Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дороге

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь вновь пойдет о правилах дорожного движения, которые относятся к проезду перекрестков. На этот раз будут рассмотрены нерегулируемые перекрестки, к которым автомобиль приближается по второстепенной дороге.

Напомню, что проезд нерегулируемых перекрестков, к которым автомобиль приближается по главной дороге, разобран в предшествующей статье.

Данная статья уже седьмая в серии "Правила проезда перекрестков", и если Вы по каким-то причинам не читали предшествующие части, то можете начать, например, со статьи "Что такое перекресток?".

В очередной раз хочу напомнить, что при подъезде к любому перекрестку необходимо сначала занять правильную полосу движения, а затем определиться с типом перекрестка. Ну а в рамках данной статьи будет рассмотрен нерегулируемый перекресток, к которому по второстепенной дороге приближается автомобиль:

Обратите внимание на тот факт, что независимо от направления главной и второстепенной дорог, Вы должны уступить дорогу по крайней мере всем автомобилям, находящимся на главной дороге. Пункт 13.9 ПДД:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

1. Второстепенная дорога не меняет направления

В этом случае перед перекрестком должен быть установлен один из следующих знаков:

Причем никаких дополнительных табличек быть не должно.

Поворот направо

Траектория движения белой машины может пересечься с траекторией автомобиля, который едет навстречу по второстепенной дороге и поворачивает налево. Ему (синему) уступать дорогу не нужно и об этом свидетельствует пункт 13.12 правил:

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Что касается автомобилей, движущихся со всех остальных направлений (зеленый, оранжевый), то есть едущих по главной дороге, то им следует уступить дорогу.

Т.е. нужно уступить дорогу всем автомобилям, которые въезжают на перекресток по главной справа и слева, если их траектория пересекается с Вашей.

Движение прямо

В данном случае все точно также, как и в предыдущем. Уступать дорогу нужно только тем автомобилям, которые приближаются к перекрестку по главной дороге (оранжевый, зеленый).

Поворот налево или разворот

Данная ситуация, пожалуй, самая сложная на неравнозначном перекрестке. В этом случае нужно уступить дорогу абсолютно всем машинам (синей, зеленой, оранжевой), которые приближаются к перекрестку. Причем не имеет значения, какой маневр совершает каждая из них.

2. Второстепенная дорога поворачивает направо

Перед перекрестком должна быть установлена одна из следующих комбинаций:


  

Поворот направо

В данном случае дорогу нужно уступить всем машинам, которые приближаются со встречного направления и слева т.е. по главной (синему, зеленому).

Кроме них траектория Вашего автомобиля может пересечься только с автомобилями, которые подъезжают по правой дороге и выполняют разворот. Им уступать дорогу не нужно, т.к. в момент пересечения траекторий разворачивающийся автомобиль оказывается слева от Вас. Об этом свидетельствуют пункты 13.10 и 13.11 правил дорожного движения:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Движения прямо, поворот налево или разворот

В данном случае нужно уступить дорогу абсолютно всем автомобилям, траектории которых пересекаются с Вашей (оранжевому, синему, зеленому).

3. Второстепенная дорога поворачивает налево

В этом случае перед перекрестком устанавливается одна из следующих комбинаций:

Знак 2.4 Уступите дорогуЗнак 2.5 Движение без остановки запрещено
 Знак 8.13 Направление главной дороги Знак 8.13 Направление главной дороги

Поворот направо, движение прямо, поворот налево

Во всех перечисленных случаях нужно уступить дорогу только машинам, которые приближаются к перекрестку по главной дороге, т.е. тем, которые едут со встречного направления (синяя) или справа (оранжевая).

Разворот

Это единственный маневр, при выполнении которого нужно уступить дорогу не только автомобилям, приближающимся к перекрестку по главной дороге, но и автомобилям, приближающимся к перекрестку по второстепенной (зеленому) и поворачивающим направо.

На этом рассмотрение неравнозначных перекрестков закончено. В следующей статье серии речь пойдет о равнозначных перекрестках.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 1 октября 2010
Последнее обновление: 11 ноября 2017
Серия статей "Правила проезда перекрестков"
Правила проезда перекрестков. Часть 1. Что такое перекресток?Правила проезда перекрестков. Часть 2. Подъезжаем к перекрестку. Какую полосу движения занять?Правила проезда перекрестков. Часть 3. Подъезжаем к перекрестку. Какой перекресток перед нами?
Правила проезда перекрестков. Часть 4. Регулируемый перекресток. Сигналы регулировщикаПравила проезда перекрестков. Часть 5. Регулируемый перекресток. Сигналы светофораПроезд нерегулируемых перекрестков по главной дороге
Проезд нерегулируемых перекрестков по второстепенной дорогеПроезд нерегулируемых равнозначных перекрестковВыбор полосы движения перед перекрестком с трамвайными путями
Правила проезда перекрестков. Часть 10. Проезд перекрестков с трамвайными путями.Где остановиться перед перекрестком?Правила проезда перекрестков. Часть 12. Что делать, если перестали работать светофоры?
22 июля 2014 18:27
Наталья-8

Подскажите, траектория движения на перекрестке, какие нормативы есть на радиус поворота? Если заезжаешь на перекресток с пятиполосной дороги (одностороннее), и двигаться в соответствии со знаками (направо например )на 4-х полосную, перекресток регулируется светофорами- как определяется верный радиус движения? По ПДД водитель должен "на глазок" в случае отсутствия разметки. Но когда дорожники наносят разметку на таких участках- чем они руководствуются? Уж явно не на глазок. Есть определенные нормативы, формулы расчета?

28 июля 2014 15:31
Serpiph

Есть СНиПы, ГОСТы. Дороги должны разрабатываться в соответствии с ними, в том числе и разметка.

11 сентября 2014 13:18
Кристина-3

Здравствуйте,подскажите пожалуйста как лучше поступить в данной ситуации. Я выезжаю со второстепенной дороги и поворачиваю налево,а встречная машина(цифра 3),которая тоже по второстепенной тоже поворачивает налево.Мы с ней разъезжаемся,но что делать если за этой машиной(цифра 3) стоят другие ,которые едут прямо или налево?В данной ситуации мне стоять ждать или одновременно выехать на перекресток с той машиной(под цифрой 3) которая поворачивает тоже налево и пропустить сзади нее машины?

Вот для наглядности рисунок....

12 сентября 2014 12:32
Serpiph

Неофициальная общепринятая практика.

В таком случае машины 3 и 4 выезжают одновременно и разъезжаются правыми бортами друг к другу. Если полосы достаточно широкие, чтобы следующие за Вами автомобили могли объехать Вас и двигаться дальше прямо или направо, то их придётся пропустить. В противном случае машины 3 и 4 завершают поворот одновременно. Будьте осторожны, лихачи могут въехать в бок.

26 ноября 2015 11:45
Neon34

В серии статей не упоминается про пешеходов, очень болезненный вопрос, на него ответ дать толком ни кто не может. И главное это не раскрыт вопрос пешеходного перехода на перекрестке (ну или перекрестка на пешеходном переходе).

26 ноября 2015 13:41
Максим

Neon34, пешеходам посвящена отдельная серия статьей "Пешеход глазами водителя".

Рекомендую прочитать ее. http://pddmaster.ru/pdd/peshexod-glazami-voditelya-chast-3-povorot-na-perekrestke-zhilaya-zona-ostanovki-shtrafy.html

Удачи на дорогах!

30 декабря 2016 16:43
Антон-58

Здравствуйте,

Главная дорога имеет две полосы для движения по одной в каждом направлении с прерывистой разметкой. При выезде со второстепенной дороги направо можно столкнуться со встречным автомобилем совершающим обгон и пересекающим перекресток по встречке. Всегда ли должна быть нанесена разметка 1.1 на перекрестке? Должен ли водитель завершить обгон до перекрестка? И кто кого должен пропускать в этой ситуации? ведь при повороте направо встречки как-то не ожидаешь.

С наступающим Новым Годом!

Заранее благодарю за ответ!

5 января 2017 20:35
Максим

Антон, здравствуйте.

В случае ДТП в описанной ситуации виноват в нем будет водитель, выезжающий со второстепенной дороги. Пункт 13.9 ПДД:

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Обгон на главной дороге разрешен, поэтому нарушения со стороны обгоняющего водителя не будет.

Что касается сплошной разметки, то на нее полагаться не следует. На многих перекрестках в России вообще не наносят разметку.

Вообще водитель должен знать о том, что на главной дороге возможен обгон. В хороших автошколах подобную ситуацию рассматривают отдельно.

Удачи на дорогах!

6 марта 2017 10:24
Мария-29

Добрый день, подскажите пожалуйста как нужно поступить в данной ситуации и каков порядок проезда машин на перекрестке в данной ситуации:

1. Главная дорога имеет две полосы для движения по одной в каждом направлении с разделительной полосой в виде газона и имеет направление в виде прямой.

2. Второстепенная дорога имеет две полосы для движения по одной в каждом направлении с прерывистой разметкой.

3. По главной дороге едет красный автомобиль, который на перекрестке выполняет разворот для движения в обратном направлении (уже выехал на середину перекрестка)

4. По второстепенной дороге на встречу друг другу едут два автомобиля- синий и желтый.

5. Желтый автомобиль пропустил красный, выезжающий с главной дороги, и пристроился за ним (то есть находится тоже почти в центре перекрестка). При этом, желтый собирается поворачивать на лево(по траектории поворота красного).

6. Синий же автомобиль приблизился к краю пересекаемой проезжей части и собирается двигаться далее не меняя своего направления прямо по второстепенной дороге.

Так кто же должен в соответствии с ПДД проехать этот перекресток последним?

6 марта 2017 11:15
vektorv

Мария, интересный вопрос!)

По ПДД последним должен проехать Желтый (при ДТП виновник будет он).

Но пока разворачивался Красный, дорожная обстановка могла поменяться: по главной подъехал минимум ещё один автомобиль. Поэтому я на месте Синего лучше бы перебдел, пропустив и Желтый (если тот нагло поедет вслед за Красным), а затем окончательно убедившись, что на главной никому не стану помехой, продолжу движение.

6 марта 2017 14:37
Максим

Мария, здравствуйте.

1. С точки зрения безопасности я бы пропустил остальные автомобили на месте любого из указанных водителей. Мало ли что в голове у других водителей, а ДТП лучше избежать.

2. Перекресток с разделительной полосой. Когда водитель въезжает в разрыв разделительной полосы, он оказывается на второстепенной дороге. Т.е. ко второму пересечению проезжих частей все автомобили подъезжают по второстепенной. При этом красный и желтый планируют выполнить поворот налево.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Т.е. синий автомобиль должен проехать первым.

Но на практике рекомендую действовать в соответствии с пунктом 1.

Удачи на дорогах!

6 марта 2017 15:39
vektorv

2. Перекресток с разделительной полосой. Когда водитель въезжает в разрыв разделительной полосы, он оказывается на второстепенной дороге. Т.е. ко второму пересечению проезжих частей все автомобили подъезжают по второстепенной.

Т.е. синий автомобиль должен проехать первым.

Ошибаетесь.

ПДД РФ. "Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Иными словами, всё что между тротуарами (газонами, обочинами), включая их самих - это дорога. Поэтому на указанном Марией перекрестке гл.дорога имеет два пересечения с второстепенной дорогой, а участок между пересечениями (как и абсолютно весь перекресток с закруглениями, ведь проезжие части на перекрестке расширяются) также является общим для обеих дорог. И Красный автомобиль на перекрестке конечно же продолжает оставаться на гл.дороге (пока не выедет с перекрестка на второстепенную).

10 марта 2017 12:25
Максим

vektorv, я понял Вашу точку зрения. При ДТП в указанном случае виновник будет определен судом.

Однако у Вашего варианта есть следующий недостаток. Предположим, что к перекрестку по второстепенной дороге подъезжает автомобиль и останавливается перед ним, так как по главной дороге едут автомобили слева направо (много, сплошной поток). После того, как автомобили на главной дороге заканчиваются, водитель видит в разрыве разделительной полосы стоящий автомобиль, у которого включен сигнал поворота налево. Водитель не знает, откуда приехал этот автомобиль, т.к. этого не было видно. Автомобили не могут разъехаться, т.к. водитель 1 подозревает, что водитель 2 делает разворот на главной дороге, а водитель 2 знает, что он заехал на перекресток по второстепенной и должен уступить. Решения ситуация не имеет.

11 марта 2017 08:16
vektorv

Максим, не то что бы моя, а основанная на законодательстве - определении "дорога" самих ПДД. Согласитесь, газон ли посередине, или двойная сплошная, или в них разрывы для поворота-разворота - это всё дорога, в данном случае главная дорога. И пересечение её с другими дорогами не вынимает из неё кусок, а просто накладывает одну на другую, образуя общую часть называемую перекрестком.

Касаемо "ситуация не имеет решения". А подобных ситуаций много, и Вам они известны, например: на равнозначном перекрестке со всех сторон одновременно подъехали автомобили; невозможность выехать на главную при непрерывном там потоке; и т.д. В этих случаях - не проехать, пока какой-то вежливый водитель не пропустит.

Поэтому и в данном примере Марии, ещё в первом ответе я написал, что лучше вежливо уступить всем находящимся на перекрестке. (При наличии камеры и свидетелей, Синему авто наверняка удастся доказать свою правоту, но сколько это отнимет времени, нервов, плюс ремонт авто. Стоит ли оно того...).

11 марта 2017 09:25
GDW nik

Максим, Марию интересует этот вопрос именно с теоретической точки зрения (именно эта точка зрения будет рассматриваться сотрудниками ГИБДД при разборе всевозможных ДТП). Раз так, то порядок проезда такой: красный, синий, жёлтый. vektorv абсолютно прав в том, что красный при развороте ВЕСЬ перекрёсток находится на главной дороге (куда бы он не двигался). Для синего порядок действий определён в статье сайта, которую мы обсуждаем, скопирую для наглядности: "Сразу же хочу отметить, что независимо от направления главной и второстепенной дорог, если Ваш автомобиль приближается к нерегулируемому перекрестку по второстепенной дороге, то Вы должны уступить дорогу по крайней мере всем автомобилям, которые въехали на перекресток по главной дороге". А с жёлтым вообще всем всё понятно - он последний.

12 апреля 2017 13:49
Игорь-117

Буду очень признателен, если мне прокомментируют правила движения по второстепенной дороге на перекрестке "со смещением". Ситуация такая: главная улица (А) идет прямо, к ней примыкают две второстепенные улицы (Б и В) на разном уровне. Перекресток, судя по всему, один (крестообразный, а не два Т-образных), поскольку знаки главной дороги не дублируются (они установлены раньше до пешеходных переходов). Вот, собственно, координаты этого перекрестка: 55.750234, 37.985991 (в яндекс-картах рекомендую использовать режим "гибрид"; также в яндексе можно увидеть панорамы этого перекрестка). Смещение при движении по второстепенным дорогам (Б-В и В-Б) происходит влево. Проблема в следующем: часто водители при повороте с второстепенных дорог налево (с Б на А или с В на А) полагают, что у них есть преимущество, поскольку они, повернув, 2-3 метра проезжают по главной дороге. При этом другие водители (к их числу отношусь и я) полагают, что при движении по второстепенным дорогам преимущество должно быть у тех, кто движется прямо (с Б на В и наоборот). (Естественно, необходимость пропускать всех, кто едет по А с самого начала не обсуждается.) Поясните, кто кого должен пропускать на таком перекрестке: Те, кто движется с Б на В (и наоборот), или те, кто поворачивает с Б (или В) на А налево. Заранее большое спасибо!

12 апреля 2017 16:07
vektorv

Игорь-117,

и на фото со спутника, и на панораме, я здесь вижу ОДИН перекресток, к которому второстепенные дороги подходят с небольшим смещением друг относительно друга. Проезду перекрестков посвящен параграф-13 ПДД РФ, а именно повороту налево:

п.13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

12 апреля 2017 23:14
Максим

Игорь, учитывая конфигурацию перекрестка с дорог Б и В прямо проехать нельзя, т.к. при попытке проехать прямо автомобиль упрется в зеленые насаждения.

Маневр, под которым Вы подразумеваете движение прямо, представляет собой последовательно поворот налево и поворот направо.

Поэтому пункт 13.12 к ситуации применять некорректно. Если произойдет столкновение, то нужно воспользоваться пунктом 13.11:

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Т.е. суть не меняется. Водитель, поворачивающий налево, должен уступить водителю, едущему прямо (налево + направо).

Удачи на дорогах!

6 сентября 2017 21:40
Катерина-11

Добрый день! Прошу вас ответить на вопрос.

Главная дорога имеет 2 полосы в одном направлении движения.

К ней примыкает второстепенная дорога,так же имеющая 2 полосы движения в одну сторону, т.е. поворачивая направо.

Левая полоса второстепенной дороги пересекается с правой полосой главной дороги.

Правая полоса второстепенной дороги образует третью полосу движения.

Т.е. траектория движения машины, двигающейся по правой полосе второстепенной дороги, не пересекается с траекторией движения машины,двигающейся по правой полосе главной дороги.

Кто будет виноват в дтп в случае,если водитель,двигающийся по главной дороге, решит перестроиться в полосу второстепенной дороги?

1 октября 2017 22:02
Максим

Катерина, здравствуйте.

Однозначно ответить на Ваш вопрос невозможно. Нужно рассматривать конкретное место столкновения транспортных средств. Если автомобиль со второстепенной дороги уже выехал на главную и едет без направления движения после перекрестка, а второй автомобиль перестраивается, то виноват в ДТП будет водитель перестраивающейся машины.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев