ДТП с участием велосипедиста
Добрый день, уважаемый читатель.
С каждым годом на отечественных дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов.
Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с их участием.
Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Начиная с того, что водитель велосипеда не выполнил требования ПДД и заканчивая тем, что участники дорожного движения друг друга просто не заметили.
Правила дорожного движения для велосипедистов рассмотрены в отдельной статье на pddmater.ru:
Сегодня же речь пойдет про популярные аварии с участием велосипедистов:
- Столкновение с велосипедистом на тротуаре.
- ДТП с велосипедистом при выезде из двора.
- Движение велосипеда навстречу автомобилям.
- Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе.
- ДТП на остановке общественного транспорта.
В начале данной статьи расскажу об одном факте, который не известен многим водителям автомобилей. Практически любой взрослый велосипедист при движении по ровному участку дороги способен разогнаться до скорости 30-35 км/ч. При этом речь не идет о специальных шоссейных велосипедах, которые могут развить куда большие скорости.
Следовательно, при движении в плотном городском потоке велосипедисты часто имеют скорость, сравнимую со скоростями автомобилей. В некоторых случаях велосипедисты могут обгонять автомобили. Эта информация поможет нам в дальнейшем при рассмотрении типовых ДТП.
Столкновение с велосипедистом на тротуаре
Ни для кого не секрет, что многие велосипедисты предпочитают ездить по тротуарам, а не по проезжей части. Связано это с тем, что движение по тротуару является более безопасным. Тем более ПДД в некоторых случаях разрешают движение по тротуару.
Рассмотрим типовое дорожно-транспортное происшествие на тротуаре:
В данном примере белый автомобиль выезжает с прилегающей территории, а велосипедист движется по тротуару. На первый взгляд кажется, что оба участника дорожного движения заметят друг друга и без проблем разъедутся. Однако на практике так происходит далеко не всегда.
Причинами столкновения могут послужить:
- Высокая скорость велосипедиста (25-30 км/ч).
- Высокая скорость автомобиля (30-40 км/ч).
- Наличие зеленых насаждений (кустов, деревьев), а также искусственных сооружений (палатки, арки домов, заборы, ворота), которые не позволяют заметить опасность заранее.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора является одним из самых распространенных. Последствиями его обычно являются разбитые крыло и капот автомобиля, испорченное переднее колесо велосипеда, травмы велосипедиста. Разберемся, кто же виноват в данном ДТП.
С одной стороны, выезжая с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД):
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
С другой стороны, велосипедист едет по тротуару:
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
Теоретически сотрудники ГИБДД могут принять сторону любого из участников ДТП. На практике же грамотному водителю при помощи адвоката скорее всего удастся склонить чашу весов в свою сторону. Согласитесь, даже сохраняя минимальную скорость автомобиля невозможно заранее заметить велосипед, вылетающий из-за угла на скорости 40 км/ч.
На практике ремонт велосипеда после подобного ДТП стоит 5-15 тысяч рублей, ремонт автомобиля 20 и более тысяч рублей. Если виновником признают велосипедиста, то он заплатит за ремонт автомобиля из собственного кармана, если владельца автомобиля, то велосипед отремонтируют по ОСАГО.
Итак, если Вы попали в похожую ситуацию за рулем автомобиля, то в документах о ДТП укажите пункты 9.9 и 24.6, которые нарушил велосипедист.
Что касается велосипедистов, то им я порекомендую быть особенно внимательными в тех местах, где возможен выезд на дорогу других транспортных средств. Заранее снизьте скорость и посмотрите в обе стороны, прежде чем выехать из-за угла.
ДТП с велосипедистом при выезде из двора
Рассмотрим схему еще одного популярного столкновения с велосипедистом:
В данном случае велосипедист едет по проезжей части вдоль припаркованных автомобилей, т.е. не нарушает правил дорожного движения. Белый автомобиль выезжает с прилегающей территории и должен уступить дорогу велосипедисту (пункт 8.3 ПДД). В случае ДТП его виновником однозначно будет водитель автомобиля.
На практике у велосипедиста есть возможность избежать столкновения и это в любом случае выгоднее, чем бегать по страховым компаниям для получения выплат по ОСАГО и ремонтировать велосипед. Дело в том, что посадка велосипедиста значительно выше, чем посадка водителя легкового автомобиля. Поэтому велосипедист заранее видит автомобиль и может вовремя сбросить скорость. У водителя автомобиля подобной возможности нет.
Примечание. Точно также велосипедисту следует поступить и при движении по главной дороге на перекрестке. Велосипедист имеет преимущество, однако водитель более низкого легкового автомобиля может его попросту не заметить. Виноват в ДТП будет водитель, однако велосипедисту от этого легче не будет.
Движение велосипеда навстречу автомобилям
Еще одно типичное ДТП - столкновение при движении навстречу автомобилям. При этом виновником аварии является велосипедист.
В данном случае велосипедист нарушает пункт 24.2 ПДД, который допускает движение только по правому краю проезжей части и не допускает - по левой:
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
При встречном столкновении последствия как для автомобиля, так и для велосипедиста, могут быть довольно плачевными. Скорость автомобиля - 60 км/ч, скорость велосипеда - 30 км/ч. В сумме - 90 км/ч. Удар о встречную машину может привести к гибели велосипедиста.
При управлении автомобилем следует помнить о том, что на дороге можно встретить неадекватного велосипедиста, который едет по встречной полосе. Его лучше объехать, чем допустить столкновение.
Наезд на велосипедиста на пешеходном переходе
Причиной еще одного распространенного ДТП является движение велосипедиста по пешеходному переходу:
В данном случае в ДТП виноват велосипедист, нарушающий требования пункта 24.8:
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Вполне естественно, что суды обычно принимают сторону водителя и это не противоречит здравому смыслу. Ведь водитель не может своевременно отреагировать на велосипед, движущийся поперек дороги со скоростью 20-30 км/ч, и не успевает затормозить.
ДТП на остановке общественного транспорта
Еще одна неприятная для велосипедиста ситуация - объезд общественного транспорта на остановке:
Ситуация развивается следующим образом. На остановке общественного транспорта останавливаются один или несколько автобусов (на рисунке выше - желтый). Велосипедист пытается его объехать и перестаивается левее. Однако автобус начинает движение до того, как велосипедист завершил маневр. Если водитель автобуса не заметил велосипедиста, то он начинает перестроение на левую полосу. Велосипедист оказывается зажат между автобусом (справа) и автомобилями (слева).
Виновник ДТП будет зависеть от того, с кем столкнулся велосипедист: с автобусом или с автомобилем. Если велосипедист врезался в автобус, то в соответствии с пунктом 18.3 ПДД виновниками будут являться оба водителя. Если же велосипедист перестроился влево и задел автомобиль, движущийся без изменения направления, то в ДТП виноват будет только он сам.
В общем, объезд автобусов и троллейбусов, остановившихся для высадки пассажиров, является достаточно опасным маневром для велосипедиста. Причем однозначно сказать, как лучше поступить в сложившейся ситуации, невозможно.
Подводя итоги данной статьи хочу отметить, что в теплое время года и водителям, и велосипедистам нужно быть предельно внимательными и избегать лишнего риска.
Удачи на дорогах!
Доброго времени суток, меня сбыли машина.
Как в первом случае, только я ехал по велодорожке (знаки 4.4.1 и 1.24 стояли) Значит машина ехала по главной, заворачивала на право, а я ехал как указано на картинке, только наоборот сверху вниз, т.е. на встречу к потоку машин, но по велодорожке.
Когда ехал, то видел, что водитель стоял и пропускал женщину с коляской, слева никого не было, пока он стоял и пропускал, решил воспользоваться случаем и проехать данный участок. И вот меня сбивают при этом протаранив на капоте около 1,5 метров, получил травмы средней тяжести. ГАИ признало, что виноват сам водитель в соответствие 13.1 ПДД. "При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.";
Вопрос: имел ли я право пересекать верхом данный участок дороги, если весели знаки 4.4.1 и 1.24 ??
P.S : если затрудняетесь, то могу выслать к Вам на почту место ДТП со всеми знаками. Благодарю!
nigelbrooks, здравствуйте.
Если у Вас есть схема места ДТП, то выложите ее в данной теме.
Судя по описанию, Вы могли двигаться по данному участку. Однако это не значит, что Вы имели преимущественное право проезда.
Удачи на дорогах!
Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :
1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?
Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :
1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?
Эти вопросы никак не разъясняются в ПДД, поэтому их каждый пытается трактовать под себя. Я бы рекомендовал в таких местах заранее выезжать на середину полосы, чтобы автобус не смог объехать сбоку, и тормозил сзади. Но то я. Во мне поболе 100 кг. И далеко не только жира. Кроме того на велосипеде у меня зеркало, чтобы наблюдать обстановку сзади. Если купить велошлем, то есть зеркала, которые крепятся на него. Очень удобная вещь.
Здравствуйте. улица с 4х полосной проезжай частью. двигается велосипедист в левой полосе начинает перестраиваться в правую полосу не подовая знаков поворота его сбивает автомобиль едущий по правой полосе. Вопрос кто в этом случае виноват? говорят водитель авто всегда виноват. Спасибо.
Alex, здравствуйте.
Приведенной Вами информации недостаточно, чтобы определить виновника/виновников ДТП.
Если ДТП произошло в момент перестроения велосипедиста, то он гарантированно будет одним из виновников.
Удачи на дорогах!
попал в ситуацию как в первом описанном случае. выезжал со двора, а велосипедист врезался в заднюю дверь по тротуару. Инспектор, оформляющий ДТП, сказал, что меня признают виновным.
Здравствуйте!
У меня была схожая ситуация как во втором примере, но я не ехала параллельно с машиной. То есть я направлялась по тротуару и видела перед собой заезд на парковку ( то есть мне надо было его проехать этот пробел между тротуарами ) и видела что белый грузовик выезжает. Ну я на тот момент подсознательно решила что опасности нет и продолжила свой путь, к сожалению оказалось так что с другой стороны заезжала другая машина и соответсвенно я её, а это машина меня не заметил и произошло ДТП. Конечное повреждением моего транспорта (велосипеда), моих нескольких ушибов и царапины на автомобиле. К моему счастью владелец авто был очень добрый и понимающим человек и взял на себя ответственность за ремонт моего велосипеда и отвёз меня в больницу. Но, я хотела б узнать кто ж все таки виноват ?!
попал в ситуацию как в первом описанном случае. выезжал со двора, а велосипедист врезался в заднюю дверь по тротуару. Инспектор, оформляющий ДТП, сказал, что меня признают виновным.
Инспектор верно сказал.
7.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
Здравствуйте!
У меня была схожая ситуация как во втором примере, но я не ехала параллельно с машиной. То есть я направлялась по тротуару и видела перед собой заезд на парковку ( то есть мне надо было его проехать этот пробел между тротуарами ) и видела что белый грузовик выезжает. Ну я на тот момент подсознательно решила что опасности нет и продолжила свой путь, к сожалению оказалось так что с другой стороны заезжала другая машина и соответственно я её, а это машина меня не заметил и произошло ДТП. Конечное повреждением моего транспорта (велосипеда), моих нескольких ушибов и царапины на автомобиле. К моему счастью владелец авто был очень добрый и понимающим человек и взял на себя ответственность за ремонт моего велосипеда и отвёз меня в больницу. Но, я хотела б узнать кто ж все таки виноват ?!
В Вашем случае обоюдка. Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части, и виноват автомобилист, не пропустивший Вас.
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
...
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
- по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Serpiph!
Вы противоречите тому, что доказывал Максим в статье про расположение велосипеда на ПЧ. На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.
по тротуару или пешеходной дорожке - в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
Поэтому утвержение
Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части
Не верно. И ещё.
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
sclar, Максим в статье показал, что если рассматривать первый вариант, то езда на велосипеде бессмысленна. Поэтому с большой долей вероятности имеется в виду второй вариант. Но уже никак не Ваше утверждение
На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.
без каких-либо оговорок.
Почему Вы заявляете, что движение по тротуару в этом случае разрешено? Это не перекрёсток, а заезд на прилегающую территорию - парковку.
Поэтому утвержение
Виноваты Вы, потому что ехали по тротуару, а не по правому краю проезжей части
Не верно. И ещё.
И автомобилист именно съезжал с дороги на прилегающую территорию. Перечитайте внимательно ещё раз статью и мой ответ.
sclar, Максим в статье показал, что если рассматривать первый вариант, то езда на велосипеде бессмысленна. Поэтому с большой долей вероятности имеется в виду второй вариант. Но уже никак не Ваше утверждение
На мой взгляд он убедительно доказал, что двигаться по проезжей части на велосипеде практически почти ни где невозможно.
Да здесь признаю. Не дочитал. Однако утверждение №2, так же как и №1, это всего лишь логические умозаключения. Что такое нет возможности? Есть возможность? Ни один юридический документ этого не определяет. А как Вы считаете, можно ли считать, что нет возможности двигаться по правому краю, когда нужно объехать ряд 10 - 30 припаркованных автомобилей? Когда создаётся реальная опасность для велосипедиста.
Я считаю, и знаю это из практики, что объезд припаркованных автомобилей на велосипеде очень опасный манёвр.
Кто рассудит.
Во всяком случае, и это я знаю из долгой практики, ещё ни один гаишник не привлёк ни одного велосипедиста за езду по тротуарам. Я езжу постоянно мимо сотрудников ДПС, даже около Областного МВД по тротуару, Ни кто ни разу даже замечания не сделал.
А это реальный критерий. Езда по проезжей части опасна - значит невозможна.
.И автомобилист именно съезжал с дороги на прилегающую территорию. Перечитайте внимательно ещё раз статью и мой ответ
Здесь вообще не понял. Если автомобилист съезжает с дороги (хоть на прилегающую территорию, хоть в кусты) то ясно написано должен уступить дорогу пешеходам и велосипедистам. И не написано, где при этом идут (едут) эти самые пешеходы (велосипедисты).
Спасибо! Очень полезная статья!
Подскажите пожалуйста. Сегодня выезжала с второстепенной дороги на главную поворачивая направо. Посмотрела направо, налево, никого нет. Начинаю маневр (поворот направо) и сталкиваюсь лоб в лоб с велосипедистом. Откуда он взялся, не понимаю, скорее всего не увидела его из-за стоящего на углу магазина. Велосипедист, кстати, двигался не по правой стороне проезжей части, а по левой, то есть по обочине встречной полосы. Обменялись телефонами, разъехались, обоюдно решили ГАИ не вызывать. Но теперь мучаюсь вопросом, кто же все таки виноват? И может ли велосипедист написать какоето заявление в ГАИ или в полицию?
Анастасия, если это возможно, приложите схему происшествия либо ссылку на панораму указанного места. По имеющемуся описанию я не могу сказать, что именно нарушил каждый из участников происшествия.
Теоретически в описанной Вами ситуации второй участник может обратиться в ГИБДД, однако такое бывает нечасто. В будущем, чтобы исключить подобные ситуации, обменивайтесь не телефонами, а расписками о том, что Вы не имеете друг к другу претензий после ДТП. Пример оформления приведен в этой статье.
Удачи на дорогах!
В будущем, чтобы исключить подобные ситуации, обменивайтесь не телефонами, а расписками о том, что Вы не имеете друг к другу претензий после ДТП.
Зря вы так. Если обменять какую-нить нокию 3110 на айфон 11 или какой там щаз по счету огрызок идет, то можно даже велик бросить на месте и уйти пешком! А затем продать это чудо маркетинга ябловоду, то можно и телефон нормальный купить и велик, очень даже недурственный.
Случай "движение велосипеда по тротуару"
"Ведь движение транспортных средств по тротуару запрещено:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил)..."
Там же приведены исключения! Как раз для велосипедистов.
"24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц"
В момент аварии с автомобилем велосипед находится не на тротуаре.
(см. 9.9)
Сегодня мне на капот обрушился велосипедист, поварачивала с дороги на парковку, убедилась, что нет пешеходов, с включённым поворотником начала поварачивать и тут он. На нем ни царапины, а велос и моя машина пострадали, что делать? Я не считаю себя виноватой, как доказать, что я не осёл.
Анна, приложите схему указанной ситуации. На схеме изобразите, где именно ехал велосипедист.
Здравствуйте
Является ли нарушением ПДД выезд авто на встречную полосу (для обгона), когда по ней двигается велосипедист (по правому краю ПЧ, оставляя авто достаточно места чтобы разминуться и завершить обгон)*
Roman-6, здравствуйте.
Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться, что не создаст помех - никому (п 11.1 ПДД). Если создал помеху - нарушил, не создал - не нарушил.
Езжу очень много на велосипеде(лигерад,60см высоты+оранжевый флажок,не курьер).
В отсутствии припаркованых авто - езжу у правого края, ближе к обочине.
Когда машины припаркованы у обочины(2полосы в одном направлении), оцениваю ситуацию, даю авто завершить маневр(если таковые имеются) заранее перестраиваюсь во 2й ряд. И не прижимаюсь к припаркованым машинам(могут открыть дверь),сколько там за мной собралось - до фонаря, если я прижмусь к припаркованым авто, нарвусь на открытую дверь, либо меня разотрут между машин.
Перед автобусами(при заезде в остановочный карман) выезжаю на середину полосы
В первую очередь думайте головой, читайте знаки(вы же транспортное средство) и устанавливайте визуальный контакт с водителем авто - он не должен догадываться куда вас понесет, он должен точно знать что вы собираетесь делать(все кости хрустят одинаково мелодично) - покажите ему рукой куда направляетесь и по возможности поблагодарите.
Будьте вежливы на дороге - сделайте день себе и другим!
Удачи всем и спокойной дороги!
А если велосипедист движется по велосипедной дорожке, занимающей часть тротуара и пересекающей въезд на прилегающую территорию, то кто имеет приоритет?
Велосипедист / выезжающий с прилегающей территории автомобиль / заезжающий на прилегающую территорию автомобиль.
схема типа:
Андрей-754,
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.
Добрый день.
Я катаюсь на электросамокате, город у нас небольшой но густонаселён, дома стоят плотно друг к другу и между домами есть АРКИ, с жилых зон (со дворов) сначала тротуар 4-5 метра шириной потом уже проезжая часть!
Была сегодня ситуация что чуть не вписал машине в бок. Я взрослый человек и правила знаю! поэтому и притормаживаю! (знаю, дураков хватает) почему выезжают из арки на скорости к проезжей части не пропуская прохожих? перегораживая им проход.
Какое наказание за такое нарушение? и как правильно сделать так что бы водители автомобилей понёс наказания!
Владимир-571, регистратор поставьте, далее по процедуре. Плюс надо писать чтобы ставили обзорные зеркала перед выездом для увеличения обзора.
Владимир-571, здравствуйте.
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
Адекватного способа привлечения к ответственности для данной ситуации я не знаю, т.к. ГИБДД вряд ли будет круглосуточно "караулить" водителей у каждой арки.
Удачи на дорогах!