Версия для печати

ДТП при перестроении

ДТП при перестроении

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о довольно распространенном типе дорожно-транспортных происшествий - ДТП при перестроении.

Столкновения автомобилей при перестроении чаще всего происходят на территории населенных пунктов при наличии на дороге довольно плотного транспортного потока. Еще одна характерная особенность подобных аварий состоит в том, что автомобили обычно получают минимальные повреждения.

Однако несмотря на это, я рекомендую все же избегать столкновений, т.к. ожидание сотрудников ГИБДД нередко растягивается на несколько часов, а самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД возможно только в том случае, если один из водителей согласится признать собственную вину.

Итак, в этой статье будут рассмотрены несколько типичных ДТП при перестроении, в каждом из которых будет определен виновник аварии. Также будет дано несколько советов по безопасному движению в плотном транспортном потоке.

Правила дорожного движения при перестроении

Для начала рассмотрим пункты правил дорожного движения, регламентирующие перестроение транспортных средств:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Пункт 8.4 позволяет определить приоритет транспортных средств при перестроении.

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Пункт 8.1 регламентирует подачу сигнала поворота при выполнении перестроения.

На первый взгляд все довольно просто:

  • Перед перестроением нужно включить сигнал поворота.
  • При перестроении нужно уступить дорогу автомобилям, движущимся без изменения направления.
  • При одновременном перестроение следует пропустить автомобиль, находящийся справа.

На практике же при возникновении ДТП часто возникают сложности с определением виновника дорожно-транспортного происшествия. Подобные ситуации будут рассмотрены далее.

ДТП при перестроении

Для начала давайте рассмотрим самую простую ситуацию:

ДТП при перестроении направо

Очевидно, что если автомобили во время столкновения будут расположены именно так, то виновником дорожно-транспортного происшествия будет признан водитель черной машины, который не уступил дорогу автомобилю, движущемуся без изменения направления (нарушен пункт 8.6 ПДД).

Хочу обратить внимание, что, например, даже если водитель синего автомобиля будет в состоянии опьянения, виновным все равно будет признан водитель черного, т.к. пункт 8.6 нарушается в любом случае. Естественно, в описанной ситуации водитель синего автомобиля будет лишен прав, однако виновным в ДТП он автоматически не станет.

Рассмотрим еще одно довольно очевидное ДТП:

ДТП при одновременном перестроении

В данном случае автомобили выполняют одновременное перестроение, и в случае столкновения виноват в нем будет водитель черного автомобиля.

Не забывайте, что при перестроении на многополосных дорогах следует смотреть не только на автомобили, находящиеся в соседнем ряду, но и на автомобили, едущий через ряд, чтобы избежать одновременного перестроения и связанных с ним проблем.

Обратите внимание, что на рисунках выше перестраивающиеся автомобили расположены под углом 45 градусов к краю проезжей части, поэтому выявить перестраивающийся автомобиль достаточно просто. На практике автомобили под таким углом перестраиваются не часто, поэтому и возникают трудности с определением виновника ДТП.

Рассмотрим следующий пример:

ДТП при перестроении в правую полосу

Здесь черный автомобиль едет практически параллельно краю проезжей части и определить, что он перестраивается, можно лишь по наличию дорожной разметки. Пока автомобиль находится над прерывистой линией разметки, он находится в процессе перестроения.

В данном случае черный автомобиль виноват в ДТП, однако если бы на дороге не было разметки, сотрудники ГИБДД могли бы признать виновным водителя любого из автомобилей.

Похожая ситуация:

ДТП в пределах полосы движения

В этой ситуации черный автомобиль находится в пределах правой полосы, поэтому виновником ДТП вероятнее всего будет признан водитель синей машины. Тем не менее шанс доказать свою невиновность у него остается. Например, если водитель черного автомобиля быстро перестроился и резко затормозил, то виновником является именно он (пункт 8.4 ПДД).

Однако на практике водителю синего автомобиля придется приложить усилия, чтобы доказать свою невиновность. Оптимальный вариант - установленный в салоне автомобиля видеорегистратор, который записывает маневры перестраивающегося автомобиля. Если же регистратора нет, то нужно сразу же после ДТП найти свидетелей, которые смогут подтвердить факт резкого перестроения.

ДТП при одновременном перестроении

Еще одна интересная ситуация. В данном случае оба автомобиля находятся над линиями разметки, т.е. выполняют перестроение. В случае столкновения его виновником будет признан водитель черного автомобиля.

Однако обратите внимание, что в данном случае заранее не известно, по каким полосам двигались автомобили. Вполне возможно, что черный автомобиль изначально находился на средней полосе, однако резкий маневр синего напугал водителя и заставил его немного отвернуть в сторону.

Поскольку в современных условиях подобная ситуация далеко не редкость, рекомендую постоянно следить за тем, что Ваш автомобиль находится в пределах выбранной полосы.

ДТП при перестроении налево

В данном случае в ДТП однозначно виноват водитель автомобиля синего, т.к. только он выполняет перестроение.

Как Вы уже поняли, на практике виновником будет признан тот водитель, чей автомобиль не успел целиком оказаться на одной из полос движения.

Рассмотрим несколько дорожно-транспортных происшествий при перестроении в плотном транспортном потоке.

Движение автомобилей в 4 ряда

Ситуация, изображенная на рисунке выше, стала появляться на дорогах примерно год-два назад. В данном случае количество рядов автомобилей превышает количество полос, обозначенных разметкой. В Москве иногда на трех полосах могут поместиться даже 5 рядов автомобилей, 2 из которых едут над разметкой, т.е. с точки зрения правил дорожного движения выполняют перестроение.

Например, при столкновении черного и синего автомобилей виноват в ДТП будет водитель черного, т.к. он находится слева и "выполняет перестроение".

Однако на практике ситуация может возникнуть несколько по-другому. Водитель черного автомобиля может ехать по среднему ряду, а синий "протискиваться" справа между рядами. В определенный момент черному автомобилю уже не хватает места в пределах полосы и он вынужденно пересекает прерывистую линию разметки.

Движение автомобилей в 4 ряда

Еще одна ситуация, в которой количество рядов не совпадает с количеством полос движения. В данном случае синий автомобиль вынужденно смещается вправо и задевает черный автомобиль. В ДТП виноват водитель синего автомобиля.

Вынужденный выезд на встречную

В данном случае водитель синего автомобиля вынужденно выезжает на встречную полосу движения, что само по себе ничего хорошего не сулит. Даже если столкновения автомобилей не произойдет, водитель синего автомобиля за выезд на встречную полосу будет лишен прав.

Ну а если автомобили столкнутся, то кроме лишения прав водителю синего автомобиля грозит и оплата ремонта машины другого участника ДТП.

Я думаю, изучив все перечисленные примеры, Вы поняли, как определяется виновник ДТП при перестроении в той или иной ситуации. Однако не лишним будет дать и несколько конкретных советов по поводу того, как по чужой воле не оказаться виновником ДТП:

  • В плотном транспортном потоке всегда держитесь правой стороны выбранной полосы.
  • В любом случае оставайтесь в пределах "Вашей" полосы, даже если это заставит Вас простоять в пробке намного дольше.

Рассмотрим каждый из этих пунктов поподробнее.

1. Следует занимать правую часть выбранной полосы. Это позволит Вам решить 2 проблемы:

- Если на "Вашу" полосу будут перестраиваться слева и "заставят" Вас "попасть в перестроение" (наехать на линию разметки между рядами), виновным все равно окажется водитель другого автомобиля.

- Если же перестраиваться будут справа, у Вас окажется достаточно места, чтобы немного сдвинуться в пределах полосы не пересекая разметку. Естественно, следует возвращаться к правой стороне полосы движения, как только это оказывается возможным.

Кроме того, движение по правой части крайней левой полосы позволит Вам держаться на достаточном расстоянии от встречной полосы движения и случайно на нее не выехать.

2. Пересекать линию разметки, разделяющую соседние полосы, следует только в том случае, если Вы действительно хотите выполнить перестроение.

Если же дорожная ситуация сложилась таким образом, что Вы можете свободно проехать вперед, но для этого нужно одним колесом пересечь сплошную линию разметки, то лучше этого не делайте. Как показывает практика, выехав на соседнюю полосу совсем на чуть-чуть, в большинстве случаев вернуться в пределы своей полосы уже не удастся. А следовательно в течение длительного времени Ваш автомобиль будет находиться в "состоянии перестроения", чего допускать не следует.

Если Вы научитесь постоянно использовать эти несложные правила, то даже в случае возникновения ДТП у Вас будут отличные шансы на ремонт автомобиля за счет второго участника аварии. А вообще, естественно, любого столкновения следует избегать.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть забавное видео, про ДТП с участием иномарки и ВАЗ 2107:

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 22 января 2016

28 сентября 2014 20:54
Ришат

Здравствуйте!

Мне очень нужна Ваша помощь. 25 сентября 2014 года в Казани случилось ДТП с моим участием. Хотел бы узнать Вашу оценку.

Вот ссылка на видео

[youtube:2grg3bdx]машина слева - Субару Форестер, машина второго участника ДТП - Тойота Ланд Крузер справа.

Та же прикрепляю снимок места и схему ДТП, которое конечно же различается с тем, что было составлено сразу после ДТП, так как видео просмотрено позже событий.

Благодарю!

29 сентября 2014 11:53
Serpiph

Схему ДТП и снимок места отсутствует.

Что же до видеозаписи, то Ленд Круизер явно ехал с нарушением правил ПДД по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств (25 число - рабочий день недели) и выполнил перестроение без включения сигналов поворота через сплошную линию, подрезав при этом ещё один автомобиль. Субару Форестер показал сигнал правого поворота, но при этом не производил перестроение между полосами, только указал,по какой из двух полос (на круг или мимо круга) он собирается двигаться.

Придраться к водителю форика могут по той причине, что было перестроение на одну из полос, а круизер был помехой справа при взаимном перестроении, но это легко отмести.

30 сентября 2014 21:53
Ришат

Это то, чего боюсь. Скажите, как отмести?

1 октября 2014 10:23
Serpiph

Это то, чего боюсь. Скажите, как отмести?

Сам манёвр. Не было самого перестроения через разметку 1.5. В то время, как круизер пересёк разметку 1.1 и 1.5 без сигналов поворота.

1 октября 2014 21:30
Ришат

Может рано радоваться, но...

перед данным перекрестком нет знака 4.2 "Круговое движение", но есть знак уступать дорогу (2.4) и табличка с линиями указывающими расположение главной и второстепенной дорог на перекрестке (8.13), где главная дорога похожа на круг и не более того. Значит здесь обычный сложный перекресток, при выезде с которого не применяем правило проезда перекрестка с круговым движением, заблаговременно перестраиваясь в правый ряд и уступая всем кто справа, а применяем п 8.5 ПДД, а именно после перекрестка если едем налево, занимаем крайнее левую полосу. Если едем прямо то можем ехать по всем двум, а маршрутному транспорту по всем трем полосам.

Как вам такой расклад?

2 октября 2014 09:34
Serpiph

Да, можно и так.

13 августа 2016 07:50
Егор-4

Здравствуйте, подскажите, если я ехал в крайней правой полосе и никуда не перестраивался, во второй полосе ехал другой а/м, он объезжал открытый люк и вильнул в мою сторону и допустил дтп. что мне неоходимо написать в объяснении по поводу того почему я считаю его виновным? на какой пункт пдд ссылаться?

14 августа 2016 15:13
Serpiph

Здравствуйте, подскажите, если я ехал в крайней правой полосе и никуда не перестраивался, во второй полосе ехал другой а/м, он объезжал открытый люк и вильнул в мою сторону и допустил дтп. что мне неоходимо написать в объяснении по поводу того почему я считаю его виновным? на какой пункт пдд ссылаться?

ПДД:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Идет добавление комментария