ПДД для велосипедистов 2024 года

ПДД для велосипедистов

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

Содержание статьи:

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос "что такое велосипед?" знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза "транспортное средство", т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2024 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи - пешеход:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Правила для велосипедистов.

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил "24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску "за добавкой", ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза оставшейся на руле рукой, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

Где можно ехать на велосипеде?

В 2024 году движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 - 24.6).

Расположение велосипедиста на проезжей части

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2024 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2024 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистовЗнак 5.14.4 Конец полосы для велосипедистовЗнак 5.11.2 Дорога с полосой для велосипедистовЗнак 5.12.2 Конец дороги с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.4 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2024 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
...
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Знак 5.14.1 Полоса для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.3 Конец полосы для маршрутных транспортных средствЗнак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Знак 3.1 Въезд запрещен

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Велосипедист на полосе для общественного транспорта

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

Знак 5.39 Велосипедная зонаЗнак 5.40 Конец велосипедной зоны

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

19.1. 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5.В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари.

Примечание. До 1 марта 2023 года велосипедисты должны были в светлое время суток включать ближний свет фар или дневные ходовые огни. В 2024 году это требование отменено.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако рекомендую его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов - это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 - 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение - нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 - 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста - это штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50 процентов.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 февраля 2023
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
8 июня 2022 18:54
Mishutka

Mishutka,

можно при выезде со двора повернуть на лево или нет?

Виталий-201, зависит от того,

1) сколько попутных полос на той дороге, по которой Вы из двора выезжаете - если более одной - нельзя

2) есть ли на дороге, по которой Вы выезжаете из двора, трамвайные пути - если есть - нельзя

3) как именно расположены на поперечной дороге трамвайные пути - если они отделены сплошной разметкой - сплошную разметку пересекать нельзя - значит налево нельзя. То же самое касается путей, расположенных на конструктивно обустроенной разделительной полосе - пересекать разделительную полосу запрещено .

4) нет ли знака "только направо" на выезде из двора - если есть, то только направо.

Если нет ничего из того, что запрещает левый поворот, то можно поворачивать (как я выше говорил - проехав почти до самого конца прямо и только в самом конце - налево), так как статус пересечения проезжих частей (считается или нет перекрестком) не влияет на запрещено/разрешено.

Но если там такое движение, что Вам не хватит времени, чтобы проделать это всё за один раз и придется останавливаться и слезать с велосипеда, то Вы станете пешеходом, которому там делать нечего. Так что включайте голову. Безопаснее на велосипеде свернуть направо и пешком перейти по переходу.

Mishutka,

Если заведомо на этой дороге две полосы и есть трамвайные путя.

Виталий-201, Запрета поворота, связанного с трамвайными путями и полосами дороги, "НА КОТОРУЮ" хочется свернуть, нет.

17 июня 2022 15:40
igojakovlev

Велосипедисты проезжают на велосипедах по подземным переходам. Аргумент простой – нет прямого запрета на езду на велосипеде по подземным переходам.

Движение велосипедиста на велосипеде по пешеходным переходам запрещено.

Пешеходные переходы, в том числе подземные и надземные, предназначены для перехода пешеходов через дорогу, что определено в п. 4.3 ПДД РФ.

Согласно ст. 1 ПДД РФ велосипедист, передвигающийся на велосипеде, управляет велосипедом, а велосипед является транспортным средством. Движение велосипедов (транспортных средств) по пешеходным переходам запрещено, согласно п. 24.8 ПДД РФ, так как пешеходные переходы через дорогу, предназначены для движения пешеходов, а не транспортных средств. Велосипедист, в качестве пешехода, спешившись и ведя велосипед, может пересечь дорогу по пешеходному переходу. Лица, ведущие велосипед, приравниваются к пешеходам по ст.1 ПДД РФ.

Движение на велосипеде по пешеходному переходу, нарушение п. 24.8 ПДД РФ является административным правонарушением и наказывается по ст. 12.29 КоАП РФ штрафом 800 руб.

В случае, если велосипедист наедет на пешехода и причинит тяжкий вред его здоровью, то нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств (велосипеда) повлечёт уголовную ответственность по ст. 268 УК РФ. Такое деяние наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырёх месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

7 июля 2022 08:59
София-4

В итоге получается противоречие: в статье сказано, что автомобилист не должен пропускать велосипедиста, двигающегося по пешеходному переходу, так как он (велосипедист) не является пешеходом. И тут же идёт ссылка на статью главы 12, что велосипед не является транспортным средством. Противоречие!

Давайте представим ситуацию.

Да, безусловно, велосипедист должен спускаться с велосипеда и переходить (а не переезжать) пешеходный переход. Но я лично часто вижу доставщиков еды, которые ездят на велосипедах: они, понятное дело, спешат по адресам и никогда не спускаются с велосипедов, тем самым переезжая(!) пешеходный переход. И что же получается, что водитель автомобиля, который подъезжает к пешеходному переходу, имеет право в этот момент наехать на зебру - "не пропустить такого велосипедиста"?

8 июля 2022 02:00
Mishutka

Противоречие!

Противоречия нет. При определении размера штрафа в КоАП в рамках нескольких статей рассматривают исключительно автомотосредства, не включая велосипед, поэтому указанные в этих статьях штрафы не накладывают на велосипедистов. На них накладывают штрафы из других статей. И то, что такое отношение к составу транспортных средств действует только в рамках самого кодекса, сказано прямым текстом. Никакой силы это "урезанное" понятие не имеет в других нормативных документах, в том числе в ПДД. При определении правил дорожного движения в ПДД РФ рассматривают все транспортные средства на дороге, включая велосипед.

Но я лично часто вижу доставщиков еды, которые ездят на велосипедах: они, понятное дело, спешат по адресам и никогда не спускаются с велосипедов, тем самым переезжая(!) пешеходный переход.

А я ещё чаще слышу матерные слова, хотя это правонарушение по Статья 20.1. КоАП РФ. И что дальше? наличие правила, не означает отсутствие нарушителей правила.

И что же получается, что водитель автомобиля, который подъезжает к пешеходному переходу, имеет право в этот момент наехать на зебру - "не пропустить такого велосипедиста"?
Не получается. Читайте ПДД 1.5 и 10.1.

9 августа 2022 10:28
Сергей-1164

А вот такой вопрос. Понятно, что нельзя пересекать дорогу по пешеходнику. Но если на перекрестке нужно с дороги заехать на тротуар либо наоборот - с тротуара на полотно - то как быть? Не спешиваться же "посреди" дороги перед въездом на тротуар, и не слезать же с вела, чтобы тут же на дороге на него залезть и ехать дальше по полотну? Я не встаю с вела (по собственной логике...) , но так как это в ПДД не оговорено, то не уверен что мои аргументы возымеют силу в случае претензий ДПС. Что думаете по этому моменту?

9 августа 2022 12:24
GDW nik

Но если на перекрестке нужно с дороги заехать на тротуар либо наоборот - с тротуара на полотно - то как быть?

Сергей-1164, если проедете по тротуару пару метров и спешитесь, то это может считаться малозначительным административным правонарушением. Если же при этом собьёте пару пешеходов - то будет другое определение.

Понятно, что нельзя пересекать дорогу по пешеходнику.

...Я не встаю с вела (по собственной логике...) , но так как это в ПДД не оговорено

Запрет на движение по пешеходнику - в п 24.8 ПДД.

26 августа 2022 08:05
Андрей-705

Велосипедист до 14 лет едет рядом с идущим пешеходом по дороге в жилой зоне имеют ли они преимущество перед автомобилем.

27 августа 2022 23:24
Mishutka

Андрей-705, во-первых, не надо в кучу объединять разных участников дорожного движения.

Они (и пешеход, и велосипедист) могут иметь приоритет перед автомобилем не только в жилой зоне, а и на простой дороге.

Во-вторых, зоны бывают разные. Помимо пешеходной зоны есть велосипедная зона.

Там велосипедисты имеют приоритет над автомобилями. Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но уступая её ТС.

В жилой зоне пешеходы имеют приоритет над всеми ТС (и над авто, и над вело).

1 сентября 2022 16:57
Максим

Сергей-1164, если Вы съезжаете на велосипеде с тротуара на проезжую часть, то будьте готовы к тому, что водители автомобилей не успеют на этот вовремя среагировать. Виновником ДТП при этом будете Вы (пункт 8.3 ПДД).

Удачи на дорогах!

1 сентября 2022 17:01
Максим

Андрей-705:

1. Велосипедист до 14 лет в жилой зоне может ехать только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон (пункт 24.3 ПДД). По проезжей части он ездить не может и преимущества там не имеет.

2. Пешеход имеет преимущество, однако он не должен создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств (пункт 17.1 ПДД).

Удачи на дорогах!

8 октября 2022 11:57
Вячеслав-164

У кого хватило "ума" выпустить велосипед на проезжую часть? Это как надо людей ненавидеть.

2: Роликовые коньки тоже надо обозвать Транспортным средством, разницы кроме габаритов там нет.

8 октября 2022 20:53
Mishutka

У того же, у кого его хватило выпустить туда мотоцикл. На мотоцикле даже опаснее - защита от камаза на уровне велосипеда, зато если сам во что-то влетишь, то костей не соберешь. Вот дорога из деревни Гадюкино в райцентр Поганкино - одна сплошная проезжая часть. А обочина - борщевик в рост. И что? Не ехать?

Я Вам тайну открою - даже пешеходы могут находиться на проезжей части.

9 октября 2022 06:57
Вячеслав-164

Мотоцикл минимум - может двигаться со скоростью потока, оборудован световыми сигналами и защита всё же есть, хоть и не у всех. А также мотоцикл слишком опасен для пешеходов, чего не скажешь про велосипед.

Велосипед же отличается от пешехода чуть большей скоростью, и 5-15 кг алюминия.

Пешеходов выпускают на проезжую часть в Крайнем случае. Велосипед уже в случае отсутствия велодорожки.

О по обочине требуют движения в направлении потока, на встречу пешеходам )) это чтобы не видел приближения опасности, которая прилетит сзади.

9 октября 2022 19:32
Mishutka

Мотоцикл минимум - может двигаться со скоростью потока,

Поэтому может двигаться по любой полосе, а велосипед - по краю ПЧ непосредственно рядом с пешеходами.

Велосипед же отличается от пешехода чуть большей скоростью, и 5-15 кг алюминия.

Не чуть чуть, а в 4-5 раз. Плюс "железяка", способная принести серьезные травмы. На тротуаре ему уж точно не место.

Ну, а по поводу "жалко велосипедистов" - сравните число погибших на дороге велосипедистов с количеством погибших на дороге водителей мотоциклов и скутеров. За полгода погибло 37 велосипедистов, а только за первый квартал - 688 мотоциклистов.

9 октября 2022 21:41
Вячеслав-164

Край правой полосы занят припаркованными автомобилями, или автобусом на остановке. Что выводит велосипедиста на левую полосу.

А на пригородной дороге велосипедиста никто не успевает заметить, и задев его всего лишь зеркалом, отправляют под колёса сзади идущего.

.

Скорость большинства (99,99...%) велосипедистов в диапазоне 10-20 км/ч. где вы тут 4-5 раз увидели. И да, железяка пешеходу может нанести травмы, а автомобиль велосипедиста просто убьёт.

.

Велосипедистов пока ещё не штрафуют за езду по тротуару, на проезжую часть выезжать отваживаются единицы. А вот если их заставят ездить по правилам, будет катастрофа.

10 октября 2022 04:23
Mishutka

где вы тут 4-5 раз увидели.

Гонки (40 км/ч) не берем. 10 км/ч - скорость малыша на "мишке" с приставными колесами. Пусть ездит по тротуару (что, кстати, и прописано в ПДД). Скорость же юноши на велосипеде типа "гибрид" (помесь горного с прогулочным) при городской езде - 18-20 км/ч. А по статистике скорость взрослого пешехода, ведущего за руку ребенка 2,7-4,3 км/ч., скорость пенсионера старше 60 - 3,0-3,8 км/ч старше 70 - итого меньше. Скорость 12-летнего школьника (если он не опаздывает в школу) 3.3-4,8 км/ч . Вот и делите 18-20 на эти цифры. Ну, а самый быстрый пешеход - это 25-летний парень, идущий (но не опаздывающий) по делам - 4,2-5,7 км/ч. Причем указаны данные все для мужского пола. То же самое для пешеходов женского пола примерно на 5% медленней.

Что выводит велосипедиста на левую полосу.

Не выводит. В этих случаях по ПДД - по тротуару. "Засада" - это бетонный желоб без обочин и тротуаров, в котом до кучи ещё припаркованные. Таких мест не в каждом городе найдешь. На этот случай голову надо иметь и выбирать другие места для катания.

25 октября 2022 09:17
mjsm

Меня остановила машина ДПС, когда я, двигаясь по правому краю проезжей части, объехал припаркованные машины. Велодорожки нет. Сказали, что объезжать машины я не должен, нужно выходить на тротуар и двигаться по нему. В правилах ничего такого я не нашёл. Правы ли инспекторы?

25 октября 2022 09:30
mjsm

Mishutka, в каком пункте ПДД "в этом случае - по тротуару"?

25 октября 2022 18:13
Максим

mjsm, рекомендую Вам изучить статью "Расположение велосипедистов на проезжей части".

Удачи на дорогах!

7 ноября 2022 11:50
Антон-46

Хотелось бы как-то попонятнее по поводу фар в светлое время. Как вижу я: правила обязывают включать фары, а китайские фонарики фарами не являются (наверняка для фар есть какие-то ГОСТы и критерии), это фонари (о которых в правилах тоже упоминается и их можно использовать), а значит ничего включать не надо т.к. фары и ДХО не предусмотрены велосипедом.

Инвалидная коляска тоже ТС, но на ней никаких фар тоже нет. Инвалидов тоже можно штрафовать всех?

7 ноября 2022 19:20
Максим

Антон-46, к следующему теплому сезону (с 1 марта 2023 года) данная проблема будет исключена, т.к. требования для велосипедистов использовать ближний свет фар будет отменено. Подробнее про это речь шла в этой статье.

За время существования данного правила (за 12 лет) мне ни разу не доводилось слышать о том, что велосипедиста оштрафовали за отсутствие ближнего света фар. Скорее всего таких случаев просто не было.

Удачи на дорогах!

23 февраля 2023 07:39
Валерий-170

Привет!

Исправьте пункт 19.5

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Изменение вступает в силу: 1 марта 2023 года

Т.е. днем на велике свет не нужен.

27 февраля 2023 20:10
Максим

Валерий-170, спасибо за дополнение!

В настоящее время действует еще действует редакция, требующая включать ближний свет фар или дневные ходовые огни.

Удачи на дорогах!

4 марта 2023 11:06
Вадим-135

Здравствуйте! Пара вопросов. При задержании велосипедиста в состоянии ао, кроме штрафа в 1.500 т.р., могут ли его лишить и водительского удостоверения, если таковые у него имеются на данный момент. И второе: обязан ли велосипедист в темное время суток в населенном и вне населенного пункте при отсутствии уличного освещения одевать на себя светоотражающий жилет, если его велосипед оборудован штатными световыми приборами.

4 марта 2023 11:18
GDW nik

Вадим-135, здравствуйте.

При задержании велосипедиста в состоянии ао, кроме штрафа в 1.500 т.р., могут ли его лишить и водительского удостоверения, если таковые у него имеются на данный момент.

Если управлял именно велосипедом, то лишения ВУ нет.

И второе: обязан ли велосипедист в темное время суток в населенном пункте при отсутствии уличного освещения одевать на себя светоотражающий жилет, если его велосипед оборудован штатными световыми приборами.

В населённом пункте - рекомендуется - п 24.10 ПДД.

6 марта 2023 16:21
Максим

Вадим-135, здравствуйте.

1. Лишение ВУ для велосипедиста в состоянии опьянения невозможно.

2. В населенных пунктах велосипедистам рекомендуется иметь световозвращатели, а вне населенных пунктов велосипедисты обязаны иметь световозвращатели. При этом, речь не обязательно идет о жилете. Возможны и иные варианты, например световозвращатели на велосипеде.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев