Особенности сдачи экзамена на автодроме с 14 октября 2017 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены изменения, которые с 14 октября 2017 года внесены в Административный регламент министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
Примечание. С 1 апреля 2021 года начал действовать новый административный регламент ГИБДД, в котором сдача практического экзамена на автодроме перестала быть обязательной.
Обновленный регламент устанавливает новый порядок сдачи экзаменов на автодроме. При этом изменения затронули как организацию самих упражнений, так и особенности их выполнения:
- Штрафные баллы за наезд на разметку.
- Штрафные баллы для мототранспорта.
- Срок хранения видеозаписей экзаменов.
- Установка конусов и стоек на автодроме.
- Обслуживание автодрома зимой.
- A, M - упражнение маневрирование.
- A, M - упражнение остановка для высадки пассажира.
- B, C, D - упражнение эстакада.
- B, C, D - упражнение повороты.
- B, C, D - упражнение разворот.
- B, C, D - упражнение змейка.
- B, C, D - упражнение въезд в бокс.
- B, C, D - упражнение параллельная парковка.
- BE, CE, DE - новые схемы упражнений.
Штрафные баллы за наезд на разметку
113.2. Наехал колесом на линию разметки, обозначающую границы участков испытательных упражнений, или сбил разметочное оборудование 3 и более раза.
113.3. Выехал (пересек колесом) за границы участков испытательных упражнений, обозначенные линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками).
113.2. Сбил разметочное оборудование 3 и более раза.
113.3. Выехал по проекции габарита транспортного средства за границы участков испытательных упражнений, обозначенные линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 желтого цвета и разметочными конусами (разметочными стойками), или наехал колесом на линию разметки, обозначающую границы участков испытательных упражнений, в зависимости от условий выполнения испытательного упражнения.
Ранее наезд колесом на разметку, обозначающую границу упражнения, являлся ошибкой. Однако такую ошибку кандидат в водители мог допустить трижды.
Начиная с 14 октября 2017 года данная ошибка перенесена в пункт 113.3. Теперь водитель может быть наказан как за наезд на линию разметки колесом, так и за пересечение линии габаритом автомобиля (например, бампером). Первое же подобное нарушение повлечет прекращение экзамена.
Еще раз обратите внимание:
- Габарит (бампер) не должен пересекать линию разметки. Т.е. если край бампера находится над линией, то это еще не ошибка. Как только край бампера окажется "снаружи" от разметки, экзамен будет прекращен.
- В отношении колеса требования более жесткие. Как только колесо наехало на разметку, экзамен прекращается. Т.е. колесо может и не выехать за границу упражнения, но экзамен уже будет завален.
Штрафные баллы для мототранспорта
113.12. При сдаче экзамена на право управления транспортными средствами категорий "M", "A" или подкатегории "A1" коснулся ногой (ногами) поверхности площадки 3 и более раз в случаях, когда касание не предусмотрено условиями выполнения упражнения либо не подал сигнал поворота 2 и более раз в случаях, когда подача указанных сигналов предусмотрена условиями выполнения упражнения.
113.12. При сдаче экзамена на право управления транспортными средствами категорий "M", "A" или подкатегории "A1" коснулся ногой (ногами) поверхности площадки 3 и более раз в случаях, когда касание не предусмотрено условиями выполнения упражнения, либо допустил опрокидывание транспортного средства.
1. Из перечня исключена ошибка, заключающаяся в том, что водитель не подал сигнал поворота 2 и более раз. Напомню, что подавать сигналы поворота нужно только один раз (при выполнении упражнения "Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров"), поэтому из-за указанного нарушения завалить экзамен и раньше было нельзя.
2. Добавлена новая ошибка, заключающаяся в опрокидывании двухколесного транспортного средства. Если кандидат в водители упадет с мотоцикла или мопеда, то экзамен на этом будет завершен.
Срок хранения видеозаписей экзаменов
115. Информация, полученная с использованием средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов, переносится в автоматизированную информационную систему экзаменационного подразделения.
115. Информация, полученная с использованием средств аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем проведения экзамена, переносится на электронные носители, хранящиеся в экзаменационном подразделении. Срок хранения полученной информации составляет не менее 1 месяца от даты проведения экзамена.
Интересное нововведение, которое пригодится тем кандидатам в водители, которые хотят обжаловать результаты экзамена в ГИБДД. Теперь регламент четко определяет срок хранения аудио- и видеозаписей сдачи экзаменов - 1 месяц.
Ранее срок хранения файлов не регламентировался, поэтому в некоторых случаях возникали проблемы при обжаловании, т.к. записи удалялись еще до обращения экзаменуемого.
Установка конусов и стоек на автодроме
Еще одно важное нововведение, которое в первую очередь предназначено для автошкол, владеющих автодромами. Хотя и кандидатам в водители оно также может упростить жизнь:
В первую очередь рассмотрим новые условные обозначения на схемах:
1. Введено изображение "зона установки конусов или стоек". В пределах такой зоны разметочное оборудование устанавливается сотрудниками автодрома с соблюдением некоторых правил (они будут рассмотрены ниже). При этом важно, что конкретные места установки стоек и конусов определяются самим сотрудником автошколы, т.е. он может расставить их так, чтобы ученику было проще ориентироваться при выполнении упражнения.
2. Изображение "разметочный конус" переименовано в "разметочный конус или разметочная стойка". Для начала рассмотрим, чем отличается разметочный конус от разметочной стойки (они изображены на рисунке слева). Конус имеет небольшую высоту, поэтому при управлении автомобилем его плохо видно через окно или через зеркала заднего вида. Стойка имеет большую высоту, поэтому ее видно гораздо лучше.
Данное нововведение решает одну важную проблему, с которой могли столкнуться автошколы. Читатели pddmaster.ru ранее писали о том, что в некоторых регионах ГИБДД требует организовывать упражнения в четком соответствии со схемами. Т.е. получалось, что почти на всех упражнениях экзаменаторы требовали использовать только конусы. В результате ученики с трудом выполняли многие упражнения, т.к., например, въехать задним ходом в "ворота гаража", не видя при этом самих ворот, задача весьма непростая.
Начиная с 14 октября 2017 года такой проблемы не будет и почти везде можно будет установить разметочные стойки. Автошколы, которые заинтересованы в результатах своих учеников, во всех возможных местах поставят стойки вместо конусов, т.к. это упрощает сдачу.
3. Введено специальное изображение "разметочный конус". Т.е. на некоторых упражнениях будут в обязательном порядке использоваться только конусы.
Если Вы внимательно изучите текст регламента, то увидите, что конусы являются обязательным только для сдачи экзаменов на двухколесных транспортных средствах (мотоциклах или мопедах). В упражнениях для автомобилей и автобусов повсеместно могут использоваться разметочные стойки.
Расстояние между разметочными конусами (разметочными стойками) должно быть не более 2 м. Высота разметочных стоек - не менее 1 м.
Расстояние между разметочными конусами (разметочными стойками) в зонах установки разметочных конусов и (или) разметочных стоек должно быть не менее 1 м и не более 2 м. Высота разметочных конусов не более 0,5 м, высота разметочных стоек - не менее 1 м.
Границы участков упражнений в период отрицательных температур окружающего воздуха при наличии устойчивого снежного покрова обозначаются разметочными конусами или разметочными стойками в соответствии со схемами выполнения упражнений. При этом расстояние между разметочными конусами (разметочными стойками) в зонах установки разметочных конусов и (или) разметочных стоек должно быть не более 1 м.
Обновленный регламент также дает информацию о размерах разметочного оборудования:
- Высота конуса - менее 0,5 м.
- Высотка стойки - более 1 м.
Кроме того, введены требования по размещению оборудования внутри зон установки разметочных стоек или конусов:
- В теплое время года расстояние между элементами от 1 до 2 метров.
- В холодное время года расстояние не должно превышать 1 метр.
Обратите внимание, речь идет не обо всех границах упражнений, а именно о зонах (которые обозначаются на схемах новым условным изображением).
Обслуживание автодрома зимой
В период отрицательных температур окружающего воздуха при наличии устойчивого снежного покрова места начала и окончания выполнения упражнений обозначаются разметочными конусами или разметочными стойками в соответствии со схемами выполнения упражнений.
В холодное время года вместо разметки на автодроме используются стойки или конусы. Именно этими элементами обозначают как границы упражнений, так и линии начала и окончания выполнения элементов.
В период отрицательных температур окружающего воздуха зоны выполнения упражнений и участки автодрома, автоматизированного автодрома или закрытой площадки в местах движения транспортных средств должны быть обработаны противогололедными материалами.
Кроме того, зимой автодром должен быть обработан противоледными материалами.
A, M - упражнение маневрирование
Экзаменатором определяются для проведения экзамена 3 из 4-х элементов, входящих в состав настоящего упражнения, с учетом имеющихся условий для выполнения всего упражнения, в том числе возможности одновременного размещения элементов, схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.
Перовое неприятное нововведение для кандидатов в водители, сдающих экзамен на мотоцикле или мопеде, - это увеличение количества элементов на автодроме. Напомню, что упражнение маневрирование состоит из 4-х элементов, однако ранее на экзамене в ГИБДД сдавать нужно было только 3 элемента по выбору экзаменатора. Начиная с 14 октября 2017 года придется сдавать все 4 части упражнения.
Изменение, безусловно, неприятное, т.к. экзамен становится длиннее. Тем не менее дополнительного обучения данное нововведение не потребует, т.к. кандидаты в водители и так учатся выполнять все перечисленные элементы.
Следующее нововведение в первую очередь будет интересно сотрудникам автошкол:
Схема "А" элемента упражнения № 1 - "Скоростное маневрирование".
Схема "Б" элемента упражнения № 1 - "Скоростное маневрирование".
Речь идет об упражнении "Скоростное маневрирование". Обновленный регламент предусматривает 2 варианта организации площадки для указанного упражнения. При этом можно выбрать схему, которая лучше впишется в конфигурацию автодрома.
Обратите внимание, на схемах этого упражнения появились новые условные обозначения - разметочный конус и зона установки.
A, M - упражнение остановка для высадки пассажира
Схема упражнения остановка изменилась незначительно. Теперь на ней используются 3 зоны установки конусов или стоек вместо четко обозначенных мест установки конусов.
B, C, D - упражнение эстакада
- продолжает движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м;
- по команде экзаменатора продолжает движение в прямом направлении, не допуская отката транспортного средства назад более чем на 0,3 м;
Важное изменение при сдаче экзаменов на автомобилях. При трогании на подъеме кандидат в водители должен дождаться команды экзаменатора и лишь после этого начинать движение.
B, C, D - упражнение повороты
Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок 8).
Кандидат в водители поочередно совершает по заданной траектории левый и правый повороты либо правый и левый повороты в зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке (рисунок 8).
Данное упражнение претерпело незначительное изменение. Теперь порядок выполнения поворотов может быть любым и зависит от схемы автодрома.
B, C, D - упражнение разворот
Кандидат в водители выполняет разворот по заданной траектории, используя включение передачи заднего хода (рисунок 9).
Кандидат в водители выполняет разворот по заданной траектории, используя однократное включение передачи заднего хода (рисунок 9).
Единственное изменение в упражнении разворот - прямое указание на то, что передачу заднего хода можно включить только один раз.
B, C, D - упражнение змейка
Кандидат в водители поочередно совершает левый и правый повороты по заданной траектории (рисунок 10).
Кандидат в водители поочередно совершает по заданной траектории левый и правый повороты либо правый и левый повороты в зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке (рисунок 10).
Первое изменение - возможность организации поворотов в разной последовательности.
Второе изменение - уменьшение расстояния Б на рисунке. На выполнение упражнения это повлияет незначительно.
B, C, D - упражнение въезд в бокс
- маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство в боксе так, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
- маневрируя задним ходом при однократном включении передачи заднего хода, устанавливает транспортное средство в боксе так, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
Во-первых, в описании упражнения явно указано, что передача заднего хода может быть включена только 1 раз.
Во-вторых, обновлена схема упражнения, на которой теперь есть 2 зоны установки конусов или стоек. На данном упражнении представителям автошколы нужно расставить стойки таким образом, чтобы они могли послужить дополнительным ориентиром кандидатам в водители.
B, C, D - упражнение параллельная парковка
- устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию (рисунок 12);
- после пересечения линии начала выполнения упражнения фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
- устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом при однократном включении передачи заднего хода так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию (рисунок 12);
Во-первых, теперь в процессе выполнения упражнения до начала въезда на место парковки автомобиль следует установить в неподвижном состоянии.
Во-вторых, новая редакция явно говорит о том, что задний ход может быть включен только 1 раз.
В-третьих, немного изменена схема упражнения. Теперь на ней есть зона установки конусов или стоек.
BE, CE, DE - новые схемы упражнений
Также небольшим изменениям подверглись и схемы выполнения упражнений для составов транспортных средств. На них добавлены зоны установки конусов или стоек и дополнительные стойки:
Еще одно интересное нововведение, которое внедрено сразу же в несколько мест регламента. Из описания всех упражнений исключено требование о включении нейтральной передачи при остановке.
Подведем итоги данной статьи. В административном регламенте представлены новые схемы упражнений, которые позволяют сотрудникам автодрома более гибко устанавливать разметочное оборудование на площадке. Если использовать эту возможность с умом, то можно улучшить результаты сдачи экзаменов на автодроме.
Ну а в завершение предлагаю Вам ознакомиться с полным текстом обновленного регламента:
Удачи на дорогах!
спасибо за советы и рассылки!
Здравствуйте. На автодроме автошколы не используется ни одной стойки только конусы. Согласно регламенту это нарушение? Причем пересдача экзамена стоит 2600. Пересдающих просто море.
Маргарита, здравствуйте.
Укажите, про какое упражнение идет речь. На многих упражнениях сотрудники автодрома сами выбирают, использовать им конусы или стойки. Однако на некоторых использование стоек обязательно. Например, при въезде в бокс один из элементов в задней части гаража обязательно должен быть стойкой.
Схемы упражнений приведены здесь. Можете изучить их и сравнить с оборудованием автодрома, на котором Вы сдаете экзамены. Если найдете несоответствие, то это будет поводом написать жалобу.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно рассчитать время на сдачу упражнений на площадке? По регламенту это две минуты на упражнение - получается, что всего 10 минут на все упражнения. И есть ещё 30 секунд на старт. Они входят в десять минут на упражнения или суммируются с ними?
На старт 30-ти секунд нету. Если Вы не начали выполнять упражнение в течение 30 с. - оценка "Не сдал". Время выполнения самого упражнения не меняется - 2 минуты - вместе со временем старта.И есть ещё 30 секунд на старт
Поясните пожалуйста.113.2-где и за что? Можно сбивать. Четкий и конкретный ответ.
Анатолий, если в течение экзамена кандидат в водители собьет 3 любые стойки или конуса, то экзамен для него на этом закончится.
Удачи на дорогах!
Кат. Ц Д норматив 3 мин. на Е также 3 мин. Почему ведь состав длиньше куда по этому поводу обратиться ?
Павел, рекомендую Вам изучить пункт 9 этого нормативного документа.
Для категорий С и D время на одно упражнение - 2 минуты, на Е - 3 минуты.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте.
Ещё раз про 113.2: какие именно конусы можно сбивать? По идее, чтобы сбить любой конус придется заехать за линию разметки, а это конец экзамена...
В голову приходит только конус на пунктирной линии, разделяющий въезд и выезд упражнения "заезд в бокс". Но когда я его сбил, мой экзамен сразу закончился.
Поясните, плиз...
Роман, здравствуйте.
Как правило, конусы устанавливаются в середине линий разметки. То есть сбить конус можно, если угол автомобиля "навис" над половиной линии разметки. То есть речь идет о ситуации, когда водитель совсем немного зацепил конус, но машина не успела пересечь разметку полностью.
Если угол машины полностью пересек линию разметки или колесо наехало на линию, то такая ошибка ведет к несдаче экзамена.
Удачи на дорогах!
"Введено изображение "зона установки конусов или стоек". В пределах такой зоны разметочное оборудование устанавливается сотрудниками автодрома. При этом важно, что конкретные места установки стоек и конусов определяются самим сотрудником автошколы", - где найти документальное доказательство того, что конуса в этой зоне могут расставлять сотрудники автошкол?
Светлана-195, такой информации в нормативных документах нет. Автодром просто должен соответствовать перечисленным в законодательстве требованиям, а кто именно будет заниматься расстановкой конусов там не говорится.
Удачи на дорогах!