Статья с сайта PDDMASTER.RU

Приоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 года

Автор: Максим Калашников Дата публикации: 4 ноября 2022 Статья из рубрики: Изменения автозаконодательства

Приоритет велосипедистов в ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 марта 2023 года начинает действовать обновленная редакция правил дорожного движения, которая вводит довольно много нововведений для различных участников дорожного движения.

В предшествующей статье рассматривалось обновленное понятие велосипед, а сегодня речь пойдет о приоритете велосипедистов в различных ситуациях.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.11.04 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.

Движение велосипедистов по велосипедной зоне

Рассмотрим обновленный пункт 24.1 ПДД:

БЫЛО

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

СТАЛО

24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.

С 1 марта 2023 года проезжая часть велосипедной зоны добавлена в список мест с самым высоким приоритетом, по которым должны двигаться велосипедисты старше 14 лет.

Знак 5.33.1 Велосипедная зона

Напомню, что велосипедные зоны были введены в правила дорожного движения 14 декабря 2018 года. Именно тогда в правила были внесены пункты, позволяющие велосипедистам ездить в велозоне по всей ширине проезжей части и предоставляющие им приоритет перед автомобилями.

Однако, в 2018 году в пункты 24.1 - 24.4, регламентирующие движение велосипедистов разных возрастов, велосипедная зона не была внесена. И получалось, что на проезжей части велосипедных зон действовали точно такие же правила, как и на проезжей части дороги (велосипедисты старше 14 лет могли двигаться только по правому краю проезжей части, а не по всей ширине).

С 1 марта 2023 года данное упущение будет исправлено, а проезжая часть велосипедных зон для велосипедистов старше 14 лет будет иметь самый высокий приоритет. Это означает, что если на участке дороги установлен знак "велосипедная зона", то в первую очередь велосипедисты старше 14 лет должны ехать именно по проезжей части велосипедной зоны.

При этом, если на дороге есть одновременно несколько элементов из приведенного ниже списка, то велосипедист может выбрать для движения любой удобный вариант:

Знак 4.4.1 Велосипедная дорожкавелосипедная дорожка
Знак 4.5.2 Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движениемЗнак 4.5.4 Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движенияЗнак 4.5.5 Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движениявелопешеходная дорожка
Знак 5.33.1 Велосипедная зонапроезжая часть велосипедной зоны
Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистовполоса для велосипедистов

Движение велосипедистов у края проезжей части

Следующее изменение внесено в пункт 24.5 ПДД:

БЫЛО

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

СТАЛО

24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

Напомню, что в настоящее время среди водителей распространены 2 основные точки зрения, связанные с движением велосипедистов по краю проезжей части:

  • ехать можно только около бордюра;
  • ехать нужно по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Этот вопрос более подробно рассмотрен в рамках отдельной статьи:

Так вот, вернемся к обновленному пункту 24.5. Наибольший интерес для нас представляет второе предложение.

Не смотря на то, что оно относится к средствам индивидуальной мобильности, оно также позволяет в очередной раз убедиться в том, что в отношении велосипедистов запрет на перечисленные маневры (обгон и объезд) не действует. То есть новое предложение пункта 24.5 - это еще один признак того, что велосипедисты могут объезжать припаркованные автомобили и это не является нарушением правил.

Приоритет на велосипедных дорожках в пешеходных зонах

Рассмотрим обновленный пункт 24.6 ПДД:

БЫЛО

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

СТАЛО

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Для велосипедистов в данном пункте предназначено лишь одно изменение, относящееся к ситуации, когда велосипедная дорожка находится внутри пешеходной зоны:

Велодорожка в пешеходной зоне

В этом случае на велодорожке преимущество имеют не велосипедисты, а пешеходы. В связи с этим возникает вопрос, для чего тогда вообще нужна эта велосипедная дорожка внутри пешеходной зоны? Ведь никаких преимуществ велосипедистам она не дает.

А смысл подобной дорожки не в том, чтобы дать преимущество велосипедистам, а в том, чтобы дать преимущество пешеходам. Ведь при наличии велосипедной дорожки велосипедисты должны ездить по ней, а в оставшейся части пешеходной зоны могут двигаться только пешеходы. То есть велосипедная дорожка внутри пешеходной зоны дает преимущество только пешеходам, а велосипедистов в некотором смысле ограничивает.

Приоритет пешеходов перед велосипедистами

Рассмотрим новый абзац, который добавлен в пункт 24.6 ПДД:

СТАЛО

Во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

Изучение текста правил дорожного движения позволяет понять, что при определенном стечении обстоятельств пешеход может двигаться по любому участку дороги, где разрешено движение велосипедистов:

  • по велодорожке;
  • по велопешеходной дорожке;
  • по проезжей части (в том числе в велосипедной зоне или по велосипедной полосе);
  • по обочине;
  • по тротуару;
  • по пешеходной дорожке;
  • по пешеходной зоне.

И везде пешеход имеет преимущество.

Пешеход имеет преимущество перед велосипедистом на проезжей части

ПРИМЕР

Например, и пешеход, и велосипедист имеют право двигаться по краю проезжей части. Ситуация изображена на рисунке выше. При этом велосипедист движется в попутном с автомобилями направлении, а пешеход - во встречном. И в случае пересечения траекторий пешеход имеет приоритет.

В большинстве случаев данная ситуация не должна вызвать проблем, т.к. велосипед просто объедет пешехода слева и требование уступить дорогу вообще не возникнет, т.к. траектории участников дорожного движения не пересекутся.

Однако, если движение на дороге будет плотным и места слева не окажется (там будут ехать автомобили), то велосипедисту придется остановиться и уступить дорогу пешеходу.

Можно предположить, что рассматриваемый абзац появился в первую очередь не для регламентирования очередности движения велосипедистов и пешеходов, а несколько для другого. А именно, для выявления виновников ДТП в случае наезда велосипедиста на пешехода. Начиная с 1 марта 2023 года велосипедист будет единственным виновником или одним из виновников ДТП с участием пешехода.

Приоритет при пересечении проезжей части

Перейдем к новому пункту 24.61 ПДД:

СТАЛО

24.61. При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.

Суть данного пункта состоит в том, что при пересечении проезжей части велосипедист должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения, которые движутся по этой проезжей части.

Пересечение дороги велосипедистом

ПРИМЕР

В качестве примера такой ситуации можно рассмотреть пересечение велосипедистом проезжей части дороги в произвольном месте. Ситуация изображена на рисунке выше.

Если у Вас есть примеры иных ситуаций, когда может пригодиться пункт 24.61, то опишите их в комментариях к данной статье.

Буксировка с участием велосипедиста

Рассмотрим обновленный пункт 24.9 ПДД:

БЫЛО

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

СТАЛО

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.

Смысл данного пункта изменился не сильно. Однако из старой редакции можно было понять, что мопед имеет право буксировать и мопедный, и велосипедный прицепы. А велосипед - и велосипедный, и мопедный. Теперь же в пункте 24.9 используется слово "соответственно" и получается, что мопед может буксировать прицеп для мопеда, велосипед - для велосипеда, а СИМ - прицеп для СИМ.

Кроме того, следует отметить, что в новой редакции правил дорожного движения не идет речь о том, какое транспортное средство имеет приоритет в паре велосипедист - СИМ. Получается, что эти ТС "равноприоритетны" и в случае пересечения траекторий они должны руководствоваться подходящими пунктами правил дорожного движения.

Что касается действующих правил дорожного движения для велосипедистов, то они довольно подробно рассмотрены в следующей статье:

В заключение хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:

Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Ну а в следующей статье речь пойдет о новых правилах дорожного движения для пешеходов. Не пропустите!

Удачи на дорогах!


Статья распечатана с сайта PDDMASTER.RU Автошколы, автомобили и правила дорожного движения. Адрес сайта: https://pddmaster.ru

Адрес статьи: https://pddmaster.ru/novoe/pdd-0323-8.html