Расположение велосипедистов на проезжей части

Велосипед

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о расположении велосипедов и мопедов при движении по проезжей части дороги. Дело в том, что правила дорожного движения требуют, чтобы велосипедисты и водители мопедов двигались по правому краю проезжей части (пункты 24.2 и 24.7 ПДД).

Однако у водителей возникают вопросы по поводу того, насколько близко к бордюру должны ехать велосипеды и мопеды, и имеют ли право эти транспортные средства смещаться ближе к центру дороги. Правила не дают однозначного ответа на указанные вопросы, поэтому данная статья публикуется в разделе "Неоднозначности ПДД".

Сегодня будут рассмотрены 2 варианта трактования термина "по правому краю проезжей части" и аргументы в пользу каждого из них. Приступим.

Примеры движения велосипедов и мопедов

Водители, которые управляют велосипедом и мопедом редко или не управляют указанными транспортными средствами вообще, обычно не могут понять, в чем суть рассматриваемой сегодня ситуации.

Действительно, на первый взгляд кажется, что велосипеды и мопеды могут спокойно ехать по самому краю проезжей части и удаляться от него нет никакой необходимости. Именно так и происходит на участках дорог без других транспортных средств:

Велосипед на дороге

Однако на практике дело обстоит по-иному. У правого края проезжей части могут быть припаркованы автомобили (без нарушения правил). Также у правого края располагаются остановки маршрутных транспортных средств:

Объезд автомобилей

Если водитель мопеда "уперся" в автобус, стоящий на остановке, то он, конечно же, может дождаться завершения посадки пассажиров и лишь после этого продолжить движение. Обычно это не занимает много времени. Если же впереди припаркованы автомобили, то ждать их отъезда можно несколько часов или даже дней.

Еще одна ситуация, которая вызывает больше всего вопросов у водителей велосипедов и мопедов. Речь идет об установке знаков "Направления движения по полосам" перед перекрестком. При этом из правой полосы движение разрешается только направо:

Велосипед на перекрестке

Может ли водитель велосипеда или мопеда перестроиться на вторую полосу движения, чтобы продолжить движение прямо?

2 варианта трактовки расположения велосипедистов и мопедов

Среди водителей существуют 2 варианта трактовки термина "по правому краю проезжей части":

  1. Двигаться можно только у самого края, не отдаляясь от него ни на сантиметр.
  2. Велосипеды и мопеды могут смещаться от края проезжей части, если движение вдоль края невозможно.

Рассмотрим аргументы в пользу каждого из вариантов:

1. Движение только у бордюра

В пользу этого варианта говорит сама формулировка пунктов 24.2 и 24.8 ПДД:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части - в следующих случаях:
...
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Указанные пункты прямо говорят о правом крае и не предусматривают удаление двухколесных транспортных средств в случае необходимости.

Против данного варианта говорит тот факт, что такая трактовка делает велосипеды и мопеды абсолютно бесполезными транспортными средствами в городах. Если велосипед не может объезжать припаркованные автомобили и проезжать на перекрестках прямо, то дальше "своего двора" в городе на нем не уедешь. Получается, что нормально ездить на велосипедах и мопедах можно только вне населенных пунктов. Сомневаюсь, что законодатели хотели добиться именно этого при введении очередной редакции правил.

2. Движение по возможности ближе к правому краю проезжей части

Подобный вариант выглядит более адекватным, т.к. он позволяет велосипедам и мопедам объезжать припаркованные автомобили и проезжать прямо на всех перекрестках. Тем не менее, ПДД прямо не говорят о том, что велосипеды и мопеды могут удаляться от бордюра.

Если бы в пунктах 24.2 и 24.7 фразу "по правому краю проезжей части" заменить на фразу "по возможности ближе к правому краю проезжей части", то все встало бы на свои места.

Кроме того, есть еще несколько несоответствий в правилах дорожного движения, которые говорят именно в пользу варианта номер 2.

1. Если велосипедисты и водители мопедов не могут удаляться от правого бордюра, то полностью теряет смысл абзац 6 пункта 24.8 ПДД:

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
...
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;

Данный абзац запрещает поворачивать налево, если на дороге две или более полос в данном направлении. Однако по варианту 1 велосипеды и мопеды в любом случае не могут выехать на крайнюю левую полосу, из которой разрешается выполнять поворот налево и разворот.

2. Если велосипедисты и водители мопедов не могут удаляться от правого бордюра, то также теряет смысл и абзац 2 пункта 24.5 ПДД:

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

С одной стороны, движение колонны в два ряда допускается пунктом 24.5 ПДД. С другой стороны, второй ряд велосипедистов находится не у самого края проезжей части и это нарушение.

Таким образом, перечисленные несоответствия подтверждают, что при утверждении правил дорожного движения законодатели не хотели запрещать велосипедистам и водителям мопедов выполнять объезды и перестроения. Однако в разделе 24 этот вопрос учесть забыли.

Как ездить на велосипеде на практике?

Еще одна особенность ситуации с велосипедами и мопедами заключается в том, что водителей данных транспортных средств штрафуют за неправильное расположение на проезжей части чрезвычайно редко. Поэтому невозможно понять, какого варианта в своей работе придерживаются сотрудники ГИБДД. Если Вас штрафовали за указанное нарушение, то прошу написать об этом в комментариях к данной статье.

Как показывает практика, расположение велосипедистов и водителей мопедов начинает интересовать полицию лишь в случае дорожно-транспортных происшествий. Поэтому, какой бы вариант из приведенных выше Вы не выбрали, будьте предельно внимательны. Если Вы спокойно перестроитесь несколько левее для объезда припаркованных автомобилей а после этого вернетесь к правому бордюру, то никаких претензий к Вам не будет.

Ну а в завершение предлагаю написать в комментариях, какого варианта расположения велосипедов и мопедов придерживаетесь Вы и почему.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 5 июля 2017

3 июля 2017 19:50
Урал-1

Показал соседу подростку 17 лет и тот ничего не понял! детвора не понимает слов. Им нужно картинки с указанием как нельзя ездить по дорогам и куда нельзя на велике-скутере поворачивать. Можете добавить в статью схемы-рисунки?

4 июля 2017 04:38
treo_42

Ну да, довольно неоднозначно))) Остается только перед перекрестками "превращаться" в пешеходов, и руководствуясь уже четкими правилами переходить к следующей отправной точке...

4 июля 2017 14:57
sclar

Сомневаюсь, что законодатели хотели добиться именно этого при введении очередной редакции правил.

Очень насмешила эта фраза из статьи Максима.

Да наши "законодатели" вообще о чем нибудь думают? А сколько ещё откровенных глупостей в ПДД? А сколько метаний. То обгон - это с выездом на "встречку", то без выезда, то опять с выездом. То пешеходам нужно уступать дорогу, то пропускать, то опять уступать. И так до бесконечности.

Создаётся впечатление, что ТАМ сидят люди, оторванные от жизни напрочь. Почему создаётся. Оно так и есть! И это не только в области дорожного движения. Это везде!!!

6 июля 2017 19:49
Максим

Урал, спасибо за предложение! Подумаю над созданием специальных схем для велосипедистов.

Удачи на дорогах!

11 июля 2017 10:20
Борис-3

Добрый день,Максим ! Опыт езды на двухколесном у меня более 40 лет , причем в разных регионах страны. На себе испытал и не раз,хамское отношение автолюбителей к велосипедисту, профессионалы наоборот предусмотрительны практически в любых дорожных обстоятельствах.Профи-одним словом.Теперь, что касается езды на вело по встречке. С этим сталкиваюсь практически ежедневно при поездках на авто в городе и за его пределами. Мое мнение однозначно,жесточайший штраф и штрафстоянка. Иначе с этим бедствием не справиться.Когда-то в шестидесятые годы на вело давали спецномера,считаю к этому нужно вернуться,т.е наличие техпаспорта, со всеми вытекающими.

15 июля 2017 07:20
Анатолий-58

По картинке с перекрестком и со знаками "Направление движения по полосам"

Один в один перекресток, по которому я проезжал лет 20. И всегда делаю так, как на вашей картинке. Мне по правилам нельзя налево, но прямо-то не запрещено! И я занимаю такое же положение, как на картинке - слева от пунктирной линии, почти на ней. Как-то так...

Заодно и просьба к вам.

Есть еще такие хитрые перекрестки, как "круговое движение". Полос там, естественно, 2 в каждую сторону. Вот как велосипедисту круг проезжать? Направо - это понятно, без проблем (1-й съезд). Налево - нельзя по правилам (3-й съезд).

А прямо можно? Мне приходится дважды уступать дорогу автомобилям, сначала попутного направления, потом уже находясь на круге - встречного (едущих справа). Довольно опасно.

Инспектор, стоящий на круге, однажды отправил меня на пешеходный переход, сказав, что ехать на круге я не имею права.

15 июля 2017 15:59
Сергей-426

Придерживаюсь 2 варианта.

Даже если правая полоса прямо и направо, то для движения прямо лучше по возможности сместиться на середину полосы - водители, которым нужно направо поймут смысл маневра и не подцепят велосипедиста на капот.

16 июля 2017 18:18
Максим

Анатолий, само по себе движение велосипедов и мопедов по круговому движению не запрещено.

Однако, как Вы написали выше, поворачивать налево при наличии двух или более полос на перекрестке не получится. Это будет нарушением.

Движение прямо на "кругу" пункты ПДД не запрещают.

P.S. Если едете на велосипеде, то дорогу лучше уступать всем автомобилям, даже если они трижды не правы. Т.к. при столкновении пострадает не только велосипед, но и человек.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев