Выполнение обгона по правилам дорожного движения
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о выполнении одного из самых опасных автомобильных маневров. Безусловно, именно таким маневром является обгон транспортного средства.
Для читателей, которые не следили за изменениями правил дорожного движения, напоминаю, что в 2024 году обгоном является только маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статье "Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения".
Проблема выбора правильного места для обгона является весьма актуальной, поскольку неправильный обгон в настоящее время наказывается лишением прав. В этой статье будут рассмотрены правила дорожного движения, относящиеся к обгону, а также штрафы за неправильный обгон.
Содержание статьи:
Для начала рассмотрим актуальное понятие "обгон" из пункта 1.2 ПДД:
"Обгон" – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
Выполнение обгона по правилам дорожного движения
Выполнению обгона посвящена глава 11 правил дорожного движения. Разберем основные особенности этого маневра.
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
Это требование весьма актуально, поскольку выезд на встречную полосу всегда связан с определенным риском. Перед выполнением обгона Вы должны убедиться, что Вы не создадите помех другим участникам движения.
Из этого пункта правил вытекает следующий вывод: если в процессе выполнения обгона произошло ДТП, то в нем всегда виноват тот водитель, который выполнял обгон. Единственным исключением из этого правила является пункт 11.3 правил:
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
Очевидно, что если Вы хотите выполнить обгон, то не можете заранее убедиться в том, что водитель обгоняемого транспортного средства не будет препятствовать обгону. Согласитесь, на практике весьма не просто определить, что задумал водитель другого автомобиля.
Подчеркну, что во всех остальных случаях в ДТП виноват именно обгоняющий водитель.
При выполнении обгона водитель должен учитывать особенности, которые регламентируются пунктом 11.2 правил дорожного движения:
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Суть этого пункта сводится к тому, что обгон запрещается выполнять, если автомобиль сзади или спереди от Вас начал маневрировать. Т.е. если соседний автомобиль сам пытается выполнить обгон или поворот налево.
Этот же пункт правил запрещает выполнять обгон в тех случаях, когда скорость Вашего автомобиля для маневра недостаточна.
Например, если скорость обгоняемого автомобиля 85 км/ч, а скорость Вашего автомобиля 90 км/ч, то для выполнения обгона Вам понадобится 180 метров. При этом встречная полоса должна быть свободна на 360 метров (180 метров для Вас и 180 метров для встречного автомобиля), чтобы избежать столкновения.
В том случае, если Вы догоняете автомобиль достаточно медленно, от обгона стоит отказаться, т.к. при завершении маневрирования Вы создадите помехи либо обгоняемому, либо встречному автомобилю. Чуть ниже Вы узнаете, что наказание за подобный маневр весьма суровое.
При выполнении обгона также нужно учитывать требования пункта 9.11 ПДД, действующего с 12 июля 2017 года:
9.11. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
Этот пункт запрещает водителю находиться на встречной полосе, отделенной сплошной или двойной сплошной линией разметки. Таким образом, если в процессе обгона Вы видите, что прерывистая разметка заканчивается и начинается сплошная линия, то нужно немедленно отказаться от маневра и вернуться на попутную полосу движения.
Где запрещен обгон?
Рассмотрим, где запрещен обгон транспортных средств, подробнее:
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
- на пешеходных переходах;
- на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
Обгон на перекрестке
Обгон запрещается на всех регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках, если Ваш автомобиль движется по дороге, не являющейся главной.
Рассмотрим единственную ситуацию при которой обгон на перекрестке разрешен:
1. Перекресток должен быть нерегулируемым;
2. Перед перекрестком должен быть установлен знак 2.1 без дополнительных табличек, либо знаки 2.3.1 - 2.3.7:
Т.е. главная дорога не должна менять направления на перекрестке. При этом следует иметь в виду, что обгону на перекрестке могут препятствовать и другие условия, например, главная дорога может иметь 4 полосы или более. В этом случае правила запрещают выполнять обгон (выезжать на встречную полосу).
Замечу, что теоретически можно попытаться выполнить обгон на главной дороге и в том случае, если дорога на перекрестке меняет направление. Однако при этом следует помнить, что на участках с ограниченной видимостью обгон запрещен.
На всех остальных перекрестках обгон запрещен вне зависимости от количества полос.
Обгон на пешеходном переходе
Обгон на пешеходном переходе запрещается во всех случаях (начиная с 29 ноября 2014 года).
Обгон на железнодорожном переезде
Обгоны на железнодорожном переезде были подробно рассмотрены в отдельной статье:
Обгон на мосту
Обгон на мосту, эстакаде или путепроводе в 2025 году запрещен правилами дорожного движения. То же самое касается и пространства под этими сооружениями, а также тоннелей.
Имейте в виду, что небольшие мосты могут быть построены таким образом, что заметить их издали совершенно невозможно. При этом если мост располагается в пределах населенного пункта, его границы не должны обозначаться специальными знаками, т.е. идентифицировать мост становится чрезвычайно сложно. Однако несмотря на трудности для водителей, обгон на таком мосту запрещен правилами дорожного движения.
Это еще раз подчеркивает тот факт, что выполнять обгон нужно предельно внимательно, учитывая все особенности сложившейся дорожной ситуации.
Обгон на опасном повороте
Обгон запрещен в конце подъема, на опасном повороте, а также на других участках с ограниченной видимостью.
Для того, чтобы определить наличие на дороге крутого подъема или опасного поворота, следует воспользоваться дорожными знаками 1.14, 1.11.1 и 1.11.2:
При этом важно учитывать, что обгон запрещен в конце любого подъема (т.е. подъем может не быть крутым), а также на любом участке дороги с ограниченной видимостью.
Понятие ограниченная видимость приводится в пункте 1.2 правил:
"Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Очевидно, что самостоятельный поиск участков с ограниченной видимостью на дороге является задачей весьма непростой, т.к. это определение весьма расплывчато. Поэтому если у Вас есть хоть малейшее подозрение в том, что видимость на дороге ограниченная, рекомендую отказаться от маневра.
Обгон на четырехполосной дороге
Пункт 9.2 правил дорожного движения:
9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
Обгон на четырехполосных дорогах с двухсторонним движением запрещен во всех случаях, в том числе и при отсутствии дорожной разметки.
Штрафы за неправильный обгон в 2024 и 2025 году
Слово обгон встречается в главе 12 кодекса об административных правонарушениях только один раз - в заголовке статьи 12.15. Т.е. наказания непосредственно за неправильный обгон КоАП не предусматривает.
Однако не стоит забывать, что выполнение любого обгона сопровождается выездом на полосу встречного движения, поэтому для наказания водителей могут применяться части 4 и 5 статьи 12.15:
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Рассмотрим особенности этой статьи:
1. Действие части 4 статьи 12.15 распространяется на выезд в нарушение правил дорожного движения на полосу встречного движения. Т.е. лишением прав должен наказываться только выезд на встречную полосу там, где обгон запрещен.
Например, начало обгона на мосту, через сплошную линию разметки или на опасном повороте повлечет наказание по части 4 статьи 12.15 КоАП.
То же самое относится и к ситуации, когда автомобиль находится на встречной полосе слева от сплошной линии разметки.
Отмечу, что если Вы выехали на встречную полосу без нарушения правил и заметили, что впереди разметка становится сплошной, то лучшим решением будет отказаться от маневра и вернуться на попутную сторону движения через прерывистую разметку. Ведь за завершение обгона через сплошную возможно лишение прав:
Еще раз подчеркну, что начало обгона с нарушением любого пункта правил дорожного движения наказывается лишением прав.
Например, если водитель не убедился в том, что он не создаст помех другим транспортным средствам (пункт 11.1 правил), то он будет наказан лишением водительского удостоверения.
2. Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание в виде штрафа (5 000 рублей). Довольно часто мне задают вопрос по поводу того, можно ли заменить лишение прав на денежный штраф.
В данном случае выбор наказания целиком зависит от судьи, который рассматривает дело по статье 12.15. Если есть смягчающие обстоятельства, а отягчающих обстоятельств нет, то наложение штрафа вместо лишения вполне возможно.
Кроме того, в случае автоматической фиксации нарушения лишение прав наложено быть не может. В данном случае речь идет о ситуации, когда нарушение фиксируется камерой наблюдения без непосредственного участия человека. В этом случае информацию о штрафе водитель получает по почте.
Не стоит путать этот случай с ситуацией, когда сотрудник ГИБДД фиксирует нарушение на камеру. При подобном развитии событий видеозапись используется в качестве дополнительного доказательства в суде при рассмотрении дела.
Напоследок хочу напомнить, что на pddmaster.ru доступна таблица штрафов ГИБДД, которую Вы можете распечатать и всегда возить с собой.
Удачи на дорогах!
Получается теперь на перекрестках с разметкой обгон запрещен по любой дороге. А нельзя ли как то предупреждать об этом заранее ? В городе просто бывают короткие переходы от штрихов к длинной разметке
Здравствуйте,не так давно я совершил обгон на перекрёстке за знаком 2.3.3.не нарушая скоростной режим и не создавая помех остальным участникам движения
Подскажите пожалуйста,Я начал обгон на прерывистой короткой линий,а закончил обгон транспортного средства на более длинной прерывистой линии предупреждающей о начале сплошной линии. Является ли это нарушением? если да ,то что за это грозит?
Не нарушение.
Вы хоть эту страничку-то прочитайте!
Здравствуйте. Подскажите, а должна ли я снижать скорость, когда меня обгоняют? Муж ругает, когда не снижаю!
Ольга, здравствуйте.
С точки зрения ПДД Вы не обязаны снижать скорость.
Однако Ваш муж рассматривает ситуацию с точки зрения безопасности. А при таком раскладе лучше немного притормозить и дать торопыге проехать, чем попасть в ДТП и пострадать. Естественно, не обязательно тормозить при каждом обгоне. Однако если Вас обгоняет грузовик, то есть смысл снизить скорость.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте.
Подскажите пожалуйста по такой ситуации. Двухполосная дорога, по одной полосе в каждую сторону. Едут две машины, одна за другой, первый и второй. Дорога на окраине города, поэтому других машин нет. Первый едет очень медленно, около 30 км/ч. Второй показал поворотник, и убедившись, что никому не мешает пошел на обгон. Слева заправка. Первый показывает поворотник налево, и ТУТ ЖЕ поворачивает на заправку. Происходит ДТП. Кто виноват в этой ситуации. Мой брат был водителем второй машины, и виноватым оказался он. Подскажите, правомерно ли его обвинили?
Ольга, здравствуйте.
Вопрос подробно рассмотрен в статье "ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля".
В целом все зависит от того, кто первым включил указатель поворота. Если все было именно так, как описали Вы, и у Вас есть какие-то доказательства этого, то водитель второго автомобиля нарушил требования пункта 8.1 ПДД.
Удачи на дорогах!
Второй показал поворотник, и убедившись, что никому не мешает пошел на обгон. Слева заправка. Первый показывает поворотник налево, и ТУТ ЖЕ поворачивает на заправку.
Вообще-то второй уже был на встречной полосе.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
Максим, почему Вы игнорируете слова "по той же полосе"?
Максим, почему Вы игнорируете слова "по той же полосе"?
Почему Вы так считаете?
Если ни у одного из водителей доказательств нет, то их слова будут иметь одинаковую силу. Один скажет, что начал обгон первым. Второй скажет, что он первым включил поворотник и начал поворот.
При выезде из жилой зоны далее справа находиться выезд из жилой зоны затем далее с двора выезд и является ли дольнейшее движение перед следующим перекрестком ? Знако главная дорога нет и знаков уступить дорогу нет а автомобиль будет выезжать справа это будет считатьмя помехой справа ? Если он выезжает со двора жилой зоны .И перед этим были все выезды из дворовых територий ?
Павел, приложите схему или ссылку на панораму спорной ситуации.
на загородных дорогах много аварий при обгоне на перекрестках. почему просто не запретить обгон на перекрестке ,даже если ты на главной дороге? считаю это положение спасет много жизней на наших дорогах.
Знак .обгон запрещён .не выезжая на встречную полосу . Могу ли я совершить обгон ,если я двигаюсь на мотоцикле .
Нет! Обгон можно совершить только выехав на встречку! Иначе это будет опережение.
Эд, обгон в данном случае выполнить нельзя, а опережение - можно.
Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения.
Удачи на дорогах!
Максим, такая ситуация. Я выезжаю со второстепенной дороги на главную. Справа никого, слева автобус включает сигнал поворота направо и снижает скорость. Я поворачиваю налево и в меня прилетает мотоцикл. Подскажите пожалуйста кто виновен?
Михаил, если мотоцикл ехал по главной дороге, то одним из виновников ДТП являетесь Вы (пункт 13.9 ПДД).
Далее нужно понять, нарушил ли водитель мотоцикла какие-то пункты правил. Если нарушил, то он также является виновником ДТП.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте! Вот такая ситуация. Дорога Нижний -Саранск. Дорога 2 е полосы.
Стоит знак 3.21 "Конец зоны запрещения обгона" видимость примерно более 1 км. скорость примерно 105 км/ч. встречка пустая. Делаю обгон несколько машин
и вижу впереди нерегулированный перекресток Примыкание справа - 2.3.2, и затем нерегулированный пешеходный переход без пешех. и была разметка 1.6 и затем примерно 40 метров 1.1. потом опять 1.6. но небыло знака 3.20 "Обгон запрещен"
Вопрос вот в чем, при обгоне ТС на разметке 1.6 я не смог завершить маневр так как ТС с право не давал возможность вернуться, оценив ситуацию я продолжил движения по встречной полосе, подъезжая к пешеходу я сбрасываю скорость чтобы пропустить ТС с право убедившись о безопасности на пешех. и вернулся на свою полосу на разметки 1.6.
Какое меня ждет наказания. Видио с машины у меня имеется.
Спасибо.
Дмитрий, здравствуйте.
Если хотя бы часть пути Вы проехали слева от сплошной разметки, то наказание может быть наложено по части 4 статьи 12.15 КоАП (5 000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев). Этот вопрос рассмотрен в статье "Завершение обгона через сплошную разметку".
Удачи на дорогах!
Совершал обгон транспорта занял полосу встречного движения то есть двигался уже по встречной и в этот момент водитель обгоняемого ТС начал совершать поворот на лево удар пришёлся в его правую переднюю дверь. Дорога прямая видимость более 500м в обе стороны знаков и разметки запрещающий обгон нет. Знаков обозначающих перекрёсток или примыкания дороги нет. Я виновен?
Алексей, ситуация подробно рассмотрена в статье "ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля".
Если Вы начали обгон до того, как второй автомобиль подал сигнал о повороте налево, то виноват в ДТП водитель второй машины.
Удачи на дорогах!
Совершил обгон неорганизованной колонны грузовиков без номеров (6-8 машин) но завершил его двигаяясь на маленьком мосту через речку, знак река не видел из за грузовика и сплошнюую разметку не видел из за снега на дороге. А мост визуально никак не виден, и вроде без ограждений. Остановили через 500 м. Показали видео и оформили обгон на мосту. При этом номеров авто не видно. Стоит оспаривать в суде.
Виталий, а в какой формулировке указано нарушение в постановлении/протоколе?
Добрый день, подскажите пожалуйста, мне выписали протокол: выехал на полосу дороги предназначенную для встречного движения, совершая манёвр обгона в зоне действия дорожного знака 3.20 "Обгон запрещён"
Значит дело было так: я начал обгон до знака, после чего увидел сплошную линию разметки, и чтоб не пересекать поехал дальше по встречке и завершил манёвр на прерывистой линии. Когда сел к инспекторам, мне сказали что по решении комиссии будет наложен штраф и мол никакого лишения не будет, так как со мной такое впервые. Но прочитав на многих форумах мне сказали мол они специально так говорят чтоб я не искал помощь юристов, как быть? И ещё они не упоминали что мне нужно присутствовать на комиссии. Такой вопрос обязательно ли мне там быть? И какое наказание всё таки будет? Лишение прав, или же штраф???
Никита-54,
Добрый день.
Если Ваше правонарушение будет рассмотрено в ГИБДД то только штраф.
Если передадут в суд. Судья рассмотрит Ваш "послужной" список: наличие неоплаченных штрафов, количество нарушений за год, наличие "грубых" нарушений. Учитывая что количество нарушений минимально, все штрафы оплачены, ранее не было "лишений" и Вас впервые привлекают по 12.15. часть 4 то ограничится штрафом.
В случае лишения в/у можно подать апелляцию.
ЗЫ: Повторное нарушение (12.15 часть 5) в течении года - однозначно лишение в/у.
Никита-54, здравствуйте.
В любом случае имеет смысл сходить на разбор в ГИБДД или на судебное заседание. Там нужно раскаяться в нарушении, это будет смягчающим обстоятельством. В этом случае должностное лицо или судья смогут выбрать меньшее наказание (штраф).
Рифат выше написал выше, что если дело будет рассмотрено в ГИБДД (и не будет передано в суд), то Вы в любом случае получите штраф (лишение накладывается только в суде).
Удачи на дорогах!
Здравствуйте,скажите пожалуйста,есть ли минимальное расстояние действия знака Обгон запрещен?
Мария-113, добрый день.
До первого перекрёстка.
Двигался в правой полосе в зоне действия знака 5.15.1 , две полосы движения в одном направлении, правая полоса только прямо,левая прчмо и на лево перед регулируемым перекрестком и пешиходным переходом. После светофора и пешиходного перехода дорога идет на сужение из за естественного препятствия.Перед самым перекрестком, меня ,практически на пешиходном переходе ударил зеркалом заднего вида другой автомобиль пытавшийся совершить обьезд по полосе по которой я двигался,без заезда на левую полосу попутного движения. Кто из нас виновен в данном ДТП
Виталий-180, приложите схему указанного ДТП.
Начал выезд на встречную полосу с границы со знаком 3.21 «конец запрещения обгона», впереди пустая дорога, начало затяжного подъема, прерывистая полоса. Спокойно обогнал единственную легковушку и вдруг наверху черех 600-700 метров меня останавливает ДПС, пугают снятым видео, на котором ни номера моей машины, ни марки не видно, сняли на Sony, а сказали, что на Black eye, который на балансе в ГиБДД. Сделал видео разговора с инспектором в патрульной машине. Выписали протокол, обвиняют в выезде на встречку через сплошную. На место «нарушения» выехать отказались. Я в шоке просто. Хочу подать на них в суд. Позвонил по тел. доверия, приняли заявление, молчат уже 3 дня.
Начал выезд на встречную полосу с границы со знаком 3.21 «конец запрещения обгона»
Главное не указали. Сплошную пересекали или нет?обвиняют в выезде на встречку через сплошную.
Там разметка запорошена, Ехал долго, не обгонял, пока знак не повился 3.21, вот и пошел на обгон, обгон же разрешен стал, а тут стоят «друзья» и «ждут»
Андрей-615, знак 3.21 не разрешает пересекать сплошную линию разметки. И движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена сплошной - нарушение п 9.1(1) ПДД.
Однако, если разметка нанесена, но её не видно - отсутствует вина совершившего АПН. А раз отсутствует вина, то нет и состава АПН - значит, нет и наказания.
Вы забыли еще про одно хитрое правило: обгон по "третьей" полосе. Это статья 9.2.
Даже если нет ни знаков, ни запрещающей разметки, но есть 3 и более полос на дороге, обгон по 3 (4 и так далее) полосе запрещен.
Лишение прав
Олег-262, спасибо за замечание!
В статью внесено соответствующее дополнение.
Удачи на дорогах!
вопрос. как не лишиться прав. после разбора в гаи дело направили в суд.
Ехал по трассе. Проехал знак «конец зоны ограничения обгона», на дороге появилась прерывистая линия 1.6.. Совершил обгон ТС на нерегулируемом перекрёстке двигаясь по двух полостной главной дороге: в начале обгона пересёк прерывистую линию 1.6.. На самом перекрестке с второстепенной дорогой появилась короткая сплошная линия 1.1, двигался параллельно сплошной линии 1.1. слева от нее, т.к. вернуться в свой ряд не было возможности не создав аварийной ситуации. Закончил обгон пересечением прерывистой 1.6.. Вердикт ГИБДД-нарушил ПДД п. 9.1.1
Виктор-212, вариант только такой. Идите в суд, признавайте свою вину, раскаивайтесь в нарушении. Это будет смягчающим обстоятельством и судья сможет выбрать наказание в виде штрафа вместо лишения прав.
Удачи на дорогах!
Под знак "пересечение со второстепенной дорогой" начал поворачивать на второстепенную с главной дороги налево (скорость в районе 10 км/ч. 7 часов вечера). В этот момент мне вьезжают в бок (сзади начали обгонять). Свидетель только у меня в машине (да и то только щелчки поворотника слышал). Перед началом маневра в зеркало заднего вида было видно этот автомобиль на расстоянии более 500 метров (рельеф местности). Дорога гололед. Водитель который таранили утверждает что поворотника не был включён. Как доказать сотрудникам ГИБДД обратное? (ГАИШНИК пытается меня убедить что я должен был пропустить сзади идущий автомобиль, и заочно признал виновным)
Николай-307,
у меня была похожая ситуация, но меня признали виновным , типо не соблюдал дистанцию еще и штраф выписали
Водитель который таранили утверждает что поворотника не был включён. Как доказать сотрудникам ГИБДД обратное? (ГАИШНИК пытается меня убедить что я должен был пропустить сзади идущий автомобиль, и заочно признал виновным)
Чтобы исключить Вашу вину в ДТП (или, хотя бы, часть вины), Вам мало доказать что поворотник был включен. Необходимо доказать что он был включен Вами до начала обгона вторым участником - то есть до перестроения им на встречку. Так как Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности. (п 8.2 ПДД)
Если водитель выполняет обгон на перекрестке двигаясь по главной дороге которая на перекрестке поворачивает налево, а слева машина одновременно будет поворачивать направо (т.е. двигаясь тоже по направлению главной дороги) и произойдет столкновение кто будет виноват?
С одной стороны виноват тот кто обгоняет (п.11.1 Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения).
С другой стороны согласно п. 13.10 должен уступить тот у кого помеха справа (ни где не нашел что помеха справа не может быть на встречке)
Не только.С одной стороны виноват тот кто обгоняет (п.11.1 Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения).
Видимость ограничена.
При левом повороте заблаговременно включен левый сигнал поворота у транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе - начинать обгон нельзя.
С другой стороны согласно п. 13.10 должен уступить тот у кого помеха справа (ни где не нашел что помеха справа не может быть на встречке)Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
14. ...Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Впереди меня ехала учебная машина потом Део Матис, дальше праворульная(как потом выяснилось) и я , стали выезжать из под путепроода ,когда закончилась сплошная линия , я убедилась что впереди идущие машины сигнала поворота на лево не вклюили, я убедилась что ширина дороги(без разметок) позволяет, включила поворотник и стала обгонять учебную, когда поравнялась с праворульной она неожиданно выехала тоже в лево, я попыталась предотвратить столкновение с праворульной машиной, но не смогла, так как по встречке ехал автобус и я могла бы в него врезаться, от удара с праворульной машиной ее отбросило обратно в право, а я задела Део Матис и врезалась в столб, со мной был сын 36 л. он все это может подтвердить. Кто в этом случае виноват?
Валентина-46, здравствуйте.
Вопрос 1. С какой целью праворульный автомобиль (пруль) выехал влево? - из объяснений водителя пруля;
Вопрос 2. Если на встречке был автобус - как же Вы убедились перед началом обгона - что обгон пруля будет безопасен?
Вопрос 3. Место удара Вашего автомобиля и пруля находится на встречной или попутной полосе движения? - из схемы ДТП, составленной сотрудниками ГИБДД.
Вопрос 4. Был ли видеорегистратор хотя бы на одном автомобиле или камера уличного наблюдения?
Добрый день,
Ситуация - Начало обгона и завершение его перед пешеходным переходом - на каком расстоянии до пешеходного перехода необходимо завершить обгон ?
Александр-1426, добрый день.
На любом, обгон запрещен только на самом переходе.
Такая ситуация: еду по главной, перед знаком перекресток(второстепенная только влево), включаю левый поворотник и сбавляю скорость примерно до 20км, за мной по моей полосе едет машина. Перед тем как повернуть смотрю в зеркало, машина находится примерно в районе знака, там же заканчивается прерывистая и начинается сплошная, которая длиной метров 40 и идет вплоть до перекрёстка. Поворачиваю и на встречной обочине этот, который был сзади меня врезается мне в левое переднее крыло, мою машину от удара развернуло на 180 градусов и я оказалась полностью поперёк встречной полосы, его машина по обочине уехала на 96метров от моей. Тормозного пути у второй машины нет вообще ни до, ни после столкновения. Он говорит, что повороток у меня не было и он пошёл на обгон(ехал 90км/ч), я в свою очередь на встречке(когда собиралась начать поворот) его тоже не видела(он был в районе знака). В итоге виноватой делают меня(типа не убедилась в безопасности маневра). Никаких экспертиз по повреждениям авто дабы выяснить обстоятельства происшествия не было, замеров полос тоже не делали. Получается ему поверили на слово(потому что он бывший депутат). А как быть мне? Я не согласна, что ему можно было обгонять, даже если он не видел включённый поворотник, перед перекрестком же сплошная(да и после него тоже).
Марго-8, воспользуйтесь помощью грамотного адвоката, который сможет найти нарушения в действиях другого водителя и доказать, что они были.