Версия для печати

ПДД для велосипедистов 2016 года

ПДД для велосипедистов.

Добрый день, уважаемый читатель. Две-три недели назад над центральной частью России установилась достаточно теплая погода, что привело к значительному увеличению количества двухколесных транспортных средств на дорогах. Сотни водителей велосипедов и мопедов появились на городских улицах и влились в и без того плотный транспортный поток.

По моим наблюдения как минимум 90 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров я уже рассматривал в одной из статей. Сегодня же предлагаю подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос "что такое велосипед?" знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2. правил дорожного движения:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза "транспортное средство", т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что с апреля 2014 года велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи - пешеход:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является. В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность - становиться пешеходом при необходимости. Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил "24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относится конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Соответственно любители уменьшения веса велосипеда, путем удаления тормозов и прочих элементов конструкции являются нарушителями правил дорожного движения. Наказания для них предусмотрены кодексом об административных правонарушениях и будут рассмотрены в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения. Таким образом, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску "за добавкой", ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Соответственно, сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности. Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

Где можно ехать на велосипеде?

Начиная с апреля 2014 года движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 - 24.6).

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют. Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 7 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в настоящее время движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едет автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

С 2014 года на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистовЗнак 5.14.3 Конец полосы для велосипедистовЗнак 5.11.2 Дорога с полосой для велосипедистовЗнак 5.12.2 Конец дороги с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.4 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Кроме того, с 2015 года велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта:

Знак 5.14 Полоса для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.1 Конец полосы для маршрутных транспортных средствЗнак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не доводилось встречать ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Начиная с апреля 2014 года управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов. Я неоднократно становился свидетелем нарушения этого пункта правил.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако я бы порекомендовал его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов - это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. Скорее всего водители таких транспортных средств попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30-40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание 1 к статье 12.1:

1. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение - нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 - 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста - это штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 20 августа 2015

Читать все комментарии
5 октября 2015 10:46
Максим

Виктор, здравствуйте.

Зимняя езда на велосипеде не запрещена. Однако имейте в виду, что это довольно опасно. Я знаю людей, которые катаются на велосипедах зимой с использованием зимней резины, но это все равно не уберегает их от многочисленных падений.

Удачи на дорогах!

7 октября 2015 03:31
Слава-3

Здравствуйте, мне показалось, что статья 12.30 КоАП РФ была неверно истолкована, проигнорировано исключение в скобках.

"...или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства)"

Велосипедист в седле - водитель ТС, т.о. к нему данная статья не применима, если он не спешился.

7 октября 2015 10:30
Максим

Слава, здравствуйте.

Определение транспортного средства (для КоАП) дается в примечании к статье 12.1 и звучит следующим образом:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

Таким образом, с точки зрения КоАП велосипед транспортным средством не является (в отличие от ПДД).

Удачи на дорогах!

12 октября 2015 03:48
Наталия-5

Добрый день.

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде?

12 октября 2015 12:23
Максим

Наталия, здравствуйте.

Пункт 22.8 ПДД:

http://pddmaster.ru/documents/pdd/22-perevozka-lyudej-tekst-pdd

22.8. Запрещается перевозить людей:

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Пункт 24.8 ПДД:

http://pddmaster.ru/documents/pdd/24-dopolnitelnye-trebovaniya-k-dvizheniyu-velosipedov-mopedov-guzhevyx-povozok-a-takzhe-progonu-zhivotnyx-tekst-pdd

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;

перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;

На "обычном" велосипеде может ехать только один человек.

Если используется велосипед-тандем (оборудованный двумя посадочными местами), то могут ехать 2 человека.

Если велосипед оборудован специальным местом для ребенка (специальным креслом), то могут ехать 1 взрослый и 1 ребенок.

Удачи на дорогах!

13 октября 2015 14:15
Наталия-5

Спасибо за оперативный ответ!

Готовимся с ребенком к тестированию в школе))

4 ноября 2015 10:45
Владимир-37

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не доводилось встречать ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Да потому что не обязательно! Если конструкцией, или с завода он вышел без этого, то и не нужно, так что вы не правы.

5 ноября 2015 15:15
Serpiph

ПДД:

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Есть ещё вот этот пункт. Вступает в некоторое противоречие с 19.5 с точки зрения велосипедиста.

19 ноября 2015 21:09
Булат

1) "К пешеходам приравниваются лица... ведущие велосипед"

2) "Обратите внимание, _водитель_ велосипеда не является пешеходом во время движения"

"Водитель" и "ведет" - однокоренные слова. Водитель автомобиля _ведет_ автомобиль (а как вы думали?). А велосипедист, соответственно, ведет велосипед. Соответственно можно сделать выводы о словосочетании "ведущие велосипед".

Лишний раз это подтверждается тем, что "санки везут", а "велосипед ведут" - применены два разных слова.

Здесь с языковой точки зрения ПДД очень противоречивы. "Ведущий", "ведет", "водитель" - слова, происходящие от глагола "вести". Викисловарь приводит значения этого слова - "направлять, руководить". С этой точки зрения совершенно непонятно, что имеется виду - человек "направляет" велосипед спешившись или на нём.

Меня этот пункт правил поставил в ступор. Я честно считал, что все велосипедисты - пешеходы.

20 ноября 2015 18:05
Serpiph

Обратите на это:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

"Велосипедист" - лицо, управляющее велосипедом.

...

"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

21 января 2016 18:34
JustI

Знаете, друзья: вот так вот почитаешь правила и невольно поразишьсясогласишься, что оказывается правила-то ты (всё же!) соблюдаешь не всегда и не совсем...

Я сам велосипедист и не хочу ничего плохого говорить культуре вождения велосипедистов, однако штраф - возьмём по-максимуму - 1500 р. не идёт ни в какое сравнение с жизнью человека, которой велосипедист может его лишить (или сам лишиться таковой).

Воистину, культуру вождения, знание правил вождения нужно поощрять. Всегда следовать принципу "Уважай на дороге других и тебя тоже будут."

Удачи всем!

18 февраля 2016 15:45
Владислав-8

Добрый день. Поясните мне пожалуйста:

Какой закон, правило, пункт и т.д. Запрещают мне ехать по:

Автомагистрали, шоссе, трассе.

Я нашёл пункт, о том что : запрещено движение транспортных средств, конструкцией (или возможностями) которых не представляется возможным ехать со скоростью 40 км/ч.

Но там не сказано "Постоянно", вот вопрос, я спокойно могу ехать 40 км/ч на велосипеде ( не постоянно ), но могу. Могут ли меня оштрафовать и за что. За ранее спасибо.

С уважением Владислав.

18 февраля 2016 16:16
Максим

Владислав, здравствуйте.

Пункт 16.1 ПДД регламентирует движение по автомагистрали:

16.1. На автомагистралях запрещается:

движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

Ограничение 40 км/ч относится к иным транспортным средствам, а не к велосипедам.

Понятия "шоссе" и "трасса" в ПДД отсутствуют. Не понятно, что Вы под ними подразумеваете. Уточните эту информацию.

13 марта 2016 11:35
Александр-137

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов - это движение навстречу транспортным средствам......Вот как раз по этому пункту не согласен. Потому как в большинстве случаев велосипедистов сбивают машины в попутном направлении, со спины, когда велосипедист не видит что происходит сзади. Когда велосипедист едет на встречу машине, как миниму он контролирует ситуации впереди. И это его спасёт например от пьяного водителя. Данное ограничение придумали те, кто сам не ездит на велосипеде и не знает как это, когда тебя вдруг сбивают сзади.

15 марта 2016 23:23
Андрей44

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Рекомендуется не означает что обязан. А заводом изготовителем предусмотрен только катафот который рекомендуется. Как быть со светом в дневное время?

16 марта 2016 11:15
Максим

Андрей, зависит от того, чего Вы хотите добиться.

Если хотите большей безопасности движения, установите на велосипед фонарь. Это недорого.

Если наоборот, принципиально не хотите устанавливать фонарь, ездите без него. Штрафы за это нарушение даже на водителей автомобилей накладывают не очень часто.

Удачи на дорогах!

17 марта 2016 13:26
Евгений-50

Здравствуйте, Максим. Я правильно понял, что на велосипеде я не имею права передвигаться по пешеходному переходу?

17 марта 2016 20:36
Максим

Евгений, здравствуйте.

Все верно, ехать на велосипеде по пешеходному переходу нельзя. На практике это очень опасно.

Удачи на дорогах!

2 апреля 2016 14:54
Pravelo

Велосипедист при ДТП с автомобилем на тротуаре НЕ "..обязан оплачивать ремонт автомобиля.."! Но обязан КОМПЕНСИРОВАТЬ ущерб ТОЛЬКО по решению Суда, полностью или частично. С учетом повреждений велосипеда, частичной или временной собственной нетрудоспособности, затрат на лечение, повреждение одежды и полученного морального ущерба. А также, - велосипедист имеет право подать встречный иск в Суд, как полноправный участник движения (по тротуару - тоже); или опротестовать первичное решение Суда в вышестоящий Суд в установленном порядке и сроки. Не исключается и взаимное премирение сторон на месте ДТП по обоюдному согласию...

13 апреля 2016 19:34
Виктор-43

Здравствуйте.

Вопрос о движении по правому краю дороги. Что подразумевается под "по правому краю дороги"?

Раньше (могу ошибиться) в ПДД было сказано, что велосипедист имеет право двигаться не более, чем в метре от края дороги. В нынешних правилах я этого не нашел. Таким образом, имеет место неопределенность.

15 апреля 2016 11:01
Мария-13

Я согласна с Александром-137- надо двигаться навстречу автомобилям,как пешеходы. Иначе сзади так поддадут, что не обрадуешься.А так можно на обочину увернуться. Просьба пересмотреть движения для велосипедистов ,если нет велосипедной дорожки. КТО СОГЛАСЕН????!!!!!!

15 апреля 2016 13:57
Максим

Виктор, здравствуйте.

Понятие "правый край проезжей части" не расшифровывается.

Если бы в правилах было сказано, что велосипедисты должны двигаться не дальше, чем в 1 метре от края проезжей части, то велосипедисты не смогли бы объезжать припаркованные автомобили без нарушения правил. Это сделало бы эксплуатацию велосипедов в городах практически невозможной.

Удачи на дорогах!

15 апреля 2016 14:02
Максим

Мария, если на дороге есть обочина, просто сразу займите место на ней. Это будет безопаснее, чем "уворачиваться" с асфальта на грунт на скорости 30-40 км/ч.

Удачи на дорогах!

18 апреля 2016 09:14
Мария-13

Максим,если по обочине просто невозможно ехать из-за колдобин в 1 метр.Да и дорога в таком же состоянии.Если я буду объезжать ямы НА ДОРОГЕ! ,то как раз мне и наподдадут сзади -так как на дороге 2 машины еле разъезжаются.Что делать в этом случае? Я не виновата, что у нас в России такие дороги и кто -то наживается на ремонте дорог.А ехать мне все равно надо!

18 апреля 2016 12:42
Максим

Мария, могу посоветовать Вам приобрести зеркало заднего вида на велосипед. Этот аксессуар стоит недорого, однако позволит Вам контролировать ситуацию сзади.

Для безопасности также рекомендую одевать световозвращающий жилет. Он позволит водителям издалека заметить велосипедиста. На практике многие водители думают, что видят сотрудника ГИБДД в жилете, поэтому непроизвольно снижают скорость.

Что касается езды по встречной полосе, то она повлечет следующие последствия. Велосипедист, едущий по встречной, окажется виновником ДТП. Т.е. ему самому придется оплатить свое лечение, а также ремонт поврежденного автомобиля. Ущерб в данном случае может составить несколько десятков или даже сотен тысяч рублей.

18 апреля 2016 19:07
Антон-34

Максим доброго вечера. Вопрос: скажите пожалуйста двигаясь по правому краю дороги с трех рядным движением и перед перекрестком поднимая левую руку, для проезда перекрестка прямо водители, которые поворачивают на право должны уступать велосипедисту?

19 апреля 2016 15:10
Максим

Антон, здравствуйте.

1. При движении прямо руку поднимать не надо.

2. Пункт 13.1 ПДД:

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Водитель должен уступить дорогу велосипедисту.

Пункт 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Траектории водителя и велосипедиста не должны пересекаться, т.к. крайнее правое положение подразумевает, что велосипедист не может протиснуться между автомобилем и краем проезжей части.

Удачи на дорогах!

20 апреля 2016 21:40
Андрей-103

День добрый.

Вопрос такой: при движение в правом краю 2(3)-полосной дороге, подъезжая к перекрестку как велосипедист может повернуть налево, не слазя с велосипеда?

Может ли велосипедист перестроится на левую полосу(при этом машины на левой полосе будут поворачивать только налево)?

21 апреля 2016 10:20
wowick

День добрый.

Вопрос такой: при движение в правом краю 2(3)-полосной дороге, подъезжая к перекрестку как велосипедист может повернуть налево, не слазя с велосипеда?

Может ли велосипедист перестроится на левую полосу(при этом машины на левой полосе будут поворачивать только налево)?

В рамках ПДД не может. Это прямо прописано в ПДД. На практике пешеходьтесь и пересекайте дорогу в режиме пешехода!

24 апреля 2016 20:34
Галина-12

Здравствуйте ребята! Объясните пожалуйста,как ездить на велосипеде в деревне,где нет ни пешеходных дорожек,ни нормальных обочин на дорогах,ни знаков ограничения скорости,а велосипедистов много, и сбивают машины именно сзади, сейчас особенно очень много 30 ти тонных машин,когда дом даже трясётся, очень страшно ездить. А без велосипеда никуда! Спасибо!

25 апреля 2016 05:57
Илья-26

Ребят подскажите, двигался по проезжей части прямо через перекресток на зел. свет (велосипедных дорожек нет), пересёк перекресток держась ближе к бордюру чтобы не мешать другим участникам дороги. Останавливает ДПС и говорит что должен был спешится на переходном переходе, пытался им обьяснить что велосипед ТС, что имею право двигаться по дороге. Они ни в какую, выписали штраф в 800 руб

25 апреля 2016 21:17
Сергей-149

Здравствуйте.Поясните пожалуйста при проезде велосипедистом перекрестка с круговым движением есть ли какие-нибудь особенности ? Спасибо !

25 апреля 2016 22:32
Андрей-106

Доброго дня.Максим,в ответе на вопрос Антон-34 от 18 апреля 2016 19:07

о пересечении перекрёстка я бы хотел уточнить одну деталь,если на этом перекрёстке установлены знаки движения по полосам 4.1.1-4.1.6 и знак движения по правой полосе предписывает мне движение только на право,могу я двигаться прямо или обязан повернуть на права?

26 апреля 2016 11:53
Максим

Галина, здравствуйте.

Попробуйте найти альтернативные маршруты движения. Даже если деревня имеет всего одну улицу, чаще всего есть параллельные это улице грунтовые дороги (за домами и огородами). Лучше проехать по грунтовке. Это медленнее, но безопаснее.

Удачи на дорогах!

26 апреля 2016 11:56
Максим

Илья, здравствуйте.

Судя по всему Вы ехали по пешеходному переходу. По крайней мере сотрудники ГИБДД так считают. Если это не так, и Вы ехали по проезжей части (вне границ перехода), то обжалуйте штраф вышестоящим лицам в ГИБДД. Кроме того, напишите жалобу на указанных сотрудников.

Удачи на дорогах!

26 апреля 2016 11:59
Максим

Сергей, здравствуйте.

На перекрестке с круговым движением, как и на других участках дорог, следует занять крайнее правое положение. Т.е. ехать нужно по самой широкой траектории. Кроме того, будьте внимательны. Водители автомобилей зачастую не могут понять действия друг друга на перекрестках с круговым движением. А велосипедиста они вообще могут не заметить.

Удачи на дорогах!

26 апреля 2016 12:01
Максим

Андрей, здравствуйте.

Если дорожные знаки и/или разметка разрешают из правой полосы только поворот направо, то придется повернуть направо. В городе это доставляет определенные неудобства.

Удачи на дорогах!

27 апреля 2016 07:07
Надежда-15

Благодарю за материалы сайта и прошу помощи в разъяснении следующего вопроса: наш музей организовывает небольшие внутригородские тематические и познавательные велотуры для лиц старше 14 лет. Начальство ГИБДД запрещает это делать, мотивируя тем, что необходимы, в частности, велошлемы. Не расскажете ли Вы о правилах движения велоколонн в городе. Наш городок небольшой (до 40,0 тыс.человек), в велоколонне бывает до 20-30 человек, время велотуров - до 2-3 часов. Буду очень признательна за любые разъяснения.

27 апреля 2016 17:21
Дмитрий-112

Здравствуйте! Так все-таки, лицам старше 14 лет можно ездить на велосипеде по тротуарам или нет? Если нет, то как будет выписан штраф при отсутствии документа, удостоверяющего личность?

2 мая 2016 17:33
Максим

Надежда, здравствуйте.

А что конкретно запрещает ГИБДД? И почему Вы вообще решили к ним обратиться? Вы хотите получить сопровождение ГИБДД во время поездок?

Опишите ситуацию подробнее.

Вообще правила не требуют, что у велосипедиста был шлем. Ездить можно и без него.

2 мая 2016 17:42
Максим

Дмитрий, здравствуйте.

Движение велосипедистов старше 14 лет по тротуарам возможно, если нет велосипедной, велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов, обочины, а движение по правому краю проезжей части невозможно. Если есть хотя бы один из перечисленных объектов, то ехать по тротуару нельзя.

Если у велосипедиста не будет при себе документов, он будет задержан для установления личности на срок не более 48 часов.

Удачи на дорогах!

3 мая 2016 09:16
Ирина-29

Добрый день! Подскажите, могу ли я перевозить велосипед с ребенком до семи лет по пешеходному переходу, вместе с ребенком (ребенок сидит на велосипеде)? Мне сказали что поставят за это на учет.

4 мая 2016 15:21
Максим

Ирина, здравствуйте.

Вы имеете в виду детский велосипед или взрослый велосипед, на котором сидит ребенок в специальном кресле?

На какой учет Вас грозят поставить?

7 мая 2016 06:26
Сергей-155

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;

1- Если показывать поворот рукой- значит нарушил правила?

2- Должен ли показывать поворот проезжая КАЖДУЮ припаркованную машину?

10 мая 2016 16:56
Максим

Сергей:

1. Имеется в виду, что хотя бы одной рукой нужно держаться. Без рук ездить нельзя.

2. Если Вы маневрируете при объезде каждой припаркованной машины, то нужно показывать соответствующие сигналы поворота.

Удачи на дорогах!

14 мая 2016 12:17
Надежда-15

Спасибо, Максим. Наш музей - муниципальное учреждение культуры. Велотуры, которые мы устраиваем, считаются массовыми мероприятиями. О них мы должны информировать ГИБДД заранее (указывать маршрут следования, количество человек, ответственного и т.д.). Так как мы имеем дело со школьниками и очень плохими дорогами, сопровождение велоколонны (сзади следует полицейская машина) для нас предпочтительно, но не обязательно (по моему мнению). Велошлемы, по-моему, также необязательны, ведь у нас не спортивный велопробег, а велопрогулка в очень щадящем режиме. Но в ГИБДД это трактуют как нарушение нормативных документов о проведении массовых мероприятий и грозят штрафами. Как повернуть ситуацию в свою сторону, не понимаю.

17 мая 2016 09:06
Анастасия-19

Для тех, кто ратует за движение велосипедов по встречной полосе, то есть навстречу машинам.

1. Вы просто представить себе не можете, до чего это стремно, когда едешь на машине и навстречу тебе движется хрупкий велосипедист по левому краю дороги. Ты вообще не ожидаешь никакого движения навстречу и поэтому он появляется всегда неожиданно.

2. Ситуация поворота налево - перестроился, посмотрел - пешеходов нет, машин нет, поворачиваешь - а тут - тадам! - велосипедист по встречке, которого ты тоже не мог ожидать. Мне кажется, это крайне опасная идея.

Я сама и велосипедист и автолюбитель. И согласна, что очень страшно ездить по дорогам, потому что автомобилисты часто не видят велосипеды. В городе просто опасно ездить на велосипеде, на мой вкус. И если уж ездить, то нужно становиться максимально заметным, а не наоборот! Ездить по встречке, чтобы видеть машины... очень странная мысль. Важнее, чтобы они вас видели. Двигаясь по встречке, вы создаете потенциально в десятки раз более опасную ситуацию, чем та, от которой спасаетесь.

17 мая 2016 10:47
Максим

Надежда, рекомендую Вам обратиться в ГИБДД в письменном виде и потребовать письменный отказ в проведении мероприятия именно из-за отсутствия шлемов. Там должен быть указан пункт нормативного документа, на который ссылается ГИБДД. Напишите его сюда. В ПДД подобного требования нет, поэтому интересно, как выкрутятся в полиции.

Что касается ситуации в целом. Несколько лет назад группа моих хороших знакомых пыталась согласовать проведение массового велопробега по улицам города. Во всех гос. структурах был получен ответ, что такое мероприятие находится вне их компетенции. Т.е. разрешение не дали. На само мероприятие приехало несколько автомобилей полиции с указанием разгонять участников. С тех пор подобные велопробеги просто проводятся за городом, где никому нет никакого дела до сотни-другой велосипедистов.

Т.е. в целом в ГИБДД не горят желанием помогать именно велосипедистам и организаторам мероприятий для велосипедистов. Если есть возможность, проводите мероприятия не пересекаясь с представителями власти.

Удачи на дорогах!

24 мая 2016 19:45
Александр-192

У меня есть вопрос касательно раздела 24, точнее 24.2 и главы 10 действующи ПДД, а конкретно 10.5.

Средняя скорость движения многих велосипедистов в пределах 20 км/ч, если не меньше. Не будут ли они создавать, двигаясь по правому краю ПЧ, помех другим транспортным средствам "двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью".

И еще один вопрос касательно дневных ходовых огней. Если велосипед необходимо оборудовать ДХО, зачем в таком случае, согласно "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации" (в частности - пункт 6), необходимо оборудовать их светоотражателями, белым - спереди, красным - сзади (кстати, ДХО в этом пункте не упоминаются). Не являются ли данные обязательные элементы конструкции эквивалентами ДХО в светлое время суток?

30 мая 2016 00:27
Максим-53

Спасибо вам за эту статью. Недавно мы взяли два велосипеда и чуть меня не сбила машина когда на зелёный свет переезжал. Теперь всегда буду переводить пешеходом. Ещё раз вам ОГРОМНОЕ СПАСИБО!

Идет добавление комментария