Как развернуться на перекрестке с разделительной полосой?
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье речь пойдет о том, как правильно выполнить разворот на перекрестке с разделительной полосой.
На первый взгляд перекресток с разделительной полосой не отличается от других перекрестков, но на самом деле это не так.
Зачастую водители выполняют маневры на таких перекрестках с нарушением правил дорожного движения, а это влечет возникновение аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. В этой статье поговорим о том, как избежать неприятных ситуаций на перекрестках с разделительной полосой.
Содержание статьи:
- Перекресток с разделительной полосой.
- Что такое разделительная полоса?
- Подготовка к выполнению разворота.
- По какой траектории выполнять разворот?
- Штрафы за разворот на перекрестке с разделительной полосой.
Перекресток с разделительной полосой
В первую очередь разберемся, где проходят границы перекрестка с разделительной полосой. Для этого обратимся к пункту 1.2 ПДД:
"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Границы типового перекрестка с разделительной полосой изображены на следующем рисунке:
Что такое разделительная полоса?
Еще раз обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
На практике в качестве разделительной полосы может выступать клумба, забор, парк, аллея и другие подобные объекты. Также разделительная полоса может быть выделена не конструктивно, а сплошной линией разметки.
Разделительная полоса может быть шириной от нескольких сантиметров (в этом случае она обычно выделяется разметкой), до нескольких десятков метров.
Подготовка к выполнению разворота
Обратимся к пункту 8.5 ПДД:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Таким образом, перед разворотом водитель должен занять крайнее левое положение на проезжей части. Многие водители не до конца понимают данное требование. Нужно не просто перестроиться на крайнюю левую полосу, но и как можно ближе подъехать к ее левому краю.
По какой траектории выполнять разворот?
Самый важный вопрос на перекрестках с разделительной полосой - выбор правильной траектории движения. Как правило, рассматриваются 2 самых популярных варианта:
1. Разворот на перекрестке по малому радиусу.
2. Разворот по большому радиусу.
Правила дорожного движения не дают прямых рекомендаций по выбору конкретной траектории движения на перекрестке. Поэтому ситуация требует дополнительного обсуждения. Еще раз рассмотрим схему перекрестка, но на этот раз отметим на ней пересечения проезжих частей:
Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что во время выполнения разворота автомобиль движется по трем проезжим частям:
- по правой вертикальной при движении вверх;
- по горизонтальной при движении налево;
- по левой вертикальной при движении вниз.
То есть, не смотря на то, что водитель называет подобное маневрирование разворотом, с точки зрения ПДД он выполняет 2 последовательных поворота налево.
Поэтому обратимся к пункту 8.6 ПДД:
8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
А так как стороной встречного движения считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, правильной траекторией является траектория номер 2. Дополнительным преимуществом выбора этой траектории является тот факт, что при движении по ней Вы не будете мешать движению автомобилей, которые движутся по пересекаемой дороге (слева направо).
Также следует отметить, что вопросы по выбору траектории обычно возникают на перекрестках, где отсутствует разметка в разрыве разделительной полосы. При наличии сплошной разметки выбор правильной траектории не вызывает вопросов:
Штрафы за разворот на перекрестке с разделительной полосой
При выборе малой траектории при развороте на перекрестке водитель фактически оказывается на встречной полосе, движение по которой запрещено.
За последние годы штрафы за выезд на встречную полосу несколько раз менялись. В 2024 и 2025 году за такое нарушение можно получить наказание от 5 000 рублей до лишения свободы на срок до 3-х лет (с лишением прав на срок до 6-ти лет с конфискацией автомобиля). Более подробно наказания за выезд на встречную полосу рассмотрены в следующей статье:
А какую траекторию для разворота выбираете Вы и почему? Напишите об этом в комментариях к данной статье.
Удачи на дорогах!
Данные знаки показывают, что при движении прямо данная разделительная полоса должна быть слева от Вас, но разворот они не запрещают. Надо смотреть на другие признаки.
Здравствуйте!
Касательно выбора траекторий: безусловно траектория 2 является правильной по ПДД.
Однако при плотном движении на перекрестках часто приходится наблюдать, что автомобили движутся по ближайшей траектории (как при развороте, так и при повороте налево).
С одной стороны мы нарушаем ПДД, но если двигаться по 2й траектории, то это часто приводит к образованию заторов, т.к. при обоюдном повороте приходится пропускать авто, следующие за поворачивающими, в результате тормозят обе "линии" поворачивающих машин, в то время как при движении по ближайшей траектории позволяет избежать создания помех поворачивающим "встречкам".
Небольшой нонсенс...
можно ли развернутся на двух полосной дороге на второй скорости с использованием въезда на стоянку?
Нина, что значит "с использованием въезда на стоянку"?
Скорость тут никаким боком не привязана к развороту. Говорить о встречке на дороге с одной полосой (а именно такие встречаются в 99,9 % случаев для въезда на стоянку) не приходится. Так что проблем с разворотом не вижу, если используемый въезд не является дорогой с односторонним движением. Если же въезд и выезд раздельны, то теоретически докопаться можно, хотя на деле этого ни разу не происходило.
Почему так? Потому что Ваш разворот (если заехать достаточно глубоко на съезд) можно оценить как поворот налево на съезд на стоянку, разворот на съезде и потом поворот направо со съезда.
Ну то есть мне не хватило места для разворота на самой дороге,и я не много заехала на въезд на стоянку.Въезд и выезд разные.можно ли развернутся на двух полосной дороге на второй скорости с использованием въезда на стоянку?
Нина, выше Serpiph написал верно.
Маневр может быть рассмотрен как движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Так что если там одностороннее движение, лучше развернуться в другом месте.
Удачи на дорогах!
На мой взгляд в данном примере движение по малому радиусу также не запрещено правилами. Правило звучит:
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
В данном примере весь фиолетовый квадрат является пересечением проезжих частей и въезжая в этот фиолетовый квадрат мы не нарушаем правило, т.к. не осуществляем выезд с пересечения, а осуществляем въезд. Выезд по обеим траекториям осуществляется на полосу попутного направления без выезда на полосу встречного направления.
Владимир, за разворот по траектории 1 на практике лишают прав. Я еще ни разу не слышал, чтобы кому то удалось оспорить наказание за данный маневр. Так что не рекомендую рисковать.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. В пункте ПДД сказано ПОВОРОТ должен осуществляться ....., про разворот ничего не сказано. Утверждать что это 2 поворота налево не правильно, т.к. это разные маневры, иначе тогда знак 6.3.1 Место для разворота запрещал бы нам разворот (2 поворота налево)- знак 6.3.1 запрещает поворот налево. В 2-х случаях знакомым удалось избежать наказания.
Народ, тут спор у меня с друзьями следующего характера: мы осуществляем первый поворот налево. Перед нами пересекаемая проезжая часть, и соответственно горит красный свет. Мы можем продолжить движение, убедившись, что на пересекаемой дороги нет транспорта, или необходимо дождаться зеленого светофора?
Народ, тут спор у меня с друзьями следующего характера: мы осуществляем первый поворот налево. Перед нами пересекаемая проезжая часть, и соответственно горит красный свет. Мы можем продолжить движение, убедившись, что на пересекаемой дороги нет транспорта, или необходимо дождаться зеленого светофора?
Ситуация прописана в ПДД. Если перед выездом с перекрестка нет стоп-линий, то вы должны покинуть перекресток независимо от светофора. Если есть стоп-линия, то надо остановиться перед ней и дождаться разрешающего сигнала.
Здравствуйте. Какую траекторию 1 или 2 вы считаете правильной при развороте в разрыве разделительной полосы вне перекрестка? В Инете много сторонников обоих вариантов: 2) так как правостороннее движение, 1) так как разрыв предназначен для разворота, надо занять крайнее левое положение, разрыв логично рассматривать как совокупность двух отдельных 1-полосных дорог; кроме того здесь траектории не пересекаются, что особенно важно при одновременном развороте по 3-5 машин с каждой стороны.
Здравствуйте.
Во первых - "занять крайнее левое положение" - неверно - без слов "предназначенной для движения в данном направлении". Т.е. со встречки поворот налево (разворот) запрещён - п 8.5 ПДД;
во вторых, "совокупность двух отдельных 1-полосных дорог". А где здесь логика? В п 1.2 ПДД есть определения "дорога", "проезжая часть", "разделительная полоса". Стройте логику на основании этих знаний;
в третьих, при развороте по малому радиусу действительно траектории не пересекаются. Действительно, это может быть удобным при одновременном левом повороте на перекрёстке, например. Но вот разделительная полоса может иметь ширину 10-15 метров. Бывает и шире. Эти 10-15 метров по-японски проезжать предлагаете?
6Сергей1, здравствуйте.
Рекомендую действовать точно также, как и на перекрестке. Это гарантированно защитит Вас от возможных проблем в случае ДТП.
P.S. В разрывах, где нужно организовать иной порядок движения, наносят дополнительную разметку, чтобы у водителей не возникало проблем с пониманием.
Удачи на дорогах!
Теоретическая ситуация.
Описание перекрёстка: Не регулируемый перекрёсток неравнозначных дорог. Главная дорога имеет разделительную полосу примерно в 2 корпуса автомобиля. Проезжие части главной дороги имеют по одной полосе в каждом направлении. Второстепенная дорога двухполосная с двусторонним движением.
Манёвр: я еду по главной дороге. На перекрёстке мне надо развернуться. Разворачиваюсь по траектории за центром перекрёстка.
Вопрос: после того, как я повернул налево и объехал центр перекрёстка, мне надо ещё раз повернуть налево, что бы завершить разворот. Вот при последнем повороте я должен пропускать тех, кто въезжает на перекрёсток прямо со второстепенной дороги?
Александр-1007, в общем случае при развороте "с главной на главную" через разделительную рекомендую уступить дорогу автомобилям, едущим прямо через второстепенную. Дело в том, что водитель на второстепенной довольно часто не имеет информации о том, откуда едет встречный автомобиль (Вы), поворачивающий налево. Поэтому вероятность столкновения довольно высока. А это в любом случае хуже, чем потратить немного времени на разъезд.
Если же ДТП все же произойдет, то ситуация будет довольно спорной. Водитель автомобиля, едущего по второстепенной дороге, сможет сказать, что встречный автомобиль в разрыве разделительной также находился на второстепенной. Что касается разворачивающегося водителя, то он сможет, например, предоставить запись видеорегистратора, показывающую, что он въезжал на перекресток по главной. Также может иметь значение конфигурация перекрестка и ширина разделительной полосы.
Удачи на дорогах!
Добрый день,
Понятно, что в описанном случае по правилам правильно траектория 2, по траектории 1 будет выезд на встречку.
Однако, как поступать в случае, если на перекрестке в разрыве разделительной полосы идут трамвайные пути?
В правилах так и не смог найти четкого ответа. Места для заезда всеми 4 колесами на трамвайные пути параллельно движению и последующего совершения разворота здесь нет. Получается даже при наличии трамвайных путей правильный ответ траектория 2? Или есть какой-то альтернативный ответ?
Лев-15, здравствуйте.
Наличие трамвайных путей посредине на таком перекрёстке (как параллельно разделительной полосе, так и поперёк разделительной полосы) не меняет требования п 8.6 ПДД, т.е. "Получается даже при наличии трамвайных путей правильный ответ траектория 2".