дмитрий:

1. В данной статье ситуация рассмотрена с точки зрения водителя. А водитель должен при повороте уступить дорогу пешеходам в любом случае (даже если они идут на красный). Нарушение пешехода при этом не освобождает водителя от ответственности. И если произойдет ДТП, то часть вины за него будет на водителе (степень вины в итоге определит суд). То есть вероятность оказаться в тюрьме в этом случае есть. Поэтому нарушающим пешеходам имеет смысл уступить. То, что они нарушают, не дает водителю право тоже нарушать ПДД.

2. Пешеходный светофор не имеет отношения к водителям, так что при повороте нужно смотреть не на него, а на людей, которые находятся на проезжей части.

3. Если ту же ситуацию рассмотреть с точки зрения пешехода, то при переходе дороги на красный пешеход нарушает требования правил. То есть часть ответственности может оказаться и на пешеходе. Например, с него может быть взыскана стоимость ремонта автомобиля в случае ДТП.

По ситуации в целом. Если произойдет ДТП, где автомобиль поворачивал, а пешеход шел на красный, то к ответственности будут привечены и водитель, и пешеход, т.к. нарушение допустил каждый из них.

Удачи на дорогах!

3 февраля 2020 07:43
Дмитрий-563

Максим,

это все понятно - вопрос не в том, что бы давить. вопрос в том, что бы привлечь к ответственности.

получается, что пешеходы создают помеху движению транспорта, но мне в ответ опять звучит "водитель должен при повороте уступить дорогу пешеходам в любом случае (даже если они идут на красный)."

получается, что пешеходам можно все - ведь виноват всегда водитель.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев