Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей?

Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей?

Добрый день, уважаемый читатель.

Как Вы уже могли убедиться, изучая предшествующие статьи рубрики "Неоднозначности ПДД", в действующих в настоящее время правилах дорожного движения существует достаточно большое количество разнообразных спорных и неоднозначных моментов.

В этой статье речь пойдет об очередном спорном моменте правил, а именно будет рассматриваться вопрос: "Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей?". Ответ на этот вопрос неоднозначен, и в тексте статьи будут приведены доводы в пользу каждого из возможных ответов.

Зачем водителю знать ответ на вопрос "Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей?"

Для начала давайте рассмотрим понятие "прилегающая территория", которое дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Прочитав это определение, Вы сразу же можете вспомнить целый ворох различных прилегающих территорий. Это может быть и Ваш двор, и автозаправочная станция, и гаражный кооператив, и парковка у супермаркета.

Рассмотрим суть проблемы, а для этого проанализируем следующий рисунок:

Выезд с прилегающей территории

На этом рисунке схематично изображен выезд с абсолютно любой прилегающей территории.

При этом мы можем однозначно утверждать, что на дороге (обозначена светло-синим цветом) есть проезжая часть. Это следует из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

При этом нам не известно, существуют ли на прилегающей территории (обозначена розовым) проезжие части, а следовательно мы не можем однозначно ответить на вопрос, правильно ли припаркованы красные и оранжевые автомобили.

1 вариант. Если бы на прилегающей территории существовали проезжие части, то водители изображенных на рисунке автомобилей являлись бы нарушителями пункта 12.4 правил:

12.4. Остановка запрещается:
...
на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
...

2 вариант. Если бы на прилегающей территории не существовало проезжих частей, то водители изображенных на рисунке автомобилей не являлись бы нарушителями правил дорожного движения.

Примечание. В данном варианте ситуация рассматривается с точки зрения остановки вблизи пересечения проезжих частей. Однако к данному случаю может быть также отнесен и девятый абзац пункта 12.4, который запрещает остановку в местах, где транспортное средство сделает невозможным въезд или выезд.

Пункты правил дорожного движения, относящиеся к выездам с прилегающих территорий.

Рассмотрим пункты правил дорожного движения, которые относятся к прилегающим территориям.

1. На прилегающей территории нет проезжих частей

Проанализируем понятия из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что прилегающая территория должна непосредственно прилегать к дороге, т.е. прилегающая территория не является дорогой.

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что проезжие части могут существовать только на дорогах и не могут существовать на прилегающих территориях (т.к. прилегающие территории не являются дорогами).

2. На прилегающей территории есть проезжие части

Рассмотрим понятие дорога, которое дается в пункте 1.2 правил дорожного движения:

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Из этого определения можно сделать вывод о том, что любая приспособленная для движения транспортных средств полоса земли является дорогой. Т.е. любое место, куда смог заехать автомобиль, является дорогой. Соответственно и прилегающая территория является дорогой (или несколькими дорогами).

Т.е. рассмотрение вопроса с этой точки зрения приводит к тому, что выезд с прилегающей территории является пересечением проезжих частей.

В заключение хочу сказать, что если бы в пункте 1.2 правил дорожного движения добавить несколько слов, например, так:

"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Не являются проезжими частями элементы прилегающих территорий.

то выезды с прилегающих территорий не вызывали бы споров и дискуссий. Надеюсь что в следующих редакциях правил дорожного движения эта неоднозначность будет устранена.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 15 июня 2021
Раздел: Неоднозначности ПДД
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
31 октября 2018 17:21
GDW nik

Владимир-324, это заблуждение водителей (далеко не всех) возникло с появлением ОСАГО. Страховые компании случаи ДТП, происходившие во дворах, гаражных, садовых кооперативах и т.п. - не считали страховым случаем - раз это не дорога. Их можно понять. Уже давно страховые компании поставили в стойло - по этому вопросу и ДТП на приле - это ДТП. Не могу понять водителей, которые тупо продолжают утверждать, что на прилегающих территориях нет дорог или проезжих частей. Им то это зачем - не понятно.

В ПДД однозначно указано присутствие дорог (ПЧ) на любой прилегающей территории, по которой двигаются ТС. Здесь, как раз, никаких изменений делать не надо.

1 ноября 2018 20:48
uopp

"Дорога", "Перекрёсток". "ДТП". Всё это понятно пока не столкнёшься с жизненными вопросами.

А как считать событие, если в поле две автомобиля столкнулись?

1 ноября 2018 21:15
GDW nik

uopp, в чём Вы видите принципиальное отличие столкновения в поле от подобного столкновения, но на автомагистрали, например.

11 апреля 2019 23:01
Гвоздь

"Является ли выезд с прилегающей территории пересечением проезжих частей" - ответ здесь всегда однозначный: нет. Доказывается легко. Есть тип дорожных знаков "Предписывающие знаки". Эти знаки действуют на первое пересечение перед ними. В частности, есть такой знак со стрелкой прямо, т.е. ехать на ближайшем пересечении можно только прямо. Однако, если между этим знаком и ближайшим очевидным перекрёстком встречается прилегающая территория (естественно она будет примыкать справа), то заезжать в неё можно. Отсюда вывод: прилегающая территория однозначно не является пересечением, иначе бы на неё распространял своё действие предписывающий знак "Движение только прямо".

12 апреля 2019 09:30
GDW nik

(естественно она будет примыкать справа)

Интересно - почему справа - естественно? А если слева - неестественно, что-ли?

12 апреля 2019 23:38
Максим

В частности, есть такой знак со стрелкой прямо, т.е. ехать на ближайшем пересечении можно только прямо.

Это не совсем верно. Из описания знака:

Действие знака 4.1.1, установленного в начале участка дороги, распространяется до ближайшего перекрестка.

В описанной Вами ситуации знак действует до перекрестка, а не на ближайшем пересечении.

Удачи на дорогах!

30 апреля 2019 17:15
Александр-810

У дорог по факту есть отчётливый признак : всегда есть название ( номер) дороги, следовательно во дворах ( НЕ в жилых зонах) дорог ( и их элементов) нет [ обратите внимание - во дворах не бывает ни светофоров, ни официальной разметки/знаков, ни постов ГАИ и т.п. - именно потому что там не дорога ]. А вот с НЕПОСРЕДСВЕННО въездом (съездом с проезжей части) у меня понимания нет. Вот столкнулся велосипедист едущий по тротуару ( иногда это по правилам, иногда - нет ) с автомобилем пересекающим тротуар по въезду... Вопрос : где произошло ДТП? На тротуаре? На проезжей части? Во дворе? Непонятно... А важно...

1 мая 2019 16:45
GDW nik

У дорог по факту есть отчётливый признак : всегда есть название ( номер) дороги,

Неправда. У дорог есть определение в ПДД - п 1.2 "Дорога".

1 мая 2019 18:05
Александр-810

Правильно, поэтому и написано " по факту". Потому что под определение из ПДД п.1.2 попадает ОЧЕНЬ многое. Скажем на территории всяких садоводств куча "приспособленно-предназначенных полос" но гайцы к тебе равнодушны пока не выехал на официальную "дорогу общего пользования".

Или вот поэкзотичней: Взлётно-пасадочные _полосы_ и прилегающие _поверхности_ аэродромов вполне _приспособлены_ и _предназначены_ для движения местных транспортных средств (я не о самолётах конечно), но это явно не дороги и движение там регулируется не ПДД.

1 мая 2019 18:14
GDW nik

Александр-810, уверяю Вас, любой судья определит и назовёт событием - ДТП - даже если ТС въедет в подземный пешеходный переход и собъёт там человека. Делайте вывод - где едет (двигается) ТС - это дорога.

Да и гайцы пьяного, допустим, накажут повсюду. Даже в садоводстве.

1 мая 2019 19:03
Александр-810

Подземный переход - элемент инфраструктуры дороги, суд признает, да.

Пьяных нас, помнится поджидали на выезде из садоводства, а если мы доезжали-выходили-доходили пешком - никаких проблем, только шуточки.

Ели бы было "везде, где едет ТС - дорога", то так бы и написали в правилах.

А если "везде, где едет ТС " - скажем в чистом поле - Авто собьёт человека - будут разбираться конечно, кто и в чём виноват, но точно не на основании ПДД, а если "это событие" признают ДТП (наши суды чего только не ляпают) это можно оспорить вполне успешно.

Да чего там говорить, в обычных дворовых территориях большая часть положений ПДД, согласно ПДД - не применяется, хотя считай все 'асфальтированные куски' во дворах вполне попадают под определение "дорога" из п 1.2 ПДД. Не дорога там, и поле не дорога, и море... Извини, увлекся.

17 апреля 2020 06:36
Костик

"Из этого определения можно сделать вывод о том, что проезжие части могут существовать только на дорогах и не могут существовать на прилегающих территориях (т.к. прилегающие территории не являются дорогами)."

Где написано, что проезжие части и тротуары являются элементами ТОЛЬКО дорог? Во дворах автомобили ездят где по вашему???

17 апреля 2020 06:38
Костик

"Т.е. любое место, куда смог заехать автомобиль, является дорогой. Соответственно и прилегающая территория является дорогой."

Дорога это или нет, но элементы дороги присутствуют однозначно.

20 апреля 2020 10:54
GDW nik

Соответственно и прилегающая территория является дорогой.

Территория - это всё же какая то площадь. А дорога - полоса земли. Поэтому прил не может быть дорогой. Но это не мешает быть дороге на самой прилегающей территории. То есть на площади есть полоса земли

19 июня 2020 19:18
Вероника-10

Спасибо за статью. Согласна, что есть неоднозначнось. Но я считаю, что эта неоднозначность должна быть разрешена в пользу того, что выезд с прилегающей территории как раз-таки является проезжей частью. Ведь правила в ПДД взяты не с потолка - почти за каждым из них стоит своя (кровавая) история. В месте выезда с прилегающей должно быть пересечение проезжих частей - именно для того, чтобы водители не могли парковаться ближе, чем за 5 м до пересечения. В этом случае всё встаёт на свои места. Да, согласна - многие возмутятся, что тогда машину по правилам некуда будет приткнуть: на некоторых дорогах через каждые 10-20 метров идет выезд со двора. Но ведь это правило ввели не просто так. Почему в правилах есть запрет остановки ближе, чем за 5 м до пешеходного перехода? Потому что из-за одного, вставшего не по правилам - и пешеходу будет ничего не видно - летит там кто-то слева или нет, и водитель, приближающийся к пешеходному переходу, не сможет среагировать на выскочившего на дорогу человека. То же самое с выездом с прилегающих - если вплотную к выезду будут припаркованы машины - то водитель, выезжающий со двора - фактически будет делать это вслепую. Для того, чтобы хоть что-то увидеть слева - водителю придётся выпячить на дорогу полморды... И не факт, что в этот момент не будет кто-то пролетать мимо. Пешеходу в этом смысле даже проще - потому что даже если кто-то поставил машину вплотную к переходу - грамотный пешеход всегда слегка выглянет из-за машины - посмотреть не летит ли кто-то по дороге - и для этого ему не надо будет весь капот выдвигать на проезжую часть.

Так что я бы добавила в ПДД уточнение о том, что выезд с прилегающей - это проезжая часть.

2 апреля 2021 12:42
Евгений-411

Вот вообще не согласен с выводом: "любое место, куда смог заехать автомобиль, является дорогой". При этом предыдущее определение более-менее верно: "любая приспособленная для движения транспортных средств полоса земли является дорогой".

Кто вам сказал, что асфальт, например, во дворе предназначен для ТС? А мамочки с колясочками должны грязь месить? Да и ногами, скажу я вам, приятнее по чистой ровной поверхности передвигаться, а не по бугристому глинозему с росистой травой (если вы не со страниц сборника стихов, конечно). Мне кажется, именно по этой причине нет приоритета у ТС перед пешеходами на прилегающей.

Так что, там нет никаких проезжих частей.

2 апреля 2021 12:51
GDW nik

Евгений-411, есть. Ознакомьтесь гл 17 ПДД.

9 июня 2021 12:48
Aleksandr-8

В настоящих экзаменационных билетах ПДД, место въезда во двор на дороге указывается как пересечение проезжих частей..

10 июня 2021 19:21
GDW nik

Максим, в статье прочитал фразу: "Соответственно и прилегающая территория является дорогой."

Всё таки дорога - полоса. А полосу вряд ли уместно называть территорией.

Правильнее было написать - на прилегающей территории, как правило, существуют свои дороги. Мало того, и к этим дорогам могут прилегать территории со своими дорогами.

15 июня 2021 15:29
Максим

GDW nik, Вы имеете в виду, что прилегающая территория может включать не одну дорогу, а несколько? Согласен, такое возможно.

4 декабря 2021 21:23
Тк

Всё просто. Прилегающая территория по определению это территория, прилегающая к дороге, то есть это не дорога, а значит на ней нет проезжих частей (она не предназначена для сквозного движения), так как проезжая часть по определению это элемент дороги.

Но при этом в правилах есть оговорка, что въезды/выезды из дворов и прилегающих территорий не являются перекрёстками, а перекрёстками могут являться по определению только пересечения дорог/проезжих частей. Таким образом въезды/выезды из дворов и прилегающих территорий это пересечение проезжих частей, но сами дворы и прилегающие территории не содержат проезжих частей.

Дорожка между улицей и двором - это проезжая часть, но только до начала двора (домов), заправки, парковки и т. д. В начале двора проезжая часть заканчивается. Получается эту дорожку используют для сквозного движения между улицей (основной дорогой) и двором и она с натяжкой попадает под определение проезжей части.

Понимаю, что может быть мои аргументации натянуты, но считаю это наилучшим трактованием. Получается и поворот во двор можно выполнить с учётом требования занять крайнее положение, но и на дворы не распространяются требования правил к дорогам и проезжим частям. Например, во дворе и на парковке можно парковаться ближе 5 метров к пересечению "дворовых дорожек", потому что это не проезжие части.

4 декабря 2021 21:31
GDW nik

Максим, имею ввиду, что территория не может "являться" дорогой, в том числе прилегающая.

4 декабря 2021 21:41
GDW nik

Тк, Ваше "наилучшее трактование" не соответствует определениям ПДД. Ну, например:

Всё просто. Прилегающая территория по определению это территория, прилегающая к дороге, то есть это не дорога, а значит на ней нет проезжих частей (она не предназначена для сквозного движения), так как проезжая часть по определению это элемент дороги

Территория - конечно, не может быть дорогой. Но это не значит, что на этой территории не может быть своих дорог. Там, где двигается автомобиль - там и дорога. Почитайте п 1.2 ПДД. Про наличие проезжих частей во дворах почитайте в главе 17 ПДД.

11 февраля 2022 01:44
Anton-5

Решение ВС от 2012 года расставило все точки над i и больше у сторонников странного аргумента (раз прилегает к дороге, то не может быть дорогой) нет правовых оснований. "Раскрывая содержание термина "прилегающая территория", пункт 1.2 Правил относит к ней территорию, непосредственно прилегающую к дороге и не предназначенную для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по данной территории должно осуществляться в соответствии с Правилами. Довод Черных В.А. о том, что на прилегающей территории не имеется дорог, в связи с чем движение по ней невозможно осуществлять по Правилам, несостоятелен, так как на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина "дорога" в пункте 1.2 Правил"

13 декабря 2022 12:32
петрик

Евгений-411

А какое отношение Раздел 17 ПДД РФ имеет к "Прилегающей территории"?

Разве вп.1.2 тех же Правил она упоминается, как "Прилегающая территория"? Зачем её нужно было выделять в отдельный Раздел ПДД?

25 декабря 2022 17:03
Игорь-322

П. 8.3 При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.

П. 8.1 При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Выезжать задним ходом с прилегающей территории на проезжую часть не создавая опасности в принципе невозможно. А вот маневрировать на прилегающей территории можно сколько угодно, там нет авто движущихся с высокой скоростью. Так же, если ПДД не предписывают как конкретно должна разрешаться эта ситуация, то в гражданском праве используется принцип разумности и справедливости. Вставая на длительное время на дороге с однополосным движением(что бы выпустить из двора), вы перекрываете большой поток и создаете пробку. Тогда как на прилегающей территории интенсивного движения нет! И пробки не будет даже при длительном стоянии авто. И вышесказанного следует что не нарушая ПДД и соблюдать принцип разумности, можно выполнив только если уступать дорогу заезжающим машинам.

26 декабря 2022 00:47
Mishutka

Игорь-322, выезжать задним ходом с прилегающей территории на проезжую часть не создавая опасности в принципе возможно. Когда обеспечивать безопасность становится затруднительно - прибегайте к помощи третьих лиц, которые будут мониторить проезжую часть.

26 декабря 2022 00:57
Mishutka

И вышесказанного следует что не нарушая ПДД и соблюдать принцип разумности, можно выполнив только если уступать дорогу заезжающим машинам.

Прежде чем следствия формулировать, надо исходные положения доказать.

Да даже если их докажете, то ничего из них не следует - ну стоят 27 машин с мамашами, забирающих детей после школьного спектакля, в однополосном проезде, чтобы на дорогу выехать. И что характерно, все 27 строго по определению стоя "уступают дорогу" Вам такому умному, который приближается по однополосной дороге с мигающим поворотником и очень хочет как раз в этот проезд зарулить. И что дальше? Никакого отношения к "только так это можно" это не имеет. Это как раз "а вот так ничего не получится".

Задачка с выездом на дорогу, действительно, решается по ПДД не только с помощью "уступи при выезде", но и с 8.1 в части несоздания опасности. В частности, этот 8.1 распространяется и на желающего свернуть с дороги в проезд. Он не может это сделать, если проезд занят. И стоять, перегораживая проезд, тоже не может. Так что либо мимо и заезд в квартал в другой точке, либо ждем освобождения проезда, а потом, выпустив мамаш, туда сворачиваем с соблюдением 8.1. При этом ни нарушения 8.1 (на Вами, ни мамашами), ни нарушения требования "уступи дорогу при выезде с прилегающей" (мамашами) не происходит.

28 декабря 2022 12:46
GDW nik

Так же, если ПДД не предписывают как конкретно должна разрешаться эта ситуация, то в гражданском праве используется принцип разумности и справедливости.

ПДД предписывают всегда и везде - п 1.1 ПДД.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев