Версия для печати

Пешеход глазами водителя. Часть 3. Поворот на перекрестке. Жилая зона. Остановки. Штрафы.

Пешеход глазами водителя

Добрый день, уважаемые читатели.

В предыдущей статье из серии "Пешеход глазами водителя" мы обсудили, почему невыгодно создавать ДТП с пешеходом и как лучше пропустить пешехода.

Сегодня рассмотрим несколько новых ситуаций, в которых участвуют пешеход и водитель: поворот на перекрестке, движение в жилой зоне, движение на остановках маршрутных транспортных средств.

Также рассмотрим и размер административного наказания за непропущенных пешеходов.

Когда нужно пропускать пешехода при повороте на перекрестке?

Рассмотрим поворот автомобиля на перекрестке.

Очень часто на дороге можно увидеть такую ситуацию: автомобили поворачивают налево, при этом, еще до того как они завершили поворот, на перекрестке загорается зеленый сигнал для пешеходов. Пешеходы ждать не будут, и поэтому водители уступают им дорогу (как и должны сделать по правилам).

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

Есть несколько интересных моментов, которые часто упускают из виду.

Во-первых, при повороте водитель обязан уступить всем переходящим дорогу пешеходам. Даже если пешеходы переходят на красный свет или нарушают другие правила. И если случится ДТП с пешеходом при повороте автомобиля, то водитель будет виноват в любом случае! Хотя в некотором случае будет виноват и пешеход тоже.

Во-вторых, водители должны уступать дорогу именно пешеходам. Почему-то очень многие водители этого не понимают и тем самым создают пробки.

Попытаюсь объяснить, почему так происходит. Водитель поворачивает налево, при этом на пересекаемой дороге загорается зеленый сигнал для пешеходов. Ни одного пешехода на переходе нет. Но водитель ведь не лыком шит! Он ведь видит зеленый сигнал! Поэтому водитель начинает дожидаться, пока загорится красный пешеходный сигнал. Своим автомобилем он загораживает пересекаемую дорогу и не дает проехать другим автомобилям, образуется пробка.

Почти каждый день наблюдаю такую ситуацию. Поэтому напоминаю, что пешеход - это человек, а не светофор. А пешеходный светофор предназначен только для пешеходов. Водитель вообще не должен на такой светофор обращать внимание, а уж тем более дожидаться его красного сигнала.

Дворы и жилая зона

Дворы и жилые зоны - место, в котором преимущество всегда имеют пешеходы:

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

В жилой зоне и при выезде из нее почти любое столкновение с пешеходом приведет к наказанию водителя.

Пешеходы садятся в транспорт

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Посадка и высадка пешеходов - очередной момент, на который нужно обратить внимание. Замечу, что больше всего ДТП с участием пешеходов происходит именно на остановках.

Это легко объяснимо: большинство пешеходов и идут к или от остановок. Но есть и еще один фактор, способствующий увеличению числа ДТП на остановках. В общественном транспорте крутят очень любопытную запись, которая гласит: "... Соблюдайте правила дорожного движения для пешеходов, а именно: переходите дорогу за троллейбусом или автобусом...". Честно говоря, такая запись меня удивила. Ведь пешеходы должны переходить дорогу по переходам (об этом подробно написано в статье: Правила пешехода на дороге. Часть 3. Где можно переходить проезжую часть?). Но, тем не менее, запись продолжает существовать, и многие пешеходы почему-то выполняют предписанные действия, т.е. выходят из транспортного средства и ломятся через дорогу.

Поэтому остановка - одно из самых опасных мест для водителя. Опаснее остановки только остановка, совмещенная с пешеходным переходом.

Так вот, на остановках нужно пропустить пешеходов идущих к или от транспорта со стороны дверей, а на остановках, совмещенных с переходами, нужно пропустить пешеходов, идущих в любых направлениях.

Посадка детей в специальный транспорт - особый случай, в котором нужно пропустить пешеходов, идущих к транспортному средству с любой стороны:

14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.

Штрафы за непропущенных пешеходов

Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Создание помех для пешеходов - достаточно накладное дело, т.к. стоит это 1 500 рублей.

Хотя такой штраф можно попытаться опротестовать. Создать помеху пешеходу - заставить его изменить направление или скорость движения. Поэтому для того, чтобы такой штраф был выписан, необходимо, чтобы пешеход изменил направление или скорость движения. Но если пешеход прибавил в скорости, потому что хотел успеть на трамвай (в театр или на учебу), то это еще не повод выписывать штраф водителю. Поэтому необходимо, чтобы сам пешеход сказал, что водитель создал ему помеху.

Если Вам выписывают штраф за непропущенного пешехода: "Нарушил пункт 13.1. Заставил пешехода остановиться", можно не подписывать бумагу, а написать: "Пункт 13.1 не нарушал. Помех пешеходу не создавал. Пешеход остановился, поскольку у него зачесался нос".

А вообще водителям и пешеходам следует мирно уживаться на дорогах, и тогда у всех будет меньше проблем. Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 29 августа 2013

30 сентября 2014 10:31
Павел-18

Здравствуйте, Максим.

Насколько я помню, запись в общественном транспорте звучит так: "Соблюдайте правила дорожного движения. Троллейбус и автобус обходите сзади, а трамвай - спереди." Т.е. есть отдельное требование соблюдать ПДД и отдельное правило "обхода" общественного транспорта. Это правило объясняется просто. Aвтобусы и троллейбусы останавливаются у края проезжей части, а трамвай - по центру. Пешеход обходит автобус/троллейбус в направлении от края проезжей части к центру, и нужно чтобы водители попутных транспортных средств увидели его заранее - поэтому обходим сзади. А пешеход обходящий трамвай, пересекает центр проезжей части и выходит на "встречку" - нужно чтобы трамвай не загораживал обзор водителям встречных транспортных средств (и в первую очередь - встречному трамваю) - поэтому обходим спереди.

30 сентября 2014 18:17
wowick

Этот маразм вдалбливается с детства уже многим поколениям людей в гондурасе!!! А на самом деле ПДД уже давным давно говорят, что не надо обходить МТС ни с переди, ни сзади. А надо идти до ближайшего пешеходного перехода, и там переходить на противоположную сторону дороги!!!

Идет добавление комментария