Версия для печати

Режим труда и отдыха водителей

Водитель спит в багажнике

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя "правильный" режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрено положение "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей", которое содержит информацию о времени работы водителя в разных ситуациях.

Приступим.

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени (длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством);
  • Суммированный учет рабочего времени (длительность рабочих дней может отличаться, есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы, однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы).

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

Рабочее время водителя

Рассмотрим, из чего состоит рабочее рабочее время водителя:

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, здесь перечислены 10 различных пунктов. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.

Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время, когда автомобилем управляет второй водитель и т.д.

Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.

Еще одно важное замечание. Время охраны груза может засчитываться в рабочее время не полностью (однако засчитываться должны не менее 30 процентов). Например, пусть водитель имеет стандартный 8-часовой рабочий день. В середине дня водитель в течение 3-х часов охраняет автомобиль и груз на стоянке. Время охраны может быть зачтено как полностью, так и на 30 процентов. Если время будет зачтено на 30 процентов, то из 3-х часов фактической охраны в рабочее время войдет только один час. В этом случае общая продолжительность рабочего дня составит 10 часов.

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Управление автомобилем
3 часа
3 часа
Охрана груза
3 часа
1 час (зачтено только 33%)
Управление автомобилем
4 часа
4 часа
Итого
10 часов
8 часов

Обратите внимание, использование времени охраны груза позволяет вполне законно увеличить фактическую продолжительность стандартного рабочего времени. Эту информацию можно использовать, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха. Однако позаботиться об этом нужно заранее, т.к. время охраны груза должно быть внесено в график работы водителя.

То же самое касается и времени присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем (если в рейс отправляются одновременно 2 водителя). Это время засчитывается в рабочее, причем не менее 50 процентов.

Ежедневный учет рабочего времени

При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе. При этом если у него 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна превышать 8 часов. Если у водителя 6 рабочих дней, то каждый из них должен быть не длиннее 7 часов.

Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени - более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца. В некоторых случаях общее рабочее время может рассчитываться в течение сезона:

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:

  • При осуществлении междугородной перевозки, чтобы дать водителю возможность доехать до места отдыха.
  • Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  • Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских, пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Разделение рабочего времени для водителей автобусов

Существует возможность разделения рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на 2 части. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более трех часов.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя городского автобуса:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Управление автобусом
4 часа
4 часа
Перерыв
2 часа

Обед
2 часа

Управление автобусом
4 часа
4 часа
Итого
12 часов
8 часов

Данная схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развести работников, окончивших смену в 18 часов.

Ненормированный рабочий день

Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

Время управления автомобилем

Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.

Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.

Кроме того, при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов максимальное время управления автомобилем не должно превышать 8 часов.

Также есть 2 ситуации, в которых время управления автомобилем может быть увеличено:

  • До 10 часов при суммированном учете рабочего времени не более 2-х раз в неделю. При этом за 2 недели у водителя должно быть не более 90 часов управления автомобилем.
  • При управлении городскими и пригородными автобусами допускается ведение суммированного учета времени управления автобусом.

Таким образом, у водителей городских и пригородных автобусов могут быть самые загруженные рабочие дни, т.к. верхнего предела по времени управления автобусом для них не установлено.

Например, при продолжительности рабочего дня 12 часов, время управления автобусом может составлять 11 часов.

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются водителям, осуществляющим междугородные перевозки. Длительность перерыва составляет 15 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы назначаются через каждые 2 часа. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.

Например, 8 часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Предрейсовый медицинский осмотр
15 минут
15 минут
Управление автомобилем
4 часа
4 часа
Обед
30 минут

Управление автомобилем
2 часа
2 часа
Специальный перерыв для отдыха
15 минут
15 минут
Управление автомобилем
1 час 30 минут
1 час 30 минут
Итого
8 часов 30 минут
8 часов

Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.

Режим отдыха водителей

Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:

  • Перерыв для отдыха и питания (обед);
  • Ежедневный (междусменный отдых);
  • Еженедельный непрерывный отдых (выходной);

Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.

Перерыв для отдыха и питания

Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.

Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставлять 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.

Ежедневный (междусменный отдых)

При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.

При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше чем предыдущий.

При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 12 часов.

Кроме того, есть исключения, при которых время междусменного отдыха может быть уменьшено:

1. До 9 часов на городских и пригородных регулярных перевозках. При этом после окончания второй рабочей смены водитель должен получить междусменный отдых не менее 48 часов.

2. До 11 часов на междугородних перевозках. Кроме того, время отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не больше 3-х раз за неделю. При этом до конца следующей недели водителю должен быть предоставлен дополнительный отдых, соответствующий "потерянному" количеству часов.

Кроме того, на междугородних перевозках междусменный отдых может быть разбит на две или три части. Одна из этих частей должна быть не менее 8 часов. Общее время отдыха должно быть не менее 12 часов.

Еженедельный непрерывный отдых

Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 часов. При этом в данный вид отдыха не включается междусменный отдых.

Таким образом, при стандартной 5-дневной рабочей неделе продолжительность отдыха в выходной должна быть не меньше, чем 42+15 = 57 часов.

При суммированном режиме учете рабочего времени выходные назначаются в различные дни. При этом количество выходных должно быть не меньше, чем количество полных недель месяца. Т.е. должен быть хотя бы один выходной в каждую из недель.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя
Пн
Вт

Чт
Пт
Сб
Вс
Предрейсовый медицинский осмотр
8:00
6:00

17:00
14:00

14:00
Управление автобусом
8:15
6:15

17:15
14:15

14:15
Перерыв
12:00






Обед
14:00
10:00

21:00
19:00

17:00
Управление автобусом
15:00
11:00

22:00
20:00

18:00
Послерейсовый осмотр
20:45
16:45

01:45
01:45

20:45
Междусменный отдых
21:00
17:00

02:00
02:00

21:00
Еженедельный отдых





14:00

Рабочее время, ч
10
10
0
8
11
0
6

Данная таблица составлена специально, чтобы отразить различные возможные варианты:

1. В понедельник (с 12 до 14) водитель имеет перерыв, который не включается в рабочее время.

2. Время управления автобусом в понедельник 9,5 часов. В пригородных автобусах это допускается.

3. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Поскольку это меньше положенных 12 часов, то во вторник водитель получает междусменный отдых длиной 48 часов (в 17:00 вторника). Обратите внимание, фактически это выходной день, однако он не является еженедельным отдыхом.

4. Междусменный отдых в пятницу составляет 12 часов. Он заканчивается в 14:00 субботы. Только после этого начинается выходной день.

5. Ежедневный отдых (выходной день) на этой неделе только 1. Он начинается в 14:00 субботы и заканчивается в 14:00 воскресенья.

6. Водитель отработал за неделю 45 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания).

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы - тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 1 000 до 3 000 рублей.

Оснащаться тахографами должны только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. Т.е. на водителей личных автомобилей установленный законодательством режим труда и отдыха не распространяется. Тем не менее я не рекомендую проводить чересчур много времени за рулем, т.к. усталость может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 7 декабря 2015

Рубрика: Автомобили
18 января 2017 17:28
ildar-1

Доброго времени.

Подтвердите пожалуйста мое понимание или же опровергните.

Условия для тахографа во избежании штрафа сотрудниками полиции. Учет рабочего времени суммированный.

Начало времени в 9:00 (начала работы за рулем)

1. движение 4 часа, обед (перерыв) 30 минут минимально или 45 минут?

2. Далее 2 часа движение, 15 минут минимальный перерыв

3. Далее 2 часа движение, 15 минут минимальный перерыв

4. Далее 1 час движение, отдых минимально 12 часов или же с уменьшением до 11 или 9 часов?

Разрешаться ли движение в обратном порядке или ином, например:

2-15, 4-45, 2-15 или 4-45, 4-45?

19 января 2017 14:10
Максим

Здравствуйте.

Насколько я понял, речь идет о междугородных перевозках.

Все детали описаны в положении "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". При желании можете сверить все спорные вопросы с этим документом.

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.

Длительность перерыва на обед должна быть не меньше 30 минут.

19. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт "б" пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.

Только первый промежуток может быть равен 4 часам, поэтому в обратном порядке Вашу схему применять нельзя.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

Т.е. 9 часов управлять можно (10 часов с учетом перерывов).

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

Время отдыха можно уменьшить в том числе и до девяти часов, но с соблюдением перечисленных выше условий.

Удачи на дорогах!

23 января 2017 18:13
Геннадий-20

Подскажите,правильно руководство ставит нам график рабочего времени (к оплате) по 10 часов. Мы со сменщиком работаем 2 через 2. Начинаем смену в 6,30 и заканчиваем в 21,30 час. Нам руководство сделало 3 час отдыха+2 час обед. Общее время мы на работе 15 часов. А нам ставят 10. Списывая 5 час на то что мы не работаем.

27 января 2017 08:10
Борис96

Добрый день! Подскажите вопрос по использованию тахографа, у нас 5 единиц самосвалов они двигаются исключительно по территории предприятия загружаются грузом в одном месте и перевозят в склад, можно ли не использовать карты водителям при работе на базе(так сказать технологическая работа)!?

1 февраля 2017 20:30
Александр-322

Здравствуйте. На предприятии(автобусный парк) установлен график день-через-день. Работаем по 11,5 часов с 05.47 до 21.47. Днем два перерыва, первый 1,5 часа и второй соответственно 3 часа. В выходные выезжаю (суб.или воскр.) на два часа позже, это выходной. Но получается нет выходного еженедельного 42 часа минимального отдыха. На предприятии суммированный учет рабочего времени, месяц.

4 февраля 2017 12:30
Максим

Геннадий, к сожалению, я не могу точно ответить на Ваш вопрос, т.к. с законодательством, связанным с особенностями оплаты труда, я не знаком.

Удачи на дорогах!

4 февраля 2017 12:34
Максим

Борис, здравствуйте.

Вопросы, связанные с использованием тахографов, рассмотрены в отдельной статье.

Насколько я понял, указанные Вами автомобили в список исключений не попадают, т.е. тахографы на них нужно установить. Тем не менее рекомендую Вам просмотреть список исключений самостоятельно.

Удачи на дорогах!

4 февраля 2017 12:37
Максим

Александр, здравствуйте.

В данном случае имеет место нарушение режима труда и отдыха водителей. Обратитесь к работодателю для исправления данной ситуации.

Удачи на дорогах!

5 февраля 2017 18:25
alb.loginov

Александр, здравствуйте.

В данном случае имеет место нарушение режима труда и отдыха водителей. Обратитесь к работодателю для исправления данной ситуации.

Удачи на дорогах!

А если не найдете понимания- в инспекцию по труду.

19 марта 2017 22:07
Роман-85

Для Геннадия. Ставят время правильно, вы ведь не работаете это время!?Есть смысл похлапотать по процентам - за разрывной рабочий день аж до 40%!

26 апреля 2017 22:00
Анна-76

Поясните, законно ли работать сутки через сутки в ночную смену на протяжении недели водителем по доставке хим.веществ на спецбочке.

9 мая 2017 22:11
Максим

Анна, водитель работает 24 часа через 24 часа?

16 мая 2017 18:54
Эдуард-21

Работаю в аварийной службе по обслуживанию лифтов , на автомобиле Нива , Работаем по 12 часов . Нас четверо , график работы такой , День , ночь , двое дома , но когда кто то из нас уходит в отпуск приходится работать сутки через сутки . Заставляет руководство . И никакой управы на них нет . И переработку не платят .

5 июня 2017 00:37
Сергей-354

Добрый день Максим. Вопрос о еженедельном непрерывном отдыхе, у водителя 8 часовой рабочий день, за рулем фактически находится мало (в среднем до 40 км). Выходные как у всех, но раз в месяц привлекаем к перевозке пассажиров на длительные расстояния до 500-700 км. Допустим в субботу 300км, и в воскресенье назад. время в пути до 5 ч. Как правильно в графике указать часы работы? Допустим в будни на 2 недели по 7 ч., а в выходные по 5. Фактически в месяц получается 6 выходных, но в другие недели, что больше чем 4.

17 июня 2017 21:32
Андрей-265

Спасибо за статью.

Но остались вопросы

Каким образом должен быть выстроен график двух водителей при междугородних перевозках,

22 июня 2017 23:39
Максим

Сергей, здравствуйте.

В данном случае не получается учесть требование о еженедельном непрерывном отдыхе. Он должен быть на каждой неделе и его продолжительность должна быть не меньше 42 часов.

Если Вы хотите привлекать водителя к работе в выходные, то нужно дать еду дополнительный выходной в будний день, чтобы требование о непрерывном отдыхе соблюдалось.

Удачи на дорогах!

22 июня 2017 23:40
Максим

Андрей, все зависит от Ваших условий. Однако в любом случае нужно учесть требования, перечисленные в тексте статьи для каждого из водителей.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария