Предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств

Штамп о прохождении контроля

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 24 декабря 2017 года начинает действовать новый нормативный документ, регламентирующий порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств.

Напомню, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки, должны организовать проведение предрейсового осмотра, а отметка о прохождении должна быть проставлена в путевом листе.

Содержание статьи:

Приступим.

Кто может проводить предрейсовый технический осмотр?

4. Предрейсовый контроль осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее - контролер), на которого субъектом транспортной деятельности возложены обязанности по проведению такого контроля.

Технический контроль должен проводиться специальным сотрудником - контролером.

Подробные требования к контролерам приведены в отдельном нормативном документе (пункт 14.3):

ОбразованиеСпециальностьДополнительные требования
среднее профессиональное23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта-
не ниже среднего профессиональногопо специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспортастаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессиональноголюбая специальностьдиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

Обратите внимание на последнюю строку таблицы. Любой сотрудник организации, имеющий хотя бы среднее профессиональное образование, может пройти курсы повышения квалификации, после чего он сможет выполнять работу в качестве контролера.

Например, рассмотрим самый маленький вариант организации. Индивидуальный предприниматель занимается перевозками грузов, т.е. сам выступает в роли водителя. В этом случае он может пройти курсы повышения квалификации. После этого он получит право проверять автомобиль перед выездом и ставить отметку о прохождении котроля в путевой лист.

Тем не менее есть и другой вариант. Можно заключить договор с механиком, который будет ежедневно приходить в организацию, проверять транспортные средства, ставить отметки в путевые листы и заполнять соответствующий журнал.

При этом нужно учитывать следующий пункт:

3. Предрейсовый контроль проводится до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки.

Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке. То есть нельзя заключить договор, в соответствии с которым автомобили будут ездить в другую организацию для прохождения предрейсового контроля. Все проверки должны проходить на месте.

Если организация крупная и автомобилей много, то имеет смысл взять в штат отдельного работника, который будет заниматься предрейсовыми проверками.

Если же автомобилей, занимающихся перевозками, всего несколько, то дешевле окажется заключить договор со специализированной организацией, сотрудник которой будет приезжать и выпускать автомобили в рейс.

Порядок проведения осмотра

Порядок проведения предрейсового контроля содержит полный список элементов автомобиля, которые нужно проверить (нажмите на картинку для её увеличения):

Список для проверки технического состояния

Таким образом, ничего сверхъестественного при проверке делать не придется. Нужно просто проверить, что автомобиль находится в полностью работоспособном состоянии.

Если Вы работаете контролером, то рекомендую распечатать приведенную выше таблицу и проверять транспортные средства в соответствии с ней.

Отдельно хочу обратить внимание на то, что контролер должен в том числе проверить, что в конструкцию автомобиля не внесены изменения. Например, что не установлено ГБО или не наращены борта грузовика.

Отметка в путевом листе

Если автомобиль полностью исправен, то контролер ставит в путевом листе отметку "прошел предрейсовый контроль технического состояния", ставит свою подпись, пишет фамилию и инициалы.

Кроме того, в путевом листе нужно указать дату и время проведения предрейсового контроля. Дополнительное поле для этого введено 15 декабря 2017 года.

Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Также отметка о прохождении контроля должна быть внесена в специальный журнал регистрации результатов предрейсового контроля (нажмите на картинку для увеличения):

Образец журнала

Журнал представляет собой обыкновенную таблицу, перечень столбцов которой приведен в нормативном документе. При желании Вы можете сделать такую таблицу самостоятельно. Также можете скачать следующий бланк и распечатать его в нужном количестве:

Бланк журнала

Основная часть журнала заполняется контролером. Единственное исключение - поле "Подпись водителя". Его должен заполнить сам водитель.

Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.

Обратите внимание, наказание накладывается:

  • на водителя - 3 000 рублей,
  • на контролера - 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП - 30 000 рублей.

Ну а в завершение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с текстом нового нормативного документа:

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 19 декабря 2017
Последнее обновление: 18 января 2018
Раздел: Автомобили
23 декабря 2017 15:54
Андрей-277

Спасибо за качественную и оперативную информацию. Спасибо за труд.

23 декабря 2017 15:56
Максим

Андрей, пожалуйста.

27 декабря 2017 14:57
Иван-8

Все правильно, вышел новый приказ Минтранса.

Но не следует забывать другие документы Минтранса, например:

- Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152

"Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов"

п. 16.1. Дата и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства проставляются контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния городского наземного электрического транспорта, проводившим соответствующий контроль, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

- Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. N 7

п. 29. Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах.

6 января 2018 05:50
Николай-140

Здравствуйте! Если рейс продолжается несколько дней, надо ли каждый день делать отметку о прохождении контроля?

6 января 2018 17:54
Максим

Николай, здравствуйте.

Контроль проводится только перед началом рейса, то есть 1 раз.

Удачи на дорогах!

10 января 2018 09:44
Виктор-114

Добрый день! Вопрос: Может ли механик выпускать ТС на линию имея удостоверение по программе "Повышение квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации", полученное в 2016 году и действительное по 2021 год?

11 января 2018 08:06
Роман-82

Здравствуйте, Максим. В 152 приказе нет указания, что у контролера должен быть штамп... Получается согласно приказа 141 должна быть отметка «прошел предрейсовый контроль технического состояния» и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, проводившего предрейсовый контроль, даты и времени его проведения. Так как постановление 78 носит рекомендательный характер, можно внести изменения в путевом листе, т.е. заменить механика на контролера, вставить отметку о предрейсовом контроле. Соответственно штамп будет не нужен. Или я не правильно понял трактовку документа?!

11 января 2018 15:29
Антон-118

Если я не штатный водитель но использую а/м для выполнения служебных поездок, может ли мне организация выдать доверенность на право управления а/м или мне нужно получать ежедневный путевой лист?

15 января 2018 14:29
Алексей-369

Доброго времени суток! В приказе Минтранса №141 расписан порядок проведения предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств. Какой нормативный документ, регламентирует проведение послерейсового контроля? Нужно ли его вообще проводить? На кого возложена данная обязанность?

16 января 2018 14:20
ildar-1

Имеет ли право водитель самостоятельно проводить осмотр ТС с целью контроля исправности излагающих в документе механизмовфункций с дальнейшим обращением с путевым листом к контролеру АТС для получения права выпуска ТС на линию или в командировку?

18 января 2018 19:12
Максим

Виктор, здравствуйте.

В статье приведена таблица с требованиями к контролеру. Если механик соответствует требованиям хотя бы одной строки, то он может выпускать ТС на линию.

Удачи на дорогах!

18 января 2018 19:27
Максим

Роман, здравствуйте.

Все верно, достаточно отметки о прохождении предрейсового технического контроля.

Удачи на дорогах!

18 января 2018 19:31
Максим

Антон, если Вы не перевозите пассажиров или грузы, то путевой лист не является обязательным. Если у Вас будет доверенность на управление автомобилем, то её будет достаточно.

Удачи на дорогах!

18 января 2018 19:33
Максим

Алексей, здравствуйте.

В законе "О БДД" речь идет только о предрейсовом техническом контроле. Иные виды технического контроля не предусмотрены.

Почему Вы считаете, что должен проводиться послерейсовый контроль?

18 января 2018 19:37
Максим

ildar, в данном случае ответственность за выпуск на линию все равно будет нести контролёр. Грубо говоря, он может вообще ставить штампы не глядя на автомобиль, но в случае происшествия ответственность нести ему.

Кроме того, не исключено, что рано или поздно контролирующие органы узнают, что контроль проводится с нарушениями (ведь большинство водителей не имеют образования, необходимого для выполнения данных функций).

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев