Фиксация чужих нарушений через приложение Госуслуг

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Приложение для фиксации нарушений

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который упрощает порядок наложения штрафов в случае фиксации нарушений другими водителями.

В настоящее время водитель может записать нарушение на видеорегистратор и отправить запись на рассмотрение в ГИБДД. Данная процедура подробно рассмотрена в статье "Как сообщить о нарушении". Однако существующий порядок довольно сложен. Например, сотрудники ГИБДД вызывают для разбирательства и автора видео, и нарушителя. Рассматриваемый сегодня законопроект должен существенно упростить эту процедуру:

Проект Федерального закона "О внесении изменений в КоАП"

07.02.2019 Законопроект №291354-7 принят Государственной Думой в первом чтении.

Список нарушений, фиксируемых через приложение

В первую очередь рассмотрим перечень нарушений, за которые штраф будет накладываться по фотографиям или видео очевидцев. Часть 1 статьи 2.61:

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

1. К административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации ,совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств,
имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или работающих в автоматическом режиме средств фото- и киносъемки,
видеозаписи, а за административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 12.10, частями 1 и 3 статьи 12.12, частью 2 статьи 12.13, частями 2 и 3 статьи 12.14, частями 4 и 5 статьи 12.15, частями 1 - 5 статьи 12.16, частями 11 и 12 статьи 12.17, статьей 12.18, статьей 12.19 настоящего Кодекса, - в случае их фиксации гражданами, зарегистрированными в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи и специализированное программное обеспечение, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Статья КоАПНарушение
12.10
части 1 и 3
Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде
12.12
части 1 и 3
Проезд на красный сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика
12.13
часть 2
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству на перекрестке
12.14
часть 2
Нарушение правил разворота или движения задним ходом
12.14
часть 3
Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения
12.15
части 4 и 5
Выезд на встречную полосу или встречные трамвайные пути
12.16 части 1 - 5Нарушение требований дорожных знаков или разметки (кроме знаков, запрещающих движение грузовиков)
12.17
части 11 и 12
Движение по выделенной полосе для общественного транспорта
12.18Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
12.19Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

Обратите внимание, перечень нарушений, которые смогут фиксировать граждане (водители), строго ограничен. Тем не менее, в этот список попали нарушения правил остановки и стоянки (в том числе на местах для инвалидов), а также движение по обочинам. Именно эти нарушения вызывают наибольшую неприязнь у водителей.

Однако некоторые нарушения не попали в приведенный перечень. Например, нарушение правил движения в жилых зонах (статья 12.28 КоАП). Довольно часто жители домов жалуются, что во дворах паркуются грузовые автомобили, хотя это и запрещено правилами. К сожалению, для данного нарушения законопроект не предусматривает упрощенной схемы привлечения водителя к ответственности.

Приложение для фиксации нарушений водителями

В рассмотренной выше части 1 статьи 2.61 речь идет о специализированном программном обеспечении, которое должно использоваться для фиксации правонарушений. Данное понятие подробно рассматривается в новом примечании:

Примечание. Под специализированным программным обеспечением в настоящей статье понимается программное обеспечение, являющееся составной частью Единого портала государственных и муниципальных услуг и посредством использования единой системы идентификации и аутентификации обеспечивающее идентификацию лица, имеющего подтвержденную учетную запись в ней, зафиксировавшего административное правонарушение и направившего видеозапись, получение сведений о времени и месте фиксации административного правонарушения, конфиденциальность и целостность видеозаписи и ее передачу с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включающей Единых портал государственных и муниципальных услуг, в информационную систему обеспечения деятельности органа, должностное лицо которого уполномочено рассматривать дело об административном правонарушении.

Порядок создания и функционирования специализированного программного обеспечения определяется Правительством Российской Федерации.

Итак, нарушение должно быть зафиксировано специальным приложением портала Госуслуг. В настоящее время приложение, о котором идет речь, не существует и его разработка начнется только после того, как данный законопроект будет принят.

Обратите внимание, приложение кроме всего прочего должно будет фиксировать место правонарушения. Т.е. использовать его в любом случае будет возможно только на устройствах, имеющих модуль ГЛОНАСС или GPS.

Кроме того, приложение является дополнительным программным обеспечением, которое нужно будет установить на устройство. Скорее всего варианты приложения будут разработаны для популярных операционных систем Android и iOS, т.е. на смартфонах их использование не вызовет проблем.

А вот установка дополнительного программного обеспечения на обычные видеорегистраторы, размещенные в автомобилях, вызывает серьезные вопросы. Большинство моделей видеорегистраторов вообще не предусматривает возможности установки дополнительного ПО. Так что и приложение на них использовать не удастся. Скорее всего производители различных устройств со временем добавят возможность установки приложения, если эта функция будет востребована.

Ну а поскольку авторегистраторы первое время не будут участвовать в упрощенной схеме, то и запись нарушений на ходу будет практически невозможна. Ведь управлять автомобилем одной рукой, а другой рукой при этом снимать происходящее на камеру смартфона весьма неудобно.

Тем не менее, даже если в первое время упрощенная фиксация штрафов будет возможна только со смартфонов, это очень быстро позволит решить проблемы с хаотичной парковкой на всей территории страны.

Упрощенное наложение штрафов

Ну а теперь перейдем к самой важной части рассматриваемого нововведения. Выше речь шла о том, что зафиксированные гражданами нарушения будут рассматриваться в соответствии со статьей 2.61 КоАП. Дополнительно рассмотрим часть 3 статьи 28.6 КоАП:

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.61 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

3. В случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением специальных технических средств, предусмотренных статьями 2.61 и 2.62 настоящего Кодекса, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.61 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Суть данного изменения состоит в том, что если нарушение зафиксировано через приложение, то штраф на нарушителя накладывается без его участия. Т.е. порядок рассмотрения становится точно таким же, как и при фиксации нарушений камерами ГИБДД. Нарушитель просто получает по почте письмо с постановлением о наложении штрафа.

В завершение хочу подчеркнуть, что если упрощенный порядок наложения штрафов будет введен, то массовая фиксация правонарушений существенно повлияет на дорожную ситуацию в России. Как только водители почувствуют неотвратимость наказания, они перестанут нарушать требования правил. А это в свою очередь приведет к уменьшению количества дорожно-транспортных происшествий.

А как Вы относитесь к рассмотренному законопроекту?

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 февраля 2019
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
1 ноября 2017 22:42
Олег-122

Неплохо было бы поднять активность граждан в фиксации нарушений, выплачивая им процент от взимаемых штрафов. Ну и заодно ввести ответственность за фальсификацию. А еще следует предусмотреть возможность одновременной фиксации несколькими лицами одного и того же нарушения, дабы не привлекать к ответственности за одно и то же нарушение дважды или более количество раз.

Спасибо.

2 ноября 2017 09:21
Keeper_Riff

Что считать фальсификацией?

— сфотографировал автомобиль с подложным номером это фальсификация? А как узнать, кто "подложил", автор фото или владелец авто?

— снял перекрёсток с такого ракурса, что завершающие проезд едут как бы на красный свет, это фальсификация?

— ехал по МКАДу в втором ряду со скоростью минус 20км/ч от правого ряда и снимал все грузовики, объезжающие по третьему, это фальсификация?

— встал на перекрёстке в правом ряду и снимал всех, кто поворачивал направо, объезжая по левому ряду, это фальсификация?

— выпрыгивал из-за препятствия на пешеходный переход и снимал не успевших остановиться, это фальсификация?

— шёл по двору и снимал всех подряд, отсылая под видом нарушения правил парковки, считая, что "там разберутся", это фальсификация?

Это только первое, что пришло в голову за пару минут на тему "как заработать на процентах от штрафа". Люди наверняка придумают поинтереснее. Из тех приложений, что я видел, типа "помощник Москвы", они организованы по принципу: сначала указываем тип нарушения, а потом собираем доказательства. Они изначально рассчитаны не на ситуацию "увидел грубое нарушение, возмутился, снял и отправил", а на ситуацию "заранее подготовился, выбрал хлебное место и вышел на охоту". Т.е. мы возвращаемся в эпоху гаишных подстав, только теперь подставами может заниматься кто угодно.

7 ноября 2017 18:33
Максим

Олег, если государство будет выплачивать процент от штрафов человеку, который их зафиксировал, то это очень быстро приведет к тому, что нарушения ПДД в стране практически полностью исчезнут. Найдется множество граждан и организаций, которые будут извлекать выгоду из нарушений на постоянной основе.

P.S. Не знаю, почему законодатели до сих пор не ввели такой вариант.

9 ноября 2017 09:02
Keeper_Riff

Олег, если государство будет выплачивать процент от штрафов человеку, который их зафиксировал, то это очень быстро приведет к тому, что нарушения ПДД в стране практически полностью исчезнут. Найдется множество граждан и организаций, которые будут извлекать выгоду из нарушений на постоянной основе.

P.S. Не знаю, почему законодатели до сих пор не ввели такой вариант.

Явное противоречие в этом утверждении вижу я. Если нарушения исчезнут, то как тогда на них будут зарабатывать? В этом и фокус, что этому "множеству граждан и организаций", да и государству тоже, будет выгодно большое количество нарушений, а не его снижение. Значит, если граждане массово перестанут нарушать, нарушения начнут придумывать или провоцировать, чтобы доход оставался как минимум на прежнем уровне.

19 ноября 2017 11:42
Кирилл-43

"Найдется множество граждан и организаций, которые будут извлекать выгоду из нарушений на постоянной основе..."

и для многих это станет новым видом бизнеса - как автоподставы, только подставы на нарушение ПДД. комментатор выше уже привел несколько примеров, когда можно спровоцировать нарушение и заснять это с "выгодной" позиции. вообщем полный бред. нужны деньги - иди зарабатывай.

17 декабря 2017 16:31
Михаил-142

Рано или поздно, но мы к этому придем. Участие общественности это довольно значимый потенциал. Неиспользовать его - преступно. А проблем и шероховатостей на начальном этапе избежать вряд ли удастся, поэтому "обкатать" законопроект следует в отдельных регионах и не один раз. И тогда за сферой дорожного движения последуют курение в общественных местах, переход жд полотна в неположенном месте (где каждые сутки гибнут граждане), складирование мусора, нарушение тишины и т.д. вот тогда возможны мы и сможем приблизиться к неотвратимости наказания и научить граждан соблюдать закон.

28 февраля 2020 21:48
Олег-220

Выплачивать процент от штрафа - это не борьба за безопасность дорожного движения. Это однозначно приведет к резкому увеличению "активистов" - борцов за законность, но вряд-ли окажет сколь-нибудь значимое влияние на безопасность дорожного движения.

Я водитель с 30-летним стажем и не имею НИ ОДНОГО штрафа за нарушение ПДД за все 30 лет при управлении транспортом (есть один штраф за переход дороги в неположенном месте), но даже в этом случае я не застрахован от "случайного" нарушения ПДД (закрытые автобусами и грузовиками знаки, стертая разметка, неработающие секции светофоров, завершение обгона через сплошную и т.д.). А что говорить о пешеходах? Как по фото определить создал водитель помеху пешеходу или нет? Формально в соответствии с п.1.2 ПДД , если водитель не вынудил пешехода изменить скорость или направление движения, то это не нарушение. А сам факт одновременного нахождения на пешеходном переходе водителя и автомобиля - это не доказательство. И таких моментов большое множество.

Я уже не говорю о том, что даже с автоматических систем фиксации нарушений постановления подписываются инспектором не глядя (движение со скоростью 200 км/ч или движение тени от автомобиля по обочине, или регистрация превышения скорости автомобилем, находящимся на эвакуаторе). И при этом инспектор с чистой совестью говорит, что нарушение зафиксировала система и он тут ни при чем, хотя фиксация нарушения - это доказательство, которое должен исследовать инспектор перед вынесением решения о наличии правонарушения. А что будет с тем потоком заявлений от "горе-активистов"?

Я согласен, что сама по себе идея здравая, но сколько будет недовольных, как с одной стороны, так и с другой.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев