Версия для печати

Правила проезда перекрестков. Часть 2. Подъезжаем к перекрестку. Какую полосу движения занять?

Подъезжаем к перекрестку

Добрый день, уважаемые читатели.

Во второй статье из серии "Правила проезда перекрестков" предлагаю рассмотреть порядок подъезда к перекрестку. Тут нужно сказать, что некоторые водители вообще не обращают внимания на подъезд к перекрестку, а задумываются над тем, как же правильно поворачивать, только после того, как попадают на перекресток, а в некоторых случаях даже после того, как проезжают перекресток. Довольно часто задумываться на перекрестке или после него оказывается уже поздно.

Если Вы пропустили первую статью серии, то рекомендую сначала прочитать ее, а затем переходить к этой, т.к. информация в них взаимосвязана.

Итак, есть 2 вопроса, которые нужно решить заблаговременно, т.е. до того, как автомобиль подъехал к перекрестку:

1. Какую полосу движения занять.

2. Какого вида перекресток перед нами. Про виды перекрестков речь шла в статье "Правила проезда перекрестков. Часть 1. Что такое перекресток?".

Первый из них мы рассмотрим сегодня, а второй прибережем до следующей статьи серии.

Какую полосу движения занять?

Ответ на этот вопрос не всегда однозначен и зависит от нескольких факторов, а в большей степени от того, в какую сторону Вы намерены поворачивать на перекрестке. Также нельзя забывать и о требованиях дорожных знаков и разметки.

Рассмотрим несколько возможных ситуаций. Отмечу, что сегодня речь пойдет о перекрестках, на которых нет трамвайных путей. Случай с трамвайными путями будет рассмотрен в отдельной статье.

1. Перекресток, перед которым нет знаков 5.15.1, 5.15.2 и разметки 1.18.

Данный момент регламентируется пунктом 8.5 правил дорожного движения:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Если на таком перекрестке Вы собираетесь повернуть направо, то Вам необходимо предварительно занять крайнее правое положение на проезжей части, т.е. крайнюю правую полосу.

Если на перекрестке Вы собираетесь повернуть налево или развернуться, то Вам необходимо заблаговременно занять крайнюю левую полосу.

Если же Вы хотите на перекрестке ехать прямо, то Вам вообще не нужно ни о чем думать. Вы можете занять абсолютно любую полосу, даже крайнюю левую или крайнюю правую.

2. Перекресток, перед которым есть знаки 5.15.1, 5.15.2, но нет разметки 1.18.

В данном случае требуется вновь процитировать правила дорожного движения:

5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Знак 5.15.1 Направления движения по полосам

5.15.2 "Направления движения по полосе". Разрешенные направления движения по полосе.

Знак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосеЗнак 5.15.2 Направления движения по полосе

Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

Если на перекрестке установлены приведенные выше знаки, то нужно руководствоваться ими при выборе положения на проезжей части.

Для поворота направо нужно выбрать полосу, над которой установлен знак, разрешающий поворот направо. Для поворота налево или разворота - знак, разрешающий поворот налево.

Что касается движения прямо, то в отличие от предыдущего случая, его не получится выполнить с любой полосы. Опять же нужно искать такую полосу, на которой знаком разрешено движение прямо.

3. Перекресток, перед которым нет знаков 5.15.1, 5.15.2, но есть разметка 1.18.

Соответствующий пункт правил дорожного движения:

1.18 - указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

Разметка 1.18

Стрелочки на разметке 1.18 имеют то же значение, что и стрелочки на знаках, рассмотренных чуть выше. Т.е. для того чтобы выполнить маневр в нужном Вам направлении нужно занять такую полосу, которая разрешает этот маневр выполнить.

4. Перекресток, перед которым одновременно есть знаки 5.15.1, 5.15.2 и разметка 1.18.

Это самая сложная из рассматриваемых сегодня ситуаций, хотя сложность ее не сразу очевидна.

Конечно же у водителя не возникнет никаких проблем, если знаки и разметка предписывают одно и то же. Вот только зачастую это бывает не так.

Что же делать в том случае, если знаки и разметка противоречат друг другу?

До недавнего времени ответа на этот вопрос в правилах дорожного движения не было, да и сейчас его еще нет. Радует лишь то, что он появится после 20 ноября 2010 года, когда вступят в силу очередные изменения правил дорожного движения.

Итак, до 20 ноября 2010 года в такой вот спорной ситуации можно поступать на Ваше усмотрение.

Зато после наступления этой даты в правилах дорожного движения появится следующий абзац:

В случаях когда значения дорожных знаков, в том числе временных (размещаемых на переносной опоре), и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками.

Т.е. после 20 ноября в случае противоречия знаков и разметки нужно будет выбирать полосу движения руководствуясь дорожными знаками 5.15.1 или 5.15.2.

Первый вопрос мы полностью рассмотрели. О том, как правильно определить вид перекрестка поговорим в следующей статье серии. Так что не переключайтесь. Обещаю, будет интересно.

Удачи на дорогах!

Последнее обновление: 27 января 2012

Серия статей "Правила проезда перекрестков"
11 февраля 2014 15:26
Василий-2

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, если дорожная разметка нанесена и видна только в теплый период времени, а при отрицательных температурах местами находится снежный покров, который частично или полностью закрывает разметку, можно ли пользоваться этой разметкой при движении транспортных средств. Дорожные знаки отсутствуют. Спасибо.

11 февраля 2014 22:09
servit

А как Вы хотите этой разметкой пользоваться, если ее не видно. Если только по памяти с «теплого периода».

Если нет разметки или она «нечитаемая», то придется ездить так, как будто ее нет.

Простой пример:

ПДД

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

Летом на данном участке имеется двойная сплошная, что запрещает поворот налево (скажем во двор) и разворот. Зимой при отсутствии разметки, можно и во двор повернуть и развернуться. Знаков же, как не было, так и нет!

12 февраля 2014 04:06
Василий-2

По поводу видимости разметки: после снегопада образуется накат естественно разметку не видно, а после отчисти дорожными службами полотна, разметку видно. В моем случае, автодорога имеет по две полосы прямо в каждом направлении и выделена третья полоса за 30 метров до перекрестка на лево, она не является встречной полосой, т.к. аналогичная дорожная разметка имеется на встречном движении, то есть две полосы прямо, а третья полоса, так же выделена за 30 метров до перекрестка для поворота на лево, то есть является зеркальной перед перекрестком. Вопрос остается прежним, как ездить. Заранее спасибо.

12 февраля 2014 14:49
servit

Я буду рассуждать, как гость Вашего города, впервые заехав на данный участок дороги. Если нет ни каких знаков, то:

1. Если есть видимая, по крайней мере, читаемая разметка, то конечно я проеду согласно разметке.

2. Если разметки нет, то на встречную полосу, ни при каких обстоятельствах не выеду. В некоторых случаях чревато лишением ВУ.

Это согласно ПДД.

Во многих городах есть «выработанные традиции» проезда перекрестков. Ездят по привычке. Но если случится ДТП (вариант 2), то виноват будет тот, кто выехал на встречку.

7 апреля 2014 12:15
Василий-2

Здравствуйте. Если я выехал на разрешающий сигнал светофора на перекресток, происходит ДТП с автомобилем, который поворачивал на лево. По видеорегистратору видно, что как минимум две секунды для него горел желтый сигнал светофора, ГИБДД трактует это как:

- для него, при включении запрещающего сигнала светофора, при отсутствии стоп линии, не выполнил требования об остановке на перекрестке перед пересекаемой проезжай частью, не создавая помех для пешеходов, в результате чего совершил столкновение;

- для меня, при включении разрешающего сигнала светофора не выполнил обязанности уступить дорогу автомобилю.

Первопричина ДТП является автомобиль, выехавший на запрещающий светофор.

Подскажите, пожалуйста, почему ГИБДД постановила факт обоюдной вины, т.е. подъезжая к перекрестку на зеленый свет светофора, надо остановиться и убедится в том, что никто не выезжает на желтый свет?

8 апреля 2014 11:42
Serpiph

ПДД:

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16 "Стоп"), а при ее отсутствии:

- на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;

- перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;

- в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.

...

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Именно п. 6.14 многие и пользуются, мотивируя своё движение на жёлтый сигнал светофора после зелёного. Доказать обратное очень тяжело. Поэтому не торопитесь на начало зелёного сигнала светофора выезжать на перекрёсток, особенно в Москве.

Отсюда и обоюдка.

22 апреля 2014 17:19
Алексей-13

А вот интересно, имеет ли какую-либо силу знак 5.15.1, установленный сразу после перекрестка, если до ближайшего перекрестка за ним намного больше 150м? Согласно ГОСТ 52289 дублирующие знаки устанавливаются за 50-150м, а сам рассматриваемый знак призван указывать направления движения по каждой из полос именно на перекрестке. Смысл вопроса в том, может ли такой знак нести в себе запрет разворота или поворота налево при отсутствии запрещающей разметки и других знаков. Речь конечно же о знаке, на котором указано для левой крайней полосы движение только прямо.

23 апреля 2014 01:13
servit

ПДД:

5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.

Знак 5.15.1 устанавливается перед перекрестком. Если он установлен сразу после перекрестка, то его действие распространяется до ближайшего перекрестка. Соответственно он регламентирует и проезд самого перекрестка. Получается, что в Вашем примере необходимо двигаться только прямо. Поворот и разворот с левой полосы, запрещен.

Если он установлен не по ГОСТу, то это ни дает Вам ни какого права игнорировать его предписание. В ПДД не сказано, на каком расстоянии до перекрестка должен быть установлен данный знак. Ну ГОСТы водитель знать не обязан, он обязан соблюдать ПДД.

23 апреля 2014 06:50
Алексей-13

Хорошо, а если на таком знаке по правой крайней только прямо, то мне не только налево (во двор, скажем), но и направо нельзя повернуть будет?

23 апреля 2014 12:22
servit

А разве заезд во двор это перекресток? На перекрестке повернуть направо нельзя, там еще и «кирпич» может висеть, а во двор заезжайте, он же до перекрестка.

24 апреля 2014 06:07
Алексей-13

А разве заезд во двор это перекресток? На перекрестке повернуть направо нельзя, там еще и «кирпич» может висеть, а во двор заезжайте, он же до перекрестка.

Так в моем вопросе речь и не о перекрестках вовсе. Перечитай, пожалуйста, - вкратце: знак стоит до перекрестка, по всем полосам только прямо. И если налево, исходя из ответа, нельзя, то в таком случае и направо нельзя? В обоих случаях не перекресток, а во двор.

24 апреля 2014 12:47
servit

Действие знаков 5.15.1 распространяется на перекресток. Так что до перекрестка их можно игнорировать. Для Вашего случая (въезд во двор или прилегающею территорию) должны быть установлены запрещающие или предписывающие знаки. Например 3.18.1 (3.18.2) или 4.1.1. Если нет этих знаков и запрещающей разметки, то поворачивайте куда хотите.

24 апреля 2014 13:25
Алексей-13

Если нет этих знаков и запрещающей разметки, то поворачивайте куда хотите.

Ну в этом и вопрос жеж был ))) Если нет знаков и разметки, запрещающих, то можно ли... Только, наверное, не совсем "игнорировать" - они все же число полос устанавливают. И очень хотелось бы усугубить вопрос - уточнить один момент. Исходные данные те же, знак 5.15.1 после перекрестка (например, три полосы прямо), других знаков нет, разметки нет, слева трамвайные пути. Поворот налево выполнять с трамвайных путей или же с левой крайней полосы?

24 апреля 2014 16:29
servit

Если нет этих знаков и запрещающей разметки, то поворачивайте куда хотите.

Ну в этом и вопрос жеж был ))) Если нет знаков и разметки, запрещающих, то можно ли... Только, наверное, не совсем "игнорировать" - они все же число полос устанавливают. И очень хотелось бы усугубить вопрос - уточнить один момент. Исходные данные те же, знак 5.15.1 после перекрестка (например, три полосы прямо), других знаков нет, разметки нет, слева трамвайные пути. Поворот налево выполнять с трамвайных путей или же с левой крайней полосы?

Наверно Вы правы. Да и сам п 8.5 не относиться конкретно к перекрестку.

ПДД:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

ИМХО: Поворачивать налево необходимо с левой полосы, а не с трамвайных путей.

24 апреля 2014 19:23
Skel

Похоже, это знак 5.15.8 для указания количества полос.

25 апреля 2014 00:22
servit

Вряд ли. На данном знаке должны быть нанесены и запрещающие знаки, что полностью исключает противоречия движения по полосам.

5.15.8 "Число полос". Указывает число полос движения и режимы движения по полосам. Водитель обязан выполнять требования знаков, нанесенных на стрелки.

25 апреля 2014 10:22
Serpiph

Какой цвет фона знака? Знак 5.15.1 и 5.15.8 отличаются цветом фона (тёмный и светлый).

25 апреля 2014 19:30
Skel

ГОСТ Р 52290-2004

3.9 На знаках 5.15.1-5.15.4, 5.15.7, 5.15.8 допускается наносить изображения других знаков, информирующих об особенностях или режимах движения.

Можно и не наносить, как и на 5.15.1. Также нет в ГОСТе разделения синего на темный и светлый.

28 апреля 2014 07:15
Алексей-13

Похоже, это знак 5.15.8 для указания количества полос.

Что касается моего вопроса - это точно 5.15.1 ))

28 апреля 2014 07:18
Алексей-13

не с трамвайных путей.

да, действительно, 8.5. не конкретно о перекрестке же

28 апреля 2014 12:53
Serpiph

Можно и не наносить, как и на 5.15.1. Также нет в ГОСТе разделения синего на темный и светлый.

Да, согласен. Почему-то 5.15.8 любят рисовать в светлой гамме.

28 апреля 2014 21:59
Skel

Скорее 5.15.1 и 5.15.8 отличаются наличием/отсутствием прерывистых линий между стрелками.

Да и 5.15.1 устанавливается не прямо перед перекрёстком, а в начале разделения полос разметкой 1.1 + предварительный знак за 50-150 м от основного знака. Может там где-то остатки разметки есть?

28 апреля 2014 23:43
servit

не с трамвайных путей.

да, действительно, 8.5. не конкретно о перекрестке же

Значит, на перекрестке руководствуемся знаками 5.15.1. Вне перекрестка используем знак, как Вы правильно заметили:

«Только, наверное, не совсем "игнорировать" - они все же число полос устанавливают»

29 апреля 2014 05:57
Алексей-13

Может там где-то остатки разметки есть?

Там, где 5.15.1 стоят после перекрестка, а это только после некоторых перекрестков на определенном участке дороги, время от времени есть разметка (1.2.1 наверное, сплошная линия в общем), но вот сейчас после зимы разметку нанесли, а сплошной нет, т.е. получается где-то знак стоит, разметки нет, поворачивать налево можно, но только с левой крайней, а после следующего перекрестка ни знака, ни разметки нет, значит поворачивать с трамвайных путей налево, дальше едем - опять знак и т.д. Вот я и хотел уточнить, чтобы не "напороться", насчет мест, где знак все же есть ))) Теперь все ясно. Хотя по сути там все же должна быть разметка - это мы уже просто "пользуемся случаем" ))

10 апреля 2015 01:21
Александр-74

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства. Возникает ли ответственность водителя маршрутного транспортного средства при ДТП совершенного в случае "нарушения" им этих знаков?

14 апреля 2015 13:30
Serpiph

Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства. Возникает ли ответственность водителя маршрутного транспортного средства при ДТП совершенного в случае "нарушения" им этих знаков?

Именно вследствие "нарушения" указанных знаков не возникает. Может возникнуть по другим причинам (например, по правилу "правой руки").

Идет добавление комментария