Закон об ОСАГО 2012 года. Связь технического осмотра и страхования.

ОСАГО и техосмотр

Добрый день, уважаемый читатель.

Эта статья является завершающей статьей серии "Новый закон о техосмотре автомобиля", и в ней будут рассмотрены изменения, которые будут внесены в Федеральный закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности".

Для начала хочу напомнить, что в 2012 году ОСАГО и технический осмотр автомобиля будут неразрывно связаны. Об этом уже неоднократно говорилось в статьях:

Итак, перейдем к рассмотрению нового закона об ОСАГО в редакции 2012 года, который вступит в силу 1 января.

Получение полиса ОСАГО

Для начала хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что срок получения полиса ОСАГО после приобретения автомобиля в собственность увеличился в 2 раза:

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

В 2012 году вместо 5 дней на получение полиса ОСАГО будет даваться 10 дней. Однако хочу заметить, что полис ОСАГО необходим для регистрации автомобиля в ГИБДД, а регистрацию в настоящее время требуется выполнить в течение 5 дней.

Можно предположить, что срок регистрации в ближайшем будущем также будет увеличен. В этом случае получение полиса ОСАГО в десятидневный срок будет иметь хоть какой-то смысл.

Новые условия, при которых страховая компания не платит за ДТП

Закон об ОСАГО 2012 года предусматривает и несколько новых ситуаций, когда страховая компания виновника ДТП не должна оплачивать ремонт поврежденных автомобилей и лечение пострадавших:

Статья 14. Право регрессного требования страховщика

Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если:

...

на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

Сразу же подчеркну, что новый абзац относится лишь к тем транспортным средствам, которые должны проходить технический осмотр раз в 6 месяцев, т.е. на частные легковые автомобили категории B он не распространяется.

Что касается автомобилей, срок прохождения технического осмотра которых составляет 6 месяцев, то в случае отсутствия у них талона технического осмотра их водители будут из собственного кармана оплачивать ремонт и лечение пострадавших. Если говорить более точно, то сначала страховая виновника все же оплатит ремонт и лечение, но затем она предъявит регрессное требование к водителю, вовремя не прошедшему технический осмотр.

При этом страховщик также вправе требовать от указанного лица возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

2. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору технического осмотра, выдавшему оригинал талона технического осмотра, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность выявлена в момент проведения этим оператором технического осмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.

3. Страховщик вправе требовать от лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

Еще одна особенность нового закона об ОСАГО заключается в том, что в 2012 году страховщики смогут предъявлять регрессные требования не только к водителям автомобилей, но и к операторам технического осмотра. Т.е. если при прохождении технического осмотра не были замечены неисправности транспортного средства, то расплачиваться за свою невнимательность придется оператору технического осмотра. Напомню, что речь идет не о конкретном сотруднике, а о целой организации, которая называется оператором.

Документы для оформления ОСАГО

В 2012 году к стандартному списку документов для оформления ОСАГО добавится и талон о прохождении технического осмотра:

Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования

3. Для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику следующие документы:

...

е) талон технического осмотра или талон о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации).

Это еще раз подчеркивает, что получить полис ОСАГО без технического осмотра не удастся.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в форме электронных документов.

Еще одна особенность заключается в том, что начиная с 2012 году документы для оформления ОСАГО можно будет передать страховщику в электронном виде, не распечатывая.

61. Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за шесть месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования.

Очень важное нововведение относится к сроку действия талонов техосмотра. Для получения полиса ОСАГО подойдут лишь такие талоны техосмотра, срок действия которых заканчивается менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия договора ОСАГО.

Рассмотрим этот вопрос на примере. Если Вы хотите заключить договор ОСАГО на 1 год, то Вам подойдет лишь талон технического осмотра, который действует еще 6 месяцев и 1 день. Если талон заканчивает свое действие раньше, то для получения нового страхового полиса Вам придется первоначально пройти технический осмотр.

Напоминаю, что в 2012 году талоны технического осмотра действуют до окончания полисов ОСАГО. Например, если действие Вашего талона закончилось в январе 2011 года, а договор ОСАГО Вы заключите 31 декабря 2011 года, то следующий технический осмотр в 2012 году будет необходимо проходить только в декабре.

Связано это с тем, что сначала техосмотр с 2011 года был перенесен на 2012 год, а затем прохождение техосмотра стало требоваться лишь для получения полисов ОСАГО.

Обратите внимание, что до 31 декабря 2011 года полис ОСАГО можно будет получить без техосмотра, а начиная с 1 января 2012 года - наоборот.

Еще одно нововведение, на котором я не буду останавливаться слишком подробно, заключается в том, что сведения о выданных полисах ОСАГО в 2012 году будут фиксироваться в единой информационной системе, объединяющей всех страховщиков.

Профессиональное объединение страховщиков

В 2012 году страховые компании будут заниматься не только проверкой талонов технического осмотра у водителей. Также на их профессиональное объединение будет возложена обязанность по аккредитации операторов технического осмотра, а также по обеспечению операторов бланками талонов технического осмотра и других документов:

Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков:

г1) осуществляет в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств аккредитацию операторов технического осмотра, ведет реестр аккредитованных операторов технического осмотра;

г2) организует обеспечение операторов технического осмотра бланками талонов технического осмотра и бланками международных сертификатов технического осмотра, осуществляет контроль за использованием указанных бланков в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

В соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств профессиональное объединение страховщиков осуществляет проверку заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации и контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра.

Т.е. деятельность операторов технического осмотра теперь будет тесно связана с деятельностью страховых компаний.

На этом рассмотрение основных изменений, которые вносятся в закон об ОСАГО, закончено. Предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленного документа: Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Напоследок хочу привести в этой статье инфограмму, которую сделал один из читателей PDDMASTER.RU Александр Сапрыкин. Этот документ в наглядной форме показывает основные отличия технического осмотра 2012 года от государственного технического осмотра, существующего сейчас:

Новые правила прохождения техосмотра 2012

Уверен, просмотрев эту наглядную схему, Вы смогли лучше усвоить информацию серии статей "Новый закон о техосмотре автомобиля".

Удачи на дорогах!

Обновлено: 29 января 2012
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев