Неисправности шин и колес, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 сентября 2023 года вступают в силу изменения в правила дорожного движения, большая часть которых связана с введением нового перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.

В предшествующих статьях серии были рассмотрены нарушения, относящиеся к тормозным системам, рулевому управлению, световым приборам и обзорности.

Сегодня же речь пойдет о неисправностях, связанных с шинами и колесами автомобиля. Забегая вперед, скажу, что нововведения из этого раздела являются одними из самых интересных, т.к. именно они вводят штрафы за использование резины не по сезону. Разберемся с ним более подробно.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2023.06.28 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 №837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 2 июня 2023 года.

Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Несоответствие характеристик шин документации автомобиля

5.4. Шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства.

5.1. На транспортном средстве установлены шины, размерность, категория скорости и несущая способность которых не предусмотрены изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации.

В целом смысл этого пункта сохранился - шины автомобиля должны соответствовать параметрам, которые определены производителем автомобиля. Однако в новой редакции дается более конкретное указание на то, как можно проверить это соответствие.

Нужно обратиться к эксплуатационной документации, то есть к книжке "руководство по эксплуатации ТС", которая поставляется вместе с новыми автомобилями. В этой книжке нужно найти таблицу с допустимыми характеристиками шин и проверить, соответствуют ли характеристики выбранной для покупки резины этой таблице.

При этом должны быть проверены 3 параметра:

  • Размерность шины (например, 185/60 R16) - все параметры должны совпадать.
  • Категория скорости шины (например, T) - может соответствовать или превышать значение из инструкции.
  • Несущая способность шины (например, 82) - может соответствовать или превышать значение из инструкции.

Несезонное использование шин

5.2. На транспортном средстве установлены шины с шипами противоскольжения, применяемые в летний период (июнь, июль, август).

На транспортном средстве категорий M1 и N1 не установлены зимние шины в зимний период (декабрь, январь, февраль).

Зимние шины, шины с шипами противоскольжения (в случае их применения) установлены не на все колеса транспортного средства.

Для текста правил дорожного движения данное условие абсолютно новое, однако обсуждение запрета на несезонное использование шин и введения штрафа за такое нарушение идет уже более 6 лет (законопроект 2016 года).

С 1 сентября 2023 года правила будут запрещать:

  • Шипованные шины в июне, июле и августе для всех транспортных средств.
  • Летние шины в декабре, январе и феврале только для автомобилей категории В (легковых и грузовых до 3,5 тонн).
  • Одновременное использование шипованных и нешипованных шин, либо зимних и не зимних шин для всех транспортных средств.

Примечание. Что касается грузовых автомобилей и автобусов, для которых зимние шины не обязательно, то в них должны присутствовать цепи противоскольжения. Данный вопрос более подробно рассмотрен в одной из следующих статей серии.

Износ протектора шин

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 - 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "М+S", "М&S", "М S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

5.3. На транспортном средстве установлены шины с высотой протектора, равной высоте хотя бы одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин) этой шины.

5.4. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

  • для транспортных средств категорий L - 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 - 1 мм;
  • для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2 - 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий M2, M3 - 2 мм.

Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

5.5. Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками "M+S", "M&S", "M S" (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет 4 мм и менее. Указанная неисправность выявляется с использованием средств технического диагностирования.

Основная часть данного пункта, которая определяет остаточную глубину протектора для шин, осталась прежней. Однако в перечень неисправностей добавлен новый пункт 5.3, который описывает, как должен проверяться износ шин при наличии индикаторов износа.

Примечание. Индикаторы износа представляют собой выступы в канавках покрышки и если протектор шин стерся на столько, что высота индикатора и основной поверхности шины стали одинаковыми, то эксплуатация автомобиля с такой шиной запрещается.

Большая часть современных шин имеет индикаторы износа, поэтому включение пункта 5.3 в текст правил выглядит своевременным.

Повреждения шин, дисков и креплений

5.2. Шины имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы), обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины.

5.3. Отсутствует болт (гайка) крепления или имеются трещины диска и ободьев колес, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий.

5.6. Шины имеют местные повреждения (пробои, сквозные и несквозные порезы и прочие), которые обнажают корд, а также шины имеют расслоения в каркасе, брекере, борте (вздутия), местные отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя.

5.7. Отсутствует хотя бы один болт или гайка крепления дисков и ободьев колес, имеются трещины или следы их устранения сваркой, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес.

В целом требования к покрышкам и дискам остались прежними - на них не должно быть повреждений. Хотя в новой редакции перечня неисправностей повреждения описаны более подробно. Например, с 1 сентября 2023 года не допускается наличие трещин или сварки на колесных дисках.

Требования к шинам на одной оси

5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.

5.8. На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и не зимние, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. Указанные требования не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.

Основной смысл данного пункта сохранился - на одной оси транспортного средства должны быть установлены одинаковые шины. Однако параметры, по которым происходит сравнение, с 1 сентября 2023 года будут изменены.

В новой редакции перечня неисправностей не требуется, чтобы шины имели одинаковую модель. То есть, названия шин на одной оси могут быть разными, однако по другим характеристикам они должны быть полностью одинаковыми.

Кроме того, с 1 сентября наконец-то будет введено исключение, которое позволяет использовать запасное колесо иного размера (так называемую докатку). Многие транспортные средства комплектуются не полноценным запасным колесом, а колесом меньших размеров (меньшей ширины).

До 1 сентября 2023 года установка докатки считается неисправностью, при которой запрещается эксплуатация автомобиля. С 1 сентября 2023 года ситуация будет исправлена.

Восстановленные и отремонтированные шины

5.9. На передней оси транспортного средства установлены шины, восстановленные наложением нового протектора. На других осях установлены:

а) повторно восстановленные шины с ранее уже восстанавливавшимся протектором;

б) шины с восстановленным протектором, возраст которых превышает 7 лет;

в) восстановленные шины, в маркировке которых отсутствует слово "Retread";

г) шины с восстановленным протектором, на которых помимо маркировки отсутствует проставленный международный знак официального утверждения, состоящий из круга, в котором указана буква "E", за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение, предусмотренный Правилами Организации Объединенных Наций N108 и Правилами Организации Объединенных Наций N109, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов и оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г.;

д) шины с восстановленным протектором, в маркировке которых указаны более высокие категории скорости и индекс несущей способности, чем до восстановления.

5.10. На задней оси транспортного средства категории M, средней оси транспортного средства категории M3, средних и задней осях транспортного средства категории N, на всех осях транспортного средства категории O установлены шины с отремонтированными местными повреждениями, а в случае шин, имеющих маркировку "Regroovable", применяются шины с рисунком протектора, выполненным углубленным методом нарезки с нарушением требований, предусмотренных изготовителем шин в эксплуатационной документации.

Новые пункты 5.9 и 5.10 описывают условия применения шин, восстановленных наложением протектора, с отремонтированными местными повреждениями, с углубленным рисунком протектора.

Если при полном износе покрышек Вы привыкли покупать новый комплект, то данные пункты не представляют для Вас интереса. Если же Вы предпочитаете теми или иными способами продлевать жизнь старым шинам, то рекомендую внимательно изучить пункты 5.9 и 5.10.

Отсутствие золотников

5.11. На колесах вместо золотников установлены заглушки, пробки и другие приспособления.

А новый пункт 5.11 запрещает заменять золотники (ниппели) любыми другими приспособлениями.

Штрафы за использование резины не по сезону

За нарушение любого из требований, рассмотренных в данной статье, водитель может быть наказан по части 1 статьи 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 11 - 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

То есть его ожидает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 500 рублей. В том числе это наказание ожидает водителей, которые используют резину не по сезону (шипованную летом или летнюю зимой).

Примечание. В законопроекте 2016 года за то же самое нарушение предлагалось ввести более суровое наказание - штраф 2 000 рублей. Однако законопроект так и не был принят.

Кроме того, нужно понимать, что фактически штрафы за несезонное использование резины будут введены не 1 сентября, а лишь 1 декабря 2023 года. Это связано с тем, что правила дорожного движения не накладывают ограничений на использование резины в осенние месяцы (сентябрь, октябрь и ноябрь). Поэтому первые штрафы за резину не по сезону можно будет получить лишь 1 декабря за использование летней резины.

В заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленных правил дорожного движения:

А в следующей статье серии речь пойдет про неисправности сцепных устройств, при которых запрещается эксплуатация ТС. Не пропустите!

Удачи на дорогах!

Обновлено: 18 октября 2023
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Серия статей "Новые ПДД с 1 сентября 2023 года"Время управления транспортом для физических лиц с 1 сентября 2023 годаНеисправности тормозных систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля с 1 сентября 2023 годаНеисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности световых приборов, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, влияющие на обзорность, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности шин и колес, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности сцепных устройств, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ремней безопасности, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности двигателя, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, связанные с комплектностью, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности тракторов и самоходных машин, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев