На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Самосвал с тахографом

Добрый день, уважаемый читатель.

Тахограф - специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель - предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов - приказ министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", приложение №2 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами".

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Грузовики тяжелее 3,5 тонн.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы:

  • Троллейбусы;
  • Автомобили, осуществляющие международные перевозки и оборудованные тахографами "Европейского образца";
  • Военные транспортные средства;
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (полиции, ФСБ, ФСИН и т.д);
  • Автомобили, зарегистрированные в гостехнадзоре (трактора и самоходные машины);
  • Автомобили старше 30 лет, не предназначенные для коммерческих перевозок (в отношении которых не уплачивается утилизационный сбор);
  • Учебные автомобили, не используемые для коммерческих перевозок;
  • Автомобили, проходящие дорожные испытания.

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

  • Автобетононасосы;
  • Автобенотосмесители;
  • Автогудронаторы;
  • Автокраны;
  • Автомобили скорой помощи;
  • Эвакуаторы;
  • Пожарные автомобили;
  • Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог;
  • Автомобили для обслуживания нефтяных и газовых скважин;
  • Автомобили инкассации (для перевозки денег и ценных грузов);
  • Транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами;
  • Медицинские комплексы на шасси транспортных средств;
  • Автолавки;
  • Автобусы для ритуальных услуг;
  • Автомобили-дома;
  • Бронированные транспортные средства;
  • Специализированные транспортные средства (специально оборудованные молоковозы, скотовозы, машины для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений);
  • Грузовики категории С, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов);
  • Специальные транспортные средства;
  • Передвижные лаборатории и мастерские;
  • Передвижные телевизионные студии.

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, - это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон "О БДД" добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
...
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 - 5 000 рублей - для водителя.
  • 7 000 - 10 000 рублей - для должностного лица.
  • 15 000 - 25 000 - для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 - 50 000 - для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2019 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2019 или 2020 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, напишите их в комментариях.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 25 декабря 2019
Читать все комментарии
28 января 2020 21:35
Рифат

Юрий-221,

Добрый вечер.

Вам надо уточнить в ГИБДД, попадает ли Ваш автомобиль в список исключений как: ...транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог,...

Если нет - то тахограф необходим.

29 января 2020 19:33
Александр-917

Здравствуйте. Прокомментируйте пожалуйста и если нужно внесите изменения в статью, Приказ Минтранса РФ от 15.10.2019 N 339.

29 января 2020 21:13
Рифат

Александр-917,

Добрый вечер.

Приказ Минтранса № 339 от 15.10.2019 года вносит корректировки по срокам установки тахографов. В данной теме рассматриваются т/с на которые не надо устанавливать тахографы.

29 января 2020 22:52
Максим

Александр-917, здравствуйте.

Текст статьи написан с учетом новых требований из интересующего Вас нормативного документа.

Удачи на дорогах!

18 февраля 2020 10:20
Сергей-871

Добрый день. Я имею в собственности м/грузовик категории "С" т. е. разрешенной массой более 3,5 Т. Коммерческими перевозками не занимаюсь, использую авто исключительно в личных целях. Необходимо ли мне установить тахограф?

18 февраля 2020 15:06
Рифат

Сергей-871,

Добрый день.

Если т/с не попадает в список исключений то надо.

Вне зависимости от принадлежности.

19 февраля 2020 10:15
Сергей-871

Тахограф это ведь прибор учёта времени работы и отдыха, я ведь на своём грузовике не работаю, а использую в личных целях.

19 февраля 2020 18:13
Алексей-71

Тахограф это ведь прибор учёта времени работы и отдыха, я ведь на своём грузовике не работаю, а использую в личных целях.

Сергей-871, увы, последняя редакция приказа Минтранса причесала всех под одну гребёнку.

Теперь или молча ставить тахограф, или ставить свой автомобиль к забору, или создавать прецедент - подавать в суд на Минтранс.

Я тоже с этим категорически не согласен - тахограф если и нужен, то только на грузовики занятые в коммерции, т.е. эксплуатируются для извлечении прибыли.

Нынче имея "топор" - плати налог! И не важно, для своей ты печки дрова рубишь, чтобы согреться и приготовить обед или ходишь по дворам

и посредством своего "топора" зарабатываешь себе на жизнь.

20 февраля 2020 07:15
Сергей-871

Почему бы не создать такой прецедент и не подать в суд, вы юристы вам и карты в руки. Я нахожусь в глубинке (Амужская область) и не представляю, что предпринять. В наше мин транс я уже обращение подал. Этот вопрос необходимо решать на высшем уровне, может внесут исключение для сельских жителей, где без грузовика затруднительно.

20 февраля 2020 10:28
Алексей-71

Почему бы не создать такой прецедент и не подать в суд, вы юристы вам и карты в руки.

Лично я не юрист, а такой же пострадавший, как и Вы.

Я нахожусь в глубинке (Амужская область) и не представляю, что предпринять. В наше мин транс я уже обращение подал.

Когда возникла проблема с переоборудованием джипов, прецедент создали именно где-то в Ваших краях. Кажется в Сахалинской области.

Так что Вам и флаг в руки

Этот вопрос необходимо решать на высшем уровне, может внесут исключение для сельских жителей, где без грузовика затруднительно.

Решать на высшем уровне - это верно, а вот создавать прецедент нужно в глубинке. Здесь народ инертный, а положение чиновников очень фундаментальное.

На периферии чиновник больше прислушивается к своему электорату.

29 февраля 2020 03:27
Гайк

Добрый день. скажите пожалуйста, если грузовик меньше 3,5 т, то нужно ли на него устанавливать тахограф?

29 февраля 2020 10:48
Рифат

Гайк,

Добрый день.

Если максимально допустимая масса не превышает 3,5 тонн - тахограф не нужен.

9 марта 2020 08:01
Андрей-536

У меня машина тайота хино год выпуска 1990 масса без нагрузки 2500, разрешенная максимальная масса 5350 экологический класс не установлен. Я не ИП, занимаюсь доставкой всего в пределах одной области (пиломатериалы, мебель, продукты), использую автомобиль в личных целях. Вопрос: нужно ли мне устанавливать тахограф на машину?

9 марта 2020 12:32
agrael09

Андрей-536, тахограф нужен

9 марта 2020 14:46
Рифат

Андрей-536,

Добрый день.

Закон обязывает установку тахографа на т/с без разделения на коммерческий и личный транспорт. Исключения приведены отдельном списком.

9 марта 2020 15:39
Вадим-100

Здравствуйте! У меня мицубиси кантер,1995 г.в ,категория С в личном пользование . Нужно ставить тахограф? если автомобиль не предназначен для электроники ? чтобы поставить тахограф нужно поменять всю торпеду на электронную, а таких торпед нет на такие года!! Как быть и что делать дальше??

9 марта 2020 15:43
Рифат

Вадим-100,

Добрый день.

Без установки тахографа Вы не сможете эксплуатировать Ваш авто. Так же не сможете пройти техосмотр, получить диагностическую карту, оформить полис ОСАГО.

10 марта 2020 15:14
Андрей-536

Добрый вечер! Тахограф нужен, несмотря на то что машине 30 лет?

10 марта 2020 15:32
Алексей-71

Андрей-536, вот выписка из "Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36"

С изменениями и дополнениями от: 17 декабря 2013 г., 28 января 2016 г., 20 февраля, 26 июля 2017 г., 30 января 2018 г., 15 октября 2019 г.

Приложение N 2

***********************

за исключением:

... транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"*(3) не уплачивается;

Т.е. если к примеру у Вас 30-ти летний ЗИЛ с кузовом борт или самосвал, то под исключение Вы не подпадаете - обязаны ставить тахограф.

16 марта 2020 12:37
Александр-944

Добрый день. У меня автомобиль Камаз оборудован краном манипулятором Тадано. Используется в личных целях, нужен ли тахограф или авто можно считать автокраном?

Спасибо.

16 марта 2020 22:31
Максим

Александр-944, здравствуйте.

Все зависит от того, что указано в документах автомобиля (ПТС и свидетельстве о регистрации). Если написано "автокран", то тахограф не нужен.

Но в Вашем случае там скорее всего написано "манипулятор", а манипуляторы в список исключений в 2020 году не входят.

Удачи на дорогах!

24 марта 2020 12:11
Михаил-256

Добрый день. Я владелец автобуса ПАЗ, который переделан в автолавку, но по птс автобус. Эксплуатируется 4-5 раз в неделю, для выезда на торговую точку, среднее время в пути 1-2 часа, остальное время он просто стоит в гараже.

Нужно ли мне устанавливать тахограф?

24 марта 2020 23:32
Максим

Михаил-256, здравствуйте.

В данном случае требуется тахограф.

Альтернативный вариант - переоформить документы на автобус. Если там будет указано, что у Вас автолавка, то тахограф не потребуется.

Удачи на дорогах!

7 апреля 2020 17:42
Василий-103

Добрый день. У меня ЗИЛ 4331 фургон . Перевожу пасеку. Мне нужно установить тахограф ?.

7 апреля 2020 18:44
Рифат

Василий-103, добрый вечер.

Если у Вас простой грузовой автомобиль более 3,5 тонн то нужен.

14 апреля 2020 00:33
Владимир-421

Нужно ли устанавливать тахограф на автомобиль "Урал" 1988 года выпуска с механическим приводом спидометра и гидроманипулятор ом для погрузки леса?

14 апреля 2020 15:59
Максим

Владимир-421, если с года выпуска прошло 30 и более лет, грузовик не предназначен для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеет оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранен или отреставрирован до оригинального состояния, то в отношении него утилизационный сбор не уплачивается. И тахограф на такой грузовик не требуется.

Удачи на дорогах!

21 апреля 2020 09:17
Андрей-547

Нужно ли устанавливать тахограф на автомобиль, если наименование тс специализированный прочее и категория тс c/n3, а особые отметки Буровая установка урб 2а2. Проще: Камаз с буровой установкой зарегестрированный на юр лице.

23 апреля 2020 00:06
Дмитрий1984

Добрый день!У меня 2 автомобиля категории N1 общей массой до 3500кг и прицеп 2500кг, один автомобиль - эвакуатор(по документам "грузовой бортовой")оформлен на физ лицо,второй - фургон и прицеп оформлены на юр. лицо, на обоих т.с. регулярно езжу за границу и вожу грузы в коммерческих целях,правомерны ли требования сотрудников ГИБДД и таможни об установке тахографа в случаях,если я еду с прицепом и общая масса у меня равна 6000кг?И скиньте пожалуйста ссылку на документ, который разьясняет данную ситуацию?

23 апреля 2020 08:30
Алексей-71

Категория N1 вообще не подпадает под закон о тахографах.

Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36"

Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (с изменениями и дополнениями)

Смотрите Приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019г. (сюда не вкладывается по весу)

29 апреля 2020 15:03
Максим

Андрей-547, по поводу специализированных транспортных средств в приложении 2 говорится следующее:

за исключением:

...

автобетононасосов, автобетоносмесителей, автогудронаторов, автокранов, автомобилей скорой медицинской помощи, автоэвакуаторов, пожарных автомобилей, транспортных средств для коммунального хозяйства и содержания дорог, транспортных средств для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортных средств для перевозки денежной выручки и ценных грузов, транспортных средств, оснащенных подъемниками с рабочими платформами, медицинских комплексов на шасси транспортных средств, автолавок, автобусов для ритуальных услуг, автомобилей-домов, бронированных транспортных средств, специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств, передвижных лабораторий и мастерских, передвижных репортажных телевизионных студий;

То есть указанный Вами автомобиль отсутствует в списке, указанном в скобках. Также его нет и основном списке исключений. По умолчанию тахограф нужен.

Удачи на дорогах!

29 апреля 2020 15:05
Максим

Дмитрий1984, здравствуйте.

На автомобили категории N1 требование об установке тахографов не распространяется. Установка тахографа требуется для грузовиков категорий N2 и N3. Прицеп при этом никакого влияния на ситуацию не оказывает.

Удачи на дорогах!

6 мая 2020 13:58
Светлана-186

Добрый день!

На физ.лицо зарегистрировано транспортное средство Хино Дутро, масса без нагрузки 3770.

Данное ТС попадает в список исключений: оснащенных подъемниками с рабочими платформами.

Получается из вышесказанного,что таxограф не нужен на данное ТС?!

6 мая 2020 15:07
Максим

Светлана-186, здравствуйте.

Автомобиль попадает в список исключений, тахограф для него не требуется.

Удачи на дорогах!

14 мая 2020 21:05
Сергей-912

В личном пользовании Исузу-елф 1997г. правый руль,РЭФ.Вес 2710кг,полная 4850кг.Использую для личных целей.Нужен Тахограф?

15 мая 2020 06:20
Рифат

Сергей-912, добрый день.

Да, нужен в независимости от формы собственности.

21 мая 2020 15:22
Максим

Сергей-912, в дополнение рекомендую Вами изучить сроки установки тахографов для личных грузовиков массой от 3,5 до 12 тонн.

Они зависят от экологического класса. До 1 декабря 2020 года отсутствие тахографа на таком грузовике нарушением не является.

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий
В настоящее время комментарии и вопросы по статьям принимаются на форуме ПДД клуб.
Если Вы хотите задать вопрос или просто поделиться своим мнением, то обязательно зарегистрируйтесь на форуме и сделайте это.