Экзаменационные вопросы про поворот колес на подъеме

Экзаменационные вопросы про поворот колес на подъеме

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет про два вопроса из экзаменационных билетов ГИБДД, связанных с поворотом колес автомобиля при стоянке на подъеме и спуске.

Эти вопросы не связаны с правилами дорожного движения, однако они содержат в себе полезные советы, которые могут пригодиться будущему водителю на практике. Особенно, если он проживает в холмистой местности.

Кроме того, вопросы 6-19 и 11-19 регулярно вызывают недопонимание водителей, т.к. они похожи друг на друга, а правильные ответы разные.

Поэтому разберемся, как и для чего следует поворачивать колеса автомобиля при остановке или стоянке на подъеме.

Содержание статьи:

Экзаменационные вопросы про поворот колес на подъеме

Экзаменационные билеты ГИБДД в 2024 году содержат два вопроса, связанных с парковкой на дороге под уклоном:

В случае остановки на подъеме (спуске) при наличии обочины можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля на проезжую часть, повернув его передние колеса в положение:

Билет 6, вопрос 19 (комплекты ABM и CD).

  • А и Г.
  • Б и В.
  • А и В.
  • Б и Г.

Комментарий:

Автомобили на рисунке припаркованы на обочине. При остановке на обочине колеса нужно повернуть так, чтобы в случае движения автомобиль съехал на обочину. Правильно припаркованы автомобили А и Г.

В случае остановки на подъеме (спуске) при наличии тротуара можно предотвратить самопроизвольное скатывание автомобиля, повернув его передние колеса в положение:

Билет 11, вопрос 19 (комплекты ABM и CD).

  • А и Г.
  • Б и В.
  • А и В.
  • Б и Г.

Комментарий:

Для предупреждения скатывания автомобиля при остановке на подъеме (спуске) у тротуара водителю следует повернуть передние колеса таким образом, чтобы в случае начала самопроизвольного движения автомобиль уперся в бордюр передними колесами. Правильный способ постановки показан на рисунках А и В.

Экзаменационные вопросы 6-19 и 11-19 различаются тем, что в одном из них речь идет о дороге с обочиной, которая расположена на одном уровне с проезжей частью, а во втором - о дороге с тротуаром, который от проезжей части отделен бордюром. Именно поэтому ответы в этих вопросах разные.

Для чего поворачивать колеса при парковке?

Текст правил дорожного движения не содержит каких бы то ни было требований о повороте колес автомобиля при остановке и стоянке на дорогах с уклоном. То есть, независимо от того, будет стоять автомобиль с "прямыми" или с "повернутыми" колесами, это не будет нарушением правил и штрафы на водителя наложены не будут.

Так для чего же составители билетов предлагают поворачивать колеса на подъемах и спусках? Повернуть колеса следует для того, чтобы в случае самопроизвольного скатывания автомобиля этот автомобиль натворил как можно меньше бед (не стал причиной серьезного ДТП). А такие случаи на практике, к сожалению, бывают.

То есть поворот колес является дополнительной страховкой для водителя на случай непредвиденной ситуации (отказа стояночной тормозной системы, неожиданного изменения погодных условий, внешних воздействий на автомобиль).

Траектория движения автомобиля на спуске

В первую очередь рассмотрим, по какой траектории будет двигаться автомобиль, припаркованный на наклонной площадке без дополнительных элементов (без обочин, тротуаров, бордюров и т.п.):

Траектории скатывания автомобиля

Знак на рисунке показывает, что на верхней части рисунка изображена более высокая точка, а в нижней части - более низкая. То есть автомобили скатываются к нижней части рисунка. Рассмотрим траектории скатывания каждого из автомобилей (слева-направо):

1. Автомобиль располагается передней частью в сторону спуска и его колеса повернуты направо. При самопроизвольном скатывании он едет направо по довольно предсказуемой траектории.

2. Автомобиль располагается передней частью в сторону подъема и его колеса повернуты налево. В случае скатывания автомобиль едет задним ходом и его траектория далеко не всегда очевидна для водителей. Все дело в том, что при начале движения передняя часть автомобиля начинает смещаться не налево, а направо. То есть, в итоге автомобиль все же поворачивает налево, но в начале движения он довольно существенно смещается вправо относительно своего начального положения.

3. Колеса автомобиля не повернуты, поэтому он скатывается по прямой.

4. Траектория аналогична траектории автомобиля номер 2, с той лишь разницей, что автомобиль поворачивает в другую сторону. То есть, в начале движения передняя часть автомобиля смещается влево, а в итоге он скатывается направо.

5. Траектория похожа на траекторию автомобиля номер 1, но автомобиль скатывается налево.

Как правило, у кандидатов в водители недопонимание вызывают траектории автомобилей 2 и 4, т.к. далеко не каждый может сразу понять смещение передней части автомобиля на начальном этапе движения.

Поворот колес автомобиля при наличии обочины

При парковке автомобиля на дороге с обочиной нужно повернуть колеса автомобиля так, чтобы в случае самопроизвольного скатывания автомобиль выехал на обочину, а не на середину проезжей части:

Парковка на спуске на обочине

Неправильная остановка на спуске на обочине

Говоря простыми словами, колеса нужно повернуть в сторону обочины. Как при остановке на подъеме, так и при остановке на спуске. Это позволит автомобилю просто укатиться на обочину и не выехать на проезжую часть.

Поворот колес автомобиля при наличии бордюра

При остановке автомобиля на дороге с тротуарами нужно действовать по другому принципу. Дело в том, что бордюр представляет собой довольно высокое препятствие. Если автомобиль начнет самопроизвольное движение, то его колеса рано или поздно упрутся в бордюр и автомобиль остановится.

Так вот, в данном случае колеса нужно повернуть так, чтобы в случае самопроизвольного скатывания машина как можно быстрее уперлась передними колесами в тротуар и не перегородила при этом проезжую часть.

Парковка на спуске у тротуара

Неправильная остановка на спуске у тротуара

Таким образом, основное правило при парковке у бордюра можно сформулировать так. Передние колеса должны быть повернуты так, чтобы при начале самопроизвольного скатывания они сразу же уперлись в бордюр.

Примечание. Если при остановке на подъеме водитель автомобиля повернет колеса в другую сторону (неправильно), то при самопроизовольном скатывании машина либо упрется в бордюр задним колесами, остановившись поперек полосы, либо она успеет набрать приличную скорость и по инерции запрыгнет на тротуар, где и станет причиной ДТП.

Как повернуть колеса автомобиля на подъеме или спуске

На первый взгляд кажется, что в приведенных выше экзаменационных вопросах рассмотрены все возможные варианты парковки автомобилей на спусках и подъемах. Однако это не так. В билетах все автомобили припаркованы на правой стороне проезжей части, а правила в некоторых случаях допускают парковку и на левой стороне. То есть эти случаи в билетах ГИБДД не рассмотрены.

Тем не менее, можно сформулировать 2 простых правила, которые на практике помогут правильно повернуть колеса:

  • При парковке на дороге с обочиной (где нет бордюров) колеса нужно повернуть так, чтобы при начале движения под уклон машина сразу же укатилась на обочину.
  • При парковке на дороге с тротуаром (с высоким бордюром) колеса нужно повернуть так, чтобы при начале движения под уклон машина сразу же уперлась в бордюр передними колесами.

В заключение нужно отметить, что рассмотренные в статье экзаменационные вопросы достаточно простые. А для правильного ответа нужно только один раз понять, что именно требуется от водителя. Однако сами вопросы похожи друг на друга и именно это регулярно вызывает недопонимание у кандидатов в водители.

Напомню, что изучить актуальные экзаменационные вопросы ГИБДД можно на следующей странице:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 26 мая 2023
Раздел: Автошкола
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев