Новый регламент работы ГИБДД с 20 октября 2017 года

Регламент

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о новом Административном регламенте исполнения министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области дорожного движения. Данный документ регламентирует деятельность сотрудников ГИБДД начиная с 20 октября 2017 года.

Напомню, что ранее в РФ действовал другой регламент - Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, однако он утрачивает силу.

Содержание статьи:

Ну а для начала немного общей информации по новому регламенту. Документ имеет колоссальный объем (137 листов формата А4). Как правило, в своих статьях на "ПДД Мастер" я рекомендую водителям самостоятельно читать полные тексты рассматриваемых нормативных документов. Однако в данном случае советовать этого не буду, т.к. по факту изменений не так уж и много.

На сравнение двух регламентов требуется несколько дней. Однако, как оказалось, большая часть информации в указанных нормативных документах совпадает. Просто пункты приведены в другой последовательности и разделы сгруппированы по другим признакам. Ну а действительно важные нововведения, которых всего несколько, будут рассмотрены ниже.

Конечно же при желании Вы можете прочитать полный текст документа. Чтобы облегчить эту задачу, в конце статьи приведена таблица соответствия административных процедур старого и нового регламентов.

Работа ГИБДД в поле зрения видеокамер

39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.

Новый регламент прямо говорит о том, что сотрудник ГИБДД должен работать в поле зрения систем видеонаблюдения. Это необходимо для того, чтобы при возникновении конфликтных или неоднозначных ситуаций можно было понять, кто является их виновником.

При этом возможно использование видеокамер установленных:

  • в автомобиле ДПС;
  • на посту;
  • на сотруднике (носимый регистратор).

Обратите внимание, в пункте 39 присутствует фраза "при наличии возможности". Так что, к сожалению, использование видеозаписей не является обязанностью полицейских.

Использование устройств видеозаписи при отсутствии понятых

40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Напомню, что с 15 ноября 2014 года при проведении многих административных процедур присутствие понятых может быть заменено видеозаписью. Обновленный регламент дает информацию по поводу техники, на которую может быть записано видео. Обратите внимание, никакие специальные средства при этом не требуются.

Например, процесс освидетельствования на состояние алкогольного опьянения сотрудник может записать на камеру телефона и нарушением это не будет.

Вежливое общение с водителем

В старом регламенте ГИБДД были несколько пунктов, в которых от сотрудников требовалось вежливое и корректное поведение. Все они перенесены в новый регламент. Кроме того, добавлен и один совершенно новый пункт 44:

44. При разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:

  • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
  • грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
  • оскорбительных выражений или реплик;
  • действий, провоцирующих противоправное поведение.

В нем приводится перечень действий, от которых инспектор должен воздержаться.

Запрет на использование цепочек для документов

Пункт 53 нового регламента содержит запрет для водителя на передачу документов с использованием удерживающих устройств:

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Напомню, что аналогичного мнения придерживается и Верховный суд. Данный вопрос подробно рассмотрен в статье "Можно ли передавать документы сотрудникам ГИБДД на цепочке?".

Использование технических средств, не принадлежащих ГИБДД

46. Специальные технические средства для контроля за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке (хранится в подразделении) и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

Использование сотрудниками при контроле за дорожным движением указанных специальных технических средств, не состоящих на балансе органов внутренних дел, не допускается.

При контроле за дорожным движением допускается использование иных технических средств фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.

При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.

Обратите внимание, до 20 октября 2017 года сотрудники ГИБДД могли использовать только специальные технические средства, состоящие на балансе ГИБДД. Новый регламент позволяет использовать спецсредства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям.

В данном случае водители должны быть готовы к тому, что на дорогах могут появиться дополнительные специальные технические средства. Например, речь идет об автоматических камерах, фиксирующих нарушения правил.

Остановка автомобилей для проверки документов вне постов

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • ...
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

84. Основаниями для предъявления сотрудником требования об остановке водителем транспортного средства являются:
...
84.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.

84.8. Необходимость обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.

84.9. Оказание содействия в беспрепятственном проезде к месту происшествия автомобилей скорой медицинской помощи, а также транспортных средств оперативных и иных аварийно-спасательных служб, задействованных в ликвидации чрезвычайных происшествий.
...
84.12. Угроза безопасности дорожного движения, создаваемая неисправностью или неправильной установкой технических средств организации дорожного движения, нарушением правил производства ремонтных работ на дороге, стихийным бедствием, производственной (техногенной) аварией, пожаром и другими чрезвычайными обстоятельствами, утечкой опасных веществ.

84.13. Проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз.

84.14. Проверка документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Пожалуй самое обсуждаемое нововведение - это возможность остановки автомобилей для проверки документов вне стационарных постов ДПС. Так что водителям нужно быть готовым к тому, что начиная с 20 октября 2017 года останавливать их будут чаще. Даже если на то нет видимых причин.

Кроме того, обратите внимание, что введены и еще несколько новых причин для остановки (пункты 84.7-84.9, 84.12, 84.14). В том числе автомобиль может быть остановлен для проверки документов пассажиров, если имеются данные, на основании которых сотрудник подозревает их в совершении преступления или нахождении в розыске. Обратите внимание, должны иметься именно данные.

Например, в ГИБДД позвонил человек и сообщил следующую информацию. В автомобиле ВАЗ 2101, который едет по ул. Ленина в городе Петушки находится Иванов И.И., объявленный в международный розыск. Информация передается экипажу ГИБДД, который и останавливает указанное транспортное средство для проверки документов пассажиров.

Использование мигалок при остановке в темное время суток

Пункт 85 нового регламента ГИБДД:

В темное время суток либо в условиях ограниченной видимости подача сигнала об остановке транспортного средства должна осуществляться с использованием специальных световых сигналов (при наличии возможности).

Выше шла речь о том, что сотрудники ГИБДД теперь смогут останавливать автомобили вне стационарных постов. Однако в дополнение к этому в темное время суток они должны использовать специальные световые сигналы.

Т.е. данное нововведение должно уберечь водителя от того, что его автомобиль ночью попытается остановить постороннее лицо, не имеющее отношения к ГИБДД. Будем надеяться, что несмотря на фразу "при наличии возможности", инспекторы не будут пренебрегать данным пунктом.

Особенности принудительной остановки транспортных средств

97. Принудительная остановка транспортного средства может быть осуществлена:

  • с применением специальных средств принудительной остановки транспорта - при наступлении условий и в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в соответствии с инструкциями о применении таких средств. При этом не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;
  • ...

Напомню, что принудительная остановка применяется лишь в тех случаях, когда водитель отказывается добровольно остановить транспортное средство. Нововведение заключается в том, что регламент запрещает проводить принудительную остановку:

  • на горных дорогах;
  • в местах с ограниченной видимостью;
  • на железнодорожных переездах;
  • на мостах;
  • на путепроводах;
  • на эстакадах;
  • в туннелях.

Исправление ошибок в документах ГИБДД

174. Сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа.

Новый регламент ГИБДД дает инспектору возможность исправить ошибки, допущенные в тексте составленного им документа. В том числе и по собственной инициативе. При этом речь идет только о небольших исправлениях (описках, опечатках, арифметических ошибках).

Основания для досмотра автомобиля

155. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка обоснованного предположения о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
  • проверка обоснованного предположения о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве или следов административного правонарушения на транспортном средстве.
  • осуществление задержания, административного задержания лица, находившегося в транспортном средстве.

202. Основаниями для досмотра транспортного средства, то есть обследования транспортного средства, проводимого без нарушения его конструктивной целостности, являются:

  • проверка данных о наличии в транспортном средстве оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо ядовитых или радиоактивных веществ;
  • проверка данных о наличии орудий совершения либо предметов административного правонарушения в транспортном средстве;
  • задержание лиц, перечисленных в части 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", передвигающихся на транспортных средствах.

Обратите внимание, в данном пункте фраза "обоснованного предположения" заменена на фразу "данных". Различие заключается в том, что обоснованное предположение инспектор в том числе может сделать и самостоятельно после остановки автомобиля, а данные должны иметься заранее.

Например, если имеется ориентировка, полученная от дежурного, то это, безусловно, данные, т.е. основание для досмотра.

Другой пример. Ранее инспектор мог самостоятельно сделать обоснованное предположение. Например, если инспектор предполагал, что в автомобилях с кодом региона 20 и марки ГАЗ часто перевозят наркотические вещества, то это могло стать обоснованным предположением и послужить причиной для досмотра. Новый регламент подобных действий не позволяет.

Изъятие записей видеорегистратора инспектором

176. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

216. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения административного правонарушения, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра транспортного средства вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения (вещественные доказательства), или документы (в том числе носители аудио- и видеоинформации установленных в транспортных средствах видеорегистраторов), имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются и приобщаются к делу об административном правонарушении.

Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.

Например, сотрудник ГИБДД видит нарушение (проезд на запрещающий сигнал светофора) и останавливает автомобиль. Однако водитель не согласен с указанным нарушением и продолжает спорить с полицейским. В автомобиле установлен видеорегистраор, который записал момент въезда на перекресток. В этом случае сотрудник может в том числе изъять карту памяти и приобщить ее к делу.

Так что имейте в виду, что если законопослушному водителю наличие регистратора помогает, то для нарушителя оно может оказаться вредным.

Соответствие пунктов старого и нового регламента

Еще раз напомню, что новый административный регламент ГИБДД очень сильно похож на предшествующий. Если Вы желаете сравнить эти документы, то рекомендую воспользоваться таблицей, которая устанавливает соответствие между административными процедурами:

Административная процедураПункт "нового" регламентаПункт "старого" регламента
Надзор за дорожным движением5838
Контроль за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации7555
Регулирование дорожного движения7958
Остановка транспортного средства8463
Остановка пешехода10177
Проверка маркировочных обозначений10682
Опрос водителя131102
Составление протокола142109
Вынесение постановления156120
Доставление175187
Задержание водителя179192
Досмотр водителя189165
Осмотр ТС197149
Досмотр ТС202155
Изъятие вещей213173
Отстранение от управления223126
Освидетельствование на состояние опьянения227129
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения234136
Задержание ТС244146
Запрещение эксплуатации258143
Арест ТС260181
Выезд на место ДТП266207

В завершение хочу напомнить, что на основе нового регламента записан аудиокурс "Секреты общения с ГИБДД".

Все нововведения, рассмотренные выше, включены в новую версию курса, поэтому он сохраняет свою актуальность. И если Вы до сих пор не изучили аудиоуроки, то рекомендую это сделать.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 15 января 2018
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
20 октября 2017 10:15
alex16389

Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора, установленного в автомобиле нарушителя.

Хаха я бы посмотрел, как сотрудник полезет в мою машину, с закрытыми дверями, протянет свои руки к моему регистратору, заберет мою карту памяти, если я скажу допустим, что регистратор не работает, карты памяти нет, запись не велась, да куча есть отговорок.

Еще один идиотский и дебильный пункт, после ремня безопасности.

24 октября 2017 14:06
SinuS

Пункт 216 административного регламента дает возможность сотруднику ГИБДД изъять карту памяти из видеорегистратора...

Всё ещё хуже.

Если внимательно прочесть формулировку, то окажется, что регламент не позволяет, а прямо предписывает инспектору изымать карточку из регистратора в том случае, если он посчитает, что на ней имеются доказательства по делу.

Какие же могут быть варианты записей нежелательных для просмотра полицией?

1. Запись содержит информацию, нежелательную для показа полиции именно с точки зрения конкретного рассматриваемого нарушения водителем ПДД.

2. Запись содержит аудио дорожку приватных (или политических, или деловых финансовых) разговоров или/и видео личных, узкосемейных, интимных событий, не относящихся к правонарушению или к ДТП.

3. Записи, не относящиеся с дорожному событию, которые публичное весьма известное публике лицо (актёр, музыкант, политик) не желало бы широко демонстрировать.

4. Запись общения с этими самыми полицейскими в процессе остановки ТС и рассмотрения дела, показывающая нарушения законов и безобразное поведение сотрудников.

Так вот это всё может быть изъято по требованию инспектора и непонятно где потом окажется. В жёлтой прессе, на телешоу, в руках конкурентов, в уголовном деле об экстремизме или оскорблении чувств, у адвоката по бракоразводным процессам...

А может быть и просто стёрто подчистую, если это будет на руку.

Хаха я бы посмотрел, как сотрудник полезет в мою машину, с закрытыми дверями, протянет свои руки к моему регистратору, заберет мою карту памяти, если я скажу допустим, что регистратор не работает, карты памяти нет, запись не велась, да куча есть отговорок.

- Отказываетесь выполнить законное требование сотрудника полиции? Я предупреждаю вас об ответственности по статье 19.3 часть 1 КоАП. Всё равно отказываетесь? Открывайте дверь! Ах вы ещё и оказываете сопротивление!!! Вася, вышибай стекло, будем вытаскивать этого кренделя на солнышко.

Еще один идиотский и дебильный пункт, после ремня безопасности.

Он не идиотский. Он потенциально очень страшный.

В общем тренде на сворачивание гражданских свобод и усиление полицейского произвола.

3 ноября 2017 16:00
Алексей-217

В тему п 84 регламента 664 : со всеми пунктами 84, кроме пункта 84.13 все понятно . На все эти пункты есть прописанные основания для остановки. На пункт 84.13 оснований нет никаких законно подтверждающих (у нас нет зоны ЧП, отсутствует комендантский режим, например и т. п. ) кроме как прописанных в п 106 данного регламента и в этом же пункте ничего не сказано про пункт 84.13 . Вывод- остановка для Проверки документов не законна !! Проанализируйте мои доводы ))

12 ноября 2017 10:51
Алексей-350

Здравствуйте! В статье не нашел пункта о введении запрета на съемку сотрудника ГИБДД, о требовании сотрудника покинуть (выйти) из автомобиля. Хотелось бы по этим пунктам получить комментарий. Спасибо.

7 декабря 2017 16:34
Максим

Алексей-350, здравствуйте.

Запрет на видеосъемку не вводился.

По поводу предложения водителю выйти из автомобиля также ничего не менялось. Просто пункты регламента теперь приводятся в другом порядке.

Удачи на дорогах!

5 января 2018 00:06
слава-7

Подписаный министром а штрафы по закону или министр стал президентом у нас ? . Вроде бы написано для внутренего распорядка,так какие законые требования или министр пишет законы. Ни где не нашел подписи Путина. Какая то фигня с этим регламентом. Наверное полиция стала как платон для большегрузов.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев