Версия для печати

ДТП с участием велосипедиста

ДТП с участием велосипедиста

Добрый день, уважаемый читатель.

С каждым годом на отечественных дорогах становится все больше и больше двухколесных транспортных средств. В том числе и велосипедов. Особенно активны велосипедисты в период с мая по сентябрь, и именно в это время увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий с их участием.

Причем причины возникновения ДТП могут быть различными. Начиная от того, что водитель велосипеда не выполняет требований ПДД и заканчивая тем, что участники дорожного движения могут друг друга просто не заметить.

В одной из статей на pddmaster.ru речь шла о ПДД для велосипедистов, сегодня же мы рассмотрим распространенные ДТП с участием велосипедистов.

В теплое время года я одинаково часто управляю и автомобилем, и велосипедом, поэтому могу рассказать об опасных ситуациях с участием автомобилей и велосипедов не по наслышке.

Пожалуй начну с одного факта, который для многих водителей автомобилей остается неизвестным. Практически любой взрослый велосипедист при движении по ровному участку дороги без проблем разгоняется до скорости 40-45 км/ч. При этом речь даже не идет о специальных шоссейных велосипедах, которые развивают куда большие скорости. Следовательно, при движении в плотном городском потоке велосипедисты очень часто имеют с автомобилями одинаковую скорость, а зачастую могут автомобили и обгонять. Эта информация поможет нам в дальнейшем при рассмотрении типовых ДТП.

Движение велосипеда по тротуару

Ни для кого не секрет, что многие велосипедисты предпочитают движение по тротуару движению по проезжей части. Связано это с тем, что при соблюдении осторожности движение по тротуару является более безопасным. Тем более требования ПДД движение по тротуару разрешают.

Рассмотрим типовое дорожно-транспортное происшествие на тротуаре:

ДТП с велосипедистом на тротуаре

Итак, в данном случае автомобиль выезжает с прилегающей территории, а велосипедист движется по тротуару. На первый взгляд кажется, что оба участника дорожного движения заметят друг друга и без проблем разъедутся.

Однако на практике часто встречаются следующие дополнительные факторы:

1. Высокая скорость велосипедиста (25-30 км/ч).

2. Высокая скорость автомобиля (30-40 км/ч).

3. Наличие зеленых насаждений (кустов, деревьев), а также искусственных сооружений (палатки, арки домов, заборы, ворота), которые не позволяют заметить опасность заранее.

Пожалуй, описанное ДТП с участием велосипедиста является самым распространенным. Последствиями его обычно являются разбитые крыло и капот автомобиля, испорченное переднее колесо велосипеда, травмы велосипедиста.

Разберемся, кто же виноват в данном ДТП:

С одной стороны, выезжая с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает (пункт 8.3 ПДД):

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

С другой стороны, велосипедист едет по тротуару:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Теоретически сотрудники ГИБДД могут принять сторону любого из участников ДТП. На практике же грамотному водителю при помощи адвоката скорее всего удастся склонить чащу весов в свою сторону. Согласитесь, даже сохраняя минимальную скорость автомобиля, невозможно заранее заметить велосипед, вылетающий из-за угла на скорости 40 км/ч. Ведь движение транспортных средств по тротуару запрещено:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

На практике ремонт велосипеда после подобного ДТП стоит 3-10 тысяч рублей, ремонт автомобиля 20 и более тысяч рублей. Если виновником признают велосипедиста, то он заплатит за ремонт автомобиля из собственного кармана, если владельца автомобиля, то велосипед отремонтируют по ОСАГО.

Итак, если Вы попадете в подобную ситуацию за рулем автомобиля, то в бланке извещения о дорожно-транспортном происшествии укажите пункты 9.9 и 24.6, которые нарушил велосипедист.

Что касается велосипедистов, то им я порекомендую быть особенно внимательными в тех местах, где возможен выезд на дорогу других транспортных средств. Заранее снижайте скорость и смотрите в обе стороны, прежде чем выехать из-за угла.

ДТП с велосипедистом при выезде из двора

Рассмотрим схему еще одного популярного ДТП с участием велосипедиста:

ДТП с велосипедистом при выезде из двора

В данном случае велосипедист едет по проезжей части вдоль припаркованных автомобилей, т.е. не нарушает правил дорожного движения. Автомобиль выезжает с прилегающей территории и должен уступить дорогу велосипедисту. Т.е. в случае ДТП его виновником однозначно будет водитель автомобиля.

Тем не менее у велосипедиста есть хорошая возможность это ДТП предотвратить и это в любом случае выгоднее, чем бегать по страховым компаниям для получения выплат по ОСАГО и ремонтировать велосипед. Дело в том, что посадка велосипедиста значительно выше, чем посадка водителей легковых автомобилей. Поэтому велосипедист видит автомобиль заранее и может вовремя сбросить скорость. У водителя автомобиля подобной возможности нет.

Обращаю внимание велосипедистов, что также следует поступать в том числе и при движении по главной дороге на перекрестке. В данном случае преимущественное право проезда действительно у Вас имеется, однако водитель более низкого легкового автомобиля может вас попросту не заметить. Виноват в ДТП будет он, однако Вам от этого легче не будет.

Движение велосипеда навстречу автомобилям

Еще одно типичное ДТП, виновником которого является велосипедист, - столкновение при движении навстречу автомобилям:

Движение велосипеда навстречу автомобилям

В данном случае велосипедист нарушает пункт 24.2 ПДД:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части

Последствия ДТП как для автомобиля, так и для велосипедиста, будут куда более плачевными. (Скорость автомобиля - 60 км/ч, скорость велосипеда - 40 км/ч. В сумме - 100 км/ч.)

Тем не менее находясь за рулем автомобиля следует учитывать, что встречаются и подобные неадекватные участники дорожного движения, которых лучше объехать, чем сбить.

ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе

Еще одно довольно популярное ДТП - движение велосипедиста по пешеходному переходу:

ДТП с велосипедистом на пешеходном переходе

В данном случае в ДТП виноват велосипедист. Вполне естественно, что суды обычно принимают сторону водителя и это не противоречит здравому смыслу. Ведь водитель не может своевременно отреагировать на велосипед, движущийся со скоростью 20-30 км/ч и не успевает затормозить.

ДТП на остановке общественного транспорта

Последняя на сегодня ситуация - ДТП на остановке общественного транспорта:

ДТП на остановке общественного транспорта

Ситуация в данном случае развивается следующим образом. На остановке общественного транспорта останавливаются один или несколько автобусов/троллейбусов. Велосипедист пытается их объехать и перестаивается несколько левее. В тот момент, когда велосипедист еще не успевает завершить маневр, находящийся рядом с ним автобус начинает движение. При этом он сразу же перестраивается во вторую полосу. Велосипедист оказывается зажат между автобусом (справа) и автомобилями (слева) и может произойти столкновение как с первым, так и со вторыми.

Виновник в данном случае будет зависеть от того, с кем произойдет столкновение. Если велосипедист врежется в автобус, то в соответствии с пунктов 18.3 ПДД, виновниками будут являться оба водителя. Если же велосипедист перестроится влево и заденет автомобиль, движущийся без изменения направления, то в ДТП виноват будет он сам.

В общем, объезд остановившихся для посадки/высадки пассажиров автобусов и троллейбусов для велосипедиста является достаточно опасным маневром. Причем однозначно сказать, как лучше поступить в сложившейся ситуации, невозможно.

На этом рассмотрение типовых ДТП с участием велосипедиста закончено. Подводя итоги, хочу сказать, что в теплое время года и водителям, и велосипедистам нужно быть очень внимательными и избегать лишнего риска.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 2 мая 2014

19 декабря 2015 17:21
nigelbrooks

Доброго времени суток, меня сбыли машина.

Как в первом случае, только я ехал по велодорожке (знаки 4.4.1 и 1.24 стояли) Значит машина ехала по главной, заворачивала на право, а я ехал как указано на картинке, только наоборот сверху вниз, т.е. на встречу к потоку машин, но по велодорожке.

Когда ехал, то видел, что водитель стоял и пропускал женщину с коляской, слева никого не было, пока он стоял и пропускал, решил воспользоваться случаем и проехать данный участок. И вот меня сбивают при этом протаранив на капоте около 1,5 метров, получил травмы средней тяжести. ГАИ признало, что виноват сам водитель в соответствие 13.1 ПДД. "При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.";

Вопрос: имел ли я право пересекать верхом данный участок дороги, если весели знаки 4.4.1 и 1.24 ??

P.S : если затрудняетесь, то могу выслать к Вам на почту место ДТП со всеми знаками. Благодарю!

19 декабря 2015 19:49
Максим

nigelbrooks, здравствуйте.

Если у Вас есть схема места ДТП, то выложите ее в данной теме.

Судя по описанию, Вы могли двигаться по данному участку. Однако это не значит, что Вы имели преимущественное право проезда.

Удачи на дорогах!

20 мая 2016 17:02
Рома-2

Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :

1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?

20 мая 2016 19:34
wowick

Привет ! Когда еду на веле. по дороге автобусы бывает перед остановкой равняются и не обращая на меня внимания вжимают в остановочный карман. И орет водитель что ты мол только скраю должен двигаться. Так вот вопрос :

1)что я должен на велосипеде и в остановочные карманы заезжать? 2)Припаркованные первым рядом машины(иногда и вторым) только по тротуару что-ли объезжать?

Эти вопросы никак не разъясняются в ПДД, поэтому их каждый пытается трактовать под себя. Я бы рекомендовал в таких местах заранее выезжать на середину полосы, чтобы автобус не смог объехать сбоку, и тормозил сзади. Но то я. Во мне поболе 100 кг. И далеко не только жира. Кроме того на велосипеде у меня зеркало, чтобы наблюдать обстановку сзади. Если купить велошлем, то есть зеркала, которые крепятся на него. Очень удобная вещь.

16 августа 2016 01:25
alex-7

Здравствуйте. улица с 4х полосной проезжай частью. двигается велосипедист в левой полосе начинает перестраиваться в правую полосу не подовая знаков поворота его сбивает автомобиль едущий по правой полосе. Вопрос кто в этом случае виноват? говорят водитель авто всегда виноват. Спасибо.

17 августа 2016 11:54
Максим

Alex, здравствуйте.

Приведенной Вами информации недостаточно, чтобы определить виновника/виновников ДТП.

Если ДТП произошло в момент перестроения велосипедиста, то он гарантированно будет одним из виновников.

Удачи на дорогах!

11 сентября 2016 11:04
казбек

попал в ситуацию как в первом описном случае. выезжал со двора а велосипедист врезался в заднюю дверь по гротуару. инспектор оформляющий дтп сказал что меня признают виновным

Идет добавление комментария