Версия для печати

ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля

ДТП при повороте

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о ДТП при обгоне поворачивающего налево автомобиля. Это один из самых популярных видов столкновения, при котором сложно выявить виновника дорожно-транспортного происшествия. Как минимум раз в пару месяцев похожие ДТП обсуждаются на форуме pddclub.ru, поэтому я решил рассказать о них в отдельной статье.

Суть ситуации заключается в следующем. По дороге едут одновременно 2 автомобиля (синий и черный). Синий едет впереди черного. Водитель синего автомобиля хочет повернуть налево, водитель черного хочет обогнать синюю машину. Оба водителя одновременно начинают маневр и происходит столкновение на встречной полосе.

Рассмотрим, кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля и как его можно избежать. Приступим.

Если рассматривать данный тип ДТП только теоретически, то понять, почему происходят подобные ДТП, довольно сложно. Поэтому для начала предлагаю Вам посмотреть видео. В данном случае видеорегистратор установлен на черном автомобиле, т.е. на обгоняющем:

Схема столкновения выглядит следующим образом:

ДТП при повороте налево

Обратите внимание, в данном случае не имеет значения, куда поворачивает синий автомобиль. Он может выполнять поворот на перекрестке, въезд на прилегающую территорию или парковаться на свободное место на левой стороне проезжей части. В любом случае он выполняет поворот налево.

Ситуация глазами водителя поворачивающего автомобиля

Водитель поворачивающего (синего) автомобиля видит ситуацию следующим образом. Скоро мне будет нужно повернуть налево. Место поворота издалека не видно, поэтому чтобы не проскочить его, поеду помедленнее.

Ошибка водителя синего автомобиля в данном случае заключается в том, что либо он вообще не смотрит в зеркала заднего вида, либо ошибочно предполагает, что черный автомобиль не успеет его догнать.

Ситуация глазами водителя обгоняющего автомобиля

Водитель обгоняющего (черного) автомобиля видит ситуацию по-иному. Ему кажется, что синий автомобиль движется слишком медленно без особых на то причин. Водитель черного автомобиля спешит, начинает нервничать и предпринимает необдуманную попытку обгона.

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Таким образом на практике ситуация сводится к тому, что нужно определить, кто из водителей раньше подал сигнал поворота.

1. Если водитель синего автомобиля включил поворотник раньше, то водитель черного автомобиля при попытке обгона нарушает пункт 11.2 ПДД.

2. Если водитель черного автомобиля включил поворотник раньше и начал обгон, то водитель синего автомобиля нарушает пункт 8.1 ПДД, т.к. создает помехи другому участнику дорожного движения.

3. Если же никто не подал сигнал поворота, то виновниками ДТП будут признаны оба водителя. Соответственно, они поделят между собой затраты на ремонт автомобилей.

Казалось бы, все просто. Нужно определить, кто из водителей первым подал сигнал поворота. При разборе подобного ДТП на практике это вызывает сложности. Даже если у каждого из водителей есть видеорегистратор, видеозаписи не позволят точно разобраться в ситуации.

Регистратор черного автомобиля может зафиксировать момент включения поворотника синего автомобиля. Однако включение поворотников на самом черном автомобиле не попадает в поле его зрения. Видеорегистратор синего автомобиля вообще "не видит" поворотники участников дорожно-транспортного происшествия.

Поскольку на практике возникают сложности с доказательством вины каждого из водителей, решение суда может быть любым. Виновником может быть признан как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Как избежать ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля

В рассматриваемой ситуации любой из водителей может избежать столкновения автомобилей:

1. Водитель синего автомобиля должен внимательно оценивать обстановку, в том числе и с помощью зеркал заднего вида. Если Вы видите сзади чересчур активного и агрессивного водителя, то не выполняйте поворот. Лучше остановитесь на обочине или у тротуара и дождитесь более благоприятной ситуации.

2. Водитель черного автомобиля имеет гораздо больше возможностей для предотвращения ДТП. В первую очередь не следует нервничать, если перед Вами медленно едет автомобиль, водитель которого, кажется, засыпает на ходу. Скорее всего водитель ищет место для какого-то маневра и готовится к нему приступить.

Если же Вам трудно с этим смириться, то представьте, что за рулем едущего впереди автомобиля сидит хронический алкоголик, действия которого не предсказуемы. Он может продолжить движение прямо, может повернуть, а может включить задний ход. Поэтому к медлительному автомобилю вплотную лучше не приближаться. Создайте после него комфортную дистанцию и двигайтесь с его скоростью. Обгон выполняйте только в том случае, если уверены, что маневрировать синий автомобиль не собирается.

В завершение хочу еще раз подчеркнуть, что на практике любой из водителей может предотвратить ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля. Это нужно обязательно сделать, т.к. результаты разбора данного ДТП в ГИБДД и суде могут быть непредсказуемыми.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 4 января 2016

15 декабря 2015 16:55
Игорь-17

А как же пункт 8.5.: Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.

15 декабря 2015 17:03
Максим

Игорь, в рамках статьи подразумевается, что оба водителя выполняют маневр из крайнего левого положения.

Если Вы имеете в виду столкновение в видео, то там данное нарушение имеет место.

Удачи на дорогах!

15 декабря 2015 18:21
Олег-18

Максим, а разве обгон не считается манёвром и не попадает под тот же 8.1?

Как быть с пунктом 11.1 применительно к чёрному автомобилю и не подходит ли к синему п8.8?

Моё мнение - оба выполняют манёвр. Чёрный перед началом обгона должен убедиться, что манёвр будет безопасен, а синий должен пропустить встречный транспорт и трамвай попутного направления, коим чёрный не является.

15 декабря 2015 19:49
Максим

Олег, здравствуйте.

1. Раздел 8 ПДД не относится к выполнению обгона, поэтому корректнее применять пункты раздела 11.

2. 11.1 можно использовать для доказательства вины черного автомобиля.

3. Пункт 8.8 не говорит о том, что обгоняющее транспортное средство должно уступить дорогу поворачивающему. Или Вы хотите использовать его как-то по другому?

15 декабря 2015 22:59
servit

Максим, а разве обгон не считается манёвром и не попадает под тот же 8.1?

Как быть с пунктом 11.1 применительно к чёрному автомобилю и не подходит ли к синему п8.8?

Моё мнение - оба выполняют манёвр. Чёрный перед началом обгона должен убедиться, что манёвр будет безопасен, а синий должен пропустить встречный транспорт и трамвай попутного направления, коим чёрный не является.

Мы уже неоднократно разбирали данную ситуацию. Воспользуйтесь поиском и посмотрите дискуссию.!!!

Еще раз выскажу свое мнение.

Для «поворачивающего»:

1. п.8.1 .. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

2. п.8.5 Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении..

3 п. 11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

П.С.

На счет п.11.3:

ТС заняло крайнее положение на ПЧ, заблаговременно включило поворотники, выполнило все требования и совершенно не обязано (ни одной нормой Правил) уступать дорогу попутному ТС, производящему обгон!!!

Для «обгоняющего»:

- 11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;

следующее за ним транспортное средство начало обгон;

по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Вывод:

Обгон крайне опасен, так производиться на встречной полосе и с большей скоростью.

ТС, поворачивающее из крайнего положения на ПЧ и заблаговременно подавшее сигнал поворота имеет преимущество при проезде перед обгоняющим ТС.

16 декабря 2015 20:44
Борис-3

Я все же не согласен с подобным разрешением по данному вопросу.Здесь мне кажется суть ошибки в том ,что водителю на синем авто вообще поворачивать с этой позиции нельзя.Не занял вовремя левую крайнюю полосу для поворота стой и жди когда это будет возможно, а еще разумней двигай вперед и ищи безопасный разворот или параллельный поворот налево. К сожалению беда нашего Законодательства именно в том. нет однозначности в Правилах. и возможность трактования пунктов ПДД в чью-то пользу Великая трагедия. унесшая тысячи жизней.

11 января 2016 13:15
18611861

Обгон в зоне перекрестка при движении по главной дороге следует запретить. Полагаю, что это поможет избежать большинства подобных ДТП. (Останутся только случаи поворота налево на прилегающую территорию).

14 января 2016 14:04
Serpiph

Согласен, во многих странах так и сделано. Также в наших ПДД есть правило, по которому при выезде с пересечения проезжих частей необходимо уже быть на своей стороне дороги, то есть обгон должен быть завершён до окончания пересечения проезжих частей.

15 июля 2016 15:39
Вмитрий

Прошу меня извинить, но схема абсолютно не соответствует ДТП на видео. Нет там ни какого обгона и столкновения на встречке. Черный автомобиль тупо въехал в ПРАВУЮ заднюю часть затормозившего для поворота синего автомобиля. Таким образом, на видео, однозначно виноват владелец регистратора!

15 июля 2016 18:30
wowick

Также в наших ПДД есть правило, по которому при выезде с пересечения проезжих частей необходимо уже быть на своей стороне дороги, то есть обгон должен быть завершён до окончания пересечения проезжих частей.

Если вы про пункт 8.6, то оно никак не применимо к обгону. А если про что-то другое, то напомните, плиз пункт. А то я такого в ПДД и в голове не помню...

19 августа 2016 13:27
фарит-1

вчера произашол случий со мной поворачивал налево на парковку при включеном поворотнике почти на середине в левый бок вьехала машина

19 августа 2016 17:35
Serpiph

Также в наших ПДД есть правило, по которому при выезде с пересечения проезжих частей необходимо уже быть на своей стороне дороги, то есть обгон должен быть завершён до окончания пересечения проезжих частей.

Если вы про пункт 8.6, то оно никак не применимо к обгону. А если про что-то другое, то напомните, плиз пункт. А то я такого в ПДД и в голове не помню...

Согласен, я здесь ошибся.

Идет добавление комментария