Приоритет пешеходов при повороте на перекрестке, в жилой зоне, на остановке общественного транспорта

Пешеход глазами водителя

Добрый день, уважаемый читатель.

В предшествующей статье серии "Пешеход глазами водителя" речь шла о том, почему не имеет смысла создавать ДТП с пешеходом и как лучше пропустить пешехода.

Сегодня рассмотрим несколько новых ситуаций с участием пешехода и водителя:

Когда нужно пропускать пешехода при повороте на перекрестке?

Довольно часто на дороге можно увидеть следующую ситуацию. Автомобили поворачивают налево на регулируемом перекрестке. При этом еще до того, как они завершили поворот, на перекрестке загорается зеленый сигнал пешеходного светофора. Поскольку пешеходу сразу же начинают идти по дороге, водители уступают им дорогу (как и должны сделать по правилам).

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

При этом есть несколько интересных моментов, которые водители зачастую упускают из виду.

Во-первых, при повороте водитель обязан уступить всем переходящим дорогу пешеходам. Даже если пешеходы переходят на красный свет или нарушают другие требования правил. И если случится ДТП с пешеходом при повороте автомобиля, то водитель будет виноват в любом случае. Хотя в некотором случае будет вторым виновником будет и пешеход.

Во-вторых, водители должны уступать дорогу именно пешеходам. К сожалению, некоторые водители этого не понимают и своими действиями создают пробки.

Рассмотрим пример. Водитель поворачивает налево, при этом на пересекаемой дороге загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Ни одного пешехода на переходе нет. Но водитель ведь не лыком шит! Он ведь видит зеленый сигнал! Поэтому он дожидается, пока загорится красный пешеходный сигнал. Своим автомобилем он загораживает пересекаемую дорогу и не дает проехать другим автомобилям, образуется пробка.

Поэтому еще раз подчеркиваю, что пешеход - это человек, а не светофор. А пешеходный светофор предназначен только для пешеходов. Водитель вообще не должен на такой светофор обращать внимание, а уж тем более дожидаться его красного сигнала.

Приоритет пешеходов в жилой зоне

При движении во дворе или жилой зоне пешеход имеет преимущество перед автомобилями:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

В жилой зоне и при выезде из нее практически любой наезд на пешехода приведет к наказанию водителя.

Посадка пешеходов в общественный транспорт

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Посадка и высадка пешеходов - очередная ситуация, на которую следует обратить внимание. Ведь больше всего ДТП с участием пешеходов происходит именно на остановках общественного транспорта.

И это легко объяснимо. В современных городах львиная доля пешеходов идет на остановку или возвращается с нее. Но есть и еще один фактор, способствующий увеличению числа ДТП на остановках. В общественном транспорте на протяжении многих лет "крутили" очень любопытную аудиозапись. "... Соблюдайте правила дорожного движения для пешеходов, а именно: переходите дорогу за троллейбусом или автобусом...". Многие пешеходы воспринимают это как призыв к действию и начинают переходить дорогу прямо на остановке.

Напомню, что пешеходы должны переходить дорогу по переходам (этот вопрос подробно рассмотрен в статье про пешеходные переходы). Тем не менее в некоторых регионах запись продолжает существовать, а многие пешеходы выполняют предложенные действия, т.е. выходят из транспортного средства и ломятся через дорогу.

Поэтому остановка - одно из самых опасных мест для водителя. Опаснее остановки может быть только остановка, совмещенная с пешеходным переходом.

На остановках маршрутных ТС нужно пропустить пешеходов идущих к или от транспорта со стороны дверей, а на остановках, совмещенных с переходами, нужно пропустить пешеходов, идущих в любых направлениях по переходу.

Посадка детей в специальный транспорт - особый случай. При этом нужно пропустить пешеходов, идущих к транспортному средству с любой стороны:

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Штрафы за непропущенных пешеходов

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.

Создание помех для пешеходов - достаточно накладное дело, т.к. стоит это 1 500 - 2 500 рублей.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 9 марта 2010
Последнее обновление: 31 октября 2017
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев