Версия для печати

Помеха справа и ПДД. Что к чему? Одновременное перестроение.

Помеха справа

Добрый день, уважаемые читатели. Все водители и даже многие неводители слышали о том, что на дороге действует так называемое правило "помехи справа".

Причем каждый трактует это правило по своему. Например, многие считают, что нужно уступать дорогу всем автомобилям приближающимся справа не зависимо от других условий, что, конечно же, в корне не верно.

В этой статье разберемся в том, что же такое на самом деле "помеха справа".

Правило "помехи справа" применяется в двух ситуациях: при одновременном перестроении и при движении на нерегулируемых перекрестках или в других местах, где очередность проезда не оговорена правилами. По сути, правило "помехи справа" это последнее (а не первое) правило, которое нужно применять на дороге. Последнее не в том смысле, что его не нужно знать, а в том, что применяется оно после других правил.

Кстати, такого понятия, как "помеха справа" в правилах дорожного движения вообще нет.

Одновременное перестроение

В правилах дорожного движения про перестроение говориться следующее:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Рассмотрим все по порядку, т.к. случаев перестроения может быть множество.

1. Вы едете по своей полосе, а автомобиль перестраивается с соседней полосы. Уступать ему Вы не обязаны, не зависимо от того, движется автомобиль справа от Вас или слева. Можете сделать это только по собственному желанию. Правило "помехи справа" не действует.

2. Вы хотите перестроиться на соседнюю полосу. Другие автомобили не перестраиваются. В этом случае придется подождать, пока автомобили на соседней полосе не закончатся. Правило "помехи справа" не действует.

3. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится слева от Вас. Автомобиль на левой полосе также выполняет перестроение. По правилам дорожного движения автомобиль должен уступить Вам дорогу, причем это не зависит от того, куда перестраивается он. Действует правило "помехи справа". Хотя в данной ситуации Вы имеете преимущество, ломиться на левую полосу с криком "Ура! Правило помехи справа действует" не стоит. Лучше немного подождать и убедиться, что дорогу Вам действительно уступают.

4. Вы перестраиваетесь на полосу, которая находится справа от Вас. Автомобиль на правой полосе выполняет перестроение. В этом случае дорогу должны уступить Вы. Действует правило "помехи справа".

Обобщенные правила перестроения

На основе всего вышесказанного можно получить обобщенные правила перестроения:

1. Если я не перестраиваюсь, то и уступать никому не должен.

2. Если я перестраиваюсь направо, то уступить дорогу должен всем.

3. Если я перестраиваюсь налево, то меня должны пропустить (могут и не пропустить) только те, кто перестраивается одновременно со мной.

В следующей статье разберем применение правила "помехи справа" в прочих ситуациях. Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 27 января 2012

13 июля 2014 19:03
серж-1

прокомментируйте ситуации на видео . кто должен был уступить ?

14 июля 2014 16:16
серж-1

14 июля 2014 20:51
wowick

Последняя версия ПДД для велосипедистов, придумана @@@!!! Согласно ним велосипедист вообще не может никуда ехать!!! Остается надеяться на чудо!!!

АДМ: Слишком много ненужного!

15 июля 2014 14:33
Максим

На мой взгляд, перестроение было одновременным. Уступить должен был водитель автомобиля:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

17 июля 2014 11:09
Serpiph

Максим, здесь неправ велосипедист, так как вместо того, чтобы ехать по проезжей части, выехал сначала на полосу разгона/торможения (как я понял по разметке), а потом на обочину.

ПДД:

24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:

по правому краю проезжей части - в следующих случаях:

- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;

...

- по обочине - в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;

...

11 сентября 2014 11:04
Александр-52

Добрый день, уважаемые.

Помогите, пожалуйста, разобраться в ДТП:

Я ехал по левой полосе попутного направления(2 полосы встречного и 2 полосы попутного направления). После искусственной неровности я начал набирать скорость(где-то до 25-30 км/ч), а в это время с правой полосы легковой автомобиль метрах в 10 спереди включил левый поворотник и начал перестраиваться на мою полосу. в то время, когда я с ним сблизился, он заехал на мою полосу лишь левыми колёсами и остановился, не выключая поворотники. Чтоб избежать столкновения, я принял левее, начиная снижать скорость (до полосы встречного движения места было достаточно). Подумав, что он всё же посмотрел в зеркало заднего вида и уступает мне дорогу, я продолжил его медленно обходить(чтоб не прибегать к экстренному торможению). В это время он резко начал заходить в поворот налево на перекрестке и получил удар в левое переднее крыло моим бампером и правым передним крылом.

Подскажите, пожалуйста, кто прав в данной ситуации (по моему мнению-я).

12 сентября 2014 12:27
Serpiph

Добрый день, уважаемые.

Помогите, пожалуйста, разобраться в ДТП:

Я ехал по левой полосе попутного направления(2 полосы встречного и 2 полосы попутного направления). После искусственной неровности я начал набирать скорость(где-то до 25-30 км/ч), а в это время с правой полосы легковой автомобиль метрах в 10 спереди включил левый поворотник и начал перестраиваться на мою полосу. в то время, когда я с ним сблизился, он заехал на мою полосу лишь левыми колёсами и остановился, не выключая поворотники. Чтоб избежать столкновения, я принял левее, начиная снижать скорость (до полосы встречного движения места было достаточно). Подумав, что он всё же посмотрел в зеркало заднего вида и уступает мне дорогу, я продолжил его медленно обходить(чтоб не прибегать к экстренному торможению). В это время он резко начал заходить в поворот налево на перекрестке и получил удар в левое переднее крыло моим бампером и правым передним крылом.

Подскажите, пожалуйста, кто прав в данной ситуации (по моему мнению-я).

Вы правы однозначно, так как другой водитель должен был перестроиться сначала на левую полосу и уж потом делать поворот налево.

13 октября 2014 16:57
Дима-2

Я еду в большом посёлке городского типа по дороге поворачиваю налево слева находится магаз оттуда выезжает машина прямо с другой стороны должен ли я уступить ему хотя он тупо выезжает с обочины а я с асфальта поворачиваю на ту територию возле магазина кто прав первый такой случай у меня

15 октября 2014 18:18
Максим

Дима, ситуация регламентирована пунктом 8.3 ПДД:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Выезжающий от магазина автомобиль должен уступить дорогу.

4 ноября 2014 21:24
Игорь-6

Доброе время суток!!

Чуть не стал участником ДТП и хотелось для себя прояснить кто виноват был бы, если бы оно случилось.

Значит так.

Стою на светофоре Х образного перекрестка, никого нет на нем кроме меня, совершаю поворот направо на разрешающий сигнал светофора, корректно занимаю среднюю полосу (дорога, 3 полосы моего направления, 2 обратного), еду метров 460 (в яндекс картах линейкой измерил) до следующего Т образного не регулируемого перекрестка, никого нет, еду прямо еще метров 150, смотрю в левое зеркало, машина следом едет, еще не пересекла тот Т образный перекресток, делаю вывод, еще далеко (моя скорость в среднем 55 км/ч, не сильно тороплюсь, до дому меньше километра пути), подаю сигналы левого поворота дабы перестроиться, но не тороплюсь перестраиваться, 1-2 секунды и начинаю маневр, при этом уже гляжу вперед так как улица слабо освещена была в ту ночь, люди перебегать дорогу любят где попало, следи да следи. И как только я начинаю маневр, мимо меня на скорости раза в два выше моей по впечатлениям, может больше пролетел тот авто, что еще пару секунд был за Т образным перекрестком, по его траектории уже видно было, что он выехал на встречную полосу пересекая двойную сплошную половиной кузова, пытаясь избежать столкновения, все прошло на расстоянии от метра до полутора между машинами. Потом его понесло вправо, там он по тормозам, за ним след от резины, потом он очухавшись между крайней правой и средней полосой, продолжил движение.

Я толком и понять ничего не успел, даже по тормозам не нажимал, так как когда он мимо меня пролетел между нами уже было большое расстояние и тормозить было ни к чему, я выполнил перестроение и ушел налево на следующем Х образном перекрестке как и планировал.

Кто виноват был бы?

4 ноября 2014 23:21
Максим

Здравствуйте, Игорь.

Судя по описанию:

а) Вы нарушили пункт 8.4 ПДД:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

б) Водитель второго автомобиля нарушил пункт 10.2 ПДД:

10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Но факт превышения скорости другим автомобилем Вам пришлось бы доказывать, а это не всегда удается.

Т.е. Ваша вина была бы от 50 до 100 процентов. Вина другого водителя от 50 до 0 процентов. В зависимости от решения судьи.

Рекомендую на практике следить за автомобилями, движущимися с превышением скорости (их достаточно хорошо видно в зеркала заднего вида, особенно в центральное) и избегать пересечения траектории движения с ними.

Удачи на дорогах!

5 ноября 2014 06:42
wowick

А я рекомендую ВСЕГДА НЕПОСРЕДСТВЕННО перед началом маневра ЕЩЕ РАЗ глянуть в зеркала с той стороны куда собираетесь поворачивать!

22 декабря 2014 21:59
Сергей-62

Здравствуйте! На дороге с односторонним движением с 3 полосами движения я еду в крайней правой полосе и перестраиваюсь в среднюю. Двигающийся параллельно со мной автомобиль из крайней левой полосы также перестраивается в среднюю полосу.

Подскажите пожалуйста, действует ли в этом случает правило "помеха справа"? Заранее спасибо за ответ

23 декабря 2014 00:24
servit

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

И не важно, меняетесь Вы полосами или перестраиваетесь на одну полосу (как в Вашем случае).

18 мая 2015 18:21
Михаил-24

Доброго времени суток! Подскажите пожалуйста: поднимался на эстакаду по пробке во втором ряду. Поднявшись на эстакаду, занял место в правом ряду, а водитель из первого ряда в процессе движения начал, вытесняя меня по внутреннему радиусу, вклиниваться между мной и впереди идущей машиной, тем самым сдвигая меня влево. Я, пока мог, двигался, а потом получилось так, что он всё-таки притер мою машину. Кто же виноват в данной ситуации!? Ведь если я уже находился на дороге, а не на съезде, я не обязан ему уступать!?

Модератор: без знаков препинания совершенно нечитаемо!

19 мая 2015 00:12
servit

Конечно Вы правы и имели преимущество.

ПДД:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Реальность:

В пробках действует правило хорошего тона. Пропусти того, кому по ПДД выехать практически невозможно, завтра пропустят тебя. И когда Вас пропустили, отблагодари пропустившего – поморгай «аварийкой»!

25 июля 2015 14:16
Sett

К сожалению не приведено случая, когда 2 полосы превращаются (сужение) в 1. Причем, если стоит знак сужения, который показывает какая из полос сужается - тут понятно. А если знака нет? А если ещё и дорога заворачивает (не прямая), то определить кто смещается вообще невозможно?

25 июля 2015 17:37
sclar

Насчёт ролика.

Я обычно (я езжу на велосипеде) в подобных ситуациях обкладываю таких водил матом. А если есть возможность чем нибудь долбануть, то использую.

27 июля 2015 21:45
servit

Если сильно долбануть, то это уже УК, до 2х лет!

31 июля 2015 09:48
Serpiph

К сожалению не приведено случая, когда 2 полосы превращаются (сужение) в 1. Причем, если стоит знак сужения, который показывает какая из полос сужается - тут понятно. А если знака нет? А если ещё и дорога заворачивает (не прямая), то определить кто смещается вообще невозможно?

В спорных случаях лучше примените правило правой руки.

1 июня 2016 20:52
Neat

У меня был такой случай. Две полсы, правая через несколько метров уходит направо, левая прямо. По левой едет впереди меня машина, параллельно меня никого, и чуть дальше на левой полосе мотоциклист. Я показываю поворот налево, начинаю перестраиваться в левый ряд, мотоциклист поддаёт газа и оказывается параллельно мне (около задней двери) с левой стороны, и оказывается недовольным. Кто прав?

3 июня 2016 12:27
Максим

Neat, в случае ДТП виновником признали бы Вас.

Пункт 8.4 ПДД:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария