Границы железнодорожного переезда
Добрый день, уважаемый читатель.
Перед Вами первая статья серии "Правила проезда железнодорожного переезда", в которой рассмотрены правила дорожного движения, регламентирующие проезд железнодорожных путей в различных ситуациях.
В первую очередь хочу напомнить том, что ДТП на железнодорожных переездах происходят гораздо чаще, чем предполагают большинство водителей.
Например, в прошлом году произошло 260 столкновений с поездами.
По сравнению с количеством столкновений между автомобилями это совсем немного, однако дорожно-транспортные происшествия с участием поезда всегда имеют очень тяжелые последствия как для автомобиля, так и для находящихся в нем людей. Поэтому ж/д переезды заслуживают особого внимания.
В крупных городах пересечения с железными дорогами стараются организовать в виде безопасных путепроводов. Поэтому железнодорожные переезды встречаются не очень часто и многие водители со временем забывают, каким образом их нужно правильно проезжать. Так что рекомендую Вам прочитать все статьи серии "Правила проезда железнодорожного переезда" для освежения знаний.
В этой статье рассмотрены следующие вопросы:
Какие знаки устанавливают перед переездом?
Для того, чтобы сообщить водителю, что он приближается к железнодорожному переезду, в правилах дорожного движения используются специальные знаки:
1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом".
1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума".
Знак 1.1 обозначает, что автомобиль приближается к железнодорожному переезду со шлагбаумом, знак 1.2 - к железнодорожному переезду без шлагбаума.
У знаков 1.1 и 1.2 есть одна важная особенность - вне населенных пунктов они устанавливаются дважды. Это обусловлено тем, что железнодорожный переезд следует проезжать особо внимательно.
- Первый знак устанавливается на расстоянии 150 - 300 метров от переезда.
- Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 метров.
Т.е. при подъезде к железнодорожному переезду Вы сначала попадаете в зону действия первого знака, а затем в зону действия второго.
На территории населенных пунктов единственный знак 1.1 или 1.2 устанавливается на расстоянии 50 - 100 метров до переезда.
Кроме приведенных выше знаков 1.1 и 1.2 перед железнодорожным переездом за городом могут быть установлены знаки 1.4.1 - 1.4.6:
1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду". Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.
Эти знаки устанавливаются для информирования водителя о приближении к железнодорожному переезду. Количество полос на знаке показывает, насколько близко к переезду находится водитель. Чем меньше полос на знаке - тем ближе переезд.
В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 знак с 3 полосами устанавливается вместе с первым знаком "железнодорожный переезд", а знак с 1 полосой вместе со вторым знаком "железнодорожный переезд". Знак с 2 полосами устанавливается в середине между 1 и 2 знаками "железнодорожный переезд".
Если произвести несложные расчеты, то можно определить, что знак с 3 полосами располагается на расстоянии 150 метров, знак с 2 полосами на расстоянии 100 метров, а знак с 1 полосой на расстоянии 50 метров от железнодорожных путей:
Знак | Расстояние в населенном пункте | Расстояние вне населенного пункта |
50 - 100 м | 150 - 300 м | |
не используется | 150 - 300 м | |
не используется | 100 - 175 м | |
не используется | 50 м | |
не используется | 50 м |
Каждый из перечисленных знаков обозначает границы отдельной зоны, в которой действуют собственные пункты правил дорожного движения. Об этом речь идет в следующей статье серии.
Отмечу, что в населенных пунктах знаки 1.4.1 - 1.4.6 не устанавливаются, поэтому перед железнодорожными переездами в городах существуют лишь две зоны (до знака "железнодорожный переезд" и после него).
Границы железнодорожного переезда
Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом
Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом определить достаточно просто. Они обозначаются самими шлагбаумами, расположенными с разных сторон от переезда.
Границы железнодорожного переезда без шлагбаума
Для обозначения границ железнодорожного переезда без шлагбаума существуют специальные знаки, которые устанавливаются с разных сторон от переезда:
1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога". Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 - с одним путем, 1.3.2 - с двумя путями и более.
Ориентируясь по этим знакам можно определить границы переезда.
Каждый водитель должен уметь находить границы железнодорожного переезда, т.к. эти границы образуют еще одну зону (самую опасную), в которой нужной соблюдать дополнительные требования правил дорожного движения. Однако о них речь пойдет в следующей статье.
Удачи на дорогах!
Есть два разных подхода к определению границ ж/д переезда.
ПЕРВЫЙ (официальный и правильный).
В ФЗ №-257 "Об автомобильных дорогах …" границы железнодорожных переездов определены так:
"…до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства…".
Это же косвенно подтверждает и п.15.4 ПДД:
"В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса".
ВТОРОЙ (неофициальный, но удобный).
ФЗ-257 и ПДД, конечно же, уважаемые документы, но для бестолковых водителей такое определение неудачно. Отсчитывать каждый раз эти самые 10 метров от рельса – дело грустное.
Во многих ведомственных РД МПС РФ, например, в "Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России" было дано такое определение:
Граница переезда. Со стороны автомобильной дороги - линия, пересекающая автомобильную дорогу по оси шлагбаумов, а где их нет - по оси установки дорожных знаков 1.3.1 , 1.3.2 . Со стороны железнодорожного пути (путей) - линия, пересекающая путь (пути) на расстоянии 50 м в обе стороны от концов настила переезда.
Подтверждают такой подход и "Комментарии к ПДД" под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта Кирьянова В.Н. Там сказано: "Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2".
=========
Уважаемые авторы.
Вы, я так понял, придерживаетесь второго (удобного) подхода к определению границ ж/д переезда.
А как же быть с высшим руководящим документом - ФЗ?
Александр-921, Вы хотите решить какую-то практическую проблему в данном случае?
Для обозначения границ переездов существуют знаки 1.3.1 и 1.3.2:
1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога". Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 - с одним путем, 1.3.2 - с двумя путями и более.
ГОСТ Р 52289-2004 позволяет устанавливать указанные знаки на расстоянии 6-10 м.
5.2.6 Знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" и 1.3.2 "Многопутная железная дорога" устанавливают перед всеми железнодорожными переездами без шлагбаума соответственно через железную дорогу с одним или двумя и более путями. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки устанавливают на одной опоре со светофором, а при ее отсутствии - на расстоянии 6-10 м до ближнего рельса.
Знаки устанавливают на расстоянии 10 метров. Никакого противоречия при этом между Вашими вариантами не возникает, а водителям ничего отсчитывать не нужно.
Удачи на дорогах!
"...Для обозначения границ переездов существуют знаки 1.3.1 и 1.3.2..."
- откуда у вас слово =границ= ?
Эти знаки никакого отношения к определению ГРАНИЦ не имеют. Они просто обозначают ж/д переезд.
А в ГОСТе вообще сказано , что эти знаки просто "...Устанавливают перед всеми железнодорожными переездами...".
И ничего более.
======================
иВы хотите решить какую-то практическую проблему в данном случае?
водителям ничего отсчитывать не нужно.
Да, считаю, что это совершенно практический вопрос. И отсчитывать метры будет не водитель, а ИПДС.
В чем опасность такого вашего неточного подхода для водителя.
Если перед ж/д переездом установлен шлагбаума, или знак 2.5 "Движение без остановки запрещено", или нанесена разметка 1.12 "Стоп-линия", то у водителя нет сложностей с выбором места оста-новки. А вот если установлен только один из знаков 1.3.1 , 1.3. 2 , то водитель, скорее всего остановится именно перед ним. И если этот знак установлен строго по правилам (см.выше) на расстоянии всего 6 метров от ближайшего рельса, то это будет прямое нарушение требований п.15.4 ПДД и ►►ст.12.10, ч.1 – штраф 1000 Р или лишение прав до 6 мес., повторно – лишение прав до 1 года (ст.12.10, ч.3) без эвакуации!!!
А суд в своем решении будет руководствоваться в первую очередь именно ФЗ, а не ПДД и не частным мнением Кирьянова.
=============
С уважением к вашему мнению...
"...Для обозначения границ переездов существуют знаки 1.3.1 и 1.3.2..."
- откуда у вас слово =границ= ?
Эти знаки никакого отношения к определению ГРАНИЦ не имеют. Они просто обозначают ж/д переезд.
А в ГОСТе вообще сказано , что эти знаки просто "...Устанавливают перед всеми железнодорожными переездами...".
Александр-921, если знак устанавливается перед переездом (именно так написано в ГОСТ), то это означает, что переезд полностью расположен за знаком. То есть остановка перед знаком гарантирует, что Вы не на переезде.
Что касается описанной Вами ситуации с сотрудниками ГИБДД, которые измеряют расстояние от рельсов до автомобиля. Она теоретическая? Ни разу водители не писали о подобных проблемах. Не исключаю, что такая ситуация на практике может сложиться. Однако это будет скорее исключением.
В любом случае, если хотите перестраховаться, остановитесь подальше. Правила этого не запрещают.
Удачи на дорогах!
-если знак устанавливается перед переездом (именно так написано в ГОСТ), то это означает, что переезд полностью расположен за знаком. То есть остановка перед знаком гарантирует, что Вы не на переезде.
неправда ваша.
Если знак установлен вполне законно на расстоянии 6 метров от рельсов, то он находится уже в границах переезда.
==============
Я это всё к тому, что нормодателям надо было почитать законодателей и при редактировании ГОСТа привести п.5.2.6 в соответствии с ФЗ.
Обидно то, что и ГОСТ Р 52289 и ФЗ-257 вышли из под пера одного нашего министерства транспорта РФ.
Если знак установлен вполне законно на расстоянии 6 метров от рельсов, то он находится уже в границах переезда.
Откуда такой вывод? Переезд - сразу ЗА знаком.
Откуда такой вывод? Переезд - сразу ЗА знаком.
Читаем Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", а в нём ст.21,п.2.
Это же косвенно подтверждает и п.15.4 ПДД:
"В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса".
Александр-921, в указанной статье речь идёт об обязанностях должностных лиц по оборудованию и содержанию жд переездов. И, между прочим, указаны границы жд переезда. Не уверен, что судья будет руководствоваться именно этим определением жд переезда - в отношении водителя, остановившегося перед знаком, но ближе чем 10 м. Игнорируя, при этом, описание предупреждающих знаков из ПДД.
Согласен, раз уж обязали остановиться за 10 м, то и знак надо установить никак не ближе.
Подозреваю, что ФЗ и ГОСТ в Министерстве составляются по тому же алгоритму, как и составлялось письмо дяди Фёдора из Простоквашино родителям.
"Если произвести несложные расчеты, то можно определить, что знак с 3 полосами располагается на расстоянии 150 метров, знак с 2 полосами на расстоянии 100 метров, а знак с 1 полосой на расстоянии 50 метров от железнодорожных путей:"
В приведенной ниже таблице-картинке, по моему, есть неточность - исправьте, пожалуйста. Знак 1.2 - повторяется дважды.
Игорь-221, в данном случае все верно. Знак 1.2. Вне населенных пунктов дублируется.
Приложение 1. Дорожные знаки. 1. Предупреждающие знаки:
Вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 повторяются. Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 м до начала опасного участка. Знаки 1.23 и 1.25 повторяются и в населенных пунктах непосредственно в начале опасного участка.
Удачи на дорогах!
Пролистал около 15 мусорных ссылок в гугле прежде, чем нашел адекватное объяснение, спасибо!
Alex-22, спасибо за Ваш отзыв!