Как правильно переходить дорогу?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрены правила для пешеходов, регламентирующие вопросы пересечения проезжей части. Вы узнаете, как правильно переходить дорогу и на что при этом нужно обратить внимание.
Напомню, что в предшествующей статье речь шла о выборе правильного места для пересечения проезжей части. Однако выбор места - это только половина дела. Другая половина - правильное поведение пешехода при переходе дороги. Ведь именно правильное поведение - залог безопасности пешехода.
Содержание статьи:
- Регулируемый перекресток и регулируемый переход.
- Нерегулируемый пешеходный переход.
- Как переходить дорогу, если нет перехода?
- Как правильно пересекать дорогу?
- Когда запрещается выходить на проезжую часть?
- Штрафы для пешеходов на переходе.
Регулируемый перекресток и регулируемый переход
Обратимся к пункту 4.4 ПДД:
4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии — транспортного светофора.
Пешеходный переход или перекресток является регулируемым только в том случае, если движение регулируется регулировщиком (сотрудником полиции) или работающим светофором.
Обратите внимание, если на светофоре постоянно мигает желтый сигнал, то такой перекресток является нерегулируемым.
Сигналы регулировщика для пешехода
Регулировщик автоматически превращает любой перекресток в регулируемый. Если на перекрестке есть регулировщик, то нужно руководствоваться его жестами, а не сигналами светофора!
Правила предусматривают 3 возможных жеста регулировщика:
Жест | Значение для пешехода |
правая рука поднята над головой | движение пешеходов запрещено |
правая рука вытянута вперед | движение пешеходов разрешается со стороны спины регулировщика |
руки вытянуты в разные стороны в виде буквы Т | движение пешеходов разрешается со стороны груди и со стороны спины регулировщика |
Рассмотрим несколько примеров.
На рисунке правая рука регулировщика вытянута вперед, следовательно пешеходы могут переходить дорогу только со стороны спины полицейского.
Обратите внимание, данный жест разрешает красному автомобилю повернуть направо, т.е. траектории пешехода и автомобиля пересекаются. Автомобиль при этом должен уступить дорогу (пункт 13.1 Правил). Однако пешеходу следует быть внимательным, т.к. водитель может не знать правил или просто не заметить пешехода.
На рисунке руки регулировщика вытянуты в стороны, т.е. движение пешеходам разрешается как со стороны груди, так и со стороны спины.
При этом и оранжевый, и синий автомобили имеют право выполнить поворот направо, уступив дорогу пешеходам. Так что будьте внимательны.
Поскольку многие пешеходы не знают жестов регулировщика, полицейские на практике могут использовать и дополнительные жесты. Например, пешеходам они разрешают движение, просто махнув рукой в нужном направлении.
На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?
Светофор на перекрестке делает перекресток регулируемым только в том случае, если он работает в режиме красный - желтый - зеленый (а не в режиме мигающего желтого сигнала).
Специальный пешеходный светофор, на котором нанесены изображения человечков, разрешает движение пешеходов, если включен зеленый сигнал светофора, и запрещает - если красный. Переход на красный свет является нарушением правил дорожного движения, за которое на пешехода может быть наложен административный штраф.
Если на перекрестке есть только автомобильный светофор и нет пешеходного, то нужно руководствоваться сигналами автомобильного светофора. Но вот каким образом руководствоваться, в правилах не указано.
Поэтому все остается на усмотрение пешехода. Одни пешеходы переходят дорогу, когда в нужном направлении горит зеленый сигнал, другие - когда для всех автомобилей красный. В общем ситуация спорная, поэтому будьте осторожны. К счастью, таких перекрестков со временем остается все меньше.
Нерегулируемый пешеходный переход
Пункт 4.5 правил дорожного движения:
4.5. На пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
На нерегулируемых переходах правила для пешеходов строгие, но справедливые - следует самому позаботиться о безопасности своего движения.
Примечание. С 1 марта 2023 года требование об обеспечении собственной безопасности распространяется также и на регулируемые пешеходные переходы.
Обратите внимание, что не следует бросаться прямо под колеса приближающихся транспортных средств, как делают многие пешеходы.
Как переходить дорогу, если нет перехода?
При переходе дороги вне перехода нужно еще внимательнее подходить к вопросу безопасности. При этом нельзя выходить на проезжую часть из-за припаркованных автомобилей. Также нельзя создавать помехи для движения транспортных средств, т.е. вне пешеходного перехода следует переходить дорогу на значительном расстоянии от приближающихся транспортных средств.
При ДТП с пешеходом вне пешеходного перехода в большинстве случаев виновником становится именно пешеход. Т.е. кроме того, что пешеход может пострадать физически, он еще и пострадает материально, т.к. виновник ДТП оплачивает ремонт пострадавшего автомобиля и прочий ущерб.
Как правильно пересекать дорогу?
Пункт 4.6 правил регламентирует поведение при переходе через дорогу:
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
ПДД запрещают пешеходу останавливаться на проезжей части, кроме случаев, когда это связано с обеспечением безопасности движения.
Например, если Вы начали идти по переходу, однако заметили автомобиль, который на высокой скорости движется по следующей полосе, то Вы можете остановиться.
Однако останавливаться на проезжей части без необходимости крайне не рекомендую, т.к. водитель может оказаться не готовыми к такому "маневру" и допустить наезд.
Правила разрешают остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Однако на дорогах с оживленным движением этого нужно избегать. Лучше заранее рассчитать собственные силы, выбрать удобный момент и за один заход преодолеть всю ширину проезжей части.
Отмечу также, что линия, разделяющая транспортные потоки противоположных направлений, - это некоторая воображаемая линия, которую Вам предлагается определить самостоятельно.
Когда запрещается выходить на проезжую часть?
Пункт 4.7 ПДД:
4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).
Правила запрещают выходить на дорогу перед автомобилями специальных служб, у которых включены одновременно и мигалки, и звуковые сигналы:
Обратите внимание, если пешеход имеет преимущество в движении (идет по переходу), то уступить дорогу он должен только автомобилю с включенным звуковым сигналом.
Если водитель включил "мигалки", но не включил "сирену", то уступать дорогу пешеходы ему не обязаны. Однако и под колеса специально бросаться не стоит. Пешеход на дороге рискует жизнью и здоровьем, поэтому лучше лишний раз пропустить автомобиль нарушителя, чем оказаться в больнице.
На практике я рекомендую не бросаться под колеса не только автомобилям со спецсигналами, но и всем остальным машинам. К сожалению, шансы выжить после ДТП с автомобилем, едущим со скоростью 50 - 60 км/ч, у пешехода невелики.
Штрафы для пешеходов на переходе
Штрафы для пешеходов приведены в статьях 12.29 и 12.30 кодекса об административных правонарушениях:
Нарушение | Наказание |
Нарушение правил пешеходом | предупреждение или 500 рублей |
Нарушение правил, повлекшее создание помех в движении или причинение вреда здоровью | 1 000 рублей |
Таким образом, и за переход на красный свет, и за переход в неположенном месте пешеход может быть наказан лишь небольшим штрафом.
Ну а в следующей статье рассмотрены правила ожидания маршрутных транспортных средств.
Удачи на дорогах!
Почему в правилах не оговорены случаи применения предупреждения и гтрафа. Чем должен руководстовваться сотрудник при вынесении штрафа? собственными симпатиями?
Олег, рекомендую Вам прочитать статью "Выбор размера административного штрафа". В ней как раз разобран Ваш вопрос.
Удачи на дорогах!
Ну и? 4.5 соблюдаю. Вот сегодня, машины стоят, трамвай стоит. Специально вместе с толпой пошла, отстала немного. И еще немного правее взяла, чтоб подальше от трамвая быть. Все машины стоят, от трамвая далеко, вдруг внезапно трамвай поехал на меня и все сильнее разгоняется. То есть, автомобили стояли и пропускали пешеходов, и трамвай был далеко и стоял, но вдруг поехал и оставалось до меня 30 см, когда я была только на середине пути, еле убежала. Иногда бывает, трамваи медленно начинают ехать к повороту, когда еще пешеходы переходят переход-зебру, но тут вдруг стал гнать на полной скорости, когда пешеход оказался как раз на середине трамвайного пути. Я не бросалась, я не вставала на путях, ждала, когда встанет поток машин и пойдут другие пешеходы и просто шла со всеми. Куда жаловаться, ведь нарушение ПДД водителем трамвая очевидно?
Ольга, скорее всего видеозаписи указанного происшествия нет, поэтому в ГИБДД обращаться нет особого смысла. Попробуйте написать жалобу в организацию, которая занимается эксплуатацией трамваев. Если на одного водителя поступит много жалоб, то его рано или поздно уволят.
Удачи на дорогах!
Подскажите пожалуйста, переходила дорогу с коляской и ребенком, светофор короткий, не успела, осталась на трамвайных путях, навстречу друг другу тоже поехали трамваи, коляску максимально приблизила к себе и стала ждать, пока проедет ближний трамвай, другой притормозил, так как был подальше, перешла на безопасную зону, водитель трамвая, который притормозил, остановился и поднял на меня ор, для выяснения отношения, перегодив движение другим автомобилям, как я в данном случае должна была переходить, светофор отрегулировали два дня назад, раньше можно было успеть перейти каждый день переходили на протяжении года
Дарья, пункт 4.6 ПДД:
4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
Если автомобили уже поехали и Вы не могли продолжить переходить дорогу, то нарушения в Ваших действиях нет.
14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления.
Водитель трамвая в данном случае должен был дать Вам возможность закончить переход, как он и поступил.
Однако при переходе дороги Вы не должны просто останавливаться на трамвайных путях, если есть возможность идти дальше, они для этого не предназначены.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте. У меня такой вопрос. Может ли пешеход стоять возле пешеходного перехода, не собираясь при этом переходить по нему на другую сторону?
Лиза, может, если он в доле с гаишником. Мужику за такое и навалять могут.
Лиза, здравствуйте.
Правила не запрещают стоять рядом с пешеходным переходом.
Однако, если у Вас есть такая необходимость, то сделайте так, чтобы не мешать водителям. А именно, отвернитесь в другую сторону и не смотрите в сторону дороги и на автомобили.
Удачи на дорогах!
Максим здравствуйте !!!
у меня к вам просьба. У меня сегодня сотрудники ППС остановили маю дочь после того как она перешла дорогу по (зебре) . И предъявили что она разговаривала по телефону . не подскажете номер пункта в ПДД.
Зарание спасибо.
Максим, здравствуйте.
Разговаривать по телефону пешеходам не запрещено. Однако это не безопасно.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Пешеход, находясь на главной дороге, переходит на перекрестке в продолжении обочины проезжую часть второстепенной дороги. Обозначенного пешеходного перехода нет. Есть ли у пешехода преимущество перед автомобилем, приближающимся к перекрестку по второстепенной дороге? П. 13.9 ПДД обязывает уступить дорогу только транспортным средствам.
Сергей-1097,на проезжей части обычных дорог (не берем в расчет жилые зоны, выезды с прилегающих территорий и выход из трамвая) у пешехода есть преимущество перед едущим прямо автомобилем (при повороте наоборот, водитель уступает переходящим ту дорогу пешеходам) на пешеходном переходе. При переходе дороги в иных местах (на перекрестках по линии тротуаров и обочин или просто поперек дороги в отсутствии перехода) - наоборот:
4.5. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Сергей-1097, здравствуйте.
Знаки приоритета к пешеходам отношения не имеют.
Если на перекрестке автомобиль едет прямо, то уступать пешеходу водитель не обязан.
Здравствуйте
хочется выяснить какое же расстояние до пешеходника быде "зоной видимости"?
когда можно переходить не опасаясь штрафа?))
Ведь глаз может видеть и за километр этот пешеходник, но кто в пойдет до него?!
Wowochka,
"в зоне видимости" является аналогом "поблизости" в Венской конвенции.
Соответственно и расстояние аналогичное. Причем данный параметр является качественной оценкой, подходящей для широкого круга частых случаев, и конкретному числовому оцениванию не подлежит. Т.е. с оценкой "поблизости" или "в зоне видимости" суд либо согласится, либо нет, изучив конкретные обстоятельства и заслушав показания лиц, которым доверяет. Как известно, ввиду личной материальной заинтересованности оштрафованного нарушителя суд ему не доверяет от слова совсем.
В число лиц, которым суд доверяет, входят сотрудники полиции, эксперты...
Ознакомьтесь:
РЕШЕНИЕ Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 10.04.2019 № АКПИ19-19
24 мая 2019
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 апреля 2019 г. N АКПИ19-19
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Н. о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090,
установил:
согласно пункту 4.3 Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин (абзац первый).
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход (абзац второй).
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны (абзац третий).
Требования данного пункта не распространяются на велосипедные зоны (абзац четвертый).
Гражданин Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», не согласуются с пунктом 4 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П, от 21 января 2010 г. N 1-П, поскольку содержат трудновыполнимые и обременительные требования, юридико-лингвистическую неопределенность, двусмысленный термин, категорию оценочного характера и коррупциогенный фактор в части слов «в зоне видимости».
Как указывает административный истец, 13 мая 2017 г. он привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за переход проезжей части в зоне видимости пешеходного перехода вне пешеходного перехода) и ему назначено наказание в виде штрафа 500 рублей. Постановление им было обжаловано в административном и судебном порядке. Решением Самарского областного суда от 19 декабря 2017 г. решение Октябрьского районного суда от 2 ноября 2017 г., постановление по делу об административном правонарушении от 13 мая 2017 г., решение начальника УГИБДД ГУ МВД России от 26 июня 2017 г. изменены, ему назначено наказание в виде предупреждения. В остальной части вышеуказанные акты оставлены без изменения.
По мнению административного истца, легальное определение понятия «зоны видимости» пешеходного перехода в действующем законодательстве отсутствует, в связи с чем при принятии решения о привлечении к административной ответственности инспекторы ГИБДД оценивают зону видимости пешеходного перехода, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. Вместе с тем полномочия по определению зоны видимости пешеходного перехода действующими нормативными правовыми актами им не предоставлены. Более того, в одном случае инспектор ГИБДД может усмотреть нахождение пешеходного перехода в зоне видимости, а в другом случае нет, что позволяет говорить о том, что понятие «зона видимости» пешеходного перехода в нынешней редакции Правил дорожного движения Российской Федерации является категорией оценочного характера. Это привело к нарушению его прав в виде привлечения к административной ответственности.
Административный истец Н. о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству внутренних дел Российской Федерации (поручение от 29 января 2019 г. N КЧ-П9-594).
Представитель Правительства Российской Федерации И. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (статья 23).
Единый порядок дорожного движения на территории Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливается правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Следовательно, Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила), изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 22 ноября 1993 г. N 47, «Российских вестях» 23 ноября 1993 г., действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2018 г. N 1478.
Раздел 4 Правил устанавливает обязанности пешеходов.
По общему правилу пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин (абзац первый пункта 4.3 Правил).
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка абзац третий пункта 4.3 Правил разрешает пешеходам переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
Данное правовое регулирование соответствует действующему законодательству в области обеспечения безопасности и организации дорожного движения и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» правовое регулирование дорожного движения осуществляется в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. При этом в силу пункта 1 статьи 24 данного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Оспариваемые положения нормативного правового акта корреспондируют предписаниям Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 8 ноября 1968 г., согласно которой пешеходы не должны пересекать проезжую часть дороги, не приняв мер предосторожности; они должны пользоваться пешеходными переходами, если таковые имеются поблизости (подпункт «а» пункта 6 статьи 20).
Абзац третий пункта 4.3 Правил подлежит применению в системном единстве с иными положениями законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, не содержит неопределенности.
Что касается оценочных понятий, содержащихся в оспариваемых положениях Правил, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, их использование не свидетельствует о неопределенности содержания норм: разнообразие фактических обстоятельств делает невозможным установление их исчерпывающего перечня в законе, а использование законодателем оценочной характеристики преследует цель эффективного применения нормы к неограниченному числу конкретных правовых ситуаций (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 120-О-О, от 17 июля 2014 г. N 1807-О).
Согласно Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (часть 2 статьи 1). Оспариваемые положения абзаца третьего пункта 4.3 Правил такими факторами не обладают, доступны для восприятия субъектами соответствующих правоотношений, являются определенными и не препятствуют их единообразному пониманию и применению.
Ссылки административного истца на несоответствие абзаца третьего пункта 4.3 Правил методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Н. о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4.3 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА