Что делать при возникновении опасности на дороге?

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о том, как должен вести себя водитель при возникновении аварийной ситуации на дороге. Правила дорожного движения дают однозначный ответ на этот вопрос.

Однако на практике многие водители поступают по-другому и своими действиями только усугубляют последствия дорожно-транспортного происшествия. А в некоторых случаях неправильное поведение даже приводит к тому, что виновником становится не водитель, создавший аварийную ситуацию, а водитель, неправильно на нее отреагировавший.

Как действовать при возникновении опасности?

Ответ на данный вопрос дается во втором абзаце пункта 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Все довольно просто. Если на своем пути Вы видите другого участника дорожного движения или иной объект, то просто нажмите на педаль тормоза. Тормозите вплоть до полной остановки. Иных действий водитель предпринимать не должен.

Неправильные действия водителей при опасности

На практике нередко можно встретить водителя, который вместо торможения начинает маневрировать, т.е. поворачивает руль и пытается уйти от столкновения. В некоторых случаях это позволяет избежать столкновения, однако гораздо чаще это приводит к более серьезным последствиям ДТП.

Перестроение на встречную

Посмотрите на приведенный рисунок. Водитель оранжевого автомобиля выполняет перестроение и не уступает дорогу зеленому.

Зеленый, в свою очередь, пытается избежать столкновения, поворачивает руль налево и оказывается на встречной полосе. Там происходит столкновение с пассажирским автобусом, виновником которого становится водитель зеленого автомобиля.

Напомню, что за причинение вреда жизни и здоровью водитель может получить до 7 лет тюрьмы (если он не находится в состоянии опьянения).

Предлагаю Вам посмотреть видео, в котором рассматривается похожая ситуация при перестроении (без ДТП):

Обратите внимание, когда передняя часть автомобиля поравнялась с задней частью автобуса, они оба были уже у правой стороны проезжей части. Т.е. если бы водитель автомобиля просто тормозил, то он смог бы проехать слева от автобуса.

Тем не менее в данном случае могут быть 2 причины повернуть руль:

1. Тяжело заставить себя вести автомобиль в сторону неожиданно появившегося многотонного препятствия.

2. Водителю заранее неизвестно, что будет делать автобус. Если бы он перестроился только на 1 полосу и сразу же остановился, то простое торможение не позволило бы полностью избежать столкновения.

В рассматриваемом примере перестроение не привело к негативным последствиям. Однако на практике может сложиться и по-другому.

ДТП при попытке избежать столкновения

Рассмотрим следующий пример:

Перед нами перекресток. В левой полосе движения стоит автобус, который готовится повернуть налево. Он частично загораживает обзор водителям других автомобилей. Водитель белого автомобиля едет через перекресток прямо. Водитель зеленого выполняет поворот налево. Друг друга они не видят, поэтому продолжают движение. Похожие ситуации очень часто попадают в поле зрения камер наружного наблюдения на перекрестках.

Как только водитель белого автомобиля видит капот зеленого, он поворачивает руль в правую сторону и пытается объехать машину справа. При этом он не тормозит.

Однако водитель зеленой машины все еще не видит опасность и продолжает движение:

В итоге происходит столкновение транспортных средств. После него белый автомобиль продолжает движение и улетает за пределы проезжей части:

Последствия при этом могут быть разнообразными. Белая машина может наехать на светофор, столб, припаркованные машины, врезаться в высокий бордюр или просто улететь в кювет и перевернуться.

Если бы в аналогичной ситуации водитель тормозил, то ДТП все равно бы произошло. Однако последствия для белого автомобиля были бы менее плачевными, т.к. он никуда бы не "улетел" по инерции, а просто остался бы на перекрестке:

В завершение хочу дать один небольшой совет. Если Вы все же хотите попытаться объехать препятствие, то никогда не объезжайте его спереди. Если машина не притормозит, то проскочить перед ее "носом" Вы просто не успеете. Если уж и объезжать машину, то лучше сделать это со стороны багажника.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 2 декабря 2017
Раздел: Дорожно-транспортные происшествия
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
20 февраля 2019 01:18
Voron

Кто это писал?

"Все довольно просто. Если на своем пути Вы видите другого участника дорожного движения или иной объект, то просто нажмите на педаль тормоза. Тормозите вплоть до полной остановки. Иных действий водитель предпринимать не должен."

"При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства."

Покажите мне в правилах запрет маневрировать при аварийной ситуации? Нет конечно, если вам хочется погибнуть смертью храбрых вперёд! :(

Скорсть!!! СКОРОСТЬ СНИЗИТЬ ВПЛОТЬ ДО ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ! Не об Камаз!!!

20 февраля 2019 06:34
wowick

Покажите мне в правилах запрет маневрировать при аварийной ситуации?

Выдержка из ПДД, пункт 10.1 "При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства." Вот эти действия - в соответствии с ПДД. Запрещать маневрирование - никто не запрещает. Но если в результате этого маневра случится ДТП, то виновным в нем будет тот, кто начал это маневрирование! Т.е. начав маневрирование вместо остановки, вы берете на себя ответственность за последствия.

В инете куча видео, где машина пытается объехать препятствие, например собаку, и в результате возникает ДТП с несколькими участниками. Так лучше бы он сбил собаку и отремонтировал бампер, чем разбил много машин и мотоцикл.

20 февраля 2019 17:01
GDW nik

Всё верно. Запрета маневрировать нет. Есть обязанность снижать скорость. Если всё-же Вы решили маневрировать - тогда соблюдайте, при этом, требования главы 8 ПДД. Ответственность за несоблюдение правил маневрирования никто не снимает, даже в аварийной ситуации.

8 июля 2022 16:50
Сергей-1154

Добрый день.

В свете прочитанного хочу спросить: получается, что если вовремя не остановиться в своей полосе в случае, когда грубо нарушающее ПДД ТС пытается внаглую занять твою полосу, например, нарушая п.8.4, то ты становишься виновником ДТП, так как такое ТС-нарушитель является для тебя "опасностью для движения"?

11 июля 2022 11:29
GDW nik

Здравствуйте.

Во первых, "когда грубо нарушающее ПДД ТС пытается внаглую занять твою полосу, например, нарушая п.8.4", то водитель этого ТС является виновником ДТП - нарушение п 8.4 ПДД.

Вопрос только в том, являетесть ли Вы также виновником, или не являетесь. Поэтому,

Во вторых, опасность для движения должна быть "которую водитель в состоянии обнаружить" - п 10.1 ПДД - и только в этом случае "он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства."

Скорость "принятия мер" зависит от реакции водителя. Среднее время реакции считается 1 секунда.

Отсюда вывод. Если водитель обнаружил нагло перестраивающегося, то он ОБЯЗАН снижать скорость через расчётные 1 сек.

Если он этого не сделал - возможно он будет совиновником ДТП, если сделал - не будет.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев