Неисправности сцепных устройств, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года

Неисправности сцепных устройств, при которых запрещается эксплуатация

Добрый день, уважаемый читатель.

С 1 сентября 2023 года в России будет введен новый перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Данный документ является приложением к правилам дорожного движения и довольно подробно описывает технические неисправности, при которых автомобиль нельзя эксплуатировать.

В предшествующих статьях серии "Новые ПДД с 1 сентября 2023 года" были рассмотрены неисправности, относящиеся к тормозным системам, рулевому управлению, световым приборам, обзорности и колесам.

Сегодня же речь пойдет о неисправностях сцепных устройств. Так что статья в первую очередь предназначена для тех водителей, которым приходится эксплуатировать автомобили с прицепами или полуприцепами.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2023.06.29 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.05.2023 №837 "О внесении изменений в Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 2 июня 2023 года.

Документ вступает в силу 1 сентября 2023 года.

Термины, связанные с буксировкой прицепов

Однако прежде чем переходить к рассмотрению перечня неисправностей, нужно рассказать о терминах, которые используются в этом документе. Дело в том, что большинство водителей попросту не знает, как называются те или иные части прицепных устройств, поэтому понять требования обновленных правил им будет не так уж и просто. Причем это касается в том числе и водителей, которые регулярно эксплуатируют автомобили с прицепами.

Примечание. При подготовке данной статьи рассматривался вариант с графическими схемами сцепных устройств, на которых были бы показаны названия их деталей. Однако найти качественные фотографии для всех видов сцепок не удалось, поэтому описание составных частей приведено в виде таблицы.

Описание сцепного устройстваЭлементы, находящиеся на тягаче (на автомобиле)Элементы, находящиеся на прицепе или полуприцепе
Сцепка с фаркопом в виде шара
(например, для легковых автомобилей)
шарсцепная петля, дышла
Сцепка с крюком
(старый вариант для грузовых автомобилей)
тяговый крюксцепная петля, дышла
Беззазорная сцепка
(современный вариант для грузовых автомобилей)
тяговая вилка, шквореньсцепная петля, дышла
Сцепка для полуприцеповгнездо шкворня
опорная плита
шкворень

Если Вы эксплуатируете автомобили с прицепами, то выберите из приведенной таблицы подходящие строки и по мере изучения данной статьи следите за требованиями, относящимися именно к Вашим автопоездам.

Требования к деталям сцепных устройств

7.6. Неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройства тягача и прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи). Имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа.

6.1. Сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар тягово-сцепного устройства деформированы или имеют разрывы, трещины.

Детали сцепных устройств и их крепления отсутствуют.

6.4. Сцепная петля или дышла прицепа имеют деформации, нарушающие положение их относительно продольной центральной плоскости симметрии прицепа, разрывы, трещины.

До 1 сентября 2023 года требования к тягово-сцепным и опорно-сцепным устройствам приведены в ПДД в довольно общем виде. Можно понять, что любые неисправности автоматически ведут к тому, что эксплуатация автопоезда запрещается.

С 1 сентября требования будут описаны более подробно и к запрещению эксплуатации приведет:

  • Повреждение любой детали сцепного механизма любого типа (сцепной шкворень, гнездо шкворня, опорная плита, тяговый крюк, шар, сцепная петля, дышла).
  • Отсутствие любой детали сцепного механизма.
  • Деформация сцепной петли или дышла, при которой нарушена симметрия крепления.

Требования к предохранительным приспособлениям

6.2. Предохранительные приспособления (цепи, тросы) на одноосных прицепах (за исключением роспусков) и прицепах, не оборудованных рабочей тормозной системой, неисправны (в том числе длина предохранительных цепей (тросов) не предотвращает контакт сцепной петли дышла с дорожной поверхностью и не обеспечивает управление прицепом в случае обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства) или отсутствуют.

Ранее предохранительным приспособлениям в тексте ПДД было выделено лишь одно короткое предложение в пункте 7.6, в котором говорилось, что предохранительные тросы и цепи, предусмотренные конструкцией, не должны отсутствовать и должны быть исправны.

С 1 сентября предохранительным тросам и цепям посвящен подробный пункт 6.2, который в целом передает тот же самый смысл. В нем говорится, что предохранительные цепи и тросы обязательны для одноосных прицепов и прицепов без тормозной системы. А это и есть прицепы, для которых предохранительные системы должны быть предусмотрены конструкцией. Для других прицепов они не обязательны.

Устройство поддержки сцепной петли

6.3. На прицепах (за исключением одноосных и роспусков) устройство, поддерживающее сцепную петлю дышла в положении, облегчающем сцепку и расцепку с тягачом, неисправно или отсутствует.

Пункт 6.3 запрещает эксплуатацию прицепов, у которых неисправно устройство, облегчающее сцепку и расцепку с тягачом. Суть этого устройства состоит в том, что дышла прицепа поддерживаются на нужной высоте пока тягач маневрирует в процессе сцепки.

Дополнительные требования к сцепным устройствам

6.5. Болтовые соединения и фиксация крепления дышла к прицепу, сцепной петли к дышлу, шкворня и гаек реактивных штанг не затянуты и не зафиксированы.

Гайка оси дышла не завернута до отказа и не зашплинтована.

Гайка крепления сцепной петли дышла не завернута до отказа и не зафиксирована замковой шайбой и гайкой.

Стопорные шайбы шкворня не фиксируют завернутую до отказа гайку.

Имеется продольный люфт в беззазорных тягово-сцепных устройствах с тяговой вилкой для сцепленного с прицепом тягача.

Новый пункт 6.5 содержит требования, которые применяются к различным элементам сцепных устройств. Эксплуатация запрещается при:

  • не затянутых гайках, крепящих сцепную петлю, дышло, шкворень и реактивные штанги;
  • на завернутой или не зашплинтованной гайке оси дышла;
  • не зафиксированной замковой шайбой гайке сцепной петли дышла;
  • не зафиксированной гайке шкворня с помощью стопорных шайб;
  • продольном люфте в беззазорном устройстве с тяговой вилкой.

Штрафы за неисправности сцепных устройств

Штрафы за неисправности, относящиеся к сцепным устройствам, предусмотрены статьей 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 11 - 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) -

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Наказание за неисправность сцепного устройства зависит от того, буксирует ли автомобиль прицеп или полуприцеп:

  • предупреждение или 500 рублей, если автомобиль едет без прицепа (часть 1 статьи 12.5);
  • 500 рублей и эвакуация на штрафстоянку, если автомобиль едет с прицепом (часть 2 статьи 12.5).

В заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленных правил дорожного движения:

А в следующей статье серии речь пойдет про неисправности ремней безопасности, при которых запрещается эксплуатация.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 14 июля 2023
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Серия статей "Новые ПДД с 1 сентября 2023 года"Время управления транспортом для физических лиц с 1 сентября 2023 годаНеисправности тормозных систем, при которых запрещается эксплуатация автомобиля с 1 сентября 2023 годаНеисправности рулевого управления, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности световых приборов, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, влияющие на обзорность, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности шин и колес, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности сцепных устройств, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ремней безопасности, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности двигателя, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности ТС, связанные с комплектностью, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 годаНеисправности тракторов и самоходных машин, при которых запрещается эксплуатация с 1 сентября 2023 года
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев