Версия для печати

ДТП при повороте налево при заторе

ДТП

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен довольно распространенный вид дорожно-транспортных происшествий - ДТП при повороте налево. Важная особенность ситуации состоит в том, что водитель осуществляет поворот налево через полосу движения, на которой образовался затор, т.е. видимость при этом ограничена стоящими встречными автомобиля.

В этой статье будут рассмотрены:

Приступим.

Поворот налево при заторе

Рассмотрим, как происходит поворот налево, если на встречной полосе образовался затор:

ДТП

Белый автомобиль останавливается напротив въезда на прилегающую территорию и дожидается, пока кто-нибудь из встречных водителей пропустит его во двор. Как правило, довольно быстро находится человек, который оставляет достаточно места, чтобы повернуть. В большинстве случаев ситуация не таит опасности, поэтому водители спокойно выполняют поворот.

Поворот налево при этом регламентируется пунктом 8.8 ПДД:

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Т.е. поворачивающий автомобиль должен уступить дорогу встречным.

ДТП с автомобилем, едущим по обочине

ДТП при повороте

Первый вариант дорожно-транспортного происшествия изображен на рисунке выше. Встречный автомобиль едет по обочине.

В данном случае водители не видят друг друга до самого последнего момента, т.к. зона видимости ограничена автомобилями, стоящими в пробке.

При этом красный автомобиль, едущий по обочине, нарушает пункт 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.

ДТП с автомобилем на выделенной полосе

ДТП на выделенной полосе

Еще один вариант ДТП - встречный автомобиль едет по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. В этом случае водитель красного автомобиля нарушает требования пункта 18.2 ПДД:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов - в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Однако поскольку в данном случае водитель белого автомобиля знает, что по выделенной полосе может ехать автобус или троллейбус, он ведет себя осторожней. Поэтому на практике обычно удается избежать столкновения.

В данной статье рассмотрены две распространенные ситуации, однако могут иметь место и другие условия. Объединяет их один общий признак - встречный автомобиль находится там, где это запрещено правилами дорожного движения.

Кто виноват в ДТП при повороте налево?

Если рассмотреть ситуацию с точки зрения ПДД, то виновниками ДТП будут признаны оба его участника:

  • Водитель белого автомобиля нарушил требования пункта 8.8.
  • Водитель красного автомобиля нарушил требования пункта 9.9 (на обочине) или 18.2 (на полосе для общественного транспорта).

Т.е. это означает, что каждый из участников получит только половину стоимости ремонта автомбиля по ОСАГО. При рассмотрении данного ДТП сотрудники ГИБДД и судьи обычно выносят именно такое решение.

Однако существует и другая точка зрения, представленная Верховным судом РФ в Постановлении №46-АД15-29 от 4 сентября 2015 года:

При желании Вы можете самостоятельно прочитать указанный документ, он занимает всего несколько страниц. Суть его заключается в том, что поскольку водитель красного автомобиля находится на обочине с нарушением правил, то у водителя белого автомобиля не возникает обязанность уступить ему дорогу. Т.е. виновником ДТП признается только водитель красного автомобиля.

На практике это означает следующее. Если Вы находились за рулем белого автомобиля и попали в аналогичное ДТП, то у Вас есть возможность добиться того, что виновником ДТП будет признан только водитель другого автомобиля. Если сотрудники ГИБДД или мировой суд признают виновниками обоих участников, то водителю следует обжаловать решение в вышестоящих судах вплоть до Верховного.

В Постановлении №46-АД15-29 речь идет об автомобиле, который движется по обочине. Однако при желании можно аналогичным образом рассмотреть и другие варианты ДТП, при которых встречный автомобиль едет с нарушением правил.

Удачи на дорогах!

16 февраля 2017 20:02
Антон-14

В ситуации "ДТП с автомобилем на выделенной полосе" красный мог выехать на выделенную полосу законно, при повороте направо, или нет??

18 февраля 2017 00:01
Максим

Антон, предложенный Вами вариант действительно возможен (если где-то за пределами рисунка сплошная линия становится прерывистой).

Однако в данном примере речь идет о выделенной полосе, которая отделена от остальных полос сплошной линией разметки. На такую полосу красный автомобиль выезжать не должен.

Удачи на дорогах!

18 февраля 2017 17:48
Александр-38

Немного не по теме. Поясните, пожалуйста, разрешается ли движение задним ходом в зоне знака 5.5 "одностороннее движение"?

20 февраля 2017 14:37
Максим

Александр, рекомендую Вам прочитать статью штрафы на дороге с односторонним движением.

Если говорить коротко, то ехать задним ходом можно только в ограниченном числе случае, перечисленных Верховным судом.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария