Границы железнодорожного переезда

Железнодорожный переезд

Добрый день, уважаемый читатель.

Перед Вами первая статья серии "Правила проезда железнодорожного переезда", в которой рассмотрены правила дорожного движения, регламентирующие проезд железнодорожных путей в различных ситуациях.

В первую очередь хочу напомнить том, что ДТП на железнодорожных переездах происходят гораздо чаще, чем предполагают большинство водителей.

Например, в прошлом году произошло 260 столкновений с поездами.

По сравнению с количеством столкновений между автомобилями это совсем немного, однако дорожно-транспортные происшествия с участием поезда всегда имеют очень тяжелые последствия как для автомобиля, так и для находящихся в нем людей. Поэтому ж/д переезды заслуживают особого внимания.

В крупных городах пересечения с железными дорогами стараются организовать в виде безопасных путепроводов. Поэтому железнодорожные переезды встречаются не очень часто и многие водители со временем забывают, каким образом их нужно правильно проезжать. Так что рекомендую Вам прочитать все статьи серии "Правила проезда железнодорожного переезда" для освежения знаний.

В этой статье рассмотрены следующие вопросы:

Приступим.

Какие знаки устанавливают перед переездом?

Знаки перед переездом

Для того, чтобы сообщить водителю, что он приближается к железнодорожному переезду, в правилах дорожного движения используются специальные знаки:

1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом".

Знак 1.1 Железнодорожный переезд со шлагбаумом

1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума".

Знак 1.2 Железнодорожный переезд без шлагбаума

Знак 1.1 обозначает, что автомобиль приближается к железнодорожному переезду со шлагбаумом, знак 1.2 - к железнодорожному переезду без шлагбаума.

У знаков 1.1 и 1.2 есть одна важная особенность - вне населенных пунктов они устанавливаются дважды. Это обусловлено тем, что железнодорожный переезд следует проезжать особо внимательно.

  • Первый знак устанавливается на расстоянии 150 - 300 метров от переезда.
  • Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 метров.

Т.е. при подъезде к железнодорожному переезду Вы сначала попадаете в зону действия первого знака, а затем в зону действия второго.

На территории населенных пунктов единственный знак 1.1 или 1.2 устанавливается на расстоянии 50 - 100 метров до переезда.

Кроме приведенных выше знаков 1.1 и 1.2 перед железнодорожным переездом за городом могут быть установлены знаки 1.4.1 - 1.4.6:

1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду". Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.

Знак 1.4.1 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.2 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.3 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.4 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.5 Приближение к железнодорожному переездуЗнак 1.4.6 Приближение к железнодорожному переезду

Эти знаки устанавливаются для информирования водителя о приближении к железнодорожному переезду. Количество полос на знаке показывает, насколько близко к переезду находится водитель. Чем меньше полос на знаке - тем ближе переезд.

В соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 знак с 3 полосами устанавливается вместе с первым знаком "железнодорожный переезд", а знак с 1 полосой вместе со вторым знаком "железнодорожный переезд". Знак с 2 полосами устанавливается в середине между 1 и 2 знаками "железнодорожный переезд".

Если произвести несложные расчеты, то можно определить, что знак с 3 полосами располагается на расстоянии 150 метров, знак с 2 полосами на расстоянии 100 метров, а знак с 1 полосой на расстоянии 50 метров от железнодорожных путей:

ЗнакРасстояние в населенном пунктеРасстояние вне населенного пункта
Знак 1.2 Железнодорожный переезд без шлагбаума50 - 100 м150 - 300 м
Знак 1.4.1 Приближение к железнодорожному переездуне используется150 - 300 м
Знак 1.4.2 Приближение к железнодорожному переездуне используется100 - 175 м
Знак 1.2 Железнодорожный переезд без шлагбаумане используется50 м
Знак 1.4.3 Приближение к железнодорожному переездуне используется50 м

Каждый из перечисленных знаков обозначает границы отдельной зоны, в которой действуют собственные пункты правил дорожного движения. Об этом речь идет в следующей статье серии.

Отмечу, что в населенных пунктах знаки 1.4.1 - 1.4.6 не устанавливаются, поэтому перед железнодорожными переездами в городах существуют лишь две зоны (до знака "железнодорожный переезд" и после него).

Границы железнодорожного переезда

Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом

Переезд со шлагбаумом

Границы железнодорожного переезда со шлагбаумом определить достаточно просто. Они обозначаются самими шлагбаумами, расположенными с разных сторон от переезда.

Границы железнодорожного переезда без шлагбаума

Переезд без шлагбаума

Для обозначения границ железнодорожного переезда без шлагбаума существуют специальные знаки, которые устанавливаются с разных сторон от переезда:

1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога". Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 - с одним путем, 1.3.2 - с двумя путями и более.

Знак 1.3.1 Однопутная железная дорогаЗнак 1.3.2 Многопутная железная дорога

Ориентируясь по этим знакам можно определить границы переезда.

Каждый водитель должен уметь находить границы железнодорожного переезда, т.к. эти границы образуют еще одну зону (самую опасную), в которой нужной соблюдать дополнительные требования правил дорожного движения. Однако о них речь пойдет в следующей статье.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 апреля 2019
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
21 марта 2020 21:30
Александр-921

Есть два разных подхода к определению границ ж/д переезда.

ПЕРВЫЙ (официальный и правильный).

В ФЗ №-257 "Об автомобильных дорогах …" границы железнодорожных переездов определены так:

"…до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства…".

Это же косвенно подтверждает и п.15.4 ПДД:

"В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса".

ВТОРОЙ (неофициальный, но удобный).

ФЗ-257 и ПДД, конечно же, уважаемые документы, но для бестолковых водителей такое определение неудачно. Отсчитывать каждый раз эти самые 10 метров от рельса – дело грустное.

Во многих ведомственных РД МПС РФ, например, в "Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России" было дано такое определение:

Граница переезда. Со стороны автомобильной дороги - линия, пересекающая автомобильную дорогу по оси шлагбаумов, а где их нет - по оси установки дорожных знаков 1.3.1 , 1.3.2 . Со стороны железнодорожного пути (путей) - линия, пересекающая путь (пути) на расстоянии 50 м в обе стороны от концов настила переезда.

Подтверждают такой подход и "Комментарии к ПДД" под общей редакцией Главного Инспектора БДД генерал-лейтенанта Кирьянова В.Н. Там сказано: "Запрещение разворота распространяется на весь железнодорожный переезд, границами которого являются шлагбаумы, а если их нет – дорожные знаки 1.3.1 или 1.3.2".

=========

Уважаемые авторы.

Вы, я так понял, придерживаетесь второго (удобного) подхода к определению границ ж/д переезда.

А как же быть с высшим руководящим документом - ФЗ?

24 марта 2020 18:05
Максим

Александр-921, Вы хотите решить какую-то практическую проблему в данном случае?

Для обозначения границ переездов существуют знаки 1.3.1 и 1.3.2:

1.3.1 "Однопутная железная дорога", 1.3.2 "Многопутная железная дорога". Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 - с одним путем, 1.3.2 - с двумя путями и более.

ГОСТ Р 52289-2004 позволяет устанавливать указанные знаки на расстоянии 6-10 м.

5.2.6 Знаки 1.3.1 "Однопутная железная дорога" и 1.3.2 "Многопутная железная дорога" устанавливают перед всеми железнодорожными переездами без шлагбаума соответственно через железную дорогу с одним или двумя и более путями. При наличии на переезде светофорной сигнализации знаки устанавливают на одной опоре со светофором, а при ее отсутствии - на расстоянии 6-10 м до ближнего рельса.

Знаки устанавливают на расстоянии 10 метров. Никакого противоречия при этом между Вашими вариантами не возникает, а водителям ничего отсчитывать не нужно.

Удачи на дорогах!

25 марта 2020 20:49
Александр-921

"...Для обозначения границ переездов существуют знаки 1.3.1 и 1.3.2..."

- откуда у вас слово =границ= ?

Эти знаки никакого отношения к определению ГРАНИЦ не имеют. Они просто обозначают ж/д переезд.

А в ГОСТе вообще сказано , что эти знаки просто "...Устанавливают перед всеми железнодорожными переездами...".

И ничего более.

======================

Вы хотите решить какую-то практическую проблему в данном случае?

и

водителям ничего отсчитывать не нужно.

Да, считаю, что это совершенно практический вопрос. И отсчитывать метры будет не водитель, а ИПДС.

В чем опасность такого вашего неточного подхода для водителя.

Если перед ж/д переездом установлен шлагбаума, или знак 2.5 "Движение без остановки запрещено", или нанесена разметка 1.12 "Стоп-линия", то у водителя нет сложностей с выбором места оста-новки. А вот если установлен только один из знаков 1.3.1 , 1.3. 2 , то водитель, скорее всего остановится именно перед ним. И если этот знак установлен строго по правилам (см.выше) на расстоянии всего 6 метров от ближайшего рельса, то это будет прямое нарушение требований п.15.4 ПДД и ►►ст.12.10, ч.1 – штраф 1000 Р или лишение прав до 6 мес., повторно – лишение прав до 1 года (ст.12.10, ч.3) без эвакуации!!!

А суд в своем решении будет руководствоваться в первую очередь именно ФЗ, а не ПДД и не частным мнением Кирьянова.

=============

С уважением к вашему мнению...

15 апреля 2020 18:07
Максим

"...Для обозначения границ переездов существуют знаки 1.3.1 и 1.3.2..."

- откуда у вас слово =границ= ?

Эти знаки никакого отношения к определению ГРАНИЦ не имеют. Они просто обозначают ж/д переезд.

А в ГОСТе вообще сказано , что эти знаки просто "...Устанавливают перед всеми железнодорожными переездами...".

Александр-921, если знак устанавливается перед переездом (именно так написано в ГОСТ), то это означает, что переезд полностью расположен за знаком. То есть остановка перед знаком гарантирует, что Вы не на переезде.

Что касается описанной Вами ситуации с сотрудниками ГИБДД, которые измеряют расстояние от рельсов до автомобиля. Она теоретическая? Ни разу водители не писали о подобных проблемах. Не исключаю, что такая ситуация на практике может сложиться. Однако это будет скорее исключением.

В любом случае, если хотите перестраховаться, остановитесь подальше. Правила этого не запрещают.

Удачи на дорогах!

18 апреля 2020 19:14
Александр-921

если знак устанавливается перед переездом (именно так написано в ГОСТ), то это означает, что переезд полностью расположен за знаком. То есть остановка перед знаком гарантирует, что Вы не на переезде.

-

неправда ваша.

Если знак установлен вполне законно на расстоянии 6 метров от рельсов, то он находится уже в границах переезда.

==============

Я это всё к тому, что нормодателям надо было почитать законодателей и при редактировании ГОСТа привести п.5.2.6 в соответствии с ФЗ.

Обидно то, что и ГОСТ Р 52289 и ФЗ-257 вышли из под пера одного нашего министерства транспорта РФ.

20 апреля 2020 11:01
GDW nik

Если знак установлен вполне законно на расстоянии 6 метров от рельсов, то он находится уже в границах переезда.

Откуда такой вывод? Переезд - сразу ЗА знаком.

21 апреля 2020 17:08
Александр-921

Откуда такой вывод? Переезд - сразу ЗА знаком.

Читаем Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", а в нём ст.21,п.2.

Это же косвенно подтверждает и п.15.4 ПДД:

"В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линии, знака 2.5 или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса".

21 апреля 2020 20:09
GDW nik

Александр-921, в указанной статье речь идёт об обязанностях должностных лиц по оборудованию и содержанию жд переездов. И, между прочим, указаны границы жд переезда. Не уверен, что судья будет руководствоваться именно этим определением жд переезда - в отношении водителя, остановившегося перед знаком, но ближе чем 10 м. Игнорируя, при этом, описание предупреждающих знаков из ПДД.

Согласен, раз уж обязали остановиться за 10 м, то и знак надо установить никак не ближе.

Подозреваю, что ФЗ и ГОСТ в Министерстве составляются по тому же алгоритму, как и составлялось письмо дяди Фёдора из Простоквашино родителям.

16 июня 2020 16:53
Игорь-221

"Если произвести несложные расчеты, то можно определить, что знак с 3 полосами располагается на расстоянии 150 метров, знак с 2 полосами на расстоянии 100 метров, а знак с 1 полосой на расстоянии 50 метров от железнодорожных путей:"

В приведенной ниже таблице-картинке, по моему, есть неточность - исправьте, пожалуйста. Знак 1.2 - повторяется дважды.

16 июня 2020 19:37
Максим

Игорь-221, в данном случае все верно. Знак 1.2. Вне населенных пунктов дублируется.

Приложение 1. Дорожные знаки. 1. Предупреждающие знаки:

Вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 повторяются. Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 м до начала опасного участка. Знаки 1.23 и 1.25 повторяются и в населенных пунктах непосредственно в начале опасного участка.

Удачи на дорогах!

2 марта 2023 20:09
Alex-22

Пролистал около 15 мусорных ссылок в гугле прежде, чем нашел адекватное объяснение, спасибо!

2 марта 2023 23:23
Максим

Alex-22, спасибо за Ваш отзыв!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев