Покупка ОСАГО через финансовую платформу с 19 октября 2020 года

Закон об ОСАГО с 19 октября 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 19 октября 2020 года начинает действовать новая редакция Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Основное нововведение документа - это дополнительный способ покупки страховки ОСАГО через финансовую платформу. В этой статье разберемся, что такое финансовая платформа и как именно данное нововведение изменит жизнь автовладельцев.

Содержание статьи:

Покупка ОСАГО через финансовую платформу

В первую очередь обратимся к части 72 статьи 15 закона "Об ОСАГО":

Создание и направление владельцем транспортного средства страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Создание и направление владельцем транспортного средства - физическим лицом страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа могут осуществляться с использованием финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы". При этом указанные официальный сайт страховщика, финансовая платформа могут использоваться в качестве информационной системы, оператором которой является соответственно страховщик, оператор финансовой платформы, в целях обеспечения обмена информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых владельцем транспортного средства с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или финансовой платформы при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования. Оператор финансовой платформы не вправе взимать вознаграждение со страхователя при заключении договора обязательного страхования.

Данный абзац говорит о следующем:

1. С 19 октября 2020 года купить ОСАГО можно будет не только на официальном сайте страховой компании, но и у посредника, который называется финансовой платформой. Более подробно данное понятие будет рассмотрено ниже.

2. Финансовая платформа не должна брать денег с водителя за оформление ОСАГО. То есть стоимость полиса, рассчитанная через финансовую платформу, должна соответствовать стоимости полиса на официальном сайте страховой компании.

Изменения закона "Об ОСАГО" дают очень мало информации о финансовых платформах, поэтому далее в этой статье будет рассматриваться дополнительный нормативный документ - Федеральный закон "О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы". Этот закон действует с 20 июля 2020 года.

Что такое финансовая платформа?

Обратимся к части 1 статьи 2 закона "О финансовой платформе":

1) финансовая платформа - информационная система, которая обеспечивает взаимодействие финансовых организаций или эмитентов с потребителями финансовых услуг (далее - участники финансовой платформы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях обеспечения возможности совершения финансовых сделок и доступ к которой предоставляется оператором финансовой платформы;

Пункт 1 говорит о том, что финансовая платформа - это посредник, который работает через Интернет.

2) оператор финансовой платформы - юридическое лицо, созданное в организационно-правовой форме акционерного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации, оказывающее услуги, связанные с обеспечением возможности совершения финансовых сделок между финансовыми организациями или эмитентами и потребителями финансовых услуг с использованием финансовой платформы, и включенное Банком России в реестр операторов финансовых платформ. Оператор финансовой платформы не является стороной финансовых сделок, совершаемых с использованием финансовой платформы;

Пункт 2 рассказывает об организации, управляющей финансовой платформой, - операторе. В качестве оператора может выступать только юридическое лицо в форме акционерного общества. То есть речь не может идти о небольшой организации или индивидуальном предпринимателе.

Какие услуги предоставляет финансовая платформа?

1. По договору об оказании услуг оператора финансовой платформы оператор финансовой платформы обязуется в соответствии с правилами финансовой платформы оказывать услуги, связанные с обеспечением возможности совершения участниками финансовой платформы финансовых сделок с использованием финансовой платформы. По договору об оказании услуг оператора финансовой платформы оператор финансовой платформы может также оказывать участникам финансовой платформы услуги по информационному обеспечению взаимодействия в целях совершения финансовых сделок в порядке, предусмотренном правилами финансовой платформы.

Часть 1 статьи 3 говорит о том, что финансовая платформа позволяет производить различные виды финансовых сделок. То есть речь идет не только о покупке ОСАГО, но и, например, о размещении средств в банковских вкладах.

Является ли финансовая платформа надежной организацией?

Статья 8 закона "О финансовой платформе" предъявляет довольно серьезные требования к оператору. Рассмотрим некоторые из них:

Статья 8. Требования к оператору финансовой платформы
 
1. Минимальный размер собственных средств оператора финансовой платформы должен составлять 100 миллионов рублей.
...
10. Оператор финансовой платформы должен иметь на праве собственности или ином законном основании основной и резервный комплексы программно-аппаратных средств, необходимые для оказания услуг оператора финансовой платформы и обеспечивающие его бесперебойную деятельность и сохранность данных, в том числе путем создания резервных копий. Указанные комплексы программно-аппаратных средств должны быть расположены на территории Российской Федерации.

Во-первых, собственные средства оператора должны составлять не меньше 100 000 000 рублей. Это серьезная сумма, которая позволяет сказать о том, что случайная организация, "сделанная на коленке", не сможет стать оператором.

Во-вторых, организация должна иметь технические средства, обеспечивающие беспрерывную работу. В том числе и резервные. Так что создание оператора финансовой платформы в любом случае требует серьезных вложений.

Кроме приведенных выше требований, закон содержит еще несколько десятков условий для функционирования оператора. Все это позволяет говорить о том, что операторы будут достаточно надежными организациями.

Как проверить, является ли организация финансовой платформой?

Рассмотрим часть 1 статьи 11:

Статья 11. Статус оператора финансовой платформы
 
1. Юридическое лицо приобретает статус оператора финансовой платформы со дня включения Банком России сведений о нем в реестр операторов финансовых платформ.

Данный пункт говорит о том, что все операторы финансовых платформ должны быть включены в специальный реестр Банка России. То есть любой водитель может без проблем проверить, является ли выбранная им организация оператором или нет.

Реестр публикуется на сайте Банка России:

На момент написания данной статьи (11 августа 2020 года) реестр пуст, то есть ни одного оператора в нем нет. Как только первые операторы будут созданы, информация о них появится на сайте Банка России.

Подведем итоги данной статьи:

1. Финансовая платформа - это посредник, который позволяет водителю приобрести страховку ОСАГО.

2. Использование финансовой платформы не является обязательным. То есть водитель может воспользоваться традиционными способами и купить страховку в офисе или на сайте страховой компании.

3. Пока что ни одной финансовой платформы в России нет, так что невозможно сказать о том, какие именно преимущества может получить водитель при работе через посредника.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 11 августа 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев