ПДД для велосипедистов 2024 года

ПДД для велосипедистов

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

Содержание статьи:

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос "что такое велосипед?" знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза "транспортное средство", т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2024 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи - пешеход:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Правила для велосипедистов.

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил "24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску "за добавкой", ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза оставшейся на руле рукой, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

Где можно ехать на велосипеде?

В 2024 году движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 - 24.6).

Расположение велосипедиста на проезжей части

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам, проезжей части велосипедной зоны или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. Движение велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, должно осуществляться только в один ряд. При этом лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, запрещаются обгон или объезд с левой стороны транспортного средства.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2024 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

Если движение велосипедиста или лица, использующего для передвижения средство индивидуальной мобильности, в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон (включая велосипедные дорожки, находящиеся в пешеходных зонах) подвергает опасности или создает помехи для движения пешеходов, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов, а лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности, спешиться или снизить скорость до скорости, не превышающей скорость движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2024 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистовЗнак 5.14.4 Конец полосы для велосипедистовЗнак 5.11.2 Дорога с полосой для велосипедистовЗнак 5.12.2 Конец дороги с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.4 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2024 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
...
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Знак 5.14.1 Полоса для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.3 Конец полосы для маршрутных транспортных средствЗнак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Знак 3.1 Въезд запрещен

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Велосипедист на полосе для общественного транспорта

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

Знак 5.39 Велосипедная зонаЗнак 5.40 Конец велосипедной зоны

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

19.1. 19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5.В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари.

Примечание. До 1 марта 2023 года велосипедисты должны были в светлое время суток включать ближний свет фар или дневные ходовые огни. В 2024 году это требование отменено.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако рекомендую его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов - это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 - 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение - нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 - 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста - это штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50 процентов.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 февраля 2023
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
23 февраля 2023 07:39
Валерий-170

Привет!

Исправьте пункт 19.5

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Изменение вступает в силу: 1 марта 2023 года

Т.е. днем на велике свет не нужен.

27 февраля 2023 20:10
Максим

Валерий-170, спасибо за дополнение!

В настоящее время действует еще действует редакция, требующая включать ближний свет фар или дневные ходовые огни.

Удачи на дорогах!

4 марта 2023 11:06
Вадим-135

Здравствуйте! Пара вопросов. При задержании велосипедиста в состоянии ао, кроме штрафа в 1.500 т.р., могут ли его лишить и водительского удостоверения, если таковые у него имеются на данный момент. И второе: обязан ли велосипедист в темное время суток в населенном и вне населенного пункте при отсутствии уличного освещения одевать на себя светоотражающий жилет, если его велосипед оборудован штатными световыми приборами.

4 марта 2023 11:18
GDW nik

Вадим-135, здравствуйте.

При задержании велосипедиста в состоянии ао, кроме штрафа в 1.500 т.р., могут ли его лишить и водительского удостоверения, если таковые у него имеются на данный момент.

Если управлял именно велосипедом, то лишения ВУ нет.

И второе: обязан ли велосипедист в темное время суток в населенном пункте при отсутствии уличного освещения одевать на себя светоотражающий жилет, если его велосипед оборудован штатными световыми приборами.

В населённом пункте - рекомендуется - п 24.10 ПДД.

6 марта 2023 16:21
Максим

Вадим-135, здравствуйте.

1. Лишение ВУ для велосипедиста в состоянии опьянения невозможно.

2. В населенных пунктах велосипедистам рекомендуется иметь световозвращатели, а вне населенных пунктов велосипедисты обязаны иметь световозвращатели. При этом, речь не обязательно идет о жилете. Возможны и иные варианты, например световозвращатели на велосипеде.

Удачи на дорогах!

14 апреля 2023 06:55
Татьяна-334

В правилах не нашла конкретного указания, что велосипедист должен спешиваться на пешеходном переходе. В п. 24.6 допускается снижение скорости велосипеда до скорости пешехода в пределах пешеходных зон. Относится ли пешеходный переход к пешеходной зоне и стоит ли рассматривать этот пункт как разрешающий двигаться по пешеходному переходу на велосипеде со скоростью пешехода?

15 апреля 2023 22:25
Mishutka

Татьяна-334,

Относится ли пешеходный переход к пешеходной зоне

В подавляющем большинстве случаев - нет. Он относится к дороге. Возможно, где-то есть пешеходная зона, на которой есть "пешеходные переходы" для перехода пешеходных дорожек, но это такое...

В правилах не нашла конкретного указания, что велосипедист должен спешиваться на пешеходном переходе

Он и не обязан "спешиваться". Он может хоть перелетать переход на воздушном шаре. Или вообще не пересекать дорогу. Но пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде запрещено.

24.8. Велосипедистам... запрещается:

... пересекать дорогу по пешеходным переходам.

А вот пешеходам разрешается пересекать по пешеходным переходам.

17 апреля 2023 11:17
GDW nik

Татьяна-334, спешиваться велосипедист обязан по п 24.8 ПДД:

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

...

- пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Относится ли пешеходный переход к пешеходной зоне и стоит ли рассматривать этот пункт как разрешающий двигаться по пешеходному переходу на велосипеде со скоростью пешехода?
Нет, не относится.

Пешеходный переход - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками и (или) разметкой и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Пешеходная зона - территория, предназначенная для движения пешеходов.

25 мая 2023 07:53
ИвановИванИванович

Ситуация следующая.

Есть тротуар, который идёт вдоль многоэтажного дома. Этот тротуар пересекает заезд во двор дома.

Если я двигаюсь на велосипеде вдоль тротуара, должен ли я спешиться при пересечении заезда? Пешеходный переход отсутствует, это дворовая территория (жилая зона). Водители уверены, что по проезжей части (жилая зона) надо ходить/переходить пешком. Насколько мне известно велосипедист обязан спешиться только на пешеходом переходе.

25 мая 2023 10:08
Алексей.Ч

ИвановИванИванович,

Нет, спешиваться не надо. Есть условия когда велосипедист может использовать для движения тротуар. Есть пункт правил

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.

Вы должны помнить, что вы такое же движущееся ТС как и автомобиль, вам в ПДД об этом специально написали что такое "Велосипед" и "Велосипедист"! Чтобы при фразе:"водитель должен уступить дорогу транспортным средствам" Вы четко понимали что это к вам относится, и тут не может быть иных суждений или разночтений.

25 мая 2023 11:46
GDW nik

Если я двигаюсь на велосипеде вдоль тротуара, должен ли я спешиться при пересечении заезда? Пешеходный переход отсутствует, это дворовая территория (жилая зона). Водители уверены, что по проезжей части (жилая зона) надо ходить/переходить пешком. Насколько мне известно велосипедист обязан спешиться только на пешеходом переходе.

ИвановИванИванович, Вы правы, спешиваться велосипедисту не нужно на и при пересечении проезжих частей, как и при пересечении любого перекрёстка.

29 мая 2023 09:07
Дмитрий-735

В вашей статье не рассмотрен подробно раздел ПДД "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения"

П 6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

3 июня 2023 12:03
Никита-72

Здравствуйте!

Спешиваться на пешеходном переходе обязательно?

3 июня 2023 19:39
Mishutka

Никита-72, смотря что Вы собираетесь на этом переходе делать. Если пересекать переход, как это делают машины и мотоциклы, то не надо. Если Вы собираетесь перебраться на другую сторону дороги по пешеходному переходу - надо стать пешеходом, т.е. "спешиться".

Перед выездом на дорогу на транспортном средстве под названием "велосипед" всем рекомендуется:

а) прочитать сами ПДД

б) прочитать статью, которая тут обсуждается.

Тогда масса вопросов отпадет сама собой.

Подозреваю, что Вы планирует нарушить вот это требование ПДД

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

... пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Нарушать ПДД запрещается.

4 июня 2023 09:33
Алекс-55

Здравствуйте!

Спешиваться на пешеходном переходе обязательно?

Никита-72,

Да, но до 2014 года в ПДД РФ не было прямой обязанности спешиваться велосипедистам при движении по пешеходному переходу.

Зачем ввели - непонятно. Надо возвращать как раньше было я считаю.

4 июня 2023 23:09
Mishutka

Надо возвращать как раньше было я считаю.

Не надо.

Лучше бы вернули старое советское

разрешается только в один ряд на расстоянии не более 1 м от ее правого края. Выезд на большее расстояние допускается лишь для объезда и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.

А то тут народ боится припаркованное авто объехать и 8.5 для левого поворота выполнить.

5 июня 2023 07:24
Алекс-55

Mishutka, Доринг очень опасен для двухколёсных. Обучения водителей автомобилей безопасному открытию дверей нет.

Логичность же переезда по пешеходному велосипедистам очевидна - для двигающихся по ПЧ транспортных средств и пересекающих ПП обязанность пропустить двигающихся по ПП аналогична по смыслу уступить дорогу двигающимся по главной.

10 августа 2023 21:58
Андрей-561

Типичная городская ситуация вечером в спаоьном районе:

1) вдоль всех тротуаров в один ряд припаркованы автомобили. Их слева объезжать нельзя.

2) Велосипедных дорожек в принципе нет.

3) Обочин - тем более нет (город, - тротуары).

Я что - должен ехать по тротуару? Мне - 69 лет, вешу 110 кГ. Если наеду на пешехода - мало не покажется даже при моей скорости 10 км/ч (а при 25 км/ч - даже говорить страшно).

Мне что - вообще нельзя кататься? А если от этого зависит состояние моего здоровья?

А между тем от правой полосы остается еще около 1 - 1.5 метра. Автомобиль тут явно не уместится, а велосипедист - вполне. При моем более чем 50-летнем опыте езды на велосипеде проезд обгоняющих меня автомашин по второй полосе меня не пугает. Да и не так уж их много вечером. Почему нельзя ехать по этой пропадающей части первой полосы???

11 августа 2023 21:55
Алекс-55

Андрей-561, объезжать можно.

Используйте такое как вариант

12 августа 2023 11:18
Александр-921

1) вдоль всех тротуаров в один ряд припаркованы автомобили. Их слева объезжать нельзя.

Андрей-561, - а где вы прочитали про запрет объезда припаркованных слева?

В п.24.2 "…Допускается движение…".

Это конкретно =движение= допускается… А вот объезд (точнее - опережение) Правила нигде не запрещают.

И даже больше - в принципе, велосипедисту не запрещён даже обгон с выездом на встречку!

Иначе как вы собираетесь пользоваться разрешением из п.24.8 и поворачивать налево или разворачиваться на дороге без трамвайного движения на дороге, имеющей одну полосу для движения в данном направлении, если не покидать правой кромки правой полосы?

Из п.24.8 очевидно следует, что велосипедисту запрещено покидать правый край проезжей части только для выполнения именно конкретно указанных манёвров. А значит остальные не запрещены.

Это важно!!! Таким образом, велосипедисту разрешены:

перестроения в пределах правой полосы,

как и любому другому ТС - выезд на левые полосы попутного направления для объезда, опережения, проезда прямо че-рез перекрёсток (когда правые полосы только направо) и даже (О, УЖАС!!!) выезд на встречную полосу для обгона!!!

а в отличие от других ТС - ещё и объезд и опережение справа по обочине и даже по тротуару.

=========

Ну и ещё абзац 2 пункта 24.5 (про два ряда в колонне). Это тоже никак не бьётся со строгим преклонением перед движением строго по правому краю.

=========

Пи.Си. Ну и чисто для прикола.

Вообще-то, строго говоря, край проезжей части имеет своё законное и недвусмысленное обозначение. По описанию разметки в прил.2 к ПДД, край проезжей части — это (в частности) разметка 1.2.

И получается, что велосипедист в отличии от автомобилиста, должен двигаться по разметке 1.2.

О КАК!!!

15 августа 2023 19:12
GDW nik

Андрей-561, - а где вы прочитали про запрет объезда припаркованных слева?

Наверное, припаркованных всё же справа - это объезд их слева

(точнее - опережение)

Не не - именно объезд (припаркованные стоят же). Опережение - это именно двигающегося ТС.

И даже больше - в принципе, велосипедисту не запрещён даже обгон с выездом на встречку!

Круто!

Иначе как вы собираетесь пользоваться разрешением из п.24.8 и поворачивать налево или разворачиваться на дороге без трамвайного движения на дороге, имеющей одну полосу для движения в данном направлении, если не покидать правой кромки правой полосы?

Вытянул влево руку, убедился в безопасности манёвра - руку допускается опустить и - повернул (развернулся). То же самое можно сделать и с правых полос, если из этих полос разрешён поворот налево , и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах).

Из п.24.8 очевидно следует, что велосипедисту запрещено покидать правый край проезжей части только для выполнения именно конкретно указанных манёвров. А значит остальные не запрещены.

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

Из каких слов это "очевидно только для выполнения именно конкретно указанных манёвров"?

20 августа 2023 10:29
Александр-921

Вытянул влево руку, убедился в безопасности манёвра - руку допускается опустить и - повернул (развернулся). То же самое можно сделать и с правых полос

GDW nik, и вот прямо так... прямо с правого края полосы...?

Лично я несколько по другому понимаю требование пункта

8.5. Перед поворотом...налево...заблаговременно занять...КРАЙНЕЕ положение на проезжей части Выделю красненьким слово =ЗАБЛАГОВРЕМЕННО=

Из каких слов это "очевидно

из простых русских...

Или в словах п.24.8 вы увидели запрет ещё каких-то манёвров на дороге?

Тогда каких именно?

21 августа 2023 07:51
GDW nik

Александр-921, решили перенять жуликоватый опыт "Уважаемого и Опытного" частично копировать сообщения, коверкая их смысл?

И куда же делось слово "Водитель" из ВАШЕГО п 8.5?

21 августа 2023 09:53
Александр-921

GDW nik, претензия принята. Пропущенное слово =водитель= в корне меняет ссуть.

А ответы на вопросы будут? Или как обычно?

21 августа 2023 10:21
GDW nik

Александр-921, ответы отетами - но если Вы будете выходить за рамки элементарного приличия, то и "в ответах" смысла нет.

GDW nik, претензия принята. Пропущенное слово =водитель= в корне меняет ссуть.

Вижу перенятый опыт Уважаемого -

там не одна эта "претензия", но да ладно...

А ответы на вопросы будут? Или как обычно?

А обычно это как? Ответов обычно нет, что ли. Не брякайте как пустомеля Мишутка, пожалуйста!

22 августа 2023 00:26
Александр-921

Ответов обычно нет, что ли.

- обычно (т.е. в большинстве ваших реплик) ответы есть. Иногда даже толковые. Именно поэтому для меня лично вы такой же УВАЖАЕМЫЙ, как НЕ уважаемый вами Мишутка.

А в этом конкретном случае ответов не было совсем.

А вопросов, собственно было всего два:

Первый - вы действительно считаете, что велосипедист (или не дай Бог - сИмокатчик на сегвее) может начинать левый поворот (в разрешённых п.24.8 рамках приличия) прямо с правого края правой полосы? Просто кратковременно вытянув влево руку. Это действительно будет формальное выполнение им требования п.8.5?

Второй - какие ещё манёвры запрещены велосипедистам сИмокатчикам и мопедистам, кроме "...именно конкретно указанных..." в п.24.8?

А моё неосторожное

Или как обычно?
относится к тем случаям, когда вы ошибаетесь, а признать ошибку прямо смелости не хватает... и начинаете искать то "...куда же делось слово...", то какие-то "...рамки элементарного приличия...", то "...отсутствие смысла в своих ответах...".

А может это я не прав? Мне это можно простить - я ещё молодой, и мне так хочется послушать опытного преподавателя и что-то красненьким исправить в своих черновиках.

Уж снизойдите ответами... Не посылайте меня в очередной раз в автошколу, а то там опять попадётся очередной Мишутка, и станет на наших дорогах одним недоучкой больше.

Оно вам надо?

22 августа 2023 04:38
GDW nik

Александр-921, раз уж Вы так настойчиво и искренне желаете обучаться в моей виртуальной автошколе - тогда именно мне решать - как будет выглядеть процесс обучения. Вот Вам домашнее задание.

Открываете ПДД РФ, ищите п 1.2.

Выписывайте в свою тетрадь "красненьким" понятия "Водитель", "Велосипед", "Велосипедист".

Гуглите понятия "Общая норма Права" и "Специальная норма Права" и выясняете - какая из этих норм имеет приоритетное значение.

Результатом должно стать получение Вами ответа на вопрос - какие нормы ПДД приоритетны для велосипедиста при выполнении левого поворота (разворота) - дополнительные (специальные) требования главы 24 ПДД или общие для водителей ТС требования маневрирования главы 8 ПДД? И это при условии, что все пункты Правил, относящиеся к водителям (в том числе главы 8 ПДД) и к транспортным средствам, применимы и к велосипедистам.

Если этого не сделать - тогда и от погонщика, ведущего по дороге вьючных, верховых животных или стадо - будете ошибочно требовать выполнение п 8.5 ПДД!

7 февраля 2024 01:05
Валерий-170

Вячеслав-164

Вы совершенно правы, велики "выдавили" на проезжую часть. Это катастрофа. Сам езжу каждый день летом на работу в Москве на вело и не хочу выезжать на проезжую часть, очень опасно. Еду не быстро по широким тротуарам. Мне много лет и большой опыт вождения. Не могу представить, как не опытный мальчишка на велике будет ехать на узкой дороге с грузовиками...

Тому кто это придумал надо самому прокатиться пару дней по правилам

7 февраля 2024 01:11
Валерий-170

По пешеходным зонам велосипедисту старше 14 ездить нельзя.

24 апреля 2024 10:16
Arya

Можно проще говоря, по пешеходному переходу по прежнему необходимо спешиваться?

Почему-то об этом много мнений, хотя текст в ПДД ясно гласит, что да, нельзя.

24 апреля 2024 11:36
Алексей Ч

Arya,

Этот пункт никто пока не отменял:

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

А проблема есть в отношении СИМов.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления.

То есть, этим пунктом узаканивается как бы возможность передвигаться на СИМе по регулируемому пешеходному переходу, перед лицом водителя.

26 апреля 2024 10:01
Сергей-1348

Спасибо, замечательная статья.

Согласен, что все должны быть знакомы с правилами, независимо от роли участника (хоть водитель, хоть пешеход....).

В статье Максим не только обратил внимание на действительно важные части ПДД, дал им толковые пояснения, но скрупулёзно собрал сопутствующее законодательство, например штрафы. За что, отдельная огромная благодарность!

У меня осталась неясность по поводу: " "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам". Непотно из чего такое пояснение.

Тем более, что написано сразу после "Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон."

"Велосипедная полоса" - это что-то другое, не велодорожка?

Ну и по поводу того, что для причинения легкой тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения надо ещё постараться, позвольте не согласиться.

Представим ситуацию. Выехали Вы на велосипеде на переход, руководствуясь тем, что кроме Вас и бабушки, переходящей навстречу никого и нет. По большому счёту даже не́кому и помеху создавать. Бабулю то объехать не составит труда.

Но этот божий одуванчик, с учётом своего, мягко говоря не очень зоркого зрения, и не намного лучшей внимательности... Короче, замечает она Вас в последний момент. И для неё Вы - исчадие ада, летящее на огромной скорости прямо на неё.

В итоге, инфаркт, скорая помощь, полиция. И Вы, слёзно упрашивающий полицейского, не открывать уголовного дела, и соглашающийся прям сейчас бежать и оплатить максимальный штраф и сразу принести квитанцию об оплате штрафа. И даже согласного сделать это ещё три раза. Ибо оплата штрафа несоизмеримо лучше даже следствия по уголовному делу, не говоря уже о последствиях уголовки

26 апреля 2024 10:17
Алексей Ч

Сергей-1348,

Если нарушение есть, то последствия, как правило, отягощают наказание от правонарушения, а не умаляют или приуменьшают его!

Поэтому и придумали этот пункт правил, уравняв вас в одной роли участника дорожного движения с бабушкой, т.е. пешеход.

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

28 апреля 2024 07:19
GDW nik

"Велосипедная полоса" - это что-то другое, не велодорожка?

Сергей-1348, это другое:

"Велосипедная дорожка" - конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1

"Полоса для велосипедистов" - полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2

16 мая 2024 11:26
Сергей-1348

GDW nik, спасибо.

Для меня то (как для взрослого) разницы нет, что велодорожка, что велополоса. Поэтому даже не разделял для себя эти понятия.

А вот для до14-летних получается, что это существенная разница. Выходит, на дорогу даже с выделенной "Полосой для велосипедистов" им выезжать нельзя. Исключение только если дорога - пешеходная зона, обозначенная знаком 5.33.

Ещё раз спасибо за ответ.

16 мая 2024 11:47
Сергей-1348

Сергей-1348,

Если нарушение есть, то последствия, как правило, отягощают наказание от правонарушения, а не умаляют или приуменьшают его!

Поэтому и придумали этот пункт правил, уравняв вас в одной роли участника дорожного движения с бабушкой, т.е. пешеход.

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Алексей Ч, спасибо за напоминание, но главное в моём придуманном примере с бабушкой это не нарушение, а то, что для причинения легкой тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения не обязательно сильно стараться, как написал автор в статье.

19 мая 2024 02:38
Алексей Ч

Сергей-1348, В правовом поле "старание" это уже умышленные действия! И расклад конечно же другой будет!

19 мая 2024 09:34
Сергей-1348

Алексей Ч, вот чувствуется в Вас юридический Буквоед. В хорошем смысле этого слова.

Как же хорошо Ваш комментарий подчёркивает чувство юмора автора. Что делает материал более интересным прочтению. А значит, что шансы с широкому прочтению повышаются:-))).

11 июня 2024 03:39
Эмиль-5

Здравствуйте, вроде много прочитали с другом но все равно он на своём я на своём, друг говорит что велосипедист прав, я же говорю что он должен спешиться, можно получить коментарий от людей которые разбираются в этой теме и поставить точку в этом вопросе раз и навсегда, вот ссылка на видео, https://youtube.com/shorts/j4GfY2gYGOU

11 июня 2024 09:46
orlov

Эмиль-5, а какой именно момент из видео рассматривается? ДТП вроде бы не было.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев