Журнал учета времени для самозанятых водителей такси

Журнал учета времени

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 сентября 2023 года законодательство предоставляет самозанятым физическим лицам возможность выступать в качестве перевозчиков на легковых такси. Среди прочих требований к физическим лицам, законодательство требует соблюдения режима труда и отдыха, нормативы для которого были рассмотрены в отдельной статье.

Сегодня же речь пойдет о том, как самозанятый водитель должен фиксировать соблюдение режима труда и отдыха, а именно о ведении журнала учета рабочего времени, времени отдыха, времени управления транспортным средством.

Содержание статьи:

Данная статья составлена на основании следующего нормативного документа, рекомендую с ним ознакомиться:

Как самозанятый может фиксировать соблюдение режима труда?

10. Допускается не осуществлять ведение журнала учета времени в случае использования физическим лицом в целях учета рабочего времени физического лица, времени его отдыха и времени управления транспортным средством тахографа для легкового такси, устанавливаемого на легковом такси в соответствии с порядком оснащения транспортных средств тахографами, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. N 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы".

Законодательство предусматривает два варианта фиксации соблюдения режима труда и отдыха:

  • ведение журнала учета времени (в ручном режиме);
  • использование тахографа (в автоматическом режиме).

Примечание. Напомню, что для водителей иных транспортных средств (водителей, работающих по найму, а также физических лиц, управляющих грузовиками и автобусами) допускается только использование тахографа.

Каждый из предложенных вариантов имеет свои преимущества и недостатки.

Установка тахографа требует серьезных финансовых вложений, и это самый большой минус, на который обращают внимание водителя. В то время как ведение журнала получается почти бесплатным, достаточно лишь купить сам журнал и ручку для его заполнения.

С другой стороны, использование тахографа может быть более удобным, т.к. это устройство автоматически фиксирует время. А водителю достаточно лишь вставить свою карту в начале рабочего дня. Ведение журнала оказывается более трудоемким, т.к. этот документ нужно заполнять в течение рабочего дня, а также вручную производить суммирование в конце рабочего дня и в конце недели.

В общем, Вы можете выбрать именно тот вариант, который является оптимальным. А в этой статье будет рассматриваться ведение журнала учета времени.

Требования при оформлении журнала учета времени

В первую очередь рассмотрим требования, которые предъявляются к журналу в целом:

9. Журнал учета времени должен быть прошит, пронумерован и заверен физическим лицом с указанием общего количества страниц. Исправления нумерации количества страниц не допускается.

4. Журнал учета времени должен содержать следующие сведения:

а) фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица;

б) номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;

в) сведения о разрешении и сроке его действия.

Требования к журналу:

1. Журнал представляет собой книгу, которая должна быть прошита.

2. Каждая страница журнала должна быть пронумерована и должно быть указано общее количество страниц в журнале.

3. На обложке журнала или на его первой странице указываются следующие сведения:

  • ФИО перевозчика;
  • номер записи из регионального реестра перевозчиков легковых такси;
  • данные разрешения на работу такси.

4. Основная часть журнала состоит из одинаковых страниц с таблицами, куда вносится информация о времени работы и отдыха. Заполнение основной части журнала рассмотрено далее.

Пример страницы журнала учета времени

Страница журнала учета времени

Для увеличения изображения нажмите на него.

Какие данные вносятся в журнал учета времени?

ДанныеКогда вносятся
а)государственный регистрационный номер транспортного средства, на котором осуществляется деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым таксив момент начала рабочего времени
при замене автомобиля - до начала заказа
б)дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) начала рабочего временив момент начала рабочего времени
в)каждое время (часы, минуты) начала и окончания управления транспортным средством, связанного с выполнением заказа легкового таксидо начала выполнения очередного заказа
г)каждое время (часы, минуты) начала и окончания перерыва между частями рабочего времени (в случае разделения рабочего времени на части) с указанием продолжительности такого перерыва;до начала выполнения очередного заказа
д)дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) окончания рабочего времени;в момент окончания рабочего времени
е)дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) начала и окончания ежедневного или еженедельного отдыха, с указанием общей продолжительности каждого такого отдыха;до начала рабочего времени (ежедневный отдых)
в последний день календарной недели (еженедельный отдых)
ж)суммарное время (часы, минуты) управления транспортным средством, связанного с выполнением заказа легкового такси, в течение рабочего времени;в момент окончания рабочего времени
з)суммарное время (часы, минуты) управления транспортным средством, связанного с выполнением заказа легкового такси, в течение каждой календарной недели и каждых 2 подряд календарных недель.в последний день календарной недели

Примечание 1. Пункты б - е, в которых указываются даты и время, заносятся в журнал в хронологическом порядке.

Примечание 2. Подпункты "з" и "е" заполняются в последний день календарной недели, то есть в воскресенье.

8. Каждая запись, вносимая в журнал учета времени, должна быть заверена собственноручной подписью физического лица.

При этом каждая строка в журнале заверяется подписью водителя.

Можно ли упростить заполнение журнала учета времени?

Если Вы еще раз посмотрите на приведенный выше пример страницы журнала, то заметите, что его заполнение довольно трудоемко, так как в течение рабочего дня нужно вносить информацию о каждом заказе (подпункт в). Таких записей в журнале больше всего.

Однако законодатели предусмотрели вариант, позволяющий упростить заполнение журнала:

7. Допускается не вносить в журнал учета времени сведения, указанные в подпункте "в" пункта 5 настоящих Правил. В этом случае рабочее время физического лица считается временем управления транспортным средством.

Пункт 7 позволяет вообще не вносить в журнал информацию о времени каждой из поездок. Однако в этом случае считается, что время управления транспортным средством равно времени рабочего дня. И в некоторых случаях это может быть оправданно.

Например, если водитель такси работает по стандартной рабочей неделе (5 дней по 8 часов), то для него в  большинстве случаев будут соблюдены и нормативы по времени управления (не более 9 часов в день, не более 4,5 часов подряд). И в этом случае заполнять в журнале графу "в" не имеет смысла.

Если же водитель пытается использовать время по максимуму и выбирает время рабочего дня, равное 10 часам, то графу в придется заполнять. Т.к. в противном случае в нормативы, предусмотренные законодательством, он уложиться не сможет.

В заключение нужно отметить, что ведение журнала учета рабочего времени для самозанятого - это не самая простая задача, особенно на первых порах. Однако как только водитель запомнит, что и в какой момент нужно вносить в документ, ведение будет отнимать совсем немного времени.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 4 октября 2023
Раздел: Коммерческий транспорт
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев