ДТП при повороте налево при заторе

ДТП

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен довольно распространенный вид дорожно-транспортных происшествий - ДТП при повороте налево. Важная особенность ситуации состоит в том, что водитель осуществляет поворот налево через полосу движения, на которой образовался затор, т.е. видимость при этом ограничена стоящими встречными автомобиля.

В этой статье будут рассмотрены:

Приступим.

Поворот налево при заторе

Рассмотрим, как происходит поворот налево, если на встречной полосе образовался затор:

ДТП

Белый автомобиль останавливается напротив въезда на прилегающую территорию и дожидается, пока кто-нибудь из встречных водителей пропустит его во двор. Как правило, довольно быстро находится человек, который оставляет достаточно места, чтобы повернуть. В большинстве случаев ситуация не таит опасности, поэтому водители спокойно выполняют поворот.

Поворот налево при этом регламентируется пунктом 8.8 ПДД:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Т.е. поворачивающий автомобиль должен уступить дорогу встречным.

ДТП с автомобилем, едущим по обочине

ДТП при повороте

Первый вариант дорожно-транспортного происшествия изображен на рисунке выше. Встречный автомобиль едет по обочине.

В данном случае водители не видят друг друга до самого последнего момента, т.к. зона видимости ограничена автомобилями, стоящими в пробке.

При этом красный автомобиль, едущий по обочине, нарушает пункт 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

ДТП с автомобилем на выделенной полосе

ДТП на выделенной полосе

Еще один вариант ДТП - встречный автомобиль едет по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. В этом случае водитель красного автомобиля нарушает требования пункта 18.2 ПДД:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Однако поскольку в данном случае водитель белого автомобиля знает, что по выделенной полосе может ехать автобус или троллейбус, он ведет себя осторожней. Поэтому на практике обычно удается избежать столкновения.

В данной статье рассмотрены две распространенные ситуации, однако могут иметь место и другие условия. Объединяет их один общий признак - встречный автомобиль находится там, где это запрещено правилами дорожного движения.

Кто виноват в ДТП при повороте налево?

Если рассмотреть ситуацию с точки зрения ПДД, то виновниками ДТП будут признаны оба его участника:

  • Водитель белого автомобиля нарушил требования пункта 8.8.
  • Водитель красного автомобиля нарушил требования пункта 9.9 (на обочине) или 18.2 (на полосе для общественного транспорта).

Т.е. это означает, что каждый из участников получит только половину стоимости ремонта автомбиля по ОСАГО. При рассмотрении данного ДТП сотрудники ГИБДД и судьи обычно выносят именно такое решение.

Однако существует и другая точка зрения, представленная Верховным судом РФ в Постановлении №46-АД15-29 от 4 сентября 2015 года:

При желании Вы можете самостоятельно прочитать указанный документ, он занимает всего несколько страниц. Суть его заключается в том, что поскольку водитель красного автомобиля находится на обочине с нарушением правил, то у водителя белого автомобиля не возникает обязанность уступить ему дорогу. Т.е. виновником ДТП признается только водитель красного автомобиля.

На практике это означает следующее. Если Вы находились за рулем белого автомобиля и попали в аналогичное ДТП, то у Вас есть возможность добиться того, что виновником ДТП будет признан только водитель другого автомобиля. Если сотрудники ГИБДД или мировой суд признают виновниками обоих участников, то водителю следует обжаловать решение в вышестоящих судах вплоть до Верховного.

В Постановлении №46-АД15-29 речь идет об автомобиле, который движется по обочине. Однако при желании можно аналогичным образом рассмотреть и другие варианты ДТП, при которых встречный автомобиль едет с нарушением правил.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 28 января 2017
Последнее обновление: 20 ноября 2017
16 февраля 2017 20:02
Антон-14

В ситуации "ДТП с автомобилем на выделенной полосе" красный мог выехать на выделенную полосу законно, при повороте направо, или нет??

18 февраля 2017 00:01
Максим

Антон, предложенный Вами вариант действительно возможен (если где-то за пределами рисунка сплошная линия становится прерывистой).

Однако в данном примере речь идет о выделенной полосе, которая отделена от остальных полос сплошной линией разметки. На такую полосу красный автомобиль выезжать не должен.

Удачи на дорогах!

18 февраля 2017 17:48
Александр-38

Немного не по теме. Поясните, пожалуйста, разрешается ли движение задним ходом в зоне знака 5.5 "одностороннее движение"?

20 февраля 2017 14:37
Максим

Александр, рекомендую Вам прочитать статью штрафы на дороге с односторонним движением.

Если говорить коротко, то ехать задним ходом можно только в ограниченном числе случае, перечисленных Верховным судом.

Удачи на дорогах!

6 марта 2017 06:57
Виталий-58

Здравствуйте как написать жалобу в ГИБДД о несогласии решения сотрудников полиции об оформлении ДТП.

Двигаясь по правой полосе я совершал поворот на лево через полосу встречного движения включив поворотник снизив скорость убедившись в безопасности маневра начал осуществлять поворот и в мой автомобиль въехал автомобиль который ранее двигался сзади меня повредив левое крыло, бампер, фару, выбило колесо лопнула рулевая тяга. Сотрудники ДПС приняли во внимание только его объяснения о том что он не видел включенного указателя поворота и сказали что я виновен в этом дтп правомерно ли их решение ставить объяснение одного участника движение в приоритет? Как быть, как правильно составить жалобу?

6 марта 2017 14:22
Максим

Виталий, здравствуйте.

В данном случае Вы нарушили ПДД (пункт 8.5), это очевидно. А что нарушил второй водитель?

7 марта 2017 00:09
Виталий-58

Во первых затора на дороге не было, встречная была свободна передо мной тоже, некого не было водитель обгонявший меня не ожидал, что я в этом месте буду поворачивать и не обратил внимание на мои указатели поворота, он как ходом шел за мной при моем снижении скорости начал вместе со мной маневр а когда увидел было поздно начал уходить на обочину и зацепил меня.

7 марта 2017 10:51
Максим

Виталий, перед маневром Вы заняли крайнее левое положение на проезжей части попутного направления?

Приложите схему дорожно-транспортного происшествия.

7 марта 2017 17:10
wowick

Виталий, перед маневром Вы заняли крайнее левое положение на проезжей части попутного направления?

А нафига ему это? Он же "помеха справа" и ему все должны!!!

Ну иногда он может допишет, что "уступить ДОРОГУ". А чаще всего такие живут с первоначально высказанной мыслью, что "ему все должны"!

30 апреля 2017 12:40
katerina3939

Всем здравствуйте!Помогите пожалуйста разобраться,в ДДТ ПРИ ПОВОРОТЕ НАЛЕВО.Мой муж не помнит как было дело и пассажир в его автомобиле тоже.Помнят только,что поворачивали налево,а с какой полосы нет.По ударам на нашем автомобиле вроде как он виноват,но мне хочется услышать знающих людей в этом вопросе.Ситуация такая :со второстепенной дороги он свернул направо ( главную дорогу),после он перестраивается на левую полосу,притормаживает ,показывает поворотник налево и стал поворачивать,при повороте случился удар с его полосы с которой поворачивал.Повреждения у него сильная вмятина вверху заднего левого колеса и почему-то сзади бамбер с левой стороны замят со следами краски другого автомобиля.Водитель другого ТС УТВЕРЖДАЕТ,ЧТО ОН СТАЛ ПОВОРАЧИВАТЬ С ПРАВОЙ ПОЛОСЫ....У ДРУГОГО ТС повреждения правая фара и пошарпанный перед.Могу фото скинуть(если куда-то тут можно),подскажите кто может....еще на этом участке дороги установлены знаки об ограничении скорости в 40,судя по удару и,что заднюю часть нашего тс улетела в правую сторону ,тот автомобиль мчался с большой скоростью.не верю,что мой муж так грубо нарушил правило,у нас ребенок и мы часто ездим вместе,и я со своей стороны могу сказать,что аккуратен за рулем и внимателен.....

30 апреля 2017 16:53
vektorv

katerina3939,

скорее всего Ваш муж не уступил и выехал перед близко едущей по главной дороге машиной, тут же стал перестраиваться, притормозил, и лишь тогда включил "поворотник"; а тому уже некуда было деваться. Но не факт что это было так!

Тут важно сколько было метров между второстепенными дорогами, как муж перестраивался, показывал ли поворот когда перестраивался и т.п. Поэтому просто необходимы видео с регистраторов, показания свидетелей, план участка дороги где всё произошло... А без этого что гадать. Видео конечно бы многое прояснило!

6 мая 2017 21:46
Максим

katerina, здравствуйте.

vektorv выше написал верно, следует поискать записи с камер наблюдения или видеорегистраторов, а также очевидцев ситуации. Пока что обстоятельства ДТП помнит только водитель другого автомобиля и они не в Вашу пользу.

Удачи на дорогах!

6 сентября 2017 20:15
Людмила-24

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, куда нужно обратиться, если не согласна с решением ГИБДД о признании меня виновной в ДТП с автомобилем едущим по обочине при повороте налево при заторе. "Красный" автомобиль (как в примере в данной статье) въехал "мне" заднее правое крыло. Приехали ГАИ и написали, что виновата я, так как поворачивала налево и должна была уступить всем, двигающимся во встречном направлении. Мне уступили дорогу автомобили в трех встречных рядах (т.к. был затор во встречном потоке) и когда я уже пересекла дорожное покрытие, на обочине мне в правое заднее колесо ударил автомобиль, едущий по обочине. Водитель, ударившего меня Жигуленка сразу признал свою вину, но ГАИшники, приехавшие на место ДТП написали мою вину. Как бороться с такими ГАИшниками? Подскажите куда обращаться и на что ссылаться (на постановление суда), доказывая свою невиновность? Заранее спасибо всем неравнодушным.

7 сентября 2017 14:59
sclar

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, куда нужно обратиться, если не согласна с решением ГИБДД о признании меня виновной в ДТП с автомобилем едущим по обочине при повороте налево при заторе. "Красный" автомобиль (как в примере в данной статье) въехал "мне" заднее правое крыло. Приехали ГАИ и написали, что виновата я, так как поворачивала налево и должна была уступить всем, двигающимся во встречном направлении. Мне уступили дорогу автомобили в трех встречных рядах (т.к. был затор во встречном потоке) и когда я уже пересекла дорожное покрытие, на обочине мне в правое заднее колесо ударил автомобиль, едущий по обочине. Водитель, ударившего меня Жигуленка сразу признал свою вину, но ГАИшники, приехавшие на место ДТП написали мою вину. Как бороться с такими ГАИшниками? Подскажите куда обращаться и на что ссылаться (на постановление суда), доказывая свою невиновность? Заранее спасибо всем неравнодушным.

Лучше всего найти толкового автоюриста. Ситуация неоднозначная. Если всё так, как Вы описали, то как минимум "обоюдка". Но нужно смотреть все нюансы. А обжаловать решение инспектора ГИБДД можно у его руководства или в суде.

Кстати

на что ссылаться (на постановление суда),

, а что решение суда уже есть? Если оно вступило в силу, то, как говорят, поздно пить боржоми. Пересмотреть вступившее в силу решение суда могут только в том случае, если вскрыты новые обстоятельства, о которых ранее не было известно.

24 сентября 2017 22:08
Максим

Людмила, здравствуйте.

В статье приведено решение Верховного суда по аналогичной ситуации. Вам нужно обжаловать решение ГИБДД в суде. Если суд не встанет на Вашу сторону, то в вышестоящих судах, вплоть до Верховного. Поскольку дело похожее есть большая вероятность того, что Верховный суд вновь примет точно такое же решение.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев