ДТП при одновременном перестроении из одной полосы
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрена типичная ситуация: дорожно-транспортное происшествие при одновременном перестроении автомобилей из одной полосы.
Однако не смотря на популярность такого типа аварий, далеко не все водители понимают, кто в итоге окажется виновным и оплатит ремонт чужого автомобиля.
Рассмотрим ситуацию подробнее.
Одновременное перестроение из одной полосы
Разберем типичную ситуацию, в которой на практике может понадобиться одновременное перестроение автомобилей из одной полосы:
По традиции наш автомобиль синего цвета, автомобиль второго участника ДТП - черного.
Первоначально все автомобили движутся в левой полосе в одном направлении, однако водитель белого автомобиля принимает решение повернуть налево и останавливается на проезжей части. Поскольку движение прямо больше невозможно, водители синего и черного автомобилей принимают решение об одновременном перестроении направо.
Замечание: На практике намного безопаснее подождать пока белый автомобиль освободит проезжую часть, а не выполнять перестроение. Однако данный совет применим не всегда. Например, если синий и черный автомобиль уперлись в очередь из 50 - 100 автомобилей, ожидание может занять значительное время, поэтому целесообразно перестроиться в соседнюю полосу.
Идеальная траектория одновременного перестроения
Рассмотрим идеальное одновременное перестроение:
В идеальной ситуации синий и черный автомобиль перестраиваются полностью одновременно и продолжают движение по новой полосе в том же порядке:
При этом если возникнет дорожно-транспортное происшествие, его виновником окажется водитель черного автомобиля (пункт 10.1 ПДД).
Многие отечественные водители держат у себя в голове именно такое развитие событий, забывая про тот факт, что идеальных условий перестроения на практике не бывает.
Одновременное перестроение из одной полосы на практике
На практике ситуация осложняется тем, что по соседней полосе также движутся транспортные средства, которым нужно уступить дорогу:
В средней полосе изображены красные микроавтобусы, которые не дают водителю перестроиться. Водители черного и синего автомобилей должны ожидать момента, когда мимо проедут все красные автомобили (образуется окно, достаточно для перестроения).
Однако красные автомобили сначала проезжают мимо черного автомобиля, поэтому именно его водитель первым заметит свободное пространство.
На практике водитель черного автомобиля первым приступает к маневру:
Отмечу, что водитель синего автомобиля также замечает свободное пространство, однако приступает к маневру чуть-чуть позже (возможно, на доли секунды).
Однако к тому моменту, когда синий автомобиль начинает перестроение, черный уже находится в соседней полосе:
А при подобном развитии событий виновником ДТП является водитель синего автомобиля (пункт 8.4 ПДД):
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Таким образом, виновником ДТП оказывается автомобиль, который первоначально был на дороге "первым".
В этой статье рассматривается пример из двух автомобилей (черного и синего), однако на практике может образоваться очередь из десятков автомобилей, желающих одновременно перестроиться из одной полосы. В данном случае первым возможность для перестроения получит автомобиль, стоящий в очереди последним. Соответственно, самым последним сможет перестроиться автомобиль, стоящий в ряду "первым".
Может показаться, что это противоречит здравому смыслу (первыми проезжают автомобили, стоящие на дороге первыми), однако с точки зрения ПДД одновременное перестроение из одной полосы должно выполняться именно так.
Еще раз хочу подчеркнуть, что описанная ситуация типична для российских дорог, однако не всем водителям удается предсказать ее заранее. Так что если Вам с первого раза что-то оказалось непонятным, еще раз внимательно рассмотрите картинки выше. Если вопросы все равно остаются, задайте их в комментариях.
Удачи на дорогах!
Почему вы называете среднюю (вторую) полосу правой?
И на картинках очень поздно нарисовано перестроение, без дистанции на левом руле нет обзора на средний ряд.
"На практике водитель черного автомобиля первым приступает к маневру:"
только в случае, когда левый ряд уже движется медленнее среднего, иначе наоборот, синий опережает автобусы и встает перед ними первый.
"водитель синего автомобиля также замечает свободное пространство, однако приступает к маневру чуть-чуть позже (возможно, на доли секунды). Однако к тому моменту, когда синий автомобиль начинает перестроение, черный уже находится в соседней полосе:"
в какой момент считается, что чёрный автомобиль уже закончил манёвр и тем самым получил преимущество? например левые колёса ещё в левой полосе и тут происходит дтп с синим. я именно этот момент искал в статье... но не нашёл
Почему вы называете среднюю (вторую) полосу правой?
Согласен с Вами, изменения внесены в статью.
В статье написано, что белые автомобили стоят, т.е. левый ряд по определению не может двигаться быстрее среднего. Он стоит.
Маневр закончен после того, как автомобиль оказался в "новой" полосе полностью.
Если оба автомобиля перестраиваются, то преимущество имеет автомобиль, находящийся справа (пункт 8.4 ПДД). Если черный въедет в заднюю часть синего, то виноват будет он.
Удачи на дорогах!
В указанной ситуации не рассмотрен момент с поворотниками. Он не имеет значение? Перед тем как перестроиться обе машины должны включить поворотники. Если поворотники у синей машины включены до того, как черная машина начала перестроение, то кто имеет приоритет? Имеет ли значение, если синяя машина включила поворотники позже, чем черная на пару секунд, но до того, как черная начала маневр?
Разве включение поворотников даёт кому-либо преимущество? В ПДД об этом вроде бы чётко написано.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
как правильно перестраиваться с 2 х полосной дороги в однополосную
Лариса, опишите ситуацию подробнее либо приложите схему указанного участка дороги.
"Если оба автомобиля перестраиваются, то преимущество имеет автомобиль, находящийся справа (пункт 8.4 ПДД). Если черный въедет в заднюю часть синего, то виноват будет он."
Так, а если у чёрного скорость выше и он в процессе маневра врезается в правый бок медленнее перестраивающегося синего? А если синий начал маневр первым? Можно ли предположить здесь вину синего?
Илья-97, если оба автомобиля перестраиваются одновременно, то уступить дорогу должен левый автомобиль. То есть виноват синий.
Если черный автомобиль ехал быстрее и уже перестроился, а синий еще перестраивается, то в ДТП опять же будет виноват синий.
То, что водитель начал перестроение первым, не дает ему никакого преимущества.
Удачи на дорогах!
В аналогичной ситуации без помехи на целевой полосе часто законопослушным водителям, которые (по правилам!!!), показав при перестроении поворотник заблаговременно, вынуждены уступать другому участнику движения только потому, что тот перестроился без излишеств в виде поворотника, тупо резко нажав на газ и/или крутанув руль, подвергнув всех опасности. А при столкновении будет виноват законопослушный, даже если задний видеорегистратор снимет отсутствие поворотника гонщика.
Саня-8, крик души понятен, но в интенсивном городском движении действует правило - кто первым встал того и тапки - чуть зазевался и у тебя перед носом заняли "твое" парковочное место перед магазином. Создал "безопасную дистанцию" - в неё тут же кто-то встал. То, что Вы включили поворотник, просто информирует других о том, что Вы собрались делать в ближайшем будущем. Ждать, когда Вы все задуманное реализуете никто не обязан (за исключением запрета на начало обгона, если впереди едущий показал левый поворотник). Тут только можно на вежливость и деликатность рассчитывать. Лично я в таких случаях не лезу поперёд батьки с поворотником.
Тут только можно на вежливость и деликатность рассчитывать.
Чтобы на это расчитывать - надо самому быть вежливым и деликатным, прежде всего.
А если такая же ситуация, только с крайним правым рядом и тоже перестраиваются в среднюю полосу? И также как спрашивали выше, если у чёрного скорость выше и он в процессе маневра врезается в правый бок медленнее перестраивающегося синего
Карина-16,
Перестроение - это маневр.
И среди прочих пунктов ПДД в обязательном порядке должен выполняться, в частности, - пункт 8.1, согласно которому
При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения ...
При выполнении черным маневра перестроения прямо в борт синего опасность для движения в определении ПДД очевидным образом создается.
"Опасность для движения" - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
Причем эта опасность им в нарушение 1.5 была создана ещё когда он ехал позади синего с более высокой скоростью, и по 10.1 он уже обязан был снизить скорость (минимум до скорости синего).
А далее в руках черного полный спектр возможностей выполнить 8.1, а заодно и 1.5, согласно которому
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Как вариант - снизить скорость до уровня впереди едущего синего и одновременно с ним, сохраняя безопасную дистанцию, перестроиться.
Причем не надо путать данную ситуацию с очень похожей - черный уже наполовину перестроился, а только потом "синий тормоз" начал свое перестроение. Там уже опасность будет создавать синий.