Отстранение от управления транспортным средством

Отстранение от управления транспортным средством

Добрый день, уважаемый читатель.

Многие водители считают отстранение от управления транспортным средством одним из видов административного наказания, хотя фактически оно является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Сама мера заключается в том, что водитель не имеет права управлять автомобилем до тех пор, пока не будет устранена причина отстранения.

В данной статье будут рассмотрены нарушения правил дорожного движения, за которые водитель может быть отстранен от управления транспортным средством. Кроме того, будет рассмотрен порядок отстранения. Приступим.

Отстранение от управления транспортным средством

Перечень нарушений, за которые водитель может быть отстранен от управления транспортным средством, указан в статье 27.12 КоАП:

  • Отсутствие регистрационных документов на автомобиль (статья 12.3 часть 1).
  • Управление автомобилем, имеющим неисправную тормозную систему, рулевое управление или сцепное устройство (статья 12.5 часть 2).
  • Управление автомобилем водителем, не имеющим права управления (статья 12.7 часть 1).
  • Управление автомобилем водителем, лишенным прав (статья 12.7 части 2 и 4).
  • Управление автомобилем водителем, имеющим признаки опьянения (статья 12.8 часть 1, статья 12.8 часть 3, статья 12.26 часть 1, статья 12.26 часть 2).

За другие нарушения правил отстранение от управления не накладывается.

Однако есть и еще одна ситуация, при которой водитель может быть отстранен от управления транспортным средством. Речь идет о необходимости использования транспортного средства сотрудником ГИБДД.

Как происходит отстранение от управления ТС?

Порядок отстранения от управления транспортным средством регламентирован пунктами 223 - 226 административного регламента ГИБДД:

1. Отстранение от управления производится в присутствии двух понятых. В настоящее время понятые могут быть заменены видеозаписью процесса отстранения.

2. При отстранении водителя должен быть составлен соответствующий протокол.

3. Протокол об отстранении от управления транспортным средством подписывается и полицейским, и водителем. Если водитель отказывается от подписи, то в протоколе делается соответствующая отметка.

4. Копия протокола вручается водителю.

Отстранение от управления и задержание транспортного средства

Все перечисленные выше нарушения кроме отстранения водителя от управления транспортным средством предусматривают также и задержание транспортного средства, т.е. эвакуацию автомобиля на штрафстоянку.

Однако если водителю удастся устранить причины отстранения от управления и задержания транспортного средства, то автомобиль будет ему возвращен. Например, если у автомобиля неисправно рулевое управление, то водитель может починить его на месте. В этом случае автомобиль будет возвращен, а эвакуация отменена.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 21 июля 2022
Раздел: Штрафы ГИБДД
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
10 января 2016 23:15
Андрей-53

Перечень указан в статье 27.12 КоАП РФ

10 января 2016 23:25
Максим

Андрей, спасибо за замечание!

Изменение внесено в статью.

Удачи на дорогах!

12 ноября 2021 04:03
Ольга-310

Если неисправно рулевое управление, сотрудник не может выписать протокол отстранения и протокол задержания, если неисправность возникла во время движения.

ст.12.5, в которой сказано, что "ЗАВЕДОМО" неисправны..

Если в протоклое об адм.п/н указать, что неисправность появилась в пути,с что мони оогут сделать

17 ноября 2021 14:31
orlov

Ольга-310, вероятность того, что судья поверит, что рулевое управление сломалось именно в момент проверки инспектором, довольно небольшая. В остальных случаях водитель нарушил правила, т.к. управлял автомобилем с неисправным рулевым управлением.

Если неисправность возникла во время движения, нужно было вызвать эвакуатор.

18 ноября 2021 09:56
Александр-921

Уважаемый Максим.

Чисто немного по тексту самой статьи. У вас так:

Отстранение от управления транспортным средством - один из видов административного наказания. Оно заключается в том, что водитель не имеет права управлять автомобилем до тех пор, пока не будет устранена причина отстранения

Несколько не так.

Это не наказание водителя. Отстранение - это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Оно требуется инспектору ДПС, чтобы пресечь и потом спокойно разбираться... (КоАП РФ Статья 27.1, ч.1).

18 ноября 2021 11:35
Александр-921

Уважаемый Максим.

Чисто немного по тексту самой статьи. У вас так:

Все перечисленные выше нарушения кроме отстранения водителя от управления транспортным средством предусматривают также и запрещение эксплуатации, т.е. эвакуацию автомобиля на штрафстоянку.

Несколько не так.

1) Ещё раз: отстранение - это не наказание (см. выше).

2) Запрещение эксплуатации - это совсем не эвакуация на штрафстоянку.

3) Насчёт отсутствия регистрационных документов на автомобиль (статья 12.3 часть 1) - не совсем так. Отстраняют и задерживают только за "Управление транспортным средством водителем, не имеющим =ПРИ СЕБЕ= регистрационных документов..."

А вот если у водителя нет СОР =ВООБЩЕ СОВСЕМ= - то это только 800 рублей по ст.12.1, ч.1 (на первый раз).

Т.е. если совсем не зарегистрировался - 800 рублей, а если просто забыл карточку СОР дома в других штанах - то всё по-полной - и отстранение... и штрафстоянка. Но 300 рублей сэкономишь.

Хотя есть варианты...

18 ноября 2021 12:05
Александр-921

вероятность того, что судья поверит, что рулевое управление сломалось именно в момент проверки инспектором, довольно небольшая.

- по ст.12.5, ч.2 до судьи дело вряд ли дойдёт...

==================================

Если в протоклое об адм.п/н указать, что неисправность появилась в пути,с что мони оогут сделать

- появилась в пути, но вы всё равно сознательно поехали дальше - это и есть =ЗАВЕДОМО=.

Лучше заявить инспектору, обнаружившему неисправность, что сломалось именно в тот момент, когда он махнул палкой, указывая место остановки. Вот прямо именно в момент поворота на обочину что-то хрустнуло в рулевой колонке... и завоняло...

А вот если водитель сознательно примотал проволокой отломанную педаль тормоза, ...на место рулевого колеса воткнул деревянный рычаг, ...прицеп привязал верёвкой, то это именно =ЗАВЕДОМО= , это именно ч.2, 500 рублей штрафа + всё остальное.

Хотя отстранения от управления и эвакуации при этом водитель вполне может избежать, например, просто перерезав ножом верёвку прицепа и бросив прицеп - устранил, получил протокол на 500 рублей и поехал дальше.

Но вот если неисправности по ч.2 не так очевидны, то тут вы правы.

Инспектор вряд ли сможет доказать эту самую =заведомость=?

Например, тугое вращение рулевого колеса или заедание в рулевом механизме - это тоже серьёзная неисправность рулевого управления, но как инспектор это сможет обнаружить и тем более доказать сознательную заведомость нарушения?

=========================

И здесь позиция наших полиционеров лично мне не совсем понятна.

Вот за все эти кошмарные нарушения, которые я описал выше, всего лишь 500 рублей штрафа?!!!

А вот, например, за незаконный опознавательный знак "Инвалид" эта же статья КоАП штрафует на 5000 руб. с конфискацией, а за езду без тормозов - на 500 рублей…

8 декабря 2021 01:47
Максим

Александр-921, спасибо за замечания! Дополнения внесены в статью.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев