Запрет обгона на пешеходном переходе и изменение ПДД для пешеходов с 29 ноября 2014 года

Пешеходный переход

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об очередных изменениях правил дорожного движения, вступивших в силу 29 ноября 2014 года.

Обновленные пункты правил в основном регламентируют взаимоотношения пешеходов и водителей транспортных средств. Например, водителям запрещен обгон на пешеходном переходе, а сами пешеходные переходы теперь могут быть не только на проезжей части дороги.

Изменений не очень много, но они довольно важные, так что рекомендую ознакомиться с ними всем водителям. Приступим.

Обновленное понятие пешеходный переход

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

"Пешеходный переход" - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Первое важное изменение: С 29 ноября 2014 года пешеходные переходы смогут существовать не только на проезжей части, но и на трамвайных путях. Напомню, что трамвайные пути могут проходить как по проезжей части, так и вне ее. Например, трамвайные пути часто проходят по разделительной полосе.

Таким образом, с 29 ноября 2014 года пешеходы, пересекая трамвайные пути по пешеходному переходу, будут пользоваться всеми преимуществами этого перехода.

Например, водитель трамвая должен уступить дорогу пешеходам, переходящим трамвайные пути.

Однако хочу обратить внимание пешеходов на тот факт, что трамваи - очень тяжелые транспортные средства, поэтому они не могут быстро остановиться. Так что кидаться под колеса трамваю на переходе не следует, лучше пропустить его, но остаться живым и здоровым.

Фраза "трамвайные пути" добавлена в несколько пунктов правил дорожного движения, связанных с пешеходными переходами. В данной статье приводить каждый из них я не буду. Общий смысл изменений в том, что теперь пешеходные переходы будут существовать не только на проезжей части, но и на трамвайных путях.

При пересечении трамвайных путей вне пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помех трамваям.

Запрет обгона на пешеходном переходе

Следующее интересное изменение:

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Начиная с 29 ноября 2014 года обгон на пешеходных переходах запрещен всегда. Ранее обгон запрещался лишь в том случае, если на переходе были пешеходы.

Изменение правил пропуска пешеходов на переходах

Изменениям подвергся и пункт 14.1 Правил:

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Уверен, что водители, которые давно следят за изменениями правил дорожного движения, уже подметили, что в пункте 14.1 нет ничего нового. И действительно, законодатели почти полностью решили вернуться к редакции, которая применялась до 10 мая 2010 года.

Начиная с 29 ноября 2014 года из правил исключена фраза "пропустить пешеходов". Данный термин не расшифровывался в правилах, поэтому водители не могли понять его однозначно.

Теперь водители должны уступить дорогу пешеходам на нерегулируемых переходах. На всякий случай приведу здесь расшифровку термина "уступить дорогу":

"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Изменениям подвергся и пункт 14.2 правил:

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Ранее пункт 14.2 распространялся только на водителей, движущихся по соседним полосам. Начиная с 29 ноября 2014 года снизить скорость или остановится должны все водители, движущиеся в данном направлении.

Например, если Вы едете по четвертой полосе пятиполосной дороги с односторонним движением, а на первой полосе замедлилось транспортное средство перед пешеходным переходом, Вы также обязаны замедлиться или остановиться. Ехать дальше можно будет только после того, как Вы уступите дорогу пешеходам.

Запрет движения велосипедистов по пешеходным переходам

Транспортные средства, к которым относятся и велосипеды, не могли пересекать дорогу по пешеходным переходам и ранее. Однако, судя по всему, далеко не все велосипедисты могли понять эту сложную логическую цепочку (велосипед - транспортное средство - нельзя ездить по пешеходным переходам).

Начиная с 29 ноября 2014 года запрет движения велосипедистов по пешеходным переходам прописан в правилах отдельной строкой:

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Что касается водителей, то теперь при возникновении ДТП с участием велосипедиста на пешеходном переходе забот станет гораздо меньше. В документах о ДТП нужно лишь написать, что велосипедист нарушил пункт 24.8.

Примечание. С 14 декабря 2018 года в пункт 24.8 ПДД внесены дополнительные изменения, рассмотренные в статье "Велосипедные зоны".

На этом рассмотрение новых правил дорожного движения от 29 ноября 2014 года закончено. С полным текстом обновленных ПДД Вы можете ознакомиться здесь, новую версию правил дорожного движения для печати можете скачать тут.

В завершение хочу лишь отметить, что с 1 июля 2015 года в правила внесено еще одно изменение, относящееся к пешеходам, однако о нем речь идет в одной из следующих статей.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 декабря 2018
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
29 ноября 2014 09:31
Сергей-58

Сейчас нужно уступать дорогу пешеходам "переходящим дорогу или ступившим на проезжую часть..." Но ведь частью дороги является и тротуар. Получается останавливаться нужно уже когда пешеход еще находится на тротуаре? А там где тротуар не так четко выражен или очень широкий?

29 ноября 2014 10:46
wowick

Основное требование - УСТУПИТЬ ДОРОГУ. В ПДД этот пункт довольно точно изложен. А так, смотрите за пешеходами, даже шутка юмора вспомнилась: "Следи за движением"

29 ноября 2014 17:25
Алекс-4

Так в итоге, что с пешеходами?

Если пешеход начал переходить дорогу с противоположной стороны - я могу свободно ехать?

Если пешеход только начал переход на моей стороне дороги, а я при этом нахожусь на 3-ей полосе и помех ему не создам - я могу ехать?

Или гайцы опять все перевернут?

29 ноября 2014 18:53
Skel

Так в итоге, что с пешеходами?

Если пешеход начал переходить дорогу с противоположной стороны - я могу свободно ехать?

Если пешеход только начал переход на моей стороне дороги, а я при этом нахожусь на 3-ей полосе и помех ему не создам - я могу ехать?

Или гайцы опять все перевернут?

Нужно проехать так, чтобы пешеход не изменил направления движения или скорость из-за Вас.

29 ноября 2014 21:45
Сергей-58

Меня интересует что значит "переходящим дорогу или ступившим на проезжую часть" Почему "дорога" и "проезжая часть" разделены?

29 ноября 2014 22:31
Алекс-4

Так в итоге, что с пешеходами?

Если пешеход начал переходить дорогу с противоположной стороны - я могу свободно ехать?

Если пешеход только начал переход на моей стороне дороги, а я при этом нахожусь на 3-ей полосе и помех ему не создам - я могу ехать?

Или гайцы опять все перевернут?

Нужно проехать так, чтобы пешеход не изменил направления движения или скорость из-за Вас.

а как насчет лазейки "если это может вынудить других участников движения"? несмотря на 6 полос и пешехода на той стороне я вполне мог вынудить пешехода изменить, может он пугливый какой

1 декабря 2014 11:19
Дарья-4

Добрый день! учусь в автошколе экзамен будет в январе. Как теперь правильно отвечать на вопрос про обгон на пешеходном переходе, если попадется соответствующий билет. В онлайн версиях до сих пор правильный ответ, что обгон разрешен при отсутствии пешеходов на пешеходном переходе.

1 декабря 2014 11:45
Serpiph

Добрый день! учусь в автошколе экзамен будет в январе. Как теперь правильно отвечать на вопрос про обгон на пешеходном переходе, если попадется соответствующий билет. В онлайн версиях до сих пор правильный ответ, что обгон разрешен при отсутствии пешеходов на пешеходном переходе.

По новым правилам. Обгон запрещён. Скоро всё обновится, а тем более к январю, когда Вы будете сдавать экзамены.

2 декабря 2014 00:40
servit

Нужно проехать так, чтобы пешеход не изменил направления движения или скорость из-за Вас.

Я полностью поддерживаю Вас! Вернулись к ПДД до 2010 года! Все новое – это забытое старое.

Меня интересует что значит "переходящим дорогу или ступившим на проезжую часть" Почему "дорога" и "проезжая часть" разделены?

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Очередной стоп-ляп ПДД. Идет человек по тротуару, стоим и ждем, может он захочет перейти проезжую часть? Хотя если он идет размеренно, не качается, не меняет скорость движения, то можно смело двигаться вперед, требование «уступи дорогу» мы выполнили!

[а как насчет лазейки "если это может вынудить других участников движения"? несмотря на 6 полос и пешехода на той стороне я вполне мог вынудить пешехода изменить, может он пугливый какой

Это не лазейка, это норма жизни. Встал пешеход у бордюрчика возле пешеходного перехода и ножку на переход, ножку назад, ножку вперед… Опять ПДД, но уже из другой оперы! Пешеходов необходимо «пропускать», уступить им дорогу, но ни уговаривать, и не переводить за ручку!

26 декабря 2014 21:16
Алексей-35

Здравствуйте, Максим!

Сдавал сегодня экзамен в ГИБДД. Теория и площадка удачно без погрешностей. А вот город меня вроде как завалили.

В связи с изменениями от 29.11.2014 прошу прокомментировать ситуацию. Регулируемый перекресток (дорога состоит из двух проезжих частей по 10 м каждая 5 м разделительная полоса посередине с трамвайными путями). Включается зеленый сигнал светофора. Под зеленый сигнал начинаю движение направо по своей проезжей части (то есть сразу направо под светофор). В это самое время по разделительной полосе, также на зеленый сигнал, переходит дорогу пешеход (он начал движение с противоположного стороны дороги, то есть пересек одну проезжую часть и вышел на разделительную полосу). Проезжая часть для автомобилей в моем направлении свободна и широка. Таким образом я успел закончить маневр, не создавая никаких помех пешеходу (он даже не успел вступить на проезжую часть). В то же самое время экзаменатор из ГИБДД говорит, что я допустил 5-ти бальную ошибку, не пропустив пешехода.

Хотелось бы увидеть ваше мнение. Ведь согласно п. 14.1-14.3 и термину "уступить дорогу" я ничего не нарушил, так как не создал ему абсолютно никаких помех (он не отступил, не остановился, продолжил переход в том же ритме)

27 декабря 2014 11:27
wowick

Это мнение уже устарело, ибо ПДД уже не содержат непонятный термин "пропустить". Теперь там оперируют вполне конкретным требованием "уступить дорогу". Поэтому нарушения ПДД не было, но у нас гаишник априори правее, чем водитель. В реальной жизни можно требовать обратиться к пешеходу, угрожать написать жалобу в прокуратуру и т.п. А на экзамене просто не повезло!

з.ы. многократно повторюсь, что ПДД и другие законы у нас формулируют тупые люди, у которых проблемы с мозгом, и как следствие, с выражением словами своих мыслей. А с ПДД ситуация еще хуже, потому что, депутаты ПДД не соблюдают и поэтому просто не понимают ситуаций из реальной жизни. Пешком они не ходят, на велосипедах не ездят, а возят их на машинах с мигалками!

27 декабря 2014 14:57
servit

Вроде Травин так и говорил, что необходимы показания пешехода, так как он один из участников данного АПН.

Хотя мнение Травина не всегда совпадает с практикой. Многие суды он выигрывает за счет своего авторитета и «вхожести».

30 декабря 2014 15:28
Максим

Алексей, если Вы описали ситуацию верно, то нарушения ПДД с Вашей стороны не было.

Удачи на экзаменах!

14 января 2015 10:30
Anonymous

Ведь понятие "Обгон.....это выезд на полосу встречного движения.." сохранилось?

И тогда,что "11.4. Обгон запрещен:на пешеходных переходах"?

Почему при каждом доступе на страницу требуется активация?

14 января 2015 17:30
Serpiph

Ведь понятие "Обгон.....это выезд на полосу встречного движения.." сохранилось?

И тогда,что "11.4. Обгон запрещен:на пешеходных переходах"?

Пешеходный переход может быть на дорогах с двусторонним движением. В этих местах обгон запрещён.

Почему при каждом доступе на страницу требуется активация?

На электронный адрес Вам высылается логин и пароль для доступа к форуму. Используйте его для повторного входа. Если Вы будете вводить ответ под статьёй, то Вам будут направлены новые логин и пароль.

И не забудьте разрешить браузеру сохранять куки с этого сервера.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев