Режим труда и отдыха водителей

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только штраф за отсутствие тахографа (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.

Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя "правильный" режим работы за рулем. В этой статье будет рассмотрены особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей (действуют с 1 января 2021 года), которые содержат информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:

Приступим.

Внимание! В данной статье рассматриваются особенности работы водителей, работающих по найму, и индивидуальных предпринимателей. Нормативы для физических лиц рассмотрены в отдельной статье: "Режим управления личными грузовиками и автобусами".

Графики работы водителей

В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.

Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.

Существует 2 типа учета рабочего времени:

  • Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательством.
  • Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.

Рабочее время водителя

Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:

9. Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее - специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

15. Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;

в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;

г) время простоев не по вине водителя;

время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;

д) иное время, предусмотренное законодательством Российской Федерации, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Обратите внимание, здесь перечислены 8 различных видов деятельности. Это свидетельствует о том, что водитель не должен управлять автомобилем в течение всего рабочего времени.

Например, если у водителя 8-часовой рабочий день, то в эти 8 часов должно войти также время на предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры, время перерывов для отдыха, время для посадки и высадки пассажиров и т.д.

Обратите внимание, некоторые организации могут предложить водителю делать перерывы для отдыха за счет уменьшения времени обеденного перерыва. Это неправильно.

Внимание! До 31 декабря 2020 года в рабочее время водителя включались также:

  • время охраны груза (засчитывалось не менее 30 процентов);
  • время присутствия в автомобиле, когда автомобилем управлял второй водитель (засчитывалось не менее 50 процентов).

С 1 января 2021 года указанные операции в рабочее время водителя не входят.

Ежедневный учет рабочего времени

При ежедневном учете рабочего времени водитель работает по стандартной 40-часовой неделе.

Еще раз напомню, что в это время входит не только время управления автомобилем.

Примечание. До 31 декабря 2020 года накладывались и дополнительные ограничения. Если у водителя было 5 рабочих дней, то длительность каждого из них не должна была превышать 8 часов. Если у водителя было 6 рабочих дней, то каждый из них не должен был быть длиннее 7 часов. С 1 января 2021 года эти требования перестали действовать.

Суммированный учет рабочего времени

Суммированный учет рабочего времени - более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время водителя не в течение 1 дня, а в течение месяца.

Примечание. До 1 января 2021 года в некоторых случаях (в курортной местности и на сезонных перевозках) допускалось применять суммированный учет в течение сезона. С 1 января 2021 года учетный во всех случаях составляет 1 месяц.

Например, в течение месяца, состоящего из 31 дня есть 23 рабочих дня. В этом случае общее время работы водителя не должно превышать 23*8 = 184 часа. При этом могут быть рабочие дни, в течение которых водитель работает больше 8 часов.

Однако и тут есть свои особенности. При суммированном учете длительность рабочего дня не может превышать 10 часов.

Есть несколько исключений, когда длительность рабочего дня может быть увеличена до 12 часов:

  • В том случае, когда водителю нужно дать возможность доехать до места отдыха или завершить перевозку.
  • Для водителей автобусов, работающих на городских и пригородных маршрутах.
  • Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций, перевозки на инкассаторских автомобилях, перевозки на легковых такси, а также водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

Примечание. Перечень исключений был обновлен 1 января 2021 года.

Разделение рабочего времени на части

Примечание. До 1 января 2021 года рабочее время могло быть разделено на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах и для водителей служебных легковых автомобилей органов государственной власти.

Существует возможность разделения рабочего времени любого водителя на несколько частей. При этом перерыв назначается не позже, чем через пять часов после начала рабочего времени. Длительность перерыва составляет не более:

  • трех часов для водителей общественного транспорта, работающего в городском и пригородном сообщении;
  • пяти часов для остальных водителей.

При этом время отдыха и питания в перерыв не включается.

Например, на практике может иметь место следующий рабочий день водителя автобуса:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Управление автобусом
4 часа
4 часа
Перерыв
2 часа

Обед
2 часа

Управление автобусом
4 часа
4 часа
Итого
12 часов
8 часов

Такая схема может использоваться, например, чтобы водитель автобуса привозил работников предприятия и развозил их по домам. При этом первая часть рабочего времени с 7:30 до 11:30, чтобы доставить работников к 9 часам, а вторая часть рабочего времени с 15:30 до 19:30, чтобы развезти работников, окончивших смену в 18 часов.

Ненормированный рабочий день

Также законодательно предусмотрена возможность ненормированного рабочего дня для водителей:

8. В порядке, предусмотренном статьей 101 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2017, N 25, ст. 3594), для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее - еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

Ненормированные рабочие дни могут иметь любую продолжительность. При этом общее количество рабочих часов не должно превышать 40 в неделю.

Время управления автомобилем

Выше рассматривалась длительность рабочего времени водителя, далее речь пойдет непосредственно о времени управления автомобилем, которое занимает лишь часть рабочего дня.

Время управления автомобилем в течение рабочего дня не должно превышать 9 часов.

Примечание. До 31 декабря 2020 года существовало дополнительное ограничение при работе в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов. Максимальное время управления в этих случаях не должно было превышать 8 часов.

Кроме того, время управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов не более 2-х раз в неделю.

Примечание. До 31 декабря 2020 года также допускалось ведение суммированного учета времени управления автобусом при управлении городскими и пригородными автобусами. Эта возможность отменена с 1 января 2021 года.

Специальные перерывы, включающиеся во время работы

Существуют специальные перерывы для отдыха, которые включены во время работы водителя. Они предоставляются всем водителям.

Примечание 1. До 5 июня 2018 года такие перерывы предоставлялись только водителям, осуществляющим междугородные перевозки.

Примечания 2. Правила выбора длительности специальных перерывов изменились 1 января 2021 года (все нововведения отображены ниже).

Длительность перерыва составляет 45 минут. Первый перерыв назначается через 4 часа 30 минут непрерывного управления автомобилем. Следующие перерывы имеют такую же длительность и назначаются через каждые 4 часа 30 минут. При этом если время перерыва совпадает со временем обеда, то перерыв не предоставляется.

Кроме того, перерыв может быть разделен на несколько частей. При этом длительность первого перерыва составляет не менее 15 минут, а последнего - не менее 30 минут. Промежуточные перерывы (между первым и последним) могут иметь любую длительность.

Например, 8-часовой рабочий день водителя должен выглядеть следующим образом:

Действия водителя
Фактическое время
Рабочее время
Предрейсовый медицинский осмотр
15 минут
15 минут
Управление автомобилем
4 часа 30 минут
4 часа 30 минут
Специальный перерыв для отдыха
45 минут
45 минут
Управление автомобилем
1 час
1 час
Обед
30 минут

Управление автомобилем
1 час 30 минут
1 час 30 минут
Итого
8 часов 30 минут
8 часов

Примечание. Если водитель имеет 8-часовой рабочий день, в середине которого выделен 1 час времени для обеденного перерыва, то специальные перерывы для отдыха такому водителю вообще не требуются.

Выше мы рассматривали рабочее время водителей. Его продолжительность не должна превышать установленных законодательством величин. Ниже речь пойдет о времени отдыха, которое должно быть не меньше, чем установлено законодательством.

Режим отдыха водителей в 2021 году

Что касается отдыха водителей, то он состоит из следующих составных частей:

  • Перерыв для отдыха и питания (обед);
  • Ежедневный (междусменный отдых);
  • Еженедельный непрерывный отдых (выходной);

Для каждого из видов устанавливаются собственные нормативы. Рассмотрим их подробнее.

Перерыв для отдыха и питания

Продолжительность перерыва для отдыха и питания составляет от 30 минут до 2-х часов.

Если длительность рабочего времени превышает 8 часов, то могут предоставляться 2 перерыва на обед. При этом их суммарная длительность составляет от 30 минут до 2-х часов.

Ежедневный (междусменный отдых)

При стандартной схеме учета времени длительность ежедневного отдыха должна быть в 2 раза больше, чем длительность рабочей смены. При этом во время ежедневного отдыха включается также и время обеда.

Например. Пусть в понедельник водитель работает с 8 до 17 часов (перерыв на обед 1 час). В этом случае время отдыха между сменами должно составлять 15 часов. Т.е. следующий рабочий день должен начаться не раньше, чем в 8 часов.

При 7 часовом рабочем дне следующий рабочий день может начаться на 2 часа раньше, чем предыдущий.

При суммированном учете рабочего времени длительность ежедневного отдыха должна быть не меньше 11 часов.

Примечание. До 1 января 2021 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 12 часов.

Кроме того, с 1 января 2021 года время междусменного отдыха может быть уменьшено до 9 часов, но не более 3-х раз за рабочую неделю (между двумя выходными).

Также отдых может быть разбит на несколько частей. Первая часть при этом должна быть не меньше 3-х часов, последняя - не меньше 9 часов.

Еженедельный непрерывный отдых

Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 45 часов. Причем с 1 января 2021 года этот отдых не "накладывается" не междусменный отдых, а замещает его.

Примечание. До 31 декабря 2020 года минимальная длительность ежедневного отдыха составляла 42 часа, однако она складывалась с междусменным отдыхом. В результате минимальная продолжительность выходного была больше.

Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса

В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:

Действия водителя
Пн
Вт

Чт
Пт
Сб
Вс
Предрейсовый медицинский осмотр
7:30
6:00

17:00
14:00

14:00
Управление автобусом
7:45
6:15

17:15
14:15

14:15
Специальный перерыв для отдыха




17:00


Управление автобусом




17:15


Перерыв
11:45






Обед
13:45
10:00

21:00
19:00

17:00
Управление автобусом
14:45
11:00

22:00
20:00

18:00
Специальный перерыв для отдыха
17:00
14:30


22:00


Управление автобусом
17:15
15:15


22:15


Специальный перерыв для отдыха
19:30



00:00


Управление автобусом
20:00



00:30


Послерейсовый осмотр
20:45
16:45

01:45
01:45

20:45
Междусменный отдых
21:00


02:00
02:00

21:00
Еженедельный отдых

17:00





Рабочее время, ч
10,5
10
0
8
11
0
6

Данная таблица составлена таким образом, чтобы показать различные возможные варианты планирования рабочих дней:

  1. В понедельник (с 11:45 до 13:45) водитель имеет перерыв (разделение рабочего времени на части), который не включается в рабочее время.
  2. Рабочее время в понедельник составляет 10,5 часов, для пригородных автобусов это допускается.
  3. Время управления автобусом в понедельник 9,25 часов. Это допускается, но не больше 2-х раз в неделю.
  4. Время междусменного отдыха между понедельником и вторником составляет 9 часов. Это допускается, но не более 3-х раз в течение рабочей недели между двумя выходными. Кроме того, в середине дня водитель имел перерыв длительностью 3 часа (2 часа - разделение рабочего времени и 1 час - обед). Можно рассматривать ситуацию так, что отдых водителя в понедельник разделен на 2 части (3 часа + 9 часов). Это допускается.
  5. В среду водитель получил еженедельный отдых продолжительностью 48 часов (с 17:00 вторника, до 17:00 четверга). Это полный выходной, которого достаточно, чтобы начать следующую рабочую неделю.
  6. В пятницу длительность первой половины рабочего дня составляет 4 часа 45 минут и в середине этой части есть только 15-минутный специальный перерыв. Этого вполне достаточно, т.к. вторая часть перерыва, длительность которой 30 минут, совпадает с обедом. А фактическое время управления до обеда - ровно 4,5 часа.
  7. В субботу водитель фактически имеет второй выходной день, однако он является междусменным отдыхом, т.к. его продолжительность меньше 45 часов (36 часов). То есть в воскресенье новая расчетная неделя не начинается.
  8. Водитель отработал за неделю 45,5 рабочих часов. Поскольку график составляется на месяц, в дальнейшем у водителя появится возможность дополнительного отдыха (за счет другого расписания). Время управления автобусом за неделю составило 39,25 часа.

В настоящее время для контроля режима труда и отдыха водителей используются специальные приборы - тахографы. За нарушение режима предусмотрен административный штраф от 3 000 до 5 000 рублей.

До 1 ноября 2019 года оснащаться тахографами должны были только транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками. С 1 ноября 2019 года требование распространяется также на водителей личных автобусов и грузовиков категории С. Однако для личных транспортных средств режим управления установлен другим нормативным документом - правилами дорожного движения:

Кроме того, если Вы хотите составить графики работы водителей без нарушения законодательства, то рекомендую Вам самостоятельно изучить соответствующий нормативный документ:

Исключения для водителей

Существуют несколько категорий водителей, режим работы которых может не соответствовать требованиям, рассмотренным выше. Речь идет о водителях:

  • пожарных автомобилей;
  • аварийно-спасательных автомобилей;
  • занятых на международных перевозках;
  • служебных легковых автомобилей органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • автомобилей, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • военных автомобилей.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 22 декабря 2020
Раздел: Коммерческий транспорт
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
2 марта 2020 23:43
Максим

Михаил-255, здравствуйте.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители).

Если Ваш автомобиль относится к аварийно-спасательному, то на Вас требования Положения не распространяются. В этом случае приведенный график работы нарушением не является.

Удачи на дорогах!

2 марта 2020 23:45
Максим

Сергей-875, здравствуйте.

Рассмотренный в статье нормативный документ не распространяется на водителей вахтовых автомобилей. То есть в описанной ситуации штраф за нарушение режима труда и отдыха наложен быть не должен.

Удачи на дорогах!

25 марта 2020 12:42
Любовь-40

Вы бы хоть сделали возможность поделиться в социальных сетях, а то и себе вред и людям не скинуть.

26 марта 2020 23:01
Максим

Любовь-40, спасибо за предложение!

В полной версии сайта под каждой статьей есть кнопки, которые позволяют поделиться информацией во Вконтакте, Одноклассниках, Facebook и Twitter. В мобильной версии таких кнопок нет, но они будут добавлены.

Если Вы имели в виду какую-то другую функцию, то напишите об этом.

Удачи на дорогах!

2 апреля 2020 08:42
Валерий-125

Здравствуйте!

Согласно Положения: п. 13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.

И п. 8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с иным представительным органом работников

Могут ли данные требование применяться к водителям грузовых автомобилей энергетического предприятия? И водителям перевозящим руководство этого предприятия?

9 апреля 2020 22:33
Максим

Валерий-125, здравствуйте.

Разделение рабочего дня на 2 части - только для пригородных и городских автобусов.

Суммированный учет возможен для любых транспортных средств.

Удачи на дорогах!

29 апреля 2020 08:58
Максим58

Добрый день! Организация занимается оптовой продажей продуктов питания-доставка товара на торговые точки собственным транспортом(категория N2). Для примера: маршрут протяжённостью 700км, водитель выехал в 7.00 вернулся в 22.30, - т.е смена больше положенного, нарушение?. Общее время управления по распечатке с карты - 11 часов, тоже нарушение-?. Длительность смены по распечатке - 16 часов, тоже нарушение? На следующий день этот же водитель опять выезжает в рейс в 7.00 - отдых между сменами меньше положенного, - тоже нарушение? В субботу заехал в гараж в 23.00, в понедельник выезжать в 6.00 - не соблюдение еженедельного режима отдыха, тоже нарушение? Если всё "да" - какие варианты могут быть для водителя, чтобы избежать штрафов за нарушение режима? Просить себе напарника, т.е управлять а.м будем каждую смену вдвоём? Тогда возможно(так и будет) зп уменьшится...

29 апреля 2020 19:15
Максим

Максим58, здравствуйте.

В первую очередь можно попросить работодателя составить графики работы водителя таким образом, чтобы соблюдались требования законодательства. Можно рассмотреть варианты с двумя водителями или с двумя автомобилями, каждый из которых обслуживает часть маршрута.

Удачи на дорогах!

28 мая 2020 22:16
Геннадий-55

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, работаю на автобусе доставка рабочих на работу и с работы. График работы с 5.00 до 9.00 потом личное время, ухожу с работы, прихожу в 15.00 работаю до 19.00. Утром и вечером в движении провожу не более 2 часов, остальное время карта изъята из тахографа. Какой минимальный межсменный отдых у меня должен быть и на какую статью можно ссылаться?

30 мая 2020 18:26
Максим

Геннадий-55, здравствуйте.

Все зависит от выбранной системы учета. Пункт 25 положения "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей":

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

В любом случае должно быть не меньше 12 часов.

Удачи на дорогах!

13 июня 2020 08:41
Сергей-925

Может ли работадатель привлечь водителя автомобиля к работе в обеденное время и на основании чего

13 июня 2020 16:17
Рифат

Сергей-925, добрый день.

Если у Вас есть трудовой распорядок дня где указано время обеда то нет.

Но с другой стороны, если работодатель Вас просит оказать ему услугу то почему бы и нет? Земля то ведь круглая. И Вам понадобиться отгул или выходной...

17 июня 2020 14:57
Максим

Сергей-925, а что Вы понимаете под обеденным временем?

Обеденный перерыв должен быть обязательно предусмотрен для каждого рабочего дня, в противном случае будет иметь место нарушение режима труда и отдыха водителя. То есть, график рабочего дня можно оформить так, что с 12 до 13 часов водитель будет управлять автомобилем. Но в этом случае обед должен быть предусмотрен в другое время.

Удачи на дорогах!

18 июня 2020 05:43
16_НОРВ lkc045

Максим

Здравствуйте. Помогите решить задачу, соблюдая все законные требования. Допустим на предприятии сложилась следующая ситуация. В наличии имеется оперативная группа охраны и очень протяженный участок обслуживания, почти 900 км. Как можно при наличии двух водителей, в сутки сделать поездку туда и обратно и оплатить им работу за 24 часа. Если есть решение подскажите.

24 июня 2020 18:46
Максим

16_НОРВ lkc045, здравствуйте.

Правильно ли я понимаю, что единственное требование - это движение автомобиля в течение 24 часов?

Полностью покрыть сутки при наличии только двух водителей невозможно. При суммированном учете рабочего времени максимальная продолжительность рабочего времени одного водителя 10 часов. То есть, возможен только вариант, когда сначала первый водитель работает 5+1(обед)+5 часов, а затем второй работает по такой же схеме.

Удачи на дорогах!

8 августа 2020 20:11
Дмитрий-610

Здравствуйте, работаю в большой сетевой продуктовой розничной компании. Работаю типа вахтой, но в договоре не указано. Путевой лист выписывается на 16 часов и отдых 8 часов и так 15 дней. Жилье не предоставляют, живём как бомжи в личных автомобилях у кого есть. Есть график сутки через сутки. По моему мнению компания нарушает режим труда и отдыха, но куда писать и кому жаловаться?

8 августа 2020 21:38
Рифат

Дмитрий-610, добрый вечер.

А Вы используете карту тахографа?

Если хотите насолить сообщите о нарушениях в инспекцию по труду.

17 сентября 2020 16:08
Андрей-146

Здравствуйте, Необходима консультация про исключение для водителей, если водитель работает вахтовым методом организации работ, то требования к режиму труда и отдыха водителя не применимы-? Можно управлять 24*7-?

19 сентября 2020 20:35
Blech

Здравствуйте. Не нашёл в статье режим работы для водителей дежурных автобусов. Нас время от времени заставляют работать сутки через двое. Это достаточно тяжело. Основной график "день - ночь - отсыпной - выходной". Как остудить пыл начальника колонны? Выдают две путёвки, по 12 часов каждая, чтобы ГАИшники не наказали мол. Тахографы есть.

22 сентября 2020 18:29
Максим

Андрей-146, здравствуйте.

При вахтовом методе работы требования из рассмотренного в статье нормативного документа не являются обязательными.

Не исключено, что существует какой-то другой нормативный документ, относящийся к работу водителя вахтовым методом, но мне такой документ пока что не попадался.

Удачи на дорогах!

22 сентября 2020 18:31
Максим

Blech, здравствуйте.

Соберите побольше доказательств, относящихся к ситуации, (копии документов, подтверждающих нарушения) и обратитесь с жалобой в Федеральную службу по труду и занятости.

Удачи на дорогах!

30 сентября 2020 08:37
Константин-135

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, работаю на дежурном автобусе развозим смену, нас двое водителей, в день уходит примерно 6-7 часов управлением за рулём, можно ли работать по такому графику 2 через 2???

1 октября 2020 16:13
Максим

Константин-135, здравствуйте.

Распишите режим Вашего рабочего дня более подробно.

17 октября 2020 16:06
Михаил525

Здравствуйте, работаю каждый день на служебном автобусе с 7.00 до 10.30 и с 17.00 до 22.30. Управление автобусом, за рулем, нахожусь 5 часов в день. Имею я право работать каждый день в таком режиме?

19 октября 2020 19:04
Максим

Михаил525, здравствуйте.

Вы имеете в виду работу вообще без выходных?

20 октября 2020 08:14
Михаил525

Здравствуйте, работаю два через два. Первая смена с 7.00 до 10.00, вторая смена с18.00 до 22.00. Могу я работать в таком режиме согласно постановлению Правительства № 1733 от 20.12.2019г.

21 октября 2020 06:30
Михаил525

Максим, в один день два путевых листа, один с 7.00 до 10.00, второй с 18.00 до 22.00.Работа два через два.

22 октября 2020 19:47
Максим

Михаил525, при таком графике не соблюдаются:

1. Общая длительность рабочего дня. Она равна 15 часам, такое не допускается.

2. Длительность междусменного отдыха. Она равна 9 часам, а должна быть не меньше 12 часов.

Удачи на дорогах!

22 октября 2020 20:19
georoute

Максим, с другой стороны: Приказ 15 пункт 13

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части.

[...]

Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, [...] может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.

[...] Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Итого - если все документы (локальный нормативные акты, письменное согласие водителя, согласование с представительным органов водителя и тд) имеются и водитель действительно совершает регулярные рейсы, то такой режим работы укладывается в норму т.к.

* продолжительность смены уменьшается за счет разбиения рабочего дня на две части - минус 3 часа = 12

* рабочее время уменьшается на 3 часа + до 2х часов обеда - итого минус 5 часов. Для суммированного учета при работе 2 через 2 - в норме.

* продолжительно междусменного отдыха не нарушена т.к. можно сокращать до 9 с предоставлением отдыха от 48 часов после окончания след. смены (пункт 25) При работе 2 через 2 это условие тоже выполняется

22 октября 2020 21:07
Михаил525

Максим, Всё равно не понимаю, первая смена три часа - отдых до второй смены восемь часов. После второй смены которая четыре часа, отдых девять часов. Как же закон, что водитель должен отдыхать в два раза больше отработанного времени? Работа по заказу, не регулярные городские перевозки.

22 октября 2020 21:20
georoute

Михаил525,

Как же закон, что водитель должен отдыхать в два раза больше отработанного времени?
- это сильно упрощённая версия нормы для тех, кто работает по пятидневке или шестидневке. Для суммированного учета норма ежедневного отдыха - 12 часов (пункт 25 )

Однако, если вы

1 - работаете по суммированному учету

2 - на регулярном городском или пригородном

3 - автобусном маршруте

То:

продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом

при этом все это должно быть

... по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии - иным представительным органом работников.

Если какой-то из пунктов не соблюден - такой график противоречит нормам режима труда и отдыха. Или, говоря простым языком, такой график не является законным.

22 октября 2020 21:23
georoute

Работа по заказу, не регулярные городские перевозки.

Михаил525, почему-то изначально этого в сообщении не было (или я не увидел - прошу прощения).

В таком случае график противоречит нормам 15 приказа.

22 октября 2020 22:43
Михаил525

georoute, значит, так работать два на два нельзя?

26 октября 2020 18:40
Максим

georoute, изначально речь шла про служебный автобус. Для служебных автобусов деление рабочего времени на 2 части недоступно.

Михаил525, да, так работать нельзя. Допущенные нарушения я указал в сообщении выше.

Удачи на дорогах!

27 октября 2020 21:06
Михаил525

Максим, речь идёт об отдельных сменах ,после каждой смены отдых в два раза больше отработанного времени.

28 октября 2020 07:23
Рифат

Михаил525, добрый день.

Вы работаете по трудовому договору?

Вам оплачивают месячные нормочасы? Или оплата производится по факту отработанного времени?

28 октября 2020 08:21
Михаил525

Рифат, добрый день, оплата почасовая. Но у меня возник спор с работодателем т. к. требует работать через день, ссылаясь на Постановление правительства №1733. Мне надо доказывать, что я могу работать два через два (или не могу и он прав) и моя работа никак не относится к этому Постановлению Правительства.

28 октября 2020 15:28
Рифат

Михаил525, добрый день.

Работодатель может изменить график работы уведомив за два месяца об этом работника. Приказ о переводе на другой режим работы Вам должны дать на подпись. Если Вы не согласны с данным решением Вы можете обратиться в инспекцию по труду. Они назначат проверку о необходимости перевода Вас на такой график.

Работать по такому графику законодательство позволяет.

28 октября 2020 15:41
Михаил525

Рифат, спасибо!!!

3 декабря 2020 00:18
Максим-257

Правила утрачивают силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742. Вы не знаете, какой документ будет действовать взамен этого приказа?

Есть ли ограничения по переходу на суммированный учет рабочего времени? Какие ограничения по часам (до 10 в сутки и прочее) понятно. Если условиям производства невозможно установить обычный график и представитель органа работников согласен, этого является достаточным для перехода на суммированный учет рабочего времени?

Хотелось бы услышать Ваше мнение, как на практике это можно реализовать. Требуется каким-то особенным образом кодировать томографы для такого режима?

Если сотрудник ГИБДД остановит водителя и увидит на основании личной карты учёта, что длительность смены превышает 8 часов. Как доказать, что используется суммированный учет рабочего времени? Возить с собой копию приказа? Какая-то судебная практика есть на этот счёт?

Заранее спасибо за помощь.

4 декабря 2020 15:14
Максим

Максим-257:

1. Документ, который придет на замену, пока что не известен. Как только он появится, на ПДД Мастер будет опубликована дополнительная статья с информацией о нововведениях.

2. Для перехода на суммированный учет рабочего времени работодатель должен издать соответствующий приказ.

3. По поводу настройки тахографов подсказать не могу. Если у Вас уже есть тахографы, изучите документацию к ним.

4. Водителю можно выдать копию приказа работодателя о переходе на суммированный учет.

Удачи на дорогах!

21 декабря 2020 10:34
света-11

Добрый день! Помогите разобраться. У нас работают водители легковых автомобилей. У них ненормированный рабочий день. Согласно ст.110 время еженедельного отдыха должно быть не менее 42 часов. Но так как штат небольшой с их письменного согласия они привлекаются по субботам за двойную оплату. Соответственно 110 статья нарушается. Законны ли наши действия по привлечению в выходные дни с двойной оплатой

21 декабря 2020 19:19
Андрей-277

Вот как такое можно было написать в новом приказе "19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха." Не позднее чего начала или конца. А вот РТО нормального человека "Период еженедельного отдыха должен начинаться не позже конца шести 24-х часовых периодов с окончания предыдущего периода еженедельного отдыха."

23 декабря 2020 15:32
Максим

света-11, здравствуйте.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха (далее - еженедельный отдых) предоставляются на общих основаниях.

...

19. Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен. Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

Если вопрос именно про отдых, то: Допустим, Вы привлекаете водителя к работе с 8:00 до 17:00 в субботу. С 17:00 субботы до 8:00 понедельника он отдыхает. Это 39 часов, то есть организация остается "должна водителю 6 часов отдыха.

На следующей неделе в выходной водитель не работает, то есть отдыхает с 17:00 пятницы, до 8:00 понедельника. Это 63 часа (из них 45 часов можно рассматривать как еженедельный отдых текущей недели, а оставшиеся часы - как компенсацию за предшествующую неделю). При таком расчете режим труда и отдыха не нарушается.

Однако кроме этого нужно учитывать, что количество и продолжительность рабочих смен устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (40 часов).

Удачи на дорогах!

23 декабря 2020 15:43
Максим

Андрей-277, судя по формулировке имеется в виду, что если отдых начнется во время шестого суточного периода, то это не будет нарушением. А если во время седьмого, то будет иметь место нарушение.

Удачи на дорогах!

4 января 2021 20:39
Андрей-277

В тахографе СКЗИ сейчас установлено: Максимальное время вождения 4 часа, а минимальный отдых 15 мин. Время вождения поменял на 4 часа 30 мин. А вот какое минимальное время отдыха менять на 45 минут или оставить 15 минут

8 января 2021 17:47
Максим

Андрей-277, к сожалению, я не знаю, на что именно влияют указанные настройки тахографа, так что не могу подсказать, какие значения лучше установить.

Удачи на дорогах!

19 января 2021 18:24
Николай1

Доброго времени суток! С 31 декабря 2020 года начал работать водителем, автомобиль не останавливается практически, возим мобильную охрану ПАО ГАЗПРОМ работаем в двоем по 12 часов в сутки без выходных. Что за это грозит руководителю и можно ли добиться выплаты на переработку? Организация частная.

19 января 2021 20:19
Рифат

Николай1, добрый день.

Можете продолжать работать в таком режиме либо напишите жалобу в инспекцию по труду и ищите другую работу.

25 января 2021 12:49
Максим

Николай1, штраф за нарушение труда и отдыха для должностного лица - 7 000 - 10 000 рублей.

Вопрос по поводу выплат имеет смысл обсудить с руководителем организации. В данном случае не понятно, какие условия и какие выплаты предусмотрены Вашим трудовым договором.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий
В настоящее время комментарии и вопросы по статьям принимаются на форуме ПДД клуб.
Если Вы хотите задать вопрос или просто поделиться своим мнением, то обязательно зарегистрируйтесь на форуме и сделайте это.