ПДД для велосипедистов 2020 года

ПДД для велосипедистов

Добрый день, уважаемый читатель.

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Правила дорожного движения для водителей мопедов и скутеров были рассмотрены в одной из предшествующих статей на pddmaster.ru. Ну а сегодня пришло время подробно разобрать ПДД для велосипедистов.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

Содержание статьи:

Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос "что такое велосипед?" знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза "транспортное средство", т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2020 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи - пешеход:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

Правила дорожного движения для велосипедов

Правила для велосипедистов.

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил "24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов". Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют "увлеченные" велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску "за добавкой", ему нужно в этом настойчиво отказать.

Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота - вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза оставшейся на руле рукой, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

Где можно ехать на велосипеде?

В 2020 году движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 - 24.6).

Расположение велосипедиста на проезжей части

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 - 100 м.

Дополнительная информация:

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что "велосипедисты-школьники" не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2020 и 2021 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

Выделенные полосы для велосипедистов

В 2020 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

Знак 5.14.2 Полоса для велосипедистовЗнак 5.14.3 Конец полосы для велосипедистовЗнак 5.11.2 Дорога с полосой для велосипедистовЗнак 5.12.2 Конец дороги с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.3 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистовЗнак 5.13.4 Выезд на дорогу с полосой для велосипедистов

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2020 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
...
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Знак 5.14 Полоса для маршрутных транспортных средствЗнак 5.14.1 Конец полосы для маршрутных транспортных средствЗнак 5.11.1 Дорога с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.12.1 Конец дороги с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.1 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средствЗнак 5.13.2 Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 "кирпич".

Знак 3.1 Въезд запрещен

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под "кирпич" не могут.

Велосипедист на полосе для общественного транспорта

Дополнительная информация:

Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие "Велосипедная зона". Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

Знак 5.33.1 Велосипедная зонаЗнак 5.34.1 Конец велосипедной зоны

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

Более подробная информация про велозоны приведена в следующей статье:

Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не довелось встретить ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.

Запреты для водителей велосипедов

24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако рекомендую его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов - это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 - 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.

Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), -

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение - нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 - 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста - это штраф в размере 1 000 - 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50 процентов.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство "двухколесных" ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 12 сентября 2019
Раздел: Правила Дорожного Движения
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
10 июня 2020 16:47
Ольга-292

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, а по платной автотрассе велосипедисту можно ездить?

11 июня 2020 09:17
Александр-971

Нет самого главного. Двигаясь по правому краю проезжей части, как положено на регулируемом светофором ,перекрестке, кто должен уступить дорогу, если на зеленый сигнал светофора велосипедист едет прямо , а водителю автомобиля нужно повернуть направо. С учетом того что они оба находятся рядом друг с другом у стоп линии?

11 июня 2020 12:38
Андрей-558

Здравствуйте !

Хотел бы уточнить такую ситуацию: дорога с одной полосой в каждом направлении. Автомобиль обгоняет велосипедиста с возвращением в свою полосу и через некоторое расстояние автомобиль начинает тормозить перед запрещающем сигнала светофора (тут, я думаю, не важно перед чем). Велосипедист едет по правой стороне дороги, но не собирается тормозить а хочет "протиснутся" по своей правой стороне. Может ли велосипедист продолжать движение не съезжая на обочину, если поток машин останавливается, если у него есть немного места справа ? Видел как машина "вильнула" объезжая яму (совсем немного в перелах своей полосы) и велосипедист съехал с притензиями, что его "зажимают" с дороги на обочину (а могло бы и плохо кончиться). Может ли велосипедист опережать по своему участку дороги другие транспортные средства находясь с ними в перделах одной полосы ?

13 июня 2020 09:26
GDW nik

Александр-969, в ПДД нет числового значения ограничения скорости. Но есть п 10.1 ПДД. И посмотрите п 24.6 ПДД.

13 июня 2020 10:51
GDW nik

Ольга-292, платная дорога не запрещает движение, если нет запрещающих знаков. Или знаков 5.1 или 5.3.

13 июня 2020 10:54
GDW nik

Александр-971, Для поворота надо занять крайнее положение - п 8.5 ПДД. Если крайнее занять не смог - п 8.7 ПДД - уступи велосипедисту.

13 июня 2020 11:52
GDW nik

Велосипедист едет по правой стороне дороги, но не собирается тормозить а хочет "протиснутся" по своей правой стороне. Может ли велосипедист продолжать движение не съезжая на обочину, если поток машин останавливается, если у него есть немного места справа ?

Андрей-558, в п 1.2 ПДД читаем "Полоса движения". Обращаю внимание на слова: "имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд." Теперь в п 9.1 ПДД читаем как определить количество полос. Обращаю внимание на слова: "самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними."

То есть в 1.2 учитывается ширина именно автомобиля (не мотоцикла, не мопеда, не велосипеда). Где то слышал (Не помню - где? Возможно, только в билете 4 вопрос 1), что они могут двигаться по одной полосе в два ряда...

А в 9.1 - учитывается ширина транспортного средства. А это и мотоцикл, и мопед, и велосипед.

Это значит, что если есть разметка (знаки, указывающие кол-во полос), то вторым рядом справа от стоящего на светофоре автомобиля (да и мотоцикла) двигаться нельзя, а если разметки и знаков нет - можно. Последнее предложение - ИМХО.

Видел как машина "вильнула" объезжая яму (совсем немного в перелах своей полосы) и велосипедист съехал с притензиями, что его "зажимают" с дороги

В случае ДТП любой судья считал бы объезд ямы манёвром (даже в одной полосе). Да и в зеркала надо бы смотреть внимательнее. Ловлю себя на том, что обстановку сзади знаю лучше, чем впереди. Поэтому знаю всегда, когда можно вильнуть, а когда придётся в яму залететь.

15 июня 2020 10:11
Дима-21

А должен ли быть оборудован велосипед звуковым сигналом ( звонком)?

15 июня 2020 19:44
Сергей-930

Добрый день! в снт грунтовые дороги, без дорожных знаков. Случилось дтп с велосипедистом младше 14 лет. Водитель ехал по направлению перпендикулярной дороги с лева на право, с перпендикулярной дороги выехал велосипедист ( у водителя помеха с права) водитель въехал ему в переднее колесо правой частью авто. Кто виноват?

16 июня 2020 19:23
Максим

Александр-969, здравствуйте.

Нет, специального ограничения скорости для велосипедистов в действующих ПДД нет.

Однако, как верно заметил GDW nik, при движении нельзя создавать опасность и помехи для движения других лиц (пункт 24.6 ПДД). Если велосипедист поедет быстро и наедет на пешехода, то виноват в ДТП будет он.

Удачи на дорогах!

16 июня 2020 19:27
Максим

Александр-971, выше GDW nik ответил верно. Перед поворотом автомобиль должен занять крайнее правое положение на проезжей части (пункт 8.5). То есть автомобиль по умолчанию не может начать поворот слева от велосипедиста.

В случае ДТП виноват в нем будет водитель автомобиля. То есть, велосипедист имеет преимущество.

Однако на практике рекомендую велосипедисту внимательно следить за поворачивающими автомобилями. Лучше пропустить нарушителя, чем столкнуться с автомобилем. Ведь в этом случае последствия для велосипедиста будут куда более печальными.

Удачи на дорогах!

16 июня 2020 19:31
Максим

Дима-21, да, должен.

Пункт 6 основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения:

6. Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади - световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны - световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Удачи на дорогах!

16 июня 2020 19:34
Максим

Сергей-930, здравствуйте.

Велосипедист нарушил требования пункта 24.3 ПДД, т.к. он ехал по проезжей части:

24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Водитель нарушил требования пункта 13.11 ПДД на равнозначном перекрестке:

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11.1 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

То есть виноваты оба. А степень вины каждого из участников должен определить суд.

Удачи на дорогах!

17 июня 2020 21:31
Сергей-930

Дороги в снт грунтовые шириной 3.5 метра и без знаков, может это подразумевать что это и дорога и пешеходная? не у всех есть машины, кто на велике, кто пешком идут до участков.

19 июня 2020 08:38
Сергей-932

Добрый день, что нарушил велосипедист в правилах ПДД, если он, разогнавшись, не справился с управлением, не смог затормозить - тормоза отказали, а при падении ещё и травму головы получил - был без защитного шлема?

Заранее спасибо.

Сергей

23 июня 2020 20:03
Елена-313

Здравствуйте, ребенок 13 лет ехал на велосипеде по тротуару. . Увидев впереди пешехода, предупредил сигналом и, чтобы объехать человека, повернул вправо, пешеход не оборачиваясь тоже отошёл вправо. Резкое торможение и поворот руля влево не спасло положения. В результате упали оба. Пешеход падая получил травму, перелом руки. .Пешеход в заявлении написал, что претензией не имеет, но спустя месяц решил подать в суд, на материальные выплаты с семьи несовершеннолетнего по поводу лечения. Кто в этом случае виноват? И может ли суд обязать платить за лечение?

24 июня 2020 12:12
роман-225

Вопрос-существует ли регламент полос по проезжий части дорог для велосипедистов (с левой стороны дороги 50см и с другой равной 50см также для полосы разделения равно ~ 25см) БЫЛО ЧТО МАШИНА СИГНАЛИТ- ТВОИХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ 50СМ "УКРАЛИ" ПРИ ПОВОРОТЕ ПРИХОДИТЬСЯ В КУВЕИТ-АРЫК В ЛУЖУ СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СТАНДАРТЫ...

24 июня 2020 20:09
Максим

Сергей-930, по умолчанию грунтовая дорога - это проезжая часть (автомобильная).

Пешеходы имеют право ходить по проезжей части при соблюдении требований правил дорожного движения (ПДД для пешеходов. Где можно двигаться по дороге?).

Удачи на дорогах!

24 июня 2020 20:11
Максим

Сергей-932, пункт 10.1 ПДД:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Удачи на дорогах!

24 июня 2020 20:14
Максим

Елена-313, здравствуйте.

Пункт 24.6 ПДД:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

1. Велосипедист нарушил требования пункта 24.6, в ДТП виноват он.

2. Да, суд может обязать возместить причиненный ущерб.

Удачи на дорогах!

24 июня 2020 20:15
Максим

роман-225, Вы имеете в виду ширину выделенной полосы для велосипедистов? Или что-то другое?

24 июня 2020 22:04
Андрей-561

Дорога в городе. Две полосы в каждую сторону. Справа прилегает тротуар. Велодорожки/полосы - нет. Еду по правому краю проезжей части. Впереди сплошняком стоят припаркованные автомобили, занимающие больше половины ширины правой полосы. Могу ли я ехать дальше вдоль этих автомобилей по остатку правой полосы (остаток около 1.5 метра шириной)…

Раньше было написано "можно двигаться по проезжей части как можно правее" и было все понятно. А теперь что делать - выезжать на тротуар и мешать прохожим?

25 июня 2020 23:08
Михаил-140

Здравствуйте. Разрешено ли движеие на велосипедах по дороге, обозначенной знаком 5.11.1? П.18.2 "... На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа". На знаке 5.11.1 разве эта полоса располагается справа?

25 июня 2020 23:30
Максим

Андрей-561, по этому поводу на ПДД Мастер есть подробная статья: "Расположение велосипедистов на проезжей части". Рекомендую ее изучить.

Удачи на дорогах!

25 июня 2020 23:33
Максим

Михаил-140, здравствуйте.

В целом, все зависит от направления движения велосипедиста.

Насколько я понимаю, суть Вашего вопроса сводится к тому, что если велосипедист видит перед собой знак 5.11.1, то он едет навстречу маршрутным транспортным средством. В этом случае на выделенную полосу выезжать нельзя.

Если же велосипедист развернется, то он сможет ехать по выделенной полосе в попутном направлении.

Удачи на дорогах!

3 июля 2020 19:45
ирина247

Так и не поняла, как быть, если полос, скажем, 6-8, а нужно налево велосипедисту?

Или если мне нужно прямо, но из крайней правой полосы разрешается только направо. Пожалуйста, не пишите, как делать нельзя, я это поняла. Напишите, как можно и нужно делать.

3 июля 2020 22:07
Рифат

ирина247, добрый вечер.

Если есть сомнения и неуверенность то проще всего превратится в пешехода ведущего велосипед.

3 июля 2020 22:11
Рифат

Ну а на практике если правый ряд только направо то возможно немного отклониться левее, и проехать перекресток в прямом направлении.

Ну вот с левым поворотом не получиться. Только спешиться.

8 июля 2020 16:38
pupsenaaa

Здравствуйте!!! Сегодня мне выписали штраф 800 руб. за проезд пешеходного перехода на велосипеде. Хотя я ехал действительно на велосипеде и по зебре (с одной стороны тротуара на другую по проезжей части), но на зелёный сигнал светофора для пешеходов. Когда для автомобилей во всех направлениях горел красный. Разве светофор не отменяет знаки и разметку. И этот штраф существует для предотвращения дтп, а какое может быть дтп, когда всем авто горит красный. Не ввели ли меня в заблуждения сотрудники ГИБДД.

8 июля 2020 17:29
Рифат

pupsenaaa, добрый день.

Велосипед является транспортным средством. Человек ведущий велосипед является пешеходом. Переходить проезжую часть по пешеходному переходу надо спешившись с велосипеда.

8 июля 2020 17:46
pupsenaaa

А как же регулируемые перекрёстки, на которых не действуют знаки и разметка при работе светофора.

8 июля 2020 17:48
Рифат

pupsenaaa,Вы совершили проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора.

8 июля 2020 22:54
pupsenaaa

Хорошо. В постановлении у меня написано нарушение пункта 24.8 в котором говоритсч, что запрещается пересекать дорогу по пешеходному переходу. А если я ехал по диагонали, получается я ни нарушил этот пункт и могу обжаловать постановление.

9 июля 2020 16:49
pupsenaaa

Иии

13 июля 2020 14:52
Максим

А как же регулируемые перекрёстки, на которых не действуют знаки и разметка при работе светофора.

pupsenaaa, откуда Вы взяли такую информацию? На регулируемых перекрестках не действуют только знаки приоритета. Все остальные знаки и разметка действуют.

При желании Вы можете попробовать обжаловать постановление. Честно говоря, результат предсказать не могу, поскольку за 10 лет Вы один из первых велосипедистов, на которого наложили такой штраф. В любом случае прошу написать сюда о результатах.

Удачи на дорогах!

15 июля 2020 21:06
Дмитрий-605

1) Честно говоря, п.24.8 "запрет пересекать по пешеходному переходу для велосипедиста" звучит слишком многозначно и общо, по логике этого пункта правил нужно на каждой "зебре" "слазить" с велика, что, зачастую, идёт в разрез с практикой (например, через каждые 50-100 метров между пешеходниками, в городе, где много перекрёстков) мне нужно спешиться, когда сзади находится велокресло с ребёнком и на десятый раз спешивания либо грохнешься, либо пяткой ударишь малыша. Либо, когда велосипед серьёзно загружен, когда излишние спешивания становятся небезопасны самому велосипедисту. Это из личных наблюдений...Да и смысл непрерывного оперативного передвижения теряется, не считая разных нюансов про контактные педали и прочее. Плюс тихо и без фанатизма можно спокойно и по пешеходному проследовать и вполне безопасно будет. Хотя эта тема по данному пункту спорна, должна учитывать всех интересы.

2) Ну про фонари днём для велосипедов, это из разряда... возите с собой прожектор. Ну какая велофара будет видна днём? Этот пункт правил для велосипеда как для транспортного средства - БЛАЖ для светлого времени суток, тёмного времени - да! Но даже самая яркая велофара и габарит не идут ни в какое сравнение с мощностью автоэлектрики. Прожектор возить, смысл для велика, да и не каждый водитель обратит внимание даже на яркие велофары?!

3) Сопровождать движение, повороты, указаниями рукой - логично. Но зачастую на практике опасно для велосипедиста: ямы на дороге - влетел в провал, после того, как снял руку с руля для указания поворота; начинать движение с указания рукой поворота - это из разряда тренировки начала движения с одной рукой постоянно при наборе скорости, в общем не безопасно, можно вильнуть под машину; .

К сожалению, правила для велосипедистов пишут те, кто на велосипедах, возможно, и раз десятилетку не катает, то есть, некоторые формулировки абсолютно оторваны от реальности движения на велосипеде. Либо дополнительные формулировки отсутствуют, которые бы могли применяться только к двухколёсным: 1) например, заезд за стоп-линию после останова на перекрестке на крастном сигнале, это безопасно, когда тебя видят впереди и чуть сбоку более "крупные" участники движения при трогании с места на разрешающий сигнал в дальнейшем; 2) нет ничего в правилах про движения для велосипеде по мостовым развязкам, где движения направо, как съезды реализованы, а движение прямо, возможно по правилам получается, но водители воспринимают как движения по второму ряду, но с по-прежнему как скраю справа, короче общее правило с указанием движения правой стороны приведёт к лишним перестроениям и помехам для машин, чтобы потом двигаться прямо велосипеду, так как будет перестроение налево по движению в прямом направлении по виадуку. Сложно объяснить то, что на практике, конечно, происходит, но факт, ПДД имеют ряд спорных и оторванных зачастую от реальности формулировок для велосипедистов.

20 июля 2020 22:56
Мария-102

Здравствуйте, я велосипедист двигалась по главной дороге на перекрёстке, должна ли я пропускать машины, чтобы проехать на другую часть дороги.

Заранее благодарю за ответ.

21 июля 2020 09:29
Рифат

Мария-102, добрый день.

Безопасность превыше всего. Если у Вас есть преимущество проезда, а водитель не собирается уступать Вам дорогу, неужели Вы будете доказывать свою правоту не уступив ему дорогу?

21 июля 2020 19:39
Максим

Дмитрий-605, на велосипедах в российских городах, в целом, передвигаться довольно тяжело. Тем не менее проехать практически любой маршрут можно без нарушения правил. В любом случае, если Вы едете по городу и хотите проехать побыстрее, для движения рационально выбрать проезжую часть дороги, а не тротуар.

Удачи на дорогах!

21 июля 2020 19:41
Максим

Мария-102, здравствуйте.

Правила не обязывают Вас пропускать автомобили, перед которыми Вы имеете преимущественное право проезда перекрестка. Однако, как верно выше заметил Рифат, на практике лучше пропустить не имеющих преимущества, чем столкнуться с ними и пострадать.

Удачи на дорогах!

9 сентября 2020 23:34
Виталий-172

Заезжаю во двор под арку на велосипеде, навстречу выезжает из двора автомобиль. Кто кому должен уступить дорогу?

9 сентября 2020 23:48
Рифат

Виталий-172, добрый вечер.

А здравый смысл что подсказывает?

Вы такой же участник движения как и автомобиль. Если ширина проезжей части не позволяет совершить разъезд, то кому то надо уступить.

ИМХО:Велосипедисту это сделать проще.

10 сентября 2020 09:37
Виталий-172

Здравый смысл подсказывает, что у велосипеда нет заднего хода.

10 сентября 2020 17:48
Максим

Виталий-172, судя по Вашему описанию, оба транспортных средства имеют одинаковый приоритет при встречном разъезде. Если произойдет ДТП, то виноваты в нем будут оба участника.

Удачи на дорогах!

11 сентября 2020 11:48
Андрей-578

Хотел узнать суждения на не совсем обычную ситуацию, я пользуюсь велосипедом с эл.двигателем, превышения по мощности нет (0,25кВт), но хочу демонтировать педали и звездочки приводные, а под ноги сделать просто упоры в виде трубы. Будет ли такое вмешательство нарушением закона? С одной стороны, цитата:

"Велосипед" - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение КАК ПРАВИЛО мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и МОЖЕТ ТАКЖЕ иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

Т.е. налицо вмешательство в конструкцию (нет педалей), с другой стороны рулевое и тормоза штатные и еще есть звонок :) и фара. Как вариант отмазки для гаишников, это такой теперь беговел для взрослых, движение от мускульной силы присутствует.

21 сентября 2020 13:21
Максим

Андрей-578, если решите так сделать и у Вас возникнут проблемы при общении с сотрудниками ГИБДД, то прошу сообщить об этом в данную тему.

Пока что так никто не делал, поэтому заранее реакцию полицейских предсказать невозможно. Кроме того, велосипедистов при любых раскладах останавливают и проверяют не часто. Так что, возможно, практической информации по такому вопросу придется ждать довольно долго.

Удачи на дорогах!

8 октября 2020 13:21
Валерий-137

Ехал по велосипедной дорожке рядом с парком. Вдруг на внедорожнике директор парка выворачивает руль и прёт мне в лоб. Резко торможу, а он с не довольной физиономией отворачивается и уезжает. Мание величия.

8 октября 2020 20:15
GDW nik

Валерий, если бы Вас облаяла собака - Вы бы тоже назвали это манией величия? Относитесь к подобным директорам - как к дворому псу. Т.е. не обращайте внимания.

11 октября 2020 20:13
Никита-61

При движении по дороге где появляется три полосы, которые, например разрешают движение направо и налево, налево.

Могу ли я при необходимости ехать прямо на велосипеде, перестроиться с крайней правой полосы на вторую?

12 октября 2020 17:34
Максим

Никита-61, рекомендую Вам изучить статью "Расположение велосипедистов на проезжей части".

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев