Особенности оплаты проезда по платным автодорогам с 1 марта 2022 года

Оплата проезда по платным дорогам

Добрый день, уважаемый читатель.

Платные дороги появились в российском законодательстве уже достаточно давно, а многим водителям уже довелось поездить по таким дорогам и на практике.

При этом нормативные документы, связанные с платными дорогами, постепенно изменяются. Например, с 26 октября 2020 года введена возможность безбарьерного проезда.

И хотя на первый взгляд проезд по всем платным автодорогам кажется одинаковым, на практике можно столкнуться с различной организацией учета и оплаты проезда. В данной статье речь пойдет о Постановлении Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. N 1652 "Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог", вступающем в силу с 1 марта 2022 года.

Этот документ содержит информацию о способах оплаты, системах взимания платы и вариантах оплаты проезда. То есть ниже речь пойдет об особенностях оплаты проезда на разных платных автомобильных дорогах:

Информация о нормативном документе

2021.10.29 Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1652 "Об утверждении Правил взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения и платным участкам таких автомобильных дорог" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 6 октября 2021 года. Документ вступает в силу 1 марта 2022 года.

Способы оплаты проезда

Постановление №1652 предусматривает 2 способа оплаты проезда (2 варианта учета проезжающих автомобилей):

  • закрытый;
  • открытый.

Закрытый способ оплаты проезда заключается в том, что при въезде на платную автодорогу водитель получает специальный талон, а при выезде с этой дороги на основании талона оплачивается проезд. При этом в промежуточных точках дороги останавливаться для оплаты проезда не требуется. Фактически пункты оплаты располагаются на въездах и выездах с дороги, а не на самой дороге.

6. В случае использования на платной автомобильной дороге закрытого способа взимания платы за проезд пользователь вносит плату за проезд при проезде через пункт взимания платы, расположенный на выезде с платной автомобильной дороги, по талону, полученному пользователем на пункте выдачи талонов, в зависимости от фактически пройденного расстояния. В случае отсутствия (в том числе утери) у пользователя при проезде через указанные пункты взимания платы талона, полученного им на пункте выдачи талонов, оператор рассчитывает стоимость проезда исходя из максимально возможного расстояния в зависимости от расположения пункта взимания платы, через который пользователь осуществляет выезд с платной автомобильной дороги.

Открытый способ оплаты проезда состоит в том, что водитель должен оплачивать проезд на всех пунктах оплаты, которые встречаются на его пути. То есть при таком способе пункты оплаты находятся непосредственно на самой дороге.

5. В случае использования на платной автомобильной дороге открытого способа взимания платы за проезд пользователь вносит плату за проезд при проезде через каждый пункт взимания платы, расположенный на этой платной автомобильной дороге, вне зависимости от фактически пройденного транспортным средством расстояния.

Получается, что если автовладелец едет далеко, то есть через несколько участков автомобильной дороги, то более удобным для него является закрытый вариант оплаты, т.к. останавливаться требуется только дважды (для получения талоны и для оплаты проезда). Если же автомобиль едет на небольшое расстояние, то есть только по одному платному участку, то более удобным является открытый вариант, требующий остановки на единственном пункте оплаты.

Тем не менее, на практике выбирать способ оплаты не приходится. Если участок дороги построен по закрытому типу, то все водители используют его по закрытому типу. Если по открытому - то по открытому.

Системы взимания платы

Постановление правительства предусматривает 2 системы взимания платы:

  • барьерного типа;
  • свободный поток.

Система барьерного типа требует обязательной остановки (снижения скорости) около каждого пункта оплаты. А сами пункты оплаты оборудованы шлагбаумами, исключающими проезд без оплаты.

"система взимания платы барьерного типа" - система взимания платы на автомобильных дорогах, на которых пункты выдачи талонов и пункты взимания платы оборудованы барьерами (шлагбаумами);

Система свободный поток не требует остановки автомобилей, т.к. пропускные пункты не оборудованы шлагбаумами.

"система взимания платы "свободный поток" - система взимания платы на автомобильных дорогах, на которых пункты выдачи талонов и пункты взимания платы не оборудованы барьерами (шлагбаумами);

С точки зрения водителя система свободный поток является более удобной, т.к. отсутствие шлагбаумов и очередей у этих шлагбаумов позволяет сэкономить время, потраченное на дорогу.

Однако при желании и у системы свободный поток можно найти недостатки. Например, такая система не позволяет оплатить проезд на пункте взимания платы.

Примечание. Каждая система взимания платы может быть скомбинирована с каждым способом оплаты. То есть получается 4 комбинации.

Варианты оплаты проезда

Правила взимания платы за проезд предусматривают 3 варианта оплаты:

  • На пункте взимания платы (только при использовании системы барьерного типа). При выборе данного варианта заплатить за проезд можно наличными в кассу, картой сотруднику пункта или через терминал.
  • Предоплата. Вариант заключается в том, что нужно заранее зарегистрироваться на сайте оператора платной дороги, оставить там номер транспондера (специального устройства для автоматической оплаты проезда) или номер автомобиля и положить деньги на счет. Вариант работает при всех способах и системах взимания платы.
  • Постоплата. Вариант заключается в том, что автомобиль фиксируется автоматическими камерами, а проезд нужно оплатить в течение 5 суток. Вариант работает только на безбарьерных системах.

Рассмотрим таблицу с вариантами оплаты:

Система барьерного типа
(открытый и закрытый способы оплаты)
Система свободный поток
(открытый и закрытый способы оплаты)
Оплата на пункте взимания платы+-
Предоплата++
Постоплата-+

Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что законодательство предусматривает довольно много комбинаций, в результате которых получаются совершенно разные дороги с точки зрения оплаты проезда. Так что, если ранее Вы ездили лишь по одной платной автодороге, а в будущем планируете совершить поездку по новому платному маршруту, то рекомендую заранее изучить информацию об этой новой дороге.

На самом деле, использование любой платной дороги не должно быть сложным, однако при первом использовании участка с другим способом оплаты или с другой системой взимания платы водитель может не с разу понять, что и как делать. Так что при планировании поездки рекомендую зайти на официальный сайт оператора выбранной дороги и посмотреть, как именно на ней организован проезд.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 29 октября 2021
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
31 октября 2021 18:40
Илья-142

Осветите как понять стоимость проезда по разным маршрутам движения.

8 ноября 2021 19:48
Максим

Илья-142, если Вы хотите узнать стоимость проезда по конкретному маршруту конкретной дороги, то имеет смысл получить эту информацию о оператора данного участка дороги (по телефону или на официальном).

Если же Ваш вопрос касается чего-то другого, то прошу описать ситуацию более подробно.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев