Приоритет пешеходов при повороте на перекрестке, в жилой зоне, на остановке общественного транспорта
Добрый день, уважаемый читатель.
В предшествующей статье серии "Пешеход глазами водителя" речь шла о том, почему не имеет смысла создавать ДТП с пешеходом и как лучше пропустить пешехода.
Сегодня рассмотрим несколько новых ситуаций с участием пешехода и водителя:
- поворот на перекрестке;
- движение в жилой зоне;
- движение на остановках маршрутных транспортных средств;
- размер административного наказания за непропущенных пешеходов.
Когда нужно пропускать пешехода при повороте на перекрестке?
Довольно часто на дороге можно увидеть следующую ситуацию. Автомобили поворачивают налево на регулируемом перекрестке. При этом еще до того, как они завершили поворот, на перекрестке загорается зеленый сигнал пешеходного светофора. Поскольку пешеходу сразу же начинают идти по дороге, водители уступают им дорогу (как и должны сделать по правилам).
13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
При этом есть несколько интересных моментов, которые водители зачастую упускают из виду.
Во-первых, при повороте водитель обязан уступить всем переходящим дорогу пешеходам. Даже если пешеходы переходят на красный свет или нарушают другие требования правил. И если случится ДТП с пешеходом при повороте автомобиля, то водитель будет виноват в любом случае. Хотя в некотором случае будет вторым виновником будет и пешеход.
Во-вторых, водители должны уступать дорогу именно пешеходам. К сожалению, некоторые водители этого не понимают и своими действиями создают пробки.
Рассмотрим пример. Водитель поворачивает налево, при этом на пересекаемой дороге загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов. Ни одного пешехода на переходе нет. Но водитель ведь не лыком шит! Он ведь видит зеленый сигнал! Поэтому он дожидается, пока загорится красный пешеходный сигнал. Своим автомобилем он загораживает пересекаемую дорогу и не дает проехать другим автомобилям, образуется пробка.
Поэтому еще раз подчеркиваю, что пешеход - это человек, а не светофор. А пешеходный светофор предназначен только для пешеходов. Водитель вообще не должен на такой светофор обращать внимание, а уж тем более дожидаться его красного сигнала.
Приоритет пешеходов в жилой зоне
При движении во дворе или жилой зоне пешеход имеет преимущество перед автомобилями:
17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
В жилой зоне и при выезде из нее практически любой наезд на пешехода приведет к наказанию водителя.
Посадка пешеходов в общественный транспорт
14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
Посадка и высадка пешеходов - очередная ситуация, на которую следует обратить внимание. Ведь больше всего ДТП с участием пешеходов происходит именно на остановках общественного транспорта.
И это легко объяснимо. В современных городах львиная доля пешеходов идет на остановку или возвращается с нее. Но есть и еще один фактор, способствующий увеличению числа ДТП на остановках. В общественном транспорте на протяжении многих лет "крутили" очень любопытную аудиозапись. "... Соблюдайте правила дорожного движения для пешеходов, а именно: переходите дорогу за троллейбусом или автобусом...". Многие пешеходы воспринимают это как призыв к действию и начинают переходить дорогу прямо на остановке.
Напомню, что пешеходы должны переходить дорогу по переходам (этот вопрос подробно рассмотрен в статье про пешеходные переходы). Тем не менее в некоторых регионах запись продолжает существовать, а многие пешеходы выполняют предложенные действия, т.е. выходят из транспортного средства и ломятся через дорогу.
Поэтому остановка - одно из самых опасных мест для водителя. Опаснее остановки может быть только остановка, совмещенная с пешеходным переходом.
На остановках маршрутных ТС нужно пропустить пешеходов идущих к или от транспорта со стороны дверей, а на остановках, совмещенных с переходами, нужно пропустить пешеходов, идущих в любых направлениях по переходу.
Посадка детей в специальный транспорт - особый случай. При этом нужно пропустить пешеходов, идущих к транспортному средству с любой стороны:
14.7. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки "Перевозка детей", водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и пропустить детей.
Штрафы за непропущенных пешеходов
Статья 12.18. Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот.
Создание помех для пешеходов - достаточно накладное дело, т.к. стоит это 1 500 - 2 500 рублей.
Удачи на дорогах!









"Даже если пешеходы переходят на красный свет или нарушают другие требования правил."
- а разве нарушители ПДД имеют преимущество? в первой статье цикла Вы сами приводили значение термина "уступить дорогу".
так какое преимущество имеет пешеход, в нарушение ПДД переходящий дорогу на запрещающий сигнал светофора?
я не призываю давить таких пешеходов, но вот сделать замечание, привлечь внимание подачей звукового сигнала (п.19.10. разрешает) ну или "газануть" погромче - будет вполне уместно.
а то на основании Вашей статьи некоторые делают в корне неправильные выводы.
было бы приятно получить Ваш комментарий.
Дмитрий:
1. В данной статье ситуация рассмотрена с точки зрения водителя. А водитель должен при повороте уступить дорогу пешеходам в любом случае (даже если они идут на красный). Нарушение пешехода при этом не освобождает водителя от ответственности. И если произойдет ДТП, то часть вины за него будет на водителе (степень вины в итоге определит суд). То есть вероятность оказаться в тюрьме в этом случае есть. Поэтому нарушающим пешеходам имеет смысл уступить. То, что они нарушают, не дает водителю право тоже нарушать ПДД.
2. Пешеходный светофор не имеет отношения к водителям, так что при повороте нужно смотреть не на него, а на людей, которые находятся на проезжей части.
3. Если ту же ситуацию рассмотреть с точки зрения пешехода, то при переходе дороги на красный пешеход нарушает требования правил. То есть часть ответственности может оказаться и на пешеходе. Например, с него может быть взыскана стоимость ремонта автомобиля в случае ДТП.
По ситуации в целом. Если произойдет ДТП, где автомобиль поворачивал, а пешеход шел на красный, то к ответственности будут привечены и водитель, и пешеход, т.к. нарушение допустил каждый из них.
Удачи на дорогах!
Максим,
это все понятно - вопрос не в том, что бы давить. вопрос в том, что бы привлечь к ответственности.
получается, что пешеходы создают помеху движению транспорта, но мне в ответ опять звучит "водитель должен при повороте уступить дорогу пешеходам в любом случае (даже если они идут на красный)."
получается, что пешеходам можно все - ведь виноват всегда водитель.