Версия для печати

Лишение прав за выезд на встречную полосу. Спорные ситуации.

Лишение прав за выезд на встречную полосу. Спорные ситуации.

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрено лишение прав за выезд на встречную полосу движения. Напомню, что в статье "Штраф за выезд на полосу встречного движения в 2016 и 2017 году" были рассмотрены ситуации, в которых запрещается выезд на встречную полосу, а также наказания за совершение этого маневра. На всякий случай напомню, что выезд на встречную полосу наказывается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев за исключением одного случая - выезда на встречную полосу для объезда препятствия.

Все ситуации, рассмотренные в прошлой статье, были более или менее очевидными. Сегодня же речь пойдет о том, как водитель может получить лишение прав в ситуации, совершенно к этому не располагающей.

Цель этой статьи - помочь Вам избежать спорных ситуаций, приводящих к лишению прав.

Для начала хочу задать Вам один вопрос по правилам дорожного движения. Постарайтесь ответить на него до того, как прочитаете правильный ответ ниже. Итак, скажите, пожалуйста, о чем говориться в пункте 1.3 правил дорожного движения?

Вспомнили? Если да - то замечательно. Если нет, то расстраиваться не стоит, в данный момент знание этого пункта не критично. Вы можете повторить текст правил сразу же после прочтения данной статьи.

Пункт 1.3 правил дорожного движения:

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

Я задал вопрос не случайно, однако подробнее пункт 1.3 будет рассмотрен несколько позже.

Предлагаю рассмотреть четвертую часть статьи 12.15 кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую наказание в виде лишения прав за выезд на встречную полосу:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -

влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи – наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Обратите внимание на фразу, выделенную жирным шрифтом: "Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения". Она имеет очень важное значение. Именно эта фраза позволяет определить водителя, который впоследствии будет лишен водительского удостоверения.

Заметьте, в этой части КоАП ничего не говориться про то, какой пункт правил должен быть нарушен. Например, некоторые водители считают, что лишение прав может быть получено только за пересечение двойной сплошной линии разметки. Ничего подобного. Про разметку в этой части КоАП вообще не упоминается.

Т.е. теоретически наказание в виде лишения прав может быть получено за выезд на встречную полосу в нарушение любого пункта правил дорожного движения. Рассмотрим пару ситуаций, подходящих под эти требования.

Обгон без включения сигнала поворота

Итак, представьте себе двухполосную дорогу с прерывистой линией разметки посередине. Дорога загородная, прямая, видимость на ней отличная. Встречных автомобилей нет абсолютно. На дороге установлен знак 3.31 "Конец зоны всех ограничений". Т.е. на первый взгляд кажется, что нарушить правила дорожного движения при обгоне просто-напросто невозможно.

Неожиданно перед автомобилем появляется медленно едущий трактор и водитель, не снижая скорости, этот трактор обгоняет. При этом он не включает сигнал поворота (пунктом 8.1 пренебрегают очень многие водители).

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Налицо выезд на встречную полосу в нарушение правил дорожного движения, за который предусматривается наказание в виде лишения прав на 4-6 месяцев.

Будьте внимательны в подобных ситуациях. Ведь если исходить только из правил дорожного движения и кодекса об административных нарушениях, то лишение прав в данном случае является вполне логичным. Не исключаю, что сотрудник ГИБДД приведенным выше обстоятельством попытается воспользоваться и сможет убедить водителя рассчитаться на месте.

На самом деле, за не включенный сигнал поворота лишение прав накладываться не может и об этом речь пойдет чуть ниже.

Лишение прав за обгон в нарушение других пунктов правил

Думаю, Вам стало очевидно, что нарушение любого пункта правил при обгоне (или просто при выезде на встречную полосу) теоретически может привести водителя к лишению прав. И некоторые сотрудники ГИБДД умело этим пользуются.

Однако есть еще один очень важный пункт правил, о котором я просто не могу не упомянуть. Это пункт 1.3, о котором я спрашивал Вас в начале статьи. Теперь-то Вы помните, о чем в нем говорится?

Так вот, на нарушении пункта 1.3 сотрудники ГИБДД могут поймать практически любого водителя. Представьте себе ситуацию на двухполосной дороге, описанную чуть Выше. Только в подобной ситуации водитель не забыл включить указатель поворота. Тем не менее его останавливают сотрудники ГИБДД и задают следующий вопрос: "о чем говориться в пункте 1.3 правил дорожного движения". В принципе пункт в вопросе может быть любым.

Естественно, 95 процентов водителей не смогут дать ответ на этот вопрос (т.е. они не знают относящиеся к ним требования ПДД). Соответственно, налицо нарушение пункта 1.3 правил дорожного движения, связанное с выездом на полосу встречного движения:

1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

На всякий случай напомню, что сотрудники ГИБДД не могут просто так останавливать проезжающие автомобили. Они могут сделать это только в том случае, если выявили административное правонарушение. Заметьте, сотрудник ГИБДД не может на расстоянии определить, знаете ли Вы правила дорожного движения. Соответственно, даже если Вы какие-то пункты и не помните, сотрудник ГИБДД может проверить это только остановив Ваш автомобиль с нарушением закона. Подобные доказательства не должны приниматься во внимание:

Статья 26.2. Доказательства

3. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Таким образом, у водителя всегда есть возможность успешно оспорить решение сотрудника ГИБДД о лишении водительского удостоверения за нарушение пункта 1.3 правил дорожного движения. Однако того же самого нельзя сказать про нарушение пункта 8.1. Если водитель при выполнении обгона не включит сигналы поворота, то он правомерно будет лишен водительского удостоверения.

Список ситуаций, в которых возможно лишение прав за выезд на встречную полосу

В завершении этой статьи хочу рассмотреть нормативный правовой документ, который содержит перечень нарушений, влекущих лишение прав за выезд на встречную полосу. Это - постановление пленума верховного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях":

8. По части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 данной статьи.

Непосредственно такие требования установлены в следующих случаях:

а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). При этом нарушение данного требования, связанное с объездом препятствия, следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ;

б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД);

в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД);

г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД);

д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД);

е) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД).

Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств" (когда такая полоса предназначена для встречного движения), 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Кроме того, объективную сторону данного состава административного правонарушения образует нарушение дорожного знака 4.3 "Круговое движение".

Учитывая, что дорожный знак 3.20 означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии иных запретов, установленных ПДД (например, пунктом 11.4 ПДД), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ в случаях, когда:

в зоне действия дорожного знака 3.20 имеется дорожная разметка 1.1 или 1.11, поскольку согласно пункту 1 Приложения № 2 к ПДД при противоречии значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки приоритет имеет дорожный знак, которым должен руководствоваться водитель;

водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.

Пункт 8 постановления полностью описывает перечень ситуаций, в которых наказанием за выезд на встречную полосу является лишение прав. Так что рекомендую его внимательно прочитать и запомнить.

Отдельно хочу заметить, что этот пункт в том числе предусматривает лишение прав и за выезд на встречную полосу на повороте. Это наказание будет наложено на водителя в том случае, если он хотя бы одним колесом окажется на полосе встречного движения, независимо от нанесенной на дороге разметки. Например, водитель может пересечь двойную сплошную линию разметки или разметку прерывистую.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 24 декабря 2014

5 декабря 2015 14:49
Владимир-30

Как же быть если нельзя объехать препятствие, кроме как по встречке или обочине? Штраф одинаков 1500. Выходит - стоять и ждать когда растащат а м, например после аварии? Или ещё смешнее- засыпят яму!

17 декабря 2015 00:29
Serpiph

Звоните 02, сообщаете, что в таком-то месте невозможно проехать, не нарушив ПДД. Требуете инспектора на это место, так как только он имеет право выполнять функции регулировщика.

Идет добавление комментария