Запрет на парковку велосипедов на тротуарах с 1 марта 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
С 1 марта 2023 года российских водителей ожидает довольно масштабное обновление правил дорожного движения, которое рассматривается в серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года".
Напомню, что в предшествующих статьях серии речь шла преимущественно о новом типе транспортных средств в ПДД - средствах индивидуальной мобильности (электросамокатах, электроскейтбордах, гироскутерах, моноколесах).
Сегодня же речь пойдет о более традиционном транспорте - велосипеде, правила для которого также будут обновлены с 1 марта 2023 года.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Что такое велосипед с точки зрения ПДД?
- Сигналы светофоров для велосипедистов
- Запрет на стоянку на краю тротуара с 1 марта 2023 года
- Дневные ходовые огни для велосипедистов
- Обязательное использование предметов со световозвращателями
Информация о нормативном документе
2022.11.01 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.
Что такое велосипед с точки зрения ПДД?
В первую очередь рассмотрим обновленное понятие "велосипед" в пункте 1.2 правил дорожного движения:
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Основное отличие заключается в том, что с 1 марта 2023 года все велосипеды должны обладать обязательным признаком - у них должны быть педали (традиционный велосипед) или рукоятки (велосипед с ручным приводом).
Новое определение однозначно говорит о том, что с точки зрения ПДД велосипедом не являются следующие транспортные средства, которые приводятся в движение мускульной энергией:
- беговелы;
- самокаты;
- скейтборды;
- роликовые коньки;
- унициклы/моноциклы (велосипеды с одним колесом).
Также в новое определение не попадают и средства индивидуальной мобильности, у которых также нет педалей и рукояток.
Примечание. До 1 марта 2023 года правила позволяют рассматривать некоторые электросамокаты, как велосипеды. Этот вопрос более подробно рассмотрен в статье "ПДД для прокатных самокатов".
Кроме стандартных двухколесных велосипедов правила дорожного движения позволяют отнести к велосипедам трехколесные и четырехколесные транспортные средства, приводимые в движение педалями (веломобили).
Пример такого велосипеда приведен на картинке слева и на обычный велосипед он не сильно-то и похож.
Таким образом, с 1 марта 2023 года в тексте ПДД появится довольно четкая граница между велосипедом и средством индивидуальной мобильности. И это хорошая новость.
Сигналы светофоров для велосипедистов
Рассмотрим обновленный пункт 6.5 ПДД:
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода и (или) велосипеда, то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода, то его действие распространяется только на пешеходов. Если сигнал светофора выполнен в виде велосипеда, то его действие распространяется на велосипедистов и водителей мопедов, движущихся по велосипедной полосе. Лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности в соответствии с пунктом 24.21 настоящих Правил, должны руководствоваться сигналами светофора в виде силуэта пешехода либо велосипеда при их движении соответственно по тротуару, пешеходной дорожке либо по велосипедной, велопешеходной дорожкам, полосе для велосипедистов. При этом зеленый сигнал разрешает, а красный сигнал запрещает движение пешеходов, велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности.
В данном пункте законодатели разделили светофоры для пешеходов и для велосипедистов. До 1 марта 2023 года дословное прочтение этого пункта позволяет понять, что пешеходные светофоры относятся и к велосипедистам, и к пешеходам. И то же самое можно сказать про велосипедные светофоры.
С 1 марта 2023 года светофоры будут четко разделены на 2 группы. Велосипедные предназначены для велосипедистов, а пешеходные - для пешеходов. Для средств индивидуальной мобильности предназначены и те, и другие светофоры. В зависимости от того, где именно движется СИМ. Данный вопрос более подробно рассмотрен в статье "Сигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 года".
Кроме того, велосипедные светофоры с 1 марта 2023 года относятся также и к мопедам, едущим по велосипедной полосе.
Запрет на стоянку на краю тротуара с 1 марта 2023 года
Следующее обновление затронуло четвертый абзац пункта 12.2 ПДД:
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.
Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам и мопедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3 и 8.6.6 - 8.6.9.
Из пункта 12.2 исключена следующая комбинация дорожных знаков:
До 1 марта 2023 года подобная комбинация может использоваться для обозначения парковок на краю тротуара, на которых допускается оставлять на стоянку велосипеды. С 1 марта комбинация исключается, то есть подобную ситуацию на дороге встретить будет нельзя:
Если говорить точнее, сама по себе комбинация дорожных знаков может встретиться и она говорит о том, что участок дороги предназначен для стоянки только велосипедистов. Но парковаться на краю тротуаров она позволять больше не будет.
Дневные ходовые огни для велосипедистов
Для начала напомню, что 20 ноября 2010 года в правила дорожного движения России была добавлена обязанность в светлое время суток включать фары ближнего света или дневные ходовые огни для всех транспортных средств, в том числе и для велосипедистов.
Однако данный пункт довольно часто вызывал вопросы у водителей, ведь велосипед не оборудован ни фарами ближнего света, ни дневными ходовыми огнями. С 1 марта 2023 года ситуация будет исправлена, а использование дневных ходовых огней велосипедистами будет отменено:
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
С одной стороны, данное нововведение можно оценить позитивно, ведь у велосипедистов больше не будут возникать вопросы по поводу использования фар днем.
С другой стороны, в перечень исключений не попали средства индивидуальной мобильности, рассмотренные в предшествующих статьях.
То есть, на электроскейтборде, который не предусматривает возможности по установке световых устройств, включение ближнего света остается обязательным. Как это реализовать на практике - не понятно.
Обязательное использование предметов со световозвращателями
Рассмотрим обновленную редакцию пункта 24.10 ПДД:
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
С 1 марта 2023 года велосипедист, который едет вне населенного пункта в темное время суток или едет вне населенного пункта в условиях недостаточной видимости обязан иметь при себе предметы со световозвращателями. Причем данное требование относится не только к движению по проезжей части, но и к движению в любых других разрешенных местах (по велодорожкам, обочинам и т.д.).
Примечание. Напомню, что аналогичное требование с 1 июля 2015 года действует и в отношении пешеходов.
В первую очередь нововведение должно повысить безопасность самих велосипедистов, ведь человека со световозвращателями в темноте водитель замечает гораздо раньше. А это позволяет вовремя среагировать и успеть избежать наезда.
Во-вторых, нововведение может сыграть на руку и автомобилистам. Например, если в темноте произойдет наезд на велосипедиста, который не имел при себе световозвращателей, то в этом случае одним из виновников ДТП (а, возможно, единственным) окажется сам велосипедист, нарушивший требования пункта 24.10.
Несколько слов про то, какой предмет со световозвращателем лучше приобрести. Как это обычно и бывает, велосипедисты поделятся на 3 группы:
- кто-то просто проигнорирует новые требования;
- кто-то купит самый дешевый предмет со световозвращателем "для галочки" (чтобы не придиралось ГИБДД);
- кто-то будет искать качественный вариант, который хорошо видно в темноте.
Остановимся на последнем пункте. Если Вы хотите получить действительно эффективный вариант светоотражателя, то рекомендую рассмотреть чехол на рюкзак, приведенный на рисунке слева.
Это проверенный вариант, который прекрасно видно в свете автомобильный фар (все темно-серые полоски возвращают свет). Ну и, в дополнение, он защищает рюкзак от дождя.
Если же у Вас есть другие проверенные варианты световозвращателей для велосипедистов, напишите о них в комментариях к данной статье.
Что касается действующих правил дорожного движения для велосипедистов, то они довольно подробно рассмотрены в следующей статье:
В заключение хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:
Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:
Ну а в следующей статье речь пойдет о новых правилах, регламентирующих передвижение велосипедистов. Не пропустите!
Удачи на дорогах!
Когда уже велосипедам разрешат свободно ездить по обочинам? Почему мопедам можно свободно выбирать или правый край или обочину, то велосипедист жестко ограничен в выборе (пока есть возможность ехать по проезжей части, нужно ехать по ней). А часто обочина достаточно хорошего качества и ехать по ней гораздо безопаснее.
Как вариант,чтобы обозначить себя на дороге, одевать велосипедистам сигнальные жилетки. Которые водители одевают при поломках на трассе.
Анжелика-15, такой вариант возможен и он выглядит самым простым, т.к. жилетки продаются во всех автомагазинах и многих супермаркетах. И использовать жилетку гораздо лучше, чем не использовать ничего.
Я могу лишь добавить, что это не всегда удобно. При наличии рюкзака жилетку приходится надевать на него сверху. При этом она задирается и автомобилистам видна лишь частично. Без рюкзака такой проблемы нет. И, повторюсь, лучше иметь подобную жилетку, чем ездить вообще без световозвращателей.
Удачи на дорогах!
"С другой стороны, в перечень исключений НЕ ПОПАЛИ средства индивидуальной мобильности, рассмотренные в предшествующих статьях.
То есть, на электроскейтборде, который не предусматривает возможности по установке световых устройств, включение ближнего света остается обязательным"
, в то время как СИМ в перечень исключений как раз-таки попадают, как не являюшиеся ТС:
"19.5. В светлое время суток на всех движущихся ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ елью их обозначения должны включаться..."
в то время как СИМ в перечень исключений как раз-таки попадают, как не являюшиеся ТС:
Эдуардовскович, это не так, пункт 1.2 ПДД прямо говорит о том, что СИМ - это транспортные средства:
"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
Удачи на дорогах!
Почти все прокатные велосипеды стоят на краю тротуара незаконно: нет знака P с соответствующими табличками, да и стоят они чаще всего не у границы с проезжей частью, а в глубине. Не так страшна сама стоянка, ка кто, что таковое размещение велосипедов (не говоря уже об электросамокатах) провоцирует их дальнейшую езду по этим самым тротуарам.
"про то, какой предмет со световозвращателем лучше приобрести" - очевидно, тот, который прикручивается к велосипеду, а поэтому не может быть забыт/потерян/неудобен/etc. Собственно, этот предмет называется "световозвращатель", обычно впереди ставят белый, сзади - красный, по бокам (чаще - в колеса) - оранжевые.
От чехла на рюкзак мало пользы, например, если едешь без рюкзака...
Я передвигаюсь на велосипеде, в том числе ночью.
Я не имею на одежде никаких световозвращающих элементов, однако такие элементы в большом количестве размещены на самом велосипеде (рама, колёса, багажник и т.д.), и хорошо заметны с любой стороны.
Будут ли претензии у ГИБДД по вопросу отсутствия таких элементов конкретно на моей одежде/экипировке, или нет?
Leo-1, пункт 24.10 не говорит о том, что световозвращатели должны быть именно на одежде. Размещение их на велосипеде также не будет нарушением.
Что касается того, будут ли претензии у сотрудников ГИБДД. Могу сказать лишь, что ГИБДД обращает внимание на велосипедистов крайне редко. И чаще всего только после того, как произойдет ДТП.
Удачи на дорогах!