Средства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 года

Электросамокат - СИМ

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 марта 2023 года начинает действовать новая редакция правил дорожного движения, содержащая огромное количество изменений.

Самое заметное место среди них занимает введение нового понятия "средство индивидуальной мобильности" (СИМ), которое будет использоваться для обозначения электросамокатов, электроскейтбордов и прочих аналогичных транспортных средств.

В данной статье речь пойдет о том, что такое СИМ, и какие требования предъявляются к этому транспорту.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.10.13 Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.

Документ вступает в силу 1 марта 2023 года.

Электросамокаты в ПДД до 1 марта 2023 года

Для начала небольшая историческая справка. До 1 марта 2023 года в правилах дорожного движения нет отдельных пунктов для электросамокатов, сигвеев и моноколес. То есть указанные транспортные средства рассматриваются в рамках других доступных терминов. Например, электросамокат может рассматриваться как велосипед или как мопед (в зависимости от мощности двигателя):

Ранее законодатели уже предпринимали попытки ввести термин СИМ (средство индивидуальной мобильности) в текст правил дорожного движения. Соответствующий законопроект рассматривался Государственной Думой в конце 2019 и начале 2020 года:

В итоге законодатели отказались от дальнейшей разработки этого проекта.

При желании Вы можете прочитать статьи про особенности предшествующего законопроекта. Здесь же на всякий случай напомню, что в документе было несколько моментов, которые вызывали серьезные вопросы.

Например, средство индивидуальной мобильности не считалось транспортным средством, поэтому для него приходилось дублировать многие пункты правил дорожного движения.

Не было ограничено использование СИМ ни по скорости, ни по массе, то есть даже самому маленькому ребенку мог достаться электросамокат, способный разгоняться до 50 км/ч.

Кроме того, законопроект между делом накладывал дополнительное ограничение на движение велосипедистов, которым запрещалось объезжать припаркованные автомобили. То есть эксплуатация велосипедов в населенных пунктах становилась крайне затруднительной.

В общем, законодатели отказались от предшествующего проекта правил для средств индивидуальной мобильности. Однако важно понимать, что при разработке нового документа, который рассматривается далее в данной статье, старый документ был взят за основу. Многие ошибки и проблемы при этом были исправлены. Однако, забегая вперед скажу, что некоторые пункты старого документа были просто скопированы и это привело к новым проблемам. Но обо всем по порядку.

Что такое средство индивидуальной мобильности?

В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 ПДД, который вводит понятие СИМ:

"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

В данном определении есть несколько важных моментов:

1. Средство индивидуальной мобильности является транспортным средством. А это означает, что все пункты правил дорожного движения, в которых используется термин "транспортное средство", относится и к СИМ.

Например, пункт 2.7 запрещает управлять транспортным средством в состоянии опьянения или передавать управление человеку в состоянии опьянения. Это требование относится и к СИМ.

2. Средство индивидуальной мобильности должно иметь как минимум одно колесо и как минимум один двигатель. Максимальное количество колес и двигателей не ограничено. Нет также и ограничений по максимальной мощности.

3. В определении прямо указано, что СИМ предназначено для индивидуального передвижения. То есть предполагается, что человек должен ездить на СИМ водиночку. Однако это верно не во всех случаях и далее речь пойдет о том, что на средствах индивидуальной мобильности допускается возить пассажиров.

4. Термин не говорит о том, что двигатель средства индивидуальной мобильности должен обязательно быть электрическим. То есть, возможны и другие типы двигателя.

Кроме того, определение содержит и перечень устройств, считающихся средствами индивидуальной мобильности:

  • электросамокат (А);
  • электроскейтборд (Б);
  • гироскутер (В);
  • сигвей (Г);
  • моноколесо (Д).

На рисунке ниже изображены примеры перечисленных выше транспортных средств:

Средства индивидуальной мобильности

Таким образом, можно сказать, что если в документах транспортного средства (например, в инструкции по эксплуатации или в гарантийном талоне) указано одно из слов "электросамокат", "электроскейтборд", "гироскутер", "сигвей" или "моноколесо", то перед Вами средство индивидуальной мобильности.

Также важно понимать, что перечень транспортных средств является открытым (в тексте указано "и иные аналогичные устройства"), то есть к СИМ могут быть отнесены и другие виды транспорта. Скорее всего данное уточнение сделали на случай, если будут изобретены новые варианты небольшого транспорта.

Однако, данный открытый перечень приводит и к некоторым неоднозначностям с распределением транспортных средств по терминам ПДД. А именно, не всегда можно провести четкую границу между мопедами и СИМ. Об этом речь пойдет чуть ниже.

Мы же вернемся к пункту 1.2 ПДД и рассмотрим обновленное понятие механическое транспортное средство:

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

Обновленный пункт говорит о том, что хотя средства индивидуальной мобильности и имеют двигатель, они не относятся к механическим транспортным средствам. То есть все пункты ПДД, в которых указаны "механические транспортные средства" на СИМ не распространяются.

Например, пункт 2.1.1 ПДД требует, чтобы по требованию сотрудника ГИБДД водитель механического транспортного средства передал для проверки водительское удостоверение и регистрационные документы. К СИМ это не относится, то есть указанные документы предъявлять не требуется.

Как отличить СИМ от мопеда?

А теперь вернемся к проблеме, выявленной чуть выше. СИМ и мопед - разные термины в правилах дорожного движения. И к каждому из этих транспортных средств предъявляются собственные требования. Например, водитель мопеда должен иметь водительское удостоверение, а водитель СИМ - не должен.

Сравним понятия средство индивидуальной мобильности и мопед:

"Средство индивидуальной мобильности" - транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

"Мопед" - двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

В большинстве случаев проблема не возникает:

Например, моноколесо (буква "Д" на рисунке выше), имеет всего одно колесо и в любом случае не является мопедом, а является СИМ.

С другой стороны, традиционный советский мопед, в документах которого указано слово "мопед", также не вызывает никаких вопросов. Он является мопедом.

Перейдем к более сложным ситуациям:

Электросамокат

Рассмотрим электросамокат, мощность двигателя которого составляет 2КВт.

С одной стороны, по документам транспортное средство является электросамокатом, то есть попадает в категорию СИМ. С другой стороны, по количеству колес, максимальной скорости и мощности двигателя транспортное средство является мопедом. Так что возникает неоднозначность.

Далее будем исходить из того, что электросамокаты все же являются средствами индивидуально мобильности, т.к. они прямо указаны в определении СИМ.

Электроскутер

Еще одно транспортное средство - так называемый электроскутер. Это транспортное средство тяжелее, имеет более высокую скорость и позволяет ездить более комфортно (сидя). И традиционно оно рассматривалось в ПДД в качестве мопеда.

Однако, если Вы еще раз изучите определение СИМ, то поймете, что электроскутер вполне себе попадает в группу иных аналогичных средств. Колес у него несколько, есть двигатель, он предназначен для индивидуального передвижения.

Скутер

Следующий пример - обычный скутер с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 49,9 куб. см. и максимальной скоростью 49,9 км/ч. В документах скутера отсутствует слово мопед. И формально он также может быть отнесен к средствам индивидуальной мобильности как иное аналогичное средство. Хотя и под определение мопеда он полностью подходит.

Напомню, что в действующих правилах дорожного движения скутеры рассматриваются в качестве мопедов.

Таким образом с 1 марта 2023 года у водителей и сотрудников ГИБДД появится новая проблема, заключающаяся в невозможности провести четкую черту между средствами индивидуальной мобильности и мопедами. Будем надеяться, что в будущих редакциях ПДД законодатели смогут решить данную проблему.

Примечание. Сегодня уже упоминался предшествующий законопроект о СИМ, который был заброшен в 2020 году. В нем подобной проблемы не было, т.к. в числе прочего он предлагал добавить в определение мопед дополнительный признак - наличие сиденья. То есть получалось, что при наличии сиденья ТС становилось мопедом, а при его отсутствии - СИМ. Почему это дополнение в итоге было исключено - не понятно.

Является ли водитель СИМ пешеходом?

Обратимся к понятию "пешеход" в пункте 1.2 правил дорожного движения:

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Человек, едущий на средстве индивидуальной мобильности, пешеходом не является. Однако правила дорожного движения дают ему отличную возможность в любой момент стать пешеходом - для этого достаточно спешиться и покатить СИМ рядом с собой.

Такое "перевоплощение" может пригодится, например, для того, чтобы пересечь дорогу по пешеходному переходу. Чуть позже речь пойдет о том, что ездить по пешеходным переходам средства индивидуальной мобильности не имеют права, а вот переходить в качестве пешеходов - вполне.

Примечание. Аналогичнное правило действует и в отношении велосипедистов (ПДД для велосипедистов).

Что запрещено водителям средств индивидуальной мобильности?

Обратимся к обновленному пункту 24.8 ПДД:

24.8. Велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом и средством индивидуальной мобильности (при наличии руля), не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией велосипеда или средства индивидуальной мобильности;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

В целом требования здесь аналогичны требованиям для велосипедистов:

  • Нужно держаться за руль хотя бы одной рукой, если у СИМ есть руль. Данное требование относится в основном к электросамокатам и некоторым сигвеям. У прочих транспортных средств руля нет.
  • Нельзя перевозить груз мешающий управлению или выступающий хотя бы с одной стороны более чем на 0,5 метра.
  • Нельзя перевозить пассажиров, если это прямо не предусмотрено конструкцией ТС. На приведенном выше рисунке все транспортные средства являются одноместными и перевозить пассажиров не позволяют. В любом случае, прежде чем брать пассажира, нужно изучить документы СИМ и понять, допускается ли такая перевозка. В том числе и для электросамокатов.
  • Нельзя перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных мест для них. В данном случае возникает вопрос, что именно должно рассматриваться в качестве специально оборудованного места. Например, для электросамоката можно купить специальную детскую площадку, которая позволяет ребенку встать и не мешать ногам взрослого. Однако не совсем понятно, будет ли она считаться специально оборудованным местом и будет ли ее достаточно.
  • Нельзя поворачивать налево и разворачиваться на дорогах с двумя и более попутными полосами или с трамвайными путями. Требование аналогично требованию для велосипедистов. Хотя, забегая вперед, скажу, что на проезжей части в отношении СИМ действует больше ограничений, чем в отношении велосипедистов.
  • Запрещено переезжать дорогу по пешеходным переходам. Чуть выше речь шла о том, что водитель СИМ может спешиться и перейти дорогу пешком. Это не является нарушением.

Примечание. В одной из следующих статей серии "Новые ПДД с 1 марта 2023 года" речь пойдет о приоритете СИМ в различных ситуациях. В ней мы поговорим о том, что в некоторых случаях водители должны уступать дорогу СИМ, едущим по регулируемым пешеходным переходам. То есть, с одной стороны, движение сим по всем переходам запрещено, а с другой стороны, водители должны уступать им дорогу. Это очередная неоднозначность правил в редакции от 1 марта 2023 года.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.9. Запрещается буксировка велосипедов, средств индивидуальной мобильности и мопедов, а также буксировка велосипедами, средствами индивидуальной мобильности и мопедами, кроме буксировки велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом, мопедом или средством индивидуальной мобильности соответственно.

Обновленный пункт 24.9 ПДД говорит о том, что средствам индивидуальной мобильности запрещена любая буксировка, кроме буксировки специального прицепа для СИМ.

Обозначение СИМ в светлое время суток

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах (кроме велосипедов) с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Пункт 19.5 ПДД говорит о том, что днем на всех движущихся СИМ должны быть включены фары ближнего света или дневные ходовые огни.

Это еще одна неоднозначность правил. Давайте еще раз вспомним про картинку из начала данной статьи. Возможно, при составлении данного пункта законодатели в качестве СИМ представляли себе электросамокат (А). Электросамокаты обычно оборудуются фарами и их включение не представляет из себя ничего сложного.

Однако если вспомнить про транспортное средство Б - электроскейтборд, то неоднозначность ситуации становится сразу же понятна. На электроскейте стандартных фар нет, да и установить их в общем-то некуда. Так что получается, что с 1 марта 2023 года такие транспортные средства без нарушения правил использовать не получится.

Обозначение СИМ в темное время суток

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
...
на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

на всех механических транспортных средствах - фары дальнего или ближнего света, на велосипедах и средствах индивидуальной мобильности - фары или фонари, на гужевых повозках - фонари (при их наличии);

В темное время суток на средствах индивидуальной мобильности должны использоваться фары или фонари. Данный пункт вопросов не вызывает, т.к. движение ночью без света является крайне опасным.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

24.10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и водителям мопедов рекомендуется, а вне населенных пунктов указанные лица обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.

Требования пункта 24.10 относятся не к самим СИМ, а к людям, которые на этих СИМ передвигаются. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водителю рекомендовано иметь предметы со световозвращателями. А вне населенных пунктов водитель обязан иметь такие предметы.

Подводя итоги данной статьи, нужно сказать, что статья получилась довольно объемной, однако в ней рассмотрены далеко не все нововведения, относящиеся к средствам индивидуальной мобильности. Так что продолжение следует.

Также хочу напомнить, что изменения правил дорожного движения от 1 марта 2023 года рассматриваются в рамках серии статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года". Содержание данной серии доступно на следующей странице:

Кроме того, рекомендую Вам изучить обновленный текст правил дорожного движения:

Ну а в следующей статье речь пойдет о том, где могут двигаться средства индивидуальной мобильности. Не пропустите!

Удачи на дорогах!

Обновлено: 21 ноября 2022
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Серия статей "Новые ПДД с 1 марта 2023 года"Новые правила дорожного движения с 1 марта 2023 годаСредства индивидуальной мобильности в ПДД с 1 марта 2023 годаГде должны ездить средства индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаПравила движения средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаСигналы светофоров для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаДорожные знаки для средств индивидуальной мобильности с 1 марта 2023 годаЗапрет на парковку велосипедов на тротуарах с 1 марта 2023 годаПриоритет велосипедистов в ПДД с 1 марта 2023 годаПравила дорожного движения для пешеходов с 1 марта 2023 годаНовые правила для автомобилей инвалидов с 1 марта 2023 годаНовые правила дорожного движения для автобусов с 1 марта 2023 годаНовые сигналы светофора с 1 марта 2023 годаОсобенности проверки документов водителя с 1 марта 2023 годаНовая нумерация дорожных знаков с 1 марта 2023 года
13 октября 2022 21:42
Сергей-1177

Питбайк (спорт инвентарь по договору кп), его коснулись изменения? Что он?

14 октября 2022 00:14
Максим

Сергей-1177, на сколько я понимаю, питбайк с точки зрения ПДД является мотоциклом (двигатель больше 50 см3, скорость больше 50 км/ч). Именно для мотоциклов никаких особенных изменений с 1 марта не ожидается.

Удачи на дорогах!

14 октября 2022 02:04
Ярослав-20

Вместо того, чтобы просто почитать ПДД и понять, что электросамокат это по ПДД или велосипед, или мопед, наши законодатели решили наплодить ненужных пересекающихся терминов.

Я ещё когда-то просто в интернетах с обывателями спорил, аргументировал, что не получится самокат ни в какие СИМ перевести, они будут пересекаться (даже про сиденье не катит, так как есть самокаты с сиденьем, и смысл разделять их, если суть одна), вызывая путаницу. Но нет, ребят не остановило))

15 октября 2022 15:05
GDW nik

Ярослав-20, сейчас по ПДД любой самокат - пешеход.

7 ноября 2022 20:22
Анатолий-144

"Рассмотрим электросамокат, мощность двигателя которого составляет 2КВт.

С одной стороны, по документам транспортное средство является электросамокатом, то есть попадает в категорию СИМ. С другой стороны, по количеству колес, максимальной скорости и мощности двигателя транспортное средство является мопедом. Так что возникает неоднозначность."

Почему? Ведь выше четко сказано:

"Механическое транспортное средство" - транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.

А мопед, согласно определения, это МТС.

9 ноября 2022 10:17
Александр-921

Цитата из статьи:

Например, пункт 2.1.1 ПДД требует, чтобы по требованию сотрудника ГИБДД водитель механического транспортного средства передал для проверки водительское удостоверение и регистрационные документы. К СИМ это не относится, то есть регистрация и водительское удостоверение для СИМ не требуются.

Неверная причинно-следственная связь.

Если эти документы не требуется передавать для проверки полицейскому, это совсем не означает, что их не должен иметь водитель, собственник или владелец ТС.

Основания не заводить эти документы у водителя СИМ совсем иные, причём определённые не какими там ПДД, а ЗАКОНАМИ РФ:

1. ч.1 ст.25 ФЗ- №-196 "О безопасности дорожного движения" однозначно определяет категории и входящие в них подкатегории ТС, на управление которыми должно быть предоставлено специальное право.

СИМ в качестве ТС не подлежат категорированию >>> следовательно, на управление велосипедом специальное право не предоставляется >>> водительским удостоверение, подтверждающее предоставление специального права не выдаётся.

2. В соответствии со ст.4 ФЗ №-283 "О государственной регистрации ТС в РФ" СИМ не подлежат государственной регистрации, как не категорируемые по ТР ТС 018/2011 >>> поэтому карточка СОР не выдаётся.

3. В соответствии с ч.3 ст.4 ФЗ №-40 "Об ОСАГО" на владельцев СИМ не распространяется обязанность по ОСАГО, как на владельца ТС, не подлежащего государственной регистрации >>> следовательно и полиса ОСАГО не требуется. Хотя по личной инициативе свою ответственность можно застраховать и по другому.

10 ноября 2022 22:43
Максим

Александр-921, спасибо за замечание! Пример в статье обновлен.

Удачи на дорогах!

14 ноября 2022 15:42
Анатолий-4

В поясняющем абзаце после пункта 24.10 есть неточность. <<<В темное время суток и в условиях недостаточной видимости водителЮ РЕКОМЕНДОВАНО иметь предметы со световозвращателями. А вне населенных пунктов водитель обязан иметь такие предметы.>>>

Хотя по сути и в НП должны и обязаны иметь световозвращатели.

21 ноября 2022 23:58
Максим

Анатолий-4, спасибо за замечание! В статью внесено соответствующее дополнение.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев