Где разрешено движение средств индивидуальной мобильности?

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Внимание! С 1 марта 2023 года в текст ПДД введены понятие средство индивидуальной мобильности и правила движения СИМ, которые рассмотрены в следующих статьях: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5. Введенные правила существенно отличаются от рассмотренных ниже.

Особенности движения СИМ

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет продолжено рассмотрение законопроекта об изменении ПДД, связанного с введением понятия "средство индивидуальной мобильности".

В предшествующей статье серии описано, какие устройства являются СИМ и где разрешено движение таких устройств (в зависимости от возраста "водителя").

Напомню, что к СИМ относятся самокаты, роликовые коньки, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и т.п.

Сегодня будут рассмотрены следующие вопросы:

Информация о законопроекте

15.11.2019 Законопроект 01/01/10-19/00096588 проходит общественное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Особенности движения СИМ

По проезжей части

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

24.5 Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.

При движении СИМ по проезжей части должны соблюдаться следующие правила:

  • СИМ могут ехать только в один ряд (как велосипедисты);
  • СИМ не могут объезжать или обгонять транспортные средства кроме мопедов и велосипедов, а также объезжать препятствия.

Это означает, что владельцы СИМ не смогут:

  • объехать автобус или троллейбус, остановившийся на остановке для посадки пассажиров;
  • объехать припаркованный у края проезжей части автомобиль (даже если автомобиль припаркован с нарушением);
  • объехать слева открытый канализационный люк или кучу мусора.

И если в случае с автобусом или троллейбусом на остановке можно просто немного подождать, то в случае с припаркованной машиной или препятствием владельцу СИМ придется покинуть проезжую часть.

Напомню, в предшествующей статье серии речь шла о приоритетах выбора места для движения на СИМ. Так вот, проезжая часть имеет самый низкий приоритет, то есть по ней можно ехать в самую последнюю очередь. И если на проезжей части дороги припаркован хотя бы один автомобиль, то ехать по ней СИМ не может. То есть данная дорога полностью закрыта для СИМ.

Примечание. Рассмотренное правило распространяется также и на велосипедистов. То есть в случае принятия законопроекта они потеряют возможность объезда остановившихся транспортных средств.

Велосипедист не может объезжать припаркованные ТС

Фактически это означает, что велосипедисты и владельцы СИМ по проезжей части в населенных пунктах ездить не смогут. Ведь практически на любой городской дороге припаркован хотя бы один автомобиль (по правилам или с нарушением).

Еще раз о велосипедистах. Приоритет выбора места для движения для них отличается. И при наличии стоящих на проезжей части транспортных средств велосипедист получает право перебраться на обочину или на тротуар.

Примечание. СИМ может обогнать или объехать только другое СИМ, велосипед, мопед.

Велосипед может обогнать или объехать только другой велосипед, СИМ, мопед.

Мопеду не запрещается обгонять и объезжать кого угодно.

По проезжей части (спешившись)

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, ведущие (везущие, несущие) средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

Если владелец средства индивидуальной мобильности спешился, то он становится пешеходом. Однако если он ведет, везет или несет средство индивидуальной мобильности по проезжей части, то он должен двигаться в попутном направлении с транспортными средствами.

Данный пункт дает владельцу СИМ следующую возможность. Если при движении на средстве индивидуальной мобильности (электросамокате) по проезжей части впереди замечено препятствие или припаркованное транспортное средство, то человек может спешиться и обойти транспортное средство пешком. После чего возобновить движение. В этом случае нарушения правил не будет.

По велосипедной зоне

"Велосипедная зона" - территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

"Велосипедная зона" - территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.

Законопроект предполагает, что велосипедные зоны смогут использоваться совместно велосипедистами и владельцами средств индивидуальной мобильности. Скорость движения СИМ при этом не должна превышать 20 км/ч.

Напомню, что велосипедной зоной может являться любой участок дороги, обозначенный следующими дорожными знаками:

Знак 5.33.1 Велосипедная зонаЗнак 5.34.1 Конец велосипедной зоны

Правила движения в велосипедных зонах рассмотрены в отдельной статье:

24.11. В велосипедной зоне:

  • велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 - 9.3 и 9.6 - 9.12 настоящих Правил;

24.11. В велосипедной зоне:

  • велосипедисты и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, при соблюдении требований пунктов 9.11 - 9.3 и 9.6 - 9.12 настоящих Правил;

Итак, в велосипедной зоне правила для СИМ совпадают с правилами для велосипедистов. Они имеют:

  • приоритет перед механическими транспортными средствами;
  • возможность двигаться по всей ширине проезжей части.

Что касается решения разногласий между средствами индивидуальной мобильности и велосипедами, то они имеют одинаковый приоритет.

Напомню, что в велосипедной зоне могут двигаться СИМ, управляемые только взрослыми (старше 14 лет). При этом не имеет значения, оборудовано ли СИМ двигателем и есть ли у него гироскопическая стабилизация. То есть взрослые могут ездить по всей ширине проезжей части велосипедной зоны на любых СИМ (роликах, гироскутерах, электросамокатах).

Дети от 7 до 14 лет по проезжей части велосипедной зоны ездить не могут.

Дети младше 7 лет на СИМ являются пешеходами, то есть они могут в любом месте пересекать проезжую часть велосипедной зоны не слезая с СИМ. Однако при этом дети не имеют преимущества перед транспортными средствами и СИМ, едущими по проезжей части.

По полосе для велосипедистов

5.11.2 "Дорога с полосой для велосипедистов". Дорога, по которой движение велосипедистов и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

5.11.2 "Дорога с полосой для велосипедистов". Дорога, по которой движение велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средство индивидуальной мобильности, и водителей мопедов осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

На дороге с выделенной полосой для велосипедистов владельцы средств индивидуальной мобильности пользуются такими же правами, как и велосипедисты.

Знак 5.11.2 Дорога с полосой для велосипедистов

Напомню, что по полосе для велосипедистов могут ездить только взрослые владельцы СИМ (старше 14 лет). Кроме того, если СИМ оборудовано гироскопической стабилизацией, то ездить по полосе для велосипедистов оно не может.

То есть по полосе для велосипедистов могут ездить либо электрический СИМ без стабилизации (электрические самокаты, электрические скейтборды), либо СИМ без двигателя (роликовые коньки, самокаты, скейтборды).

По пешеходной дорожке

4.5.1 "Пешеходная дорожка". Разрешается движение пешеходам и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 - 24.4 настоящих Правил.

1.23.2 - обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов и велосипедов;

4.5.1 "Пешеходная дорожка". Разрешается движение пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам в случаях, указанных в пунктах 24.2 - 24.4 настоящих Правил.

1.23.2 - обозначение пешеходной дорожки или пешеходной части дорожки, предназначенной для совместного движения пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедов;

Знак 4.5.1 Пешеходная дорожкаРазметка 1.23.2

По пешеходной дорожке могут ездить только дети:

  • от 7 до 14 лет;
  • до 7 лет (в качестве пешеходов).

Скорость движения СИМ на пешеходной дорожке не должна превышать 20 км/ч, а пешеходы имеют приоритет.

По велопешеходной дорожке

"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.

"Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)" - конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 - 4.5.7.

Знак 4.5.2 Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движениемЗнак 4.5.4 Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движенияЗнак 4.5.5 Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения

По велопешеходной дорожке могут ездить средства индивидуальной мобильности, управляемые людьми в возрасте:

  • старше 14 лет (взрослыми);
  • от 7 до 14 лет;
  • до 7 лет (в качестве пешеходов).

Если велопешеходная дорожка совмещенная, то скорость движения СИМ не должна превышать 20 км/ч, а пешеходы имеют приоритет.

По жилой зоне

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

В жилой зоне движение средств индивидуальной мобильности разрешено по проезжей части. Однако в отличие от пешеходов СИМ не имеют преимущества перед транспортными средствами.

Примечание. Дети до 7 лет на СИМ являются пешеходами, поэтому они имеют преимущество перед транспортными средствами. Однако они не должны создавать необоснованных помех движению ТС.

Точно такие же правила действуют на дворовых территориях (пункт 17.4 ПДД).

Скорость движения СИМ в жилых зонах и на дворовых территориях ограничена цифрой 20 км/ч. Пешеходы имеют приоритет.

Кроме того, при выезде из жилой зоны или двора владельцы СИМ должны уступить дорогу другим участникам движения (пешеходам, транспортным средствам):

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам движения.

Где запрещено движение средств индивидуальной мобильности?

На автоматистралях

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

Движение средств индивидуальной мобильности на автомагистралях будет запрещено.

При наличии дорожных знаков

3.1 "Въезд запрещен". Запрещается въезд всех транспортных средств, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в данном направлении.

3.2 "Движение запрещено". Запрещается движение всех транспортных средств, а также лиц старше 7 лет, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

3.9 "Движение на велосипедах запрещено". Запрещается движение велосипедов и мопедов, а также лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.

3.35 "Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено".

Движение средств индивидуальной мобильности может быть запрещено путем установки одного из следующих дорожных знаков:

Знак 3.1 Въезд запрещенЗнак 3.2 Движение запрещеноЗнак 3.9 Движение на велосипедах запрещеноЗнак 3.35 Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено

Обратите внимание, законопроект предполагает введение нового знака 3.35, запрещающего движение только средств индивидуальной мобильности. Что касается остальных знаков, то для них просто дополнены описания.

В заключение хочу еще раз напомнить, что в данной статье рассмотрен законопроект. То есть неизвестно, когда этот документ будет принят и будет ли принят вообще.

С актуальным текстом ПДД Вы можете ознакомиться на этой странице:

Ну а в следующей статье серии "Законопроект о СИМ" мы продолжим рассматривать правила для средств индивидуальной мобильности.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 21 декабря 2022
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
29 ноября 2019 16:32
Const

Поясните, пожалуйста, почему в данной статье велосипед попадает под понятие СИМ ?

Почему при принятии данного законопроекта, велосипедист потеряет возможность объезда остановившихся авто и препятствий у правого края проезжей части ? У вас же в 24.5 написано (за исключением вело и мопедов).

3 декабря 2019 14:07
Максим

1. Велосипед не попадает под понятие СИМ. Укажите, на основании чего Вы сделали такой вывод?

2. По поводу объезда велосипедами припаркованных транспортных средств. Спасибо, что еще раз обратили мое внимание на данный пункт. К сожалению, в текущей редакции он составлен так, что вызывает двоякое толкование. Давайте еще раз проанализируем второе предложение:

При этом запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов) или препятствия, находящегося на проезжей части.

Здесь не понятно, к чему именно относится фраза в скобках. Возможны такие варианты трактовки:

а) Запрещается обгон или объезд всех транспортных средств, но можно объезжать и обгонять мопеды и велосипеды. При такой трактовке и СИМ, и велосипеды могут объезжать и обгонять только другие СИМ, велосипеды и мопеды. То есть исключение в скобках указывает на транспортные средства, которые можно объезжать.

б) Запрещается обгон или объезд всех транспортных средств, но правило распространяется только на СИМ и не распространяется на мопеды и велосипеды. При такой трактовке СИМ могут объезжать только другие СИМ, а велосипедисты могут объезжать или обгонять в том числе любые транспортные средства. То есть исключение в скобках указывает на транспортные средства, которые могут выполнять объезд.

А теперь попробуем понять, какой из вариантов правильный:

- в пользу варианта а говорит сама фраза "за исключением мопедов и велосипедов". Напомню, что пункт 24.5 регламентирует только движение велосипедов и СИМ и если бы верным был вариант б, то указывать в скобках мопеды не было бы никакой необходимости.

- в пользу варианта б говорит сочетание слов "транспортного средства (за исключением мопедов и велосипедов)". В ней не сочетаются окончания перед скобками и в скобках (перед скобками единственное число, в скобках - множественное). Если бы окончания сочетались, то верным был бы вариант б.

В общем, пункт составлен неодзнозначно. Если у Вас есть дополнительные мысли по поводу этого пункта, пишите их в комментариях ниже.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев