Как развернуться на перекрестке с разделительной полосой?

Разворот на перекрестке с разделительной полосой

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о том, как правильно выполнить разворот на перекрестке с разделительной полосой.

На первый взгляд перекресток с разделительной полосой не отличается от других перекрестков, но на самом деле это не так.

Зачастую водители выполняют маневры на таких перекрестках с нарушением правил дорожного движения, а это влечет возникновение аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. В этой статье поговорим о том, как избежать неприятных ситуаций на перекрестках с разделительной полосой.

Содержание статьи:

Перекресток с разделительной полосой

В первую очередь разберемся, где проходят границы перекрестка с разделительной полосой. Для этого обратимся к пункту 1.2 ПДД:

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Границы типового перекрестка с разделительной полосой изображены на следующем рисунке:

Перекресток с разделительной полосой

Что такое разделительная полоса?

Еще раз обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:

"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

На практике в качестве разделительной полосы может выступать клумба, забор, парк, аллея и другие подобные объекты. Также разделительная полоса может быть выделена не конструктивно, а сплошной линией разметки.

Разделительная полоса может быть шириной от нескольких сантиметров (в этом случае она обычно выделяется разметкой), до нескольких десятков метров.

Перекресток с разделительной полосой

Подготовка к выполнению разворота

Обратимся к пункту 8.5 ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Таким образом, перед разворотом водитель должен занять крайнее левое положение на проезжей части. Многие водители не до конца понимают данное требование. Нужно не просто перестроиться на крайнюю левую полосу, но и как можно ближе подъехать к ее левому краю.

По какой траектории выполнять разворот?

Самый важный вопрос на перекрестках с разделительной полосой - выбор правильной траектории движения. Как правило, рассматриваются 2 самых популярных варианта:

1. Разворот на перекрестке по малому радиусу.

2. Разворот по большому радиусу.

Разворот по малой траектории на перекрестке с разделительной полосой

Правила дорожного движения не дают прямых рекомендаций по выбору конкретной траектории движения на перекрестке. Поэтому ситуация требует дополнительного обсуждения. Еще раз рассмотрим схему перекрестка, но на этот раз отметим на ней пересечения проезжих частей:

Пересечения проезжих частей на перекрестке с разделительной полосой

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что во время выполнения разворота автомобиль движется по трем проезжим частям:

  • по правой вертикальной при движении вверх;
  • по горизонтальной при движении налево;
  • по левой вертикальной при движении вниз.

То есть, не смотря на то, что водитель называет подобное маневрирование разворотом, с точки зрения ПДД он выполняет 2 последовательных поворота налево.

Поэтому обратимся к пункту 8.6 ПДД:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

А так как стороной встречного движения считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, правильной траекторией является траектория номер 2. Дополнительным преимуществом выбора этой траектории является тот факт, что при движении по ней Вы не будете мешать движению автомобилей, которые движутся по пересекаемой дороге (слева направо).

Также следует отметить, что вопросы по выбору траектории обычно возникают на перекрестках, где отсутствует разметка в разрыве разделительной полосы. При наличии сплошной разметки выбор правильной траектории не вызывает вопросов:

Сплошная разметка на перекрестке с разделительной полосой

Штрафы за разворот на перекрестке с разделительной полосой

При выборе малой траектории при развороте на перекрестке водитель фактически оказывается на встречной полосе, движение по которой запрещено.

За последние годы штрафы за выезд на встречную полосу несколько раз менялись. В 2025 году за такое нарушение можно получить наказание от 7 500 рублей до лишения свободы на срок до 3-х лет (с лишением прав на срок до 6-ти лет с конфискацией автомобиля). Более подробно наказания за выезд на встречную полосу рассмотрены в следующей статье:

А какую траекторию для разворота выбираете Вы и почему? Напишите об этом в комментариях к данной статье.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 5 января 2025
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
4 февраля 2014 17:14
Serpiph

Данные знаки показывают, что при движении прямо данная разделительная полоса должна быть слева от Вас, но разворот они не запрещают. Надо смотреть на другие признаки.

16 января 2016 19:52
Алексей-59

Здравствуйте!

Касательно выбора траекторий: безусловно траектория 2 является правильной по ПДД.

Однако при плотном движении на перекрестках часто приходится наблюдать, что автомобили движутся по ближайшей траектории (как при развороте, так и при повороте налево).

С одной стороны мы нарушаем ПДД, но если двигаться по 2й траектории, то это часто приводит к образованию заторов, т.к. при обоюдном повороте приходится пропускать авто, следующие за поворачивающими, в результате тормозят обе "линии" поворачивающих машин, в то время как при движении по ближайшей траектории позволяет избежать создания помех поворачивающим "встречкам".

Небольшой нонсенс...

28 января 2016 15:27
Нина-3

можно ли развернутся на двух полосной дороге на второй скорости с использованием въезда на стоянку?

28 января 2016 22:12
Максим

Нина, что значит "с использованием въезда на стоянку"?

29 января 2016 10:26
Serpiph

Скорость тут никаким боком не привязана к развороту. Говорить о встречке на дороге с одной полосой (а именно такие встречаются в 99,9 % случаев для въезда на стоянку) не приходится. Так что проблем с разворотом не вижу, если используемый въезд не является дорогой с односторонним движением. Если же въезд и выезд раздельны, то теоретически докопаться можно, хотя на деле этого ни разу не происходило.

Почему так? Потому что Ваш разворот (если заехать достаточно глубоко на съезд) можно оценить как поворот налево на съезд на стоянку, разворот на съезде и потом поворот направо со съезда.

30 января 2016 14:43
Нина-3

можно ли развернутся на двух полосной дороге на второй скорости с использованием въезда на стоянку?

Ну то есть мне не хватило места для разворота на самой дороге,и я не много заехала на въезд на стоянку.Въезд и выезд разные.

30 января 2016 15:28
Максим

Нина, выше Serpiph написал верно.

Маневр может быть рассмотрен как движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Так что если там одностороннее движение, лучше развернуться в другом месте.

Удачи на дорогах!

29 марта 2016 15:32
Владимир-63

На мой взгляд в данном примере движение по малому радиусу также не запрещено правилами. Правило звучит:

Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

В данном примере весь фиолетовый квадрат является пересечением проезжих частей и въезжая в этот фиолетовый квадрат мы не нарушаем правило, т.к. не осуществляем выезд с пересечения, а осуществляем въезд. Выезд по обеим траекториям осуществляется на полосу попутного направления без выезда на полосу встречного направления.

30 марта 2016 12:40
Максим

Владимир, за разворот по траектории 1 на практике лишают прав. Я еще ни разу не слышал, чтобы кому то удалось оспорить наказание за данный маневр. Так что не рекомендую рисковать.

Удачи на дорогах!

23 мая 2016 10:14
Алексей-119

Здравствуйте. В пункте ПДД сказано ПОВОРОТ должен осуществляться ....., про разворот ничего не сказано. Утверждать что это 2 поворота налево не правильно, т.к. это разные маневры, иначе тогда знак 6.3.1 Место для разворота запрещал бы нам разворот (2 поворота налево)- знак 6.3.1 запрещает поворот налево. В 2-х случаях знакомым удалось избежать наказания.

24 мая 2016 15:32
Александр-191

Народ, тут спор у меня с друзьями следующего характера: мы осуществляем первый поворот налево. Перед нами пересекаемая проезжая часть, и соответственно горит красный свет. Мы можем продолжить движение, убедившись, что на пересекаемой дороги нет транспорта, или необходимо дождаться зеленого светофора?

24 мая 2016 17:27
wowick

Народ, тут спор у меня с друзьями следующего характера: мы осуществляем первый поворот налево. Перед нами пересекаемая проезжая часть, и соответственно горит красный свет. Мы можем продолжить движение, убедившись, что на пересекаемой дороги нет транспорта, или необходимо дождаться зеленого светофора?

Ситуация прописана в ПДД. Если перед выездом с перекрестка нет стоп-линий, то вы должны покинуть перекресток независимо от светофора. Если есть стоп-линия, то надо остановиться перед ней и дождаться разрешающего сигнала.

10 июня 2020 15:11
6Сергей1

Здравствуйте. Какую траекторию 1 или 2 вы считаете правильной при развороте в разрыве разделительной полосы вне перекрестка? В Инете много сторонников обоих вариантов: 2) так как правостороннее движение, 1) так как разрыв предназначен для разворота, надо занять крайнее левое положение, разрыв логично рассматривать как совокупность двух отдельных 1-полосных дорог; кроме того здесь траектории не пересекаются, что особенно важно при одновременном развороте по 3-5 машин с каждой стороны.

13 июня 2020 09:40
GDW nik

Здравствуйте.

Во первых - "занять крайнее левое положение" - неверно - без слов "предназначенной для движения в данном направлении". Т.е. со встречки поворот налево (разворот) запрещён - п 8.5 ПДД;

во вторых, "совокупность двух отдельных 1-полосных дорог". А где здесь логика? В п 1.2 ПДД есть определения "дорога", "проезжая часть", "разделительная полоса". Стройте логику на основании этих знаний;

в третьих, при развороте по малому радиусу действительно траектории не пересекаются. Действительно, это может быть удобным при одновременном левом повороте на перекрёстке, например. Но вот разделительная полоса может иметь ширину 10-15 метров. Бывает и шире. Эти 10-15 метров по-японски проезжать предлагаете?

16 июня 2020 19:18
Максим

6Сергей1, здравствуйте.

Рекомендую действовать точно также, как и на перекрестке. Это гарантированно защитит Вас от возможных проблем в случае ДТП.

P.S. В разрывах, где нужно организовать иной порядок движения, наносят дополнительную разметку, чтобы у водителей не возникало проблем с пониманием.

Удачи на дорогах!

1 октября 2020 12:56
Александр-1007

Теоретическая ситуация.

Описание перекрёстка: Не регулируемый перекрёсток неравнозначных дорог. Главная дорога имеет разделительную полосу примерно в 2 корпуса автомобиля. Проезжие части главной дороги имеют по одной полосе в каждом направлении. Второстепенная дорога двухполосная с двусторонним движением.

Манёвр: я еду по главной дороге. На перекрёстке мне надо развернуться. Разворачиваюсь по траектории за центром перекрёстка.

Вопрос: после того, как я повернул налево и объехал центр перекрёстка, мне надо ещё раз повернуть налево, что бы завершить разворот. Вот при последнем повороте я должен пропускать тех, кто въезжает на перекрёсток прямо со второстепенной дороги?

1 октября 2020 16:10
Максим

Александр-1007, в общем случае при развороте "с главной на главную" через разделительную рекомендую уступить дорогу автомобилям, едущим прямо через второстепенную. Дело в том, что водитель на второстепенной довольно часто не имеет информации о том, откуда едет встречный автомобиль (Вы), поворачивающий налево. Поэтому вероятность столкновения довольно высока. А это в любом случае хуже, чем потратить немного времени на разъезд.

Если же ДТП все же произойдет, то ситуация будет довольно спорной. Водитель автомобиля, едущего по второстепенной дороге, сможет сказать, что встречный автомобиль в разрыве разделительной также находился на второстепенной. Что касается разворачивающегося водителя, то он сможет, например, предоставить запись видеорегистратора, показывающую, что он въезжал на перекресток по главной. Также может иметь значение конфигурация перекрестка и ширина разделительной полосы.

Удачи на дорогах!

1 июля 2022 15:00
Лев-15

Добрый день,

Понятно, что в описанном случае по правилам правильно траектория 2, по траектории 1 будет выезд на встречку.

Однако, как поступать в случае, если на перекрестке в разрыве разделительной полосы идут трамвайные пути?

В правилах так и не смог найти четкого ответа. Места для заезда всеми 4 колесами на трамвайные пути параллельно движению и последующего совершения разворота здесь нет. Получается даже при наличии трамвайных путей правильный ответ траектория 2? Или есть какой-то альтернативный ответ?

1 июля 2022 17:20
GDW nik

Лев-15, здравствуйте.

Наличие трамвайных путей посредине на таком перекрёстке (как параллельно разделительной полосе, так и поперёк разделительной полосы) не меняет требования п 8.6 ПДД, т.е. "Получается даже при наличии трамвайных путей правильный ответ траектория 2".

22 июля 2023 10:42
Александр-767

Добрый день. 45 лет работаю в автомобильном транспорте, все это время наблюдаю проблему с разворотом на перекрестке, где одна проезжая часть имеет разделительную полосу. Разворачиваясь на таком перекрестке, всегда с опаской думаешь как поведет себя, водитель автомобиля, разворачивающийся со встречного направления. Давно пора положить конец разночтениям в ПДД, по этому вопросу на законодательном уровне.

Если взять обычный перекресток, без разделительной полосы, по какой траектории безопаснее разворачиваться, до центра перекрестка, или объезжая его. Естественно до центра, иначе создашь затор на перекрестке. Но правила эту ситуацию не регламентируют. Теперь разворот, используя разрывы в разделительной полосе, опять более безопасно и беззаторно и удобно для водителей будет разворачиваться по малому радиусу и не важно здесь, какой ширины разделительная полоса. Кто это придумал, делить разворот на два поворота налево. Как правило на перекрестках с разделительной полосой, эта полоса заканчивается еще до перекрестка, тогда разворот по малому радиусу вообще должен рассматриваться, как разворот вне перекрестка. Если такой перекресток с разделительной полосой рассматривать, как одно пересечение проезжих частей, то все вопросы отпадут сами собой. А вот если организаторы движения решили построить широкую разделительную полосу, да еще с разбитием на ней парковой зоны, тогда пожалуйста, наносим, соответствующую разметку, разделяющую транспортные потоки, разметку направление движения по полосам на перекрёстке и запрещаем развороты на этих участках, при необходимости. Выполнение правил дорожного движения, должно толковаться однозначно всеми участниками движения, быть понятным и простым. А не отдаваться на откуп юристам и работникам ГИБДД. А авторам сайта, хочу задать вопрос, как по вашему нужны ли знаки "Одностороннее движение" на дорогах с разделительной полосой?

22 июля 2023 14:47
Александр-921

Александр-767,

Теперь разворот, используя разрывы в разделительной полосе, опять более безопасно и беззаторно и удобно для водителей будет разворачиваться по малому радиусу
- а если разрыв не только для разворота, но и для поворота налево?

Например так -

Как должны строиться и ожидать своей очереди:

= желающие повернуть налево,

= желающие развернуться

= и встречные, тоже желающие развернуться на свой зелёный?

22 июля 2023 15:06
Александр-767

Разворачиваемся и поворачиваем налево одновременно как на обычном перекрёстке не мешая друг другу, по малому радиусу, не вижу проблем.

22 июля 2023 15:07
Александр-767

А встречные на свой зелёный, обязан дать возможность завершить манёвр, согласно ПДД

22 июля 2023 20:45
Alex-23

Как правило на перекрестках с разделительной полосой, эта полоса заканчивается еще до перекрестка, тогда разворот по малому радиусу вообще должен рассматриваться, как разворот вне перекрестка.

Не "до перекрёстка", а до пересекаемой проезжей части. У Максима в статье рисунок действительно слишком схематичный: разделительная полоса доходит до пересекаемой проезжей части. В реальной жизни конфигурация многих таких перекрёстков позволяет некрупногабаритным ТС выполнить разворот до края пересекаемой проезжей части. И если водитель аккуратен, то пункт 8.6 ПДД при этом он не нарушит. Взгляните на эту фотографию:

Траектории следов разворачивающихся ТС на данном перекрёстке показывают, что всё-таки многие водители неаккуратны и цепляют колёсами пересекаемую проезжую часть.

Кто это придумал, делить разворот на два поворота налево.

Лично я не согласен, что разворот - это два поворота налево. Я считаю, что разворот - это один поворот на 180 градусов. То есть всё-таки разворот - это частный случай поворота, и на разворот распространяется пункт 8.6 ПДД.

Однако сам пункт 8.6 ПДД в нынешней редакции я считаю неудачным, ровно по тем причинам, о которых Вы и указали. Формулировка, которая была в советских ПДД (пункт 11.5) до 1 января 1987 года, значительно лучше:

"На перекрёстке поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с перекрёстка (а не пересечения проезжих частей) транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения".

22 июля 2023 22:43
GDW nik

Александр-767, здравствуйте. "Разночтениям в ПДД" по этому вопросу конец уже положен. Остаются же разночтения в головах некоторых водителей.

Если взять обычный перекресток, без разделительной полосы, по какой траектории безопаснее разворачиваться, до центра перекрестка, или объезжая его. Естественно до центра, иначе создашь затор на перекрестке. Но правила эту ситуацию не регламентируют.
Вы правы. Но как раз здесь возникает противоречие с п 1.4 ПДД. Ведь поворачивающие налево (разворачивающиеся) одновременно с противоположных направлений разъезжаются правыми бортами. Вот как Вы думаете - если произойдёт лобовое столкновение между ними - при выполнении поворота(разворота) - кого признают виновником? - Наверное всё же того, кто двигался левее середины перекрёстка - не так ли?
Теперь разворот, используя разрывы в разделительной полосе, опять более безопасно и беззаторно и удобно для водителей будет разворачиваться по малому радиусу и не важно здесь, какой ширины разделительная полоса.
Удивительно, но похоже Вы всегда так разворачиваетесь на протяжении уже 45 лет...

Однако - при наличии разделительной полосы манёвр разворот невозможен в принципе - на такой дороге две односторонние проезжие части. То есть при движении в обратном направлении - необходимо выполнение двух поворотов налево - и Вы двигаетесь, при этом, по пересекаемой дороге. На нерегулируемых неравнозначных перекрёстках даже приоритет при этом меняется!

23 июля 2023 23:41
Alex-23

Уму непостижимо, как при таком стремлении к дроблению манёвров Вы являетесь официальным ответам на вопрос 6 билета 23 и вопрос 6 билета 37.

По экзаменационным билетам я с Вами согласен. А здесь нет.

24 июля 2023 06:29
GDW nik

Alex-23, какая по Вашему связь между указанными билетами и разворотом на дороге с разделительной полосой?

24 июля 2023 12:03
Alex-23

Связь в неправильном дроблении манёвра на перекрёстке.

Составители билетов дробят манёвр "поворот направо на перекрёстке" на два манёвра: движение прямо через первую пересекаемую проезжую часть и непосредственно поворот направо на вторую пересекаемую проезжую часть.

Вы дробите манёвр "разворот на перекрёстке" на три манёвра: поворот налево, движение по пересекаемой дороге и ещё один поворот налево.

Я противник подобных рассуждений.

24 июля 2023 19:33
GDW nik

Составители билетов дробят манёвр "поворот направо на перекрёстке" на два манёвра: движение прямо через первую пересекаемую проезжую часть и непосредственно поворот направо на вторую пересекаемую проезжую часть.

Во первых, движение прямо манёвром не является. Все возможные манёвры на дороге перечислены в главе 8 ПДД.

Во вторых, составители билетов ничего не дробят или ничего не синтезируют Они ошибочно считают, что сигналы светофора (регулировщика) распространяются только на первое пересечение проезжих частей, а не на весь перекрёсток. Наверное путают с прелписывающими знаками.

В указанных билетах светофор (регулировщик) не разрешает поворот направо - он разрешает движение в направлении направо. И сколько бы направлений направо на конкретном перекрёстке бы не было и по какой бы траектории для этого надо было двигаться - в этом направлении направо светофором (регулировщиком) разрешено движение.

В третьих, манёвры не дробят и не синтезируют, поэтому "дробление" не может быть правильным или неправильным, невозможно быть противником или сторонником этого. Двигаются в определённых направлениях. А для этого возможно выполнение нескольких манёвров. Как то на этом форуме рассматривался перекрёсток, на котором для движения в направлении "прямо" необходимо выполнить поворот направо, а затем поворот налево - в пределах одного перекрёстка. То есть для движения прямо руководствуются Правилами выполнения и поворота направо, и поворота налево.

Что касается дороги с разделительной полосой - то движение в направлении разворот возможен исключительно выполнив два поворота налево - соблюдая Правила левого поворота. А вот манёвр "разворот" невозможен, повторюсь.

25 июля 2023 00:08
Alex-23

Во первых, движение прямо манёвром не является. Все возможные манёвры на дороге перечислены в главе 8 ПДД.

Так как термин "манёвр" не имеет определения в пункте 1.2 ПДД, то следует применять его общее значение — целенаправленное конечное движение, перемещение, сложное действие. Нет никаких оснований ограничиваться главой 8 ПДД. Тем более, что пункт 8.12 впрямую называет манёвром движение задним ходом, а значит вполне допустимо предположить, что движение прямо - это тоже манёвр.

движение в направлении разворот

Разворот - это не направление. Разворот - это как раз манёвр. Понимаю, что между нами выявилась огромная пропасть концептуальных, в том числе лингвистических, расхождений. Переубеждать Вас цели не имею.

25 июля 2023 11:08
Владимир-270

...То есть при движении в обратном направлении - необходимо выполнение двух поворотов налево - и Вы двигаетесь, при этом, по пересекаемой дороге. На нерегулируемых неравнозначных перекрёстках даже приоритет при этом меняется!

GDW nik, а вот на упомянутом выше как Вы считаете, у кого будет приоритет - у разворачивающегося (пара колёс которого на главной, а пара "на пересекаемой") или у выезжающего с второстепенной налево?

25 июля 2023 11:54
GDW nik

Владимир-270, можно понять и простить питерца, приводящий примеры разделительной полосы шириной до полуметра - когда утверждение о движении по поперечной дороге кажется абсурдным. Вы же пошли ещё дальше. Привели узкую РП, ещё и перекрёсток Т-образный. Вот только в этом отношении в ПДД ничего не меняется. Нет разницы при определении приоритета по ширине РП, или конфигурации перекрёстка. Поэтому, для облегчения понимания - почитайте комментарии выше. На приведённом Вами перекрёстке ничего не меняется в этом отношении.

Понять и простить - не более того. А вот при определении виновника возможного ДТП на таком перекрёстке становится вполне возможным назначить виновным любого из водителей по каким либо другим признакам, отношения к ПДД не имеющим.

25 июля 2023 12:01
Владимир-270

...Нет разницы при определении приоритета по ширине РП, или конфигурации перекрёстка. Поэтому, для облегчения понимания - почитайте комментарии выше. На приведённом Вами перекрёстке ничего не меняется в этом отношении....

GDW nik, и всё же, Вы не ответили, - у кого приоритет?

25 июля 2023 12:10
GDW nik

Владимир-270, приоритет на равнозначной второстепенной дороге у поворачивающего направо перед поворачивающим налево по этой дороге - п 13.12 ПДД.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев